Художник недели: «Молодые британские художники»
ARTinvestment.RU   12 апреля 2013

История искусства не раз видела, как будто бы внезапно в одном месте концентрировались новаторские силы — и с их взрывом рождалось нечто новое

Если вы интересуетесь современным искусством, то эти имена вам, безусловно, знакомы. Вы их знаете, даже если не интересуетесь искусством совсем, а просто просматриваете новости — теленок в формальдегиде, иск от защитников животных против истребления бабочек, оформление стадиона на церемонии закрытия Олимпиады-2012 в Лондоне, многометровая инсталляция вместо рекламы на Таймс-сквер в Нью-Йорке, скульптурный портрет Кейт Мосс, занимающейся йогой, в натуральную величину — это все они — «Молодые британские художники» (Young British Artists), или бритарт.

История искусства не раз видела, как будто бы внезапно в одном месте концентрировались новаторские силы — и с их взрывом рождалось нечто новое. Если оценить новизну было некому, порыв оказывался бесплодным. Но молодым британским художникам (тогда еще без групп, течений и кавычек) повезло — их увидел Чарльз Саатчи.

Все началось в 1997 году, когда в галерее Саатчи была организована выставка произведений последних десятилетий «Молодых британских художников», в основном выпускников Голдсмитского колледжа в Лондоне.

Или даже не так: все началось в 1988 году, когда Чарльз Саатчи, основатель одноименной галереи, познакомился с творчеством начинающих художников Дэмиена Херста, Трейси Эмин, Марка Куинна и их сокурсников — участников выставки Freeze в здании доков Южного Лондона, организованной тогда еще студентом Дэмиеном Херстом. Впоследствии экспоненты выставки составили костяк художников бритарта, ну а тогда Чарльз Саатчи был настолько впечатлен, что даже купил себе работу Мэта Коллишоу и больше старался не выпускать из виду это многообещающее новое течение британского искусства.

В 1990-х рынок современного искусства в Великобритании вследствие экономической рецессии очень сильно просел. В этой ситуации Чарльз Саатчи был одним из немногих специалистов, кто целенаправленно поддерживал развитие современного искусства. Он помогал художникам материально, покупал их работы, проводил выставки.

В 1997 году организаторам удалось собрать более 100 работ от 42 различных авторов и показать их публике в Англии (Королевская Академия, Лондон), Германии (Музей современности, Берлин), США (Бруклинский музей, Нью Йорк). Так родилась международная выставка «Сенсация». В общей сложности выставка продолжалась с 1997 по 2000 год. Свое название она оправдывала в каждой стране: чтобы попасть в залы, люди отстаивали огромные очереди. О ней писали крупнейшие издания. А некоторые экспонаты по окончании выставки попали на аукционы, откуда ушли по заоблачным ценам. Известно, что Саатчи в то время сотрудничал с Christie’s, который тоже спонсировал «Сенсацию»; в частности, на выставку в Бруклине Саачи выделил 160 000 долларов, Christie’s — 50 000 долларов, и 10 000 долларов дали дилеры художников. Интересный факт: Австралийская национальная галерея отказалась принять у себя «Сенсацию» как «слишком близкую к рынку» для того, чтобы выставляться в государственном музее.

Итак, 110 работ сорока двух абсолютно разных художников настолько поразили сознание и воображение как критиков, так и обычных зрителей, что всех их объединили в группу (хотя скорее течение) — «Молодые британские художники». В группу первоначально входили: Джейк и Дайнос Чепмены (Jake & Dinos Chapman), Адам Шотко (Adam Chodzko), Мэт Коллишоу (Mat Collishaw), Трейси Эмин (Tracey Emin), Маркус Харви (Marcus Harvey), Дэмиен Херст (Damien Hirst), Гари Хьюм (Gary Hume), Майкл Ланди (Michael Landy), Эбигейл Лейн (Abigail Lane), Сара Лукас (Sarah Lucas), Крис Офили (Chris Ofili), Ричард Паттерсон (Richard Patterson), Саймон Паттерсон (Simon Patterson), Марк Куинн (Marc Quinn), Фиона Рэй (Fiona Rae), Сэм Тейлор-Вуд (Sam Taylor-Wood), Гэвин Терк (Gavin Turk), Джилиан Веринг (Gillian Wearing), Рейчел Уайтрид (Rachel Whiteread) и др. Кстати, сегодня к «Молодым британским художникам» иной раз ошибочно относят и других британских авторов на том только простом основании, что их работы показывает галерея Саатчи.

Марк Куинн в одном из интервью сказал: «“Молодые британские художники” — это просто географическое стечение обстоятельств. Так получилось, что все эти художники появились в Лондоне в один и тот же период и их работы покупал Чарльз Саатчи. Но это очень разные художники. Может быть, единственное, что нас связывает, — это то, что мы пытались привнести в искусство реальность, а не делали просто искусство об искусстве». Это совершенно справедливо. Все эти авторы работают в своих техниках, часто оригинальных, используют разные метафоры, ассоциации и концепты на пути к сознанию зрителя.

