Рынок русского искусства 2019–2023: от $1 млн и общие итоги
Заключительная статья серии. ARTinvestment.RU обобщает продажи на внутреннем рынке искусства в различных ценовых категориях
Настало время завершающей статьи всей серии, где мы подведем итоги нашего исследования публичных продаж русского искусства на внутренних аукционах в последние пять лет.
Для начала традиционного напомним читателям методологию цикла:
• Временной отрезок 2019–2023 обусловлен интересом к сравнительному анализу периода от последнего допандемийного года — через двухлетие карантина — к последним двух сезонам локализации российских коллекционеров внутри страны.
• Все расчеты представлены в долларах США, как наиболее стабильной валюте арт-рынка в исследуемом периоде.
• Ценовые категории взяты из международной практики арт-рынка, по принципу ранжирования мировых галерей.
• Работа выполнена при поддержке базы ARTinvestment.RU — единственного информационного ресурса, собирающего данные внутрироссийских аукционных торгов с 2008 года.
Для начала закроем последний неисследованный диапазон — продажи свыше $1 млн. Поскольку он представлен всего двумя работами, мы не посвящаем ему отдельный материал: анализ здесь будет кратким, и больше походить на фиксацию фактов. Тем не менее, для наглядности оформим эти продажи в полноценную таблицу:
Таблица 1. Продажи русского искусства стоимостью свыше $1 млн, 2019–2023
Год | Кол-во проданных работ, шт. | Кол-во художников, чел. | Кол-во аукционных домов, шт. | Объем продаж, $ млн |
2019 | – | – | – | – |
2020 | – | – | – | – |
2021 | – | – | – | – |
2022 | 1 | 1 | 1 | 1,04 |
2023 | 1 | 1 | 1 | 2,41 |
Изменение показателей 2019–2023, % | 0.0 | 0.0 | 0.0 | +130.8 |
Две работы, представленные в данном ценовом диапазоне, следующие:
- 2022 год: Василий Перов, «Охота на медведя зимой», $1,04 млн
- 2023 год: Марк Шагал, эскиз к картине «Воскрешение», $2,41 млн
Оба предмета были проданы через аукцион ARTinvestment.RU с разницей в год, однако делать выводы о 2,5-кратном превосходстве одного аукционного сезона над другим на основе этих продаж не совсем корректно — и «Охота на медведя зимой», и «Воскрешение» ушли с молотка по рыночной стоимости, пусть и с большим количеством ставок участников. Правильнее сказать так: к 2023 году желание коллекционеров расстаться с суммой свыше $2 млн совпало с их возможностями и отсутствием опасений относительно судьбы коллекции, частью которой станет данная работа. А спокойствие коллекционера нельзя измерить цифрами: оно либо есть, либо нет.
Время перейти к обобщению и выводам.
Таблица 2. Продажи русского искусства во всех ценовых диапазонах, 2019–2023
Год | Кол-во проданных работ, шт. | Кол-во художников, чел. | Кол-во аукционных домов, шт. | Объем продаж, $ млн | Средняя стоимость продажи, $ тыс. |
2019 | 10 261 | 2 517 | 12 | 12,1 | 1,2 |
2020 | 9 721 | 2 331 | 15 | 10,5 | 1,1 |
2021 | 6 978 | 1 816 | 18 | 11,9 | 1,7 |
2022 | 4 464 | 1 496 | 12 | 11,6 | 2,6 |
2023 | 4 025 | 1 340 | 12 | 19,9 | 4,9 |
Изменение показателей 2019–2023, % | –60,8 | –46,8 | 0,0 | +64,9 | +320,3 |
Перед нами сводные данные всех ценовых диапазонов за последние пять полных лет. Снижение количества проданных работ почти на 2/3 на фоне увеличения объемов продаж традиционно говорит о двух вещах: об усилении регулирующей функции аукционных домов (на торги стали приниматься максимально качественные работы, тем самым увеличился спрос в условиях ограниченного предложения), и о качественных изменениях в поведении коллекционеров (покупки стали более осознанными, а выбор авторов ограничился проверенными временем и рынком именами).
Интересно, что количество авторов проданных работ сократилось не так сильно, как количество сделок. Покупатели стали не только выбирать имена, но и, ориентируясь в том числе и на рынок, разбираться в творчестве того или иного художника, периодах, техниках, жанрах и пр. Другими словами, определять для себя «правильные» с точки зрения и коллекционирования, и инвестиционных покупок вещи.
Внимательных читателей не должен пугать показатель увеличения стоимости работ в 4,2 раза: наличие 2-х работ стоимостью свыше $1 млн в 2022–2023 годах (чего не наблюдалось с 2019 по 2021) на него не сильно повлияло, и, если убрать эти громкие продажи, средняя стоимость все равно превысит показатели 2019 года в 3,7 раза.
Интересная ситуация возникает с аукционными домами. «На выходе» из пятилетки данные на первый взгляд не изменились (по 12 продавцов), однако всего с 2019 по 2023 год на российском публичном рынке было отмечено 23 аукционных дома. Основная пертурбация с аукционами случилась в 2020–2021 годах, когда кто-то из игроков временно приостанавливал деятельность, на их место приходили торги-однодневки, но к прошлому сезону рынок очистился от сомнительных продавцов и их нехитрого и нередко сомнительного ассортимента.
