Рынок русского искусства от $50 000 до $249 999 (2019–2023)
ARTinvestment.RU продолжает изучать продажи на внутреннем рынке искусства в различных ценовых категориях
Рынок русского искусства от $1 до $999 (2019–2023)
Рынок русского искусства от $1 000 до $9 999 (2019–2023)
Рынок русского искусства от $10 000 до $49 999 (2019–2023)
В четвертом материале рассмотрим искусство, которое на внутренних российских аукционах продавалось в пределах от $50 000 до $249 999. В мировой практике арт-рынка этот ценовой сегмент считается самым непредсказуемым и при этом инвестиционно-привлекательным: именно там прячутся «темные лошадки», готовые в будущем «выстрелить» до $1 млн и выше. А как со скачками на нашем рынке?
Напомним читателям методологию нашего цикла:
• Временной отрезок 2019–2023 обусловлен интересом к сравнительному анализу периода от последнего допандемийного года — через двухлетие карантина — к последним двум сезонам локализации российских коллекционеров внутри страны.
• Все расчеты представлены в долларах США как наиболее стабильной валюте арт-рынка в исследуемом периоде.
• Ценовые категории взяты из международной практики арт-рынка, по принципу ранжирования мировых галерей.
• Работа выполнена при поддержке базы ARTinvestment.RU — единственного информационного ресурса, собирающего данные внутрироссийских аукционных торгов с 2008 года.
Таблица 1. Продажи искусства стоимостью от $50 000 до $249 999, 2019–2023
Год | Кол-во проданных работ, шт. | Кол-во художников, чел. | Кол-во аукционных домов, шт. | Объем продаж, $ млн | Средняя цена продажи, $ тыс. | Превышение среднего эстимейта, % |
2019 | 30 | 24 | 2 | 3,2 | 105,1 | 23,9 |
2020 | 15 | 13 | 5 | 1,4 | 96,1 | 51,6 |
2021 | 27 | 18 | 5 | 2,3 | 84,1 | 470,9 |
2022 | 14 | 13 | 4 | 1,0 | 73,1 | 11,3 |
2023 | 35 | 29 | 4 | 3,6 | 103,6 | 44,3 |
Изменение показателей 2019–2023, % | +16,7 | +20,8 | +100,0 | +15,0 | –1,5 | 85,1 |
В отличие от ценового диапазона $10 000–49 999, который мы обсудили неделей ранее и отметили положительную динамику всех показателей, в данном случае мы видим незначительное снижение средней стоимости в 5-летней перспективе. Впрочем расстраиваться по такому поводу — удел ханжей: во-первых, все остальные цифры в сравнении только лишь 2019 и 2023 годов будут в пользу последнего; во-вторых, после серьезной рецессии 2020–2022 годов внутрироссийский рынок искусства не просто вернулся к допандемийным цифрам, а вернулся триумфально.
Дополнительно рассмотрим качественные изменения между 2022 и 2023 годами. Количество поданных работ в этом случае увеличилось на 150 %, число представленных художников — на 123 %, объем продаж вырос в 2,5 раза, а превышение среднего эстимейта — почти в 3 раза. При этом с 2019 года количество аукционных домов в этой ценовой категории увеличилось с 2 до 4, читай: вдвое выросло доверие к посредникам, обеспечивающим комфортные условия «на дому».
Несомненно, в этом возращении свою роль (полезную для нашего рынка) сыграла отмена «русских торгов» в Лондоне. В 2022 году ни продавцы, ни покупатели еще не были готовы к смене аукционных площадок с британских на российские: кто-то не доверял, кто-то выжидал в расчете на скорое возвращение благосклонности Sotheby’s, Christie’s и Bonham’s. Но к 2023 году владельцы работ осознали готовность коллекционеров (прежде всего психологическую) покупать качественное русское искусство по западным ценам в пределах Садового кольца — и понесли Рабина и Немухина на отечественные аукционы. Что немаловажно, все участники процесса существенно сэкономили при этом на логистике. И теперь, глядя на это, над собственным ходом думают уже британцы: предложить ли в будущем снижение комиссий, или доставку за счет аукциона, или еще что-то?