Но есть и общее. Искусство молодых британских художников — это в первую очередь искусство актуальное. Оно актуально в техническом плане: авторы часто используют для воплощения своих идей последние технические новинки и материалы (голова из крови Марка Куинна, его же печать на холсте, формальдегид и бабочки Херста, неон и видеоинсталляции Эмин, реди-мейд объекты Сары Лукас). Оно актуально по своему посылу: почти всегда тема работы — это то, что в данный момент беспокоит автора в локальном, личном и глобальном плане (от «Поцелуй был прекрасен» или «Моя кровать» Эмин, до «Невозможности смерти в физическом сознании живущего» Херста).

Часто работы откровенно провокационны, и реакция общества на них — часть их самих. Например, портрет Майры Хиндли (главной фигурантки в нашумевшем деле «Убийства на болотах», признанной виновной в жестоком убийстве пяти детей в Англии в 1963–1965 годах) работы Маркуса Харви вызвал огромную волну полемики в прессе и даже был исключен из экспозиции во время выставки в Лондоне. А «Святая Дева» Криса Офили стала причиной настоящего затяжного скандала в Нью-Йорке, потока рассуждений и даже резких споров по обе стороны океана на тему о том, что есть современное искусство и где та грань, которая отделяет его от пустых провокаций и вообще неискусства. В итоге все оказалось только на пользу: профессиональное сообщество в очередной раз задумалось, пресса донесла эти раздумья до миллионов людей, и широкая публика заинтересовалась современным искусством.

Вообще, провокация, крайняя степень интимности, доходящая местами до самого настоящего эксгибиционизма, — одно из общих мест в творчестве всех «Молодых британцев». Не случайно очень часто темы их работ — это то, что беспокоит людей, о чем они думают и о чем не принято говорить, — секс, насилие, смерть, искусственность окружающего пространства, страхи с этим связанные. Возможно, именно своеобразный катарсис, который переживает зритель, окунувшийся в мир своих (и художника, конечно) невысказанных страхов и переживаний, — причина того, что интерес к этому искусству не ослабевает уже которое десятилетие. Свидетельство тому — выставки, проходящие по всему миру с неизменным успехом (например, недавняя выставка Марка Куинна, организованная Phillips в Мультимедиа Арт Музее в Москве), рекордные продажи работ этих художников на открытом рынке и в галерейных сделках. Так, 15 сентября 2008 года, в самый разгар финансового кризиса, аукционный дом Sotheby’s рискнул сделать соло-аукцион Херста, на котором были проданы 218 из 223 выставленных лотов на сумму 111 464 800 фунтов, что стало рекордом для таких торгов.

Специалистов же не может не восхищать постоянный поиск новых форм, знаков, символов и иных выразительных средств, который не прерывается в творчестве таких разных по своей сути художников.

Вот самые известные из них.

Дэмиен Херст (1965) — самый знаменитый представитель «Молодых британских художников». Занимает 4-е место в топе AI среди ныне живущих художников, а также считается одним из самых финансово успешных современных авторов. Его рекордные продажи относятся в основном к 2007–2008 годам, а самая дорогая работа, «Золотой телец» (2008), была продана аукционным домом Sotheby’s 15 сентября 2008 года за 10 345 250 фунтов. Помимо аукционных рекордов, с именем Херста связана и полумифическая сумма в 50 000 000 фунтов, которую, по словам художника, заплатили в 2008 году в ходе частной сделки за его платиновый череп под названием «За любовь Господа».

Трейси Эмин (1963) — одна из наиболее известных представителей «Молодых британских художников». Ее имя запомнилось многим благодаря показу скандальной инсталляции «Моя кровать», а также ярким публикациям в СМИ. Трейси Эмин признана профессиональным сообществом: она выдвигалась на премию Тёрнера, представляла Великобританию на Венецианской Биеннале, с 2011 года занимает должность профессора рисования в Королевской академии искусств (Трейси Эмин и ее коллега по «Молодым британским художникам» Фиона Рей — первые женщины-преподаватели этого заведения). Работы Эмин — часто входят в каталоги топовых аукционов современного искусства. Хотя чаще всего ее творчество представлено на этих аукционах знаменитыми неоновыми текстами-инсталляциями, самой дорогой работой на сегодня является полотно (текстильная аппликация) «Это то, как мы мыслим» (2004), ушедшее с аукциона Christie’s 12 февраля 2010 года за 157 250 фунтов.