Таблица 3. Продажи русского искусства в 2019–2023 в различных ценовых диапазонах. Объем продаж и количество проданных работ
Ценовой диапазон, $ | Объем продаж, $ млн | Объем продаж, % | Кол-во проданных работ, шт. | Кол-во проданных работ, % |
1–999 | 5,6 | 8,4 | 29 036 | 81,9 |
1 000–9 999 | 16,4 | 24,9 | 5 262 | 14,8 |
10 000–49 999 | 20,3 | 30,8 | 1 009 | 2,9 |
50 000–249 999 | 11,5 | 17,5 | 121 | 0,3 |
250 000–999 999 | 8,7 | 13,2 | 19 | 0,05 |
> 1 000 000 | 3,5 | 5,2 | 2 | 0,01 |
Общая сумма | 65,9 | 100 | 35 449 | 100 |
В природе большинства из нас уживаются два разнонаправленных действия: мы истово верим, что «у России свой путь», и одновременно — заглядываемся на Запад в надежде найти желанные параллели. По втором пункту огорчим: в практике международных аукционов работы стоимостью менее $50 тыс. составляют около 90 % по количеству проданных лотов, но 10 % — по объему продаж в деньгах. У нас же три первые ценовые категории принимают на себя 99,6 % по количеству работ, но всего 64 % по суммарной стоимости. А самый «доходный» для российских продавцов сегмент — от $10 тыс. до $50 тыс. (31 % всех сделок в денежном выражении) — больше походит на первичный рынок западных галерей среднего уровня с ярмарочной практикой, чем на вторичный аукционный рынок ведущих стран. При этом российский рынок растет — а значит, мы нашли «свой путь».
Скептики скажут: среди авторов русского и российского искусства нет имен, способных продаваться за десятки и сотни миллионов долларов прямо сейчас. Ответим: все верно, сейчас нет. Скептики продолжат: за Западе в практике коллекционеров — совершать многомиллионные покупки с целью их публичного обнародования для PR-поддержки основного бизнеса, а в России о наличии свободных денег принято молчать. Ответим: все зависит от источника этих денег и законности их приобретения; при выходе капиталов из тени подобная модель у нас также вполне реализуема: когда бизнесмены массово увидят, что с честно заработанными деньгами живется спокойнее, тогда и начнут их тратить с умом. Задача игроков арт-рынка — обеспечить к этому моменту приоритетный разворот частных капиталов в сторону искусства. Поразмыслив, скептики выбросят последний аргумент: дескать, основная масса покупателей все равно будет приобретать тиражные работы до $1 тыс. И здесь нам будет чем парировать: главное, что мы видим тенденцию перехода покупателей в коллекционеры через вход на рынок в недорогой ценовой категории. Не волнуйтесь, подхватим и воспитаем.
Таблица 4. Продажи русского искусства в 2019–2023 в различных ценовых диапазонах. Количество аукционных домов и авторов
Ценовой диапазон, $ | Кол-во аукционных домов, шт. | Доля аукционных домов в общем числе аукционов (23), % | Кол-во авторов, чел. | Доля авторов в общем числе авторов, выставлявшихся на торги (4 715) |
1–999 | 22 | 95,7 | 4 098 | 86,9 |
1 000–9 999 | 15 | 65,2 | 1 418 | 30,1 |
10 000–49 999 | 14 | 60,9 | 359 | 7,6 |
50 000–249 999 | 7 | 30,4 | 68 | 1,4 |
250 000–999 999 | 4 | 17,4 | 16 | 0,34 |
> 1 000 000 | 1 | 4,3 | 2 | 0,04 |
Общая сумма | 23 | 100 | 4 715 | 100 |
Эти две группы данных для удобства мы оформили в отдельную таблицу. Интересно, что обе рассматриваемые категории неуклонно уменьшаются в цифрах от начальной ценовой категории к самой дорогой. Начинающий читатель ARTinvestment.RU может задаться вопросом: если самая доходная категория русского искусства — от $10 тыс. до $50 тыс., почему количество аукционных домов, работающих в ней, вдвое меньше, чем в самом нижнем ценовом диапазоне? Не лучше ли переместиться «повыше» и претендовать на более серьезный заработок? И ладно, если только задастся — а не побежит сломя голову учреждать собственный аукцион «все по пятьдесят»!
Дело в том, что для успешной работы любого аукционного дома нужно две составляющие (компетенцию организаторов оставляем за скобками как необходимую по умолчанию): доверие продавцов и доверие покупателей. Первое доверие стоится на основе статистики успешных продаж: продавец видит, что аукцион продает, и продает успешно. Второе доверие — покупателя — завоевать сложнее: здесь недостаточно высококлассных лотов в каталоге, нужно годами сформированное доверие и развитие отношений аукциона с коллекционером. А отношения — это не просто две точки, «покупка» и «продажа», а все то, что находится между ними: консультации, управление коллекцией, регулярное общение.
Эти отношения складывается годами и десятилетиями, поэтому перспективные молодые аукционисты начинают свой путь с работы в крупных аукционных домах и наработки опыта, контактов, вкуса и доверия клиентов. Либо же начинают с нижней ценовой категории, где занимаются не менее благородным делом: приобщают неопытного покупателя к миру искусства через доступные тому приобретения.
Впереди нас ждет подведение итогов первого полугодия 2024, после чего мы снова встретимся с понятием ценовых диапазонов и на этот раз поговорим о русском искусстве на зарубежных аукционах. Возможно, там будет очередная подсказка: ориентироваться на Запад или продолжать настаивать на собственном пути.
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20240625_RussianSales_6.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20240625_RussianSales_6.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.