Таблица 2. Топ-10 художников по количеству проданных работ стоимостью от $50 000 до $249 999 на внутренних российских аукционах, 2019–2023
№ | Художник | Количество проданных работ, шт. | Объем продаж, $ тыс. | Средняя цена продажи, $ тыс. |
1 | Кошляков, Валерий Николаевич | 10 | 902,5 | 90,3 |
2 | Клевер, Юлий Юльевич (ст.) | 4 | 313,4 | 78,4 |
3 | Немухин, Владимир Николаевич | 4 | 297,5 | 74,4 |
4 | Краснопевцев, Дмитрий Михайлович | 4 | 268,4 | 67,1 |
5 | Рабин, Оскар Яковлевич | 4 | 285,4 | 71,3 |
6 | Файбисович, Семён Натанович | 4 | 339,5 | 84,9 |
7 | Айвазовский, Иван Константинович | 4 | 627,5 | 156,9 |
8 | Вейсберг, Владимир Григорьевич | 4 | 279,9 | 69,9 |
9 | Васильев, Олег Владимирович | 4 | 619,9 | 154,9 |
10 | Григорьев, Борис Дмитриевич | 3 | 434,4 | 144,8 |
Средняя стоимость произведений самых «ходовых» авторов диапазона $50 000–249 999 составляет $99,3 тыс. — то есть находится на уровне 66 % от среднего ценового уровня рассматриваемого диапазона ($150 тыс.). Поведение коллекционеров здесь аналогично действиям в других ценовых диапазонах: имея возможность купить искусство стоимостью до четверти миллиона долларов США, они предпочитают взять что-то «в районе ста» (с перспективой роста актива) либо уже переходить границу и приобретать работы свыше $250 тыс. (о чем речь пойдет в следующий раз). В топ-10 художников присутствуют лишь два ныне живущих автора (Семен Файбисович и Валерий Кошляков), однако Кошляков не просто лидирует, а лидирует с большим отрывом. Отмечаем, что с начала публикации материалов мы впервые обнаружили ценовой диапазон, где на верхней ступеньке стоит наш современник.
Таблица 3. Топ-10 художников по объему продаж работ стоимостью от $50 000 до $249 999 на внутренних российских аукционах, 2019–2023
№ | Художник | Объем продаж, $ тыс. | Количество проданных работ, шт. | Средняя цена продажи, $ тыс. |
1 | Кошляков, Валерий Николаевич | 902,5 | 10 | 90,3 |
2 | Айвазовский, Иван Константинович | 627,5 | 4 | 156,9 |
3 | Васильев, Олег Владимирович | 619,9 | 4 | 154,9 |
4 | Григорьев, Борис Дмитриевич | 434,4 | 3 | 144,8 |
5 | Дейнека, Александр Александрович | 417,2 | 2 | 208,6 |
6 | Гурьянов, Георгий Константинович | 355,8 | 2 | 177,9 |
7 | Файбисович, Семён Натанович | 339,5 | 4 | 84,9 |
8 | Клевер, Юлий Юльевич (ст.) | 313,4 | 4 | 78,4 |
9 | Целков, Олег Николаевич | 301,1 | 3 | 100,4 |
10 | Немухин, Владимир Николаевич | 297,5 | 4 | 74,4 |
Расположение ведущих художников по капитализации — сумме всех продаж в выбранном ценовом диапазоне — лидера в таблице не изменило: даже Иван Константинович Айвазовский не смог потеснить Валерия Кошлякова с заслуженной первой строчки. А читатели, переживавшие за отсутствие Георгия Гурьянова в аналогичных таблицах из прошлого материала, будут вознаграждены за терпение: у музыканта и художника целых две продажи по серьезным, оправданным рынком ценам. Одновременно перекинем мостик и в следующую статью: там мы получим ответ на вопрос, являются ли работы Александра Дейнеки со средней стоимостью в $209 тыс. лишь «входом» на рынок одного из ведущих художников-монументалистов XX века — или его готовы покупать «вне Лондона» и свыше $250 тыс.?
Таблица 4. Топ-10 художников по превышению среднего эстимейта проданных работ стоимостью от $50 000 до $249 999 на внутренних российских аукционах, 2019–2023
№ | Художник | Количество проданных работ, шт. | Превышение среднего эстимейта, % |
1 | Лебедева, Сарра Дмитриевна | 2 | 2 955,6 |
2 | Родченко, Александр Михайлович | 1 | 104,0 |
3 | Кошляков, Валерий Николаевич | 10 | 68,8 |
4 | Орлов, Борис Константинович | 1 | 56,1 |
5 | Айвазовский, Иван Константинович | 4 | 47,2 |
6 | Файбисович, Семён Натанович | 4 | 34,2 |
7 | Новиков, Тимур Петрович | 3 | 22,6 |
8 | Васильев, Олег Владимирович | 4 | 15,8 |
9 | Шишкин, Иван Иванович | 1 | 11,1 |
10 | Целков, Олег Николаевич | 3 | 11,1 |
Для тех, кого удивляет «взрывной» характер продаж Сарры Лебедевой, перечислим лишь основные собрания, где представлено творчество достаточно редкого (32 продажи с начала 1990-х годов) на аукционах скульптора и графика: Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, ГМИИ им. А. С. Пушкина. Дальнейшие фигуранты данной таблицы вели себя более скромно: если к присутствию Александра Родченко в плане превышения среднего эстимейта наши читатели у четвертому материалу уже привыкли, то наличие одного имени сразу в трех таблицах в пределах одной статьи — дело неслыханное и встречается впервые. Да, речь снова о Валерии Кошлякове: в диапазоне $50 000–249 999 он не только самый продаваемый, но и продаваемый «с наценкой», которая не смущает покупателей. Однако следующие за ним художники (места с 3 по 10) темп существенно сбавляют, т.е. коллекционеры предельно четко сигнализируют: «Мы готовы покупать искусство свыше $50 тыс., но готовьтесь к тому, что в борьбе за работы мы не выйдем за пределы разумного».
Таблица 5. Топ-7 российских аукционов по объемам продаж работ стоимостью от $50 000 до $249 999, 2019–2023
№ | Аукционный дом | Объем продаж, $ тыс. | Количество проданных работ, шт. | Средняя цена продажи, $ тыс. |
1 | ARTinvestment.RU | 4 670 | 52 | 89,8 |
2 | Vladey | 2 996 | 28 | 106,9 |
3 | Литфонд | 2 278 | 21 | 108,4 |
4 | Artsale | 752,8 | 10 | 75,3 |
5 | Аукционный дом Егоровых | 434,4 | 4 | 108,6 |
6 | Аукционный дом «12-й стул» | 218,9 | 3 | 72,9 |
7 | Совком | 164,2 | 3 | 54,7 |
Если в ценовой категории от $10 000 до $49 999 доля лидера рейтинга — ARTinvestmentRU — составила 37 % от общего объема продаж, то в диапазоне $50 000–249 999 доля рынка нашего аукциона выросла до 41 % (а по количеству проданных работ — 43 %). Признаем, что три других аукционных дома в среднем продают работы чуть дороже (но при этом — от 2 до 12 раз реже). При этом топ-3 продавцов держат в данном ценовом диапазоне долю рынка в 86 %, для сравнения: западная тройка Sotheby’s, Christie’s и Phillips редко выходит за пределы 45 % мирового объема аукционных продаж (правда, там количество игроков измеряется тысячами, а у нас — десятками).
До конца цикла материалов нам остался один полноценный ценовой диапазон — от $250 000 до $999 999 — и итоговая статья, в которую также будут включены продажи свыше $1 млн. До встречи через неделю.
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20240611_RussianSales_4.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20240611_RussianSales_4.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.