Марк Куинн (1964) — еще одна знаковая фигура бритарта. Известность ему принес скульптурный автопортрет 1991 года — голова художника в натуральную величину, для создания которой он использовал 4,5 литра собственной крови. С тех пор Марк Куинн не перестает удивлять, даже шокировать, и вместе с тем завораживать публику. Так, популярности не теряют его скульптурные изображения модели Кейт Мосс, застывшей в причудливых позах йоги, а также многочисленные экзотические цветы. Одно из изображений Кейт Мосс — «Миф о Венере» (2006) является и самой дорогой работой художника. Она была продана аукционным домом Christie’s в мае 2011 года за 1 202 500 долларов.

Сара Лукас (1962). Эта художница, являющаяся частью движения еще со времен выставки Freeze, известна своим черным юмором, ироничным взглядом на окружающее и остротой проблем, о которых она говорит в своем творчестве. Основные темы ее работ — всевозможные пороки нашей обыденной жизни, от лжи и замалчивания социальных вопросов до курения. Известна она в первую очередь своими инсталляциями в технике ready-made. Именно такая работа является рекордной по цене среди проданных на аукционах: инсталляция «В чем-то изменившийся Реймонд» была продана 1 июля 2008 года в Лондоне на торгах аукционного дома Christie’s за 145 250 фунтов.

Братья Джейк и Дайнос Чепмены (1962 и 1966) занимают место в ряду самых неоднозначных и провокационных авторов бритарта. В своих работах они часто используют куклы и манекены из плексигласа, создавая сюрреалистические и до жути натуралистичные образы. Одна из самых их масштабных инсталляций, «Ад», посвященная ужасам войны, потребовала два года работы и несколько тысяч раскрашенных фигурок солдат для своего воплощения. Однако на аукционах они чаще всего представлены графикой, в основном тиражной. Рекордная для них цена — 192 000 фунтов была заплачена за портфолио из 83 раскрашенных акварелью гравюр «Разочарования войны III» 13 октября 2007 года в аукционном доме Phillips de Pury.

Рейчел Вайтрид (1963) представляет совсем другое искусство. В своих работах она не использует образ человека, ее интересует в первую очередь форма и пространство или отсутствие оного. Свои скульптуры, обычно очень лаконичные по форме и содержанию, она создает из традиционных материалов и традиционными средствами. Самая известная ее работа — памятник жертвам Холокоста находится в Вене, на Еврейской площади, представляет собой лаконичный вытянутый прямоугольник правильной формы, оформленный как здание с закрытыми дверями и окнами. Но чаще всего ее скульптуры — это слепки окружающих нас предметов, застывшие и потерявшие свою функциональность, они заставляют зрителя задуматься о них как о чем-то самобытном и самоценном. Скульптора интересует не сама форма, а ее отпечаток, пространство внутри нее. Такова, например и самая дорогая ее работа — слепок книжной полки («Без названия», 2002) ушедший с аукциона Sotheby’s в июле 2008 года за 445 250 фунтов.

Крис Офили (1968) — еще один представитель «Молодых британских художников», чьи работы стоят не сотни тысяч, а миллионы. Нигериец по происхождению и европеец по воспитанию, художник смешивает в своем творчестве африканские и библейские мотивы, находясь в постоянном поиске новых путей выразительности. Даже использование столь нетривиального для искусства материала, как слоновий навоз, он объясняет стремлением внести часть Африки в свои работы. К слову, именно с этой особенностью его живописи и был связан громкий скандал с показом его работы «Святая Дева» в рамках выставки «Сенсация» в Бруклине в 1999 году. Такого рода слава, однако, не помешала художнику взять премию Тёрнера и представлять Великобританию на 50-й Венецианской Биеннале в 2003 году. Рекорд Офили на аукционах — 1 889 250 фунтов; столько было отдано за работу «Оргена» (1998) в рамках торгов Christie’s 30 июня 2010 года.

Гэри Хьюм (1962) — последний в этом списке, но не по значимости представитель бритарта. Известный в первую очередь своими яркими, наполненными локальными цветами минималистичными по размеру и живописным приемам работами, Гэри Хьюм является представителей ценящей эстетическую сторону вещей части «Молодых британских художников». В его творчестве очевидно прослеживается уплощение, затем упрощение деталей, цветов и форм в пользу большей чистоты цвета и его оттенков. Не случайно серия работ Water painting — созданная для Венецианской Биеннале 1999 года и наиболее известная у Хьюма — почти абстрактна и построена на игре тоновых нюансов цвета и тонких линий контура, из которых складываются очертания фигур внутри него. Из этой серии происходит работа «Сирень», за которую на аукционе Sotheby’s в феврале 2011 года было заплачено 389 000 долларов — ценовой рекорд для художника.

Источники: jakeanddinoschapman.com, damienhirst.com, saatchi-gallery.co.uk, en.wikipedia.org, artsy.net, sites.google.com, artinvestment.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/artistofweek/20130412_britart.html
https://artinvestment.ru/en/invest/artistofweek/20130412_britart.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 29

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх