Художник недели: Пауль Клее
ARTinvestment.RU   21 марта 2013

Работы выдающегося немецкого авангардиста, заклейменного представителя «дегенеративного искусства» оказали заметное влияние на мировое послевоенное искусство, включая наших «шестидесятников»

Творчество Пауля Клее с равным основанием относят к главным художественным течениям XX века — экспрессионизму, кубизму, сюрреализму, абстракционизму, а имя его по праву занимает место среди первых мастеров беспредметного искусства — рядом с Кандинским, Малевичем, Мондрианом и Делоне, не уступая им в популярности. Сегодня Пауль Клее — один из самых востребованных художников. Например, выставка из 100 картин Клее в Дюссельдорфе, открытая 29 сентября 2012 года, стала столь популярной, что ее продлили до 21 апреля 2013 года. А в начале февраля к ней добавилась выставка «Клее и Явленский» в Бернском Центре Пауля Клее.

Пауль Клее родился в Мюнхенбукзее, близ Берна, 18 декабря 1879 года. Считается, что цветные карандаши дала трехлетнему Паулю его бабушка, заботившаяся о развитии творческих способностей ребенка. Клее обожал рисовать с детства, и не забывал бумагу и карандаши, когда отец — учитель музыки — брал его с собой в путешествия.

Сын музыкантов, он играл на виолончели и скрипке, был поклонником Баха и Моцарта. Литературные пристрастия — Гофман и Эдгар По; в своих философских стремлениях был близок Герману Гессе.

Закончив школу, Пауль Клее отправился в Мюнхен — изучать живопись. В девятнадцать лет он уже учился в Мюнхенской академии у художника Хайнриха Книрра, а осенью 1900 года его приняли в академический класс Франца фон Штука, который, надо сказать, не оказал большого влияния на него как на художника. В 1901 году Клее совершил длительную поездку в Италию, однако под влияние Ренессанса тоже не попал.

Затем на несколько лет он вернулся в Швейцарию, к родителям, в Берн. Все это время он зарабатывал на жизнь игрой в оркестре и статьями по искусству, продолжая заниматься самообразованием. Так, в Берне у него появилось новое увлечение — гравюры, и он изобрел оригинальную технику рисования иглой по стеклу.

15 сентября 1906 года Клее женился на Лили Штумпф (их знакомство состоялось еще в 1899 году в Берне, будущая жена была пианисткой и педагогом) и через две недели переехал в Мюнхен. В том же году он впервые выставил свои офорты, однако его работами на стекле никто особо не интересовался.

Первая персональная выставка рисунков, офортов и акварелей Пауля Клее открылась в Берне в 1910 году, интерес к ней был тоже слабым, и это очень расстраивало художника. В том же году Клее написал свою первую картину маслом. Известно, что работать с масляными красками ему было поначалу трудно, он делал многочисленные эскизы, но результаты его не удовлетворяли.

Ему было за 30, когда он познакомился с Василием Кандинским. В 1911 году Клее стал членом группы «Синий всадник», творческого объединения представителей экспрессионизма, целью которого было достичь равноправия всех форм искусства. В этот период у Клее успешнее всего получались акварели, и именно с акварелями он участвовал во второй выставке объединения в 1912 году.

Позже он познакомился с Делоне, Пикассо и Браком, в творчестве каждого из них обрел побудительные мотивы для продолжения собственных поисков. Так, увлеченный опытами Делоне, он в 1913 году перевел на немецкий язык и опубликовал в журнале «Штурм» его эссе «О цвете». А в 1914 году, одним из первых, Клее зафиксировал акт художественного автоматизма (с закрытыми глазами провел черту, стараясь передать то, что видел мысленным взором) — прием, к которому сюрреалисты придут только через несколько десятилетий. Вообще 1914-й — переломный год в жизни художника: его знания, наблюдения, жизненный опыт, долгие дружеские беседы с Кандинским и Францем Марком, наконец, его приезд в Париж — все сошлось: Пауль Клее начал ощущать доверие к собственной колористике. «Это смысл счастливой минуты: я и цвет едины. Я — художник», — записал он в своем парижском дневникe.

Клее пережил Первую мировую войну и трудное возвращение к мирной жизни. Он ушел в армию в 1916 году, через несколько дней после того, как его друг Франц Марк погиб в бою. До своей демобилизации в 1919-м он занимался в основном канцелярской работой и не прекращал писать картины. Позже Клее считал, что ужасы войны способствуют развитию абстракции, а покой мирной жизни — фигуративности. В начале 1920-х он экспериментировал с формой и абстракцией, жанрами и тематикой, обращаясь в какой-то момент даже к сюрреализму.

В 1920 году Клее принял предложение Вальтера Гропиуса сотрудничать с Баухаусом (Баухаус — Высшая школа строительства и художественного конструирования. При своем создании она объединила в себе веймарскую Высшую школу изобразительных искусств и училище прикладного искусства и должна была содействовать всем изобразительным искусствам. Неотъемлемой частью творческого процесса здесь считались ремесленные навыки. Вальтер Гропиус был первым директором этого заведения. То же название носили и художественное объединение, возникшее в рамках этого заведения, и соответствующее направление в архитектуре Германии и Австрии 1920–30-х годов) и с 1921 года в течение 10 лет был профессором учебного и научного центра в Веймаре и затем в Дессау.

К тем же 1920-м годам относятся первые эксперименты, выходящие за рамки двухмерного искусства. Он экспериментировал с формой и техникой — создавал куклы с мотивами ready-made (техника изобразительного искусства, при которой автор представляет в качестве своего произведения некоторый объект или текст, созданный не им самим и не с художественными целями) на манер Дюшана.

В 1929–1933 годах Клее преподавал в Академии художеств в Дюссельдорфе. Под давлением пришедших к власти в 1933-м национал-социалистов ему пришлось уволиться; он навсегда уехал из Германии в Швейцарию, в Берн.

В 1937 году картины Клее были включены в состав печально знаменитой выставки «Дегенеративное искусство» в Мюнхене. Они экспонировались рядом с произведениями Марка Шагала, Василия Кандинского, Эль Лисицкого, Алексея Явленского и еще 29 представителей авангардного искусства, работавших на территории Германии (подробнее о выставке см. на форуме AI и здесь). Искусство всех этих мастеров, в том числе и смертельно больного Клее (в 1935-м он заболел склеродермией), было объявлено «дегенеративным», многие картины уничтожены.

29 июня 1940 года 60-летний художник умер в Муральто, близ Локарно. За свою жизнь он создал около 3500 живописных и графических работ, три тома сочинений и дневник.

Высокий зрительский интерес к творчеству Пауля Клее, пожалуй, сопоставим с тем вниманием, которое проявляют к нему коллекционеры и инвесторы. Работы Клее — непременные участники всех крупнейших аукционов искусства первой половины XX века, его работы продаются много и дорого. И надо сказать, что в отличие от произведений многих других не менее именитых художников работы Клее не сильно упали в цене вследствие кризиса 2008 года. Рекордная для его живописи цена была заплачена 21 июня 2011 года — холст «Танцовщица» (1932) ушел с торгов более чем за 6 000 000 долларов, да и остальные дорогие работы относятся к 2008–2010 годам. Причем интерес к творчеству художника среди коллекционеров — это не мода последних лет, а десятилетиями продолжающийся процесс; достаточно сказать, что рекордная для художника цена на графическую работу — 3 736 978 долларов за работу «Певица Л. в роли Фьордилиджи, 1923-39», была достигнута в ходе торгов Sotheby’s в Лондоне 28 ноября 1989 года.

Нередко работы Пауля Клее уходят с торгов со значительным (иногда на порядок) превышением эстимейта. Именно так были проданы, в частности, многие его самые дорогие работы — например, масло «Сад» (1932) подорожало с 600 тысяч евро почти до 4 миллионов в ходе торгов Christie’s в июне 2009 года. А годом раньше на том же Christie’s акварель «Святое место» взлетела с 600 000 долларов нижней границы эстимейта до без малого трех миллионов окончательной цены.

Интересно, что дороже всего инвесторами ценятся работы маслом (кстати, довольно редко выставляемые на торги: за последние 20 лет зафиксировано 184 лота живописных работ художника против 1037 лотов графики), написанные художником в 1930-х годах, тогда как зрителей привлекает, судя по составам последних экспозиций, скорее более раннее творчество художника.

Источник: zpk.org, nashagazeta.ch, kunstsammlung.de, Михаил Герман. Модернизм. Искусство первой половины XX века (М., 2008), artinvestment.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/artistofweek/20130321_klee.html
https://artinvestment.ru/en/invest/artistofweek/20130321_klee.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх