Рынок русского искусства от $1 000 до $9 999 (2019–2023)
ARTinvestment.RU продолжает изучать продажи на внутреннем рынке искусства в различных ценовых категориях
Рынок русского искусства от $1 до $999 (2019–2023)
Второй материал посвящен искусству, которое на внутренних российских аукционах продавалось в пределах от $1 000 до $9 999. Здесь к графике, тиражным работам и скульптуре добавляется средняя по размерам живопись.
Напоминаем читателям методологию нашего цикла:
• Временной отрезок 2019–2023 обусловлен интересом к сравнительному анализу периода от последнего до-пандемийного года — через двухлетие карантина — к последним двух сезонам локализации российских коллекционеров внутри страны.
• Все расчеты представлены в долларах США, как наиболее стабильной валюте арт-рынка в исследуемом периоде.
• Ценовые категории взяты из международной практики арт-рынка, по принципу ранжирования мировых галерей.
• Работа выполнена при поддержке базы ARTinvestment.RU — единственного информационного ресурса, собирающего данные внутрироссийских аукционных торгов с 2008 года.
Таблица 1. Продажи искусства стоимостью от $1 000 до $9 999, 2019–2023
Год | Кол-во проданных работ, шт. | Кол-во художников, чел. | Кол-во аукционных домов, шт. | Объем продаж, $ млн | Средняя цена продажи, $ тыс. | Превышение среднего эстимейта, % |
2019 | 1 069 | 538 | 11 | 3,2 | 2,9 | 61,9 |
2020 | 1 262 | 616 | 12 | 3,6 | 2,9 | 40,8 |
2021 | 1 206 | 511 | 13 | 3,9 | 3,2 | 63,5 |
2022 | 923 | 457 | 11 | 3,0 | 3,3 | 24,8 |
2023 | 802 | 389 | 12 | 2,7 | 3,3 | 28,9 |
Изменение показателей 2019–2023, % | –25,0 | –27,7 | +9,1 | –15,5 | +12,7 | –53,3 |
Первый метод, который применим к данной таблице, — сравнение с показателями из предыдущей статьи, где речь шла о диапазоне от $1 до $999. Во-первых, разительно отличается изменение за 5 лет количества проданных работ: в низшей ценовой категории эта цифра снизилась на 67,4 %, в текущей — «всего» на 25,0 %. При этом средняя цена продажи в диапазоне от $1 до $999 осталась практически неизменной (–0,9 %), а вот аналогичная цифра в более дорогостоящем сегменте увеличилась на 12,7 %. В сумме это обеспечило незначительное снижение объемов продаж в диапазоне от $1 000 до $9 999 (–15,5 %), тогда как в наименьшей ценовой категории изменения были внушительными (–67,7 %).
Если в предыдущем диапазоне «с дистанции» ушел один аукционный дом, то в данном случае (в сравнении с 2019 годом) один публичный продавец искусства как раз добавился. Количество художников также уменьшилось, но не вполовину (как в случае $1–999), а всего лишь на четверть. Превышение среднего эстимейта за последние 5 лет снизилось на 53,3 % — но и здесь диапазон от $1 000 до $9 999 имеет преимущество над «нижним» уровнем с его падением на 87,2 %.
Если говорить о полученных результатах (от $1 000 до $9 999) безотносительно ценовой категории от $1 до $999, то ситуация выглядит не самой здоровой, но стремящейся к выздоровлению: падения средней стоимости проданных работ в 5-летнем периоде не было — наоборот, из года в год этот показатель показывает незначительный рост. Причем рост этот активно поддержан как аукционными домами, которые регулируют предложение, ограничивая приток лотов (и имен художников) на рынок, так и коллекционерами, которые совершают все более осмысленные покупки (о чем говорит снижение превышения среднего эстимейта относительно цены молотка).
А вот если сравнивать два ценовых диапазона — из прошлого материала и нынешнего, — то можно допустить, что значительный отток покупателей недорогого ($1–999) искусства связан не столько с уходом с арт-рынка (усталость после «карантинных аукционов» в соцсетях), сколько с переходом на качественно новую ступеньку, прежде всего по размеру чека. Иначе говоря, часть покупателей обосновалась в диапазоне от $1 000 до $9 999 и чувствует себя вполне комфортно (знаний за время пандемии ощутимо прибавилось). А это уже может говорить об осознанном шаге в сторону вдумчивого коллекционирования.
Итого мы рассмотрели уже две ценовые категории, начав с низшей. В категории $1 000–9 999 отрицательные цифры уже не выглядят катастрофическими, а отдельные показатели даже немного подросли. Но до кардинального поворота, обеспечившего общий рост с 2019 по 2023 год, еще не добрались. Однако не спешим с выводами, а переходим к художникам..
Таблица 2. Топ-10 художников по количеству проданных работ стоимостью от $1 000 до $9 999 на внутренних российских аукционах, 2019–2023
№ | Художник | Количество проданных работ, шт. | Объем продаж, $ тыс. | Средняя цена продажи, $ |
1 | Зверев, Анатолий Тимофеевич | 37 | 105,9 | 2,9 |
2 | Радимов, Павел Александрович | 30 | 67,3 | 2,2 |
3 | Эрте | 28 | 69,8 | 2,5 |
4 | Обросов, Игорь Павлович | 20 | 64,6 | 3,2 |
5 | Синигалья, Джино | 19 | 26,9 | 1,4 |
6 | Бритов, Ким Николаевич | 18 | 60,4 | 3,4 |
7 | Пивоваров, Виктор Дмитриевич | 18 | 42,1 | 2,3 |
8 | Кугач, Юрий Петрович | 18 | 40,4 | 2,2 |
9 | Оссовский, Пётр Павлович | 17 | 60,9 | 3,6 |
10 | Сойфертис, Леонид Владимирович | 17 | 33,4 | 1,9 |
Одно из правил арт-рынка гласит: если в выбранном ценовом диапазоне основные показатели от № 1 до № 10 уменьшаются не более чем в три раза — значит, рынок вполне здоровый (отсутствует разделение на «лучших» и «остальных»). В нашем случае аналогичные цифры как раз балансируют между отметками 2 и 3 — будем считать их поведение природным явлением. Отметим уверенное лидерство Анатолия Зверева, который также был одним из ведущих художников (№ 2) в аналогичном рейтинге ценового диапазона от $1 до $999. На десятой строчке и в прошлый раз, и сегодня, находится Леонид Сойфертис — с более высокими по классу работами и (возможно) несколько другими покупателями. Других пересечений с низшей ценовой категорией в именах художников не нашлось.
Таблица 3. Топ-10 художников по объему продаж работ стоимостью от $1 000 до $9 999 на внутренних российских аукционах, 2019–2023
№ | Художник | Объем продаж, $ тыс. | Количество проданных работ, шт. | Средняя цена продажи, $ тыс. |
1 | Зверев, Анатолий Тимофеевич | 105,9 | 37 | 2,9 |
2 | Эрте | 69,8 | 28 | 2,5 |
3 | Радимов, Павел Александрович | 67,3 | 30 | 2,2 |
4 | Обросов, Игорь Павлович | 64,6 | 20 | 3,2 |
5 | Оссовский, Пётр Павлович | 60,9 | 17 | 3,6 |
6 | Бритов, Ким Николаевич | 60,4 | 18 | 3,4 |
7 | Бялыницкий-Бируля, Витольд Каэтанович | 55,4 | 12 | 4,6 |
8 | Щербаков, Борис Валентинович | 53,5 | 12 | 4,5 |
9 | Налбандян, Дмитрий Аркадьевич | 51,7 | 11 | 4,7 |
10 | Туржанский, Леонид Викторович | 48,5 | 15 | 3,2 |
Теперь посмотрим на расположение ведущих художников по капитализации — сумме всех продаж в низком ценовом диапазоне. Шестеро авторов присутствуют также в таблице № 2, но добавились и новые — например, Дмитрий Налбяндян и Борис Щербаков. Работы пятерых авторов были в среднем проданы выше среднего же значения по всему рынку ($3,3 тыс.). К слову, работы Анатолия Зверева пусть и находятся «условно ниже» этого водораздела — но ничуть не мешают их автору в который раз занимать первые места рейтингов.
Таблица 4. Топ-10 художников по превышению среднего эстимейта проданных работ стоимостью от $1 000 до $9 999 на внутренних российских аукционах, 2019–2023
№ | Художник | Количество проданных работ, шт. | Превышение среднего эстимейта, % |
1 | Наппельбаум, Моисей Соломонович | 1 | 3 908 |
2 | Лисицкий, Эль | 1 | 3 153 |
3 | Русаков, Светозар Кузьмич | 1 | 1 843 |
4 | Лансере, Евгений Евгеньевич | 1 | 1 590 |
5 | Тараканова, Екатерина Николаевна | 1 | 1 590 |
6 | Калиновский, Геннадий Владимирович | 9 | 1 466 |
7 | Петрусов, Георгий Григорьевич | 1 | 1 256 |
8 | Родченко, Александр Михайлович | 10 | 1 189 |
9 | Марин, Владимир | 1 | 1 103 |
10 | Пятницкий, Владимир Павлович | 1 | 1 100 |
Сложно сказать, было бы достигнуто превышение средней оценки в 30 раз (а именно об этом говорят 3 тыс. %) покупателями работ Эль Лисицкого или Моисея Наппельбаума, если бы их произведения появились на торгах в данном ценовом диапазоне не единожды — а десять раз, как в случае Александра Родченко. Наши читатели знают, что цифры — вещь не только упрямая, но порой и коварная: в каждом конкретном случае крайне желателен более глубокий анализ. Например, с какой суммы стартовали торги, сколько покупателей соперничало за определенный лот, на какой отметке их осталось двое, были ли непроданные работы данного художника, каков параллельный спрос на автора в непубличном сегменте рынка и какова его «глубина» (наличие работ, готовых к одномоментной продаже) и пр.
Но по сухим данным из таблицы выше следует, что шансов у владельца Родченко на успешную перепродажу больше, чем у владельца Эль Лисицкого. Как минимум потому, что на стороне первого — некая зависимость, а на стороне второго — всего лишь прецедент.
Как и в прошлый раз, мы дополнительно проверили данные — во всех случаях эстимейт был реальным, а не аналогом стартовой стоимости в стиле «все по 100 рублей».
Таблица 5. Топ-15 российских аукционов по объемам продаж работ стоимостью от $1 000 до $9 999, 2019–2023
№ | Аукционный дом | Объем продаж, $ тыс. | Количество проданных работ, шт. | Средняя цена продажи, $ тыс. |
1 | ARTinvestment.RU | 5 026 | 1 543 | 3,3 |
2 | Литфонд | 2 918 | 1 042 | 2,8 |
3 | Совком | 2 552 | 804 | 3,2 |
4 | Artsale | 1 825 | 528 | 3,5 |
5 | Vladey | 1 263 | 247 | 5,1 |
6 | Русская эмаль | 850,7 | 344 | 2,5 |
7 | Аукционный дом Егоровых | 679,0 | 223 | 3,0 |
8 | Антиквариум | 460,2 | 186 | 2,5 |
9 | Аукционный дом номер один | 315,1 | 134 | 2,4 |
10 | Дом антикварной книги «В Никитском» | 215,1 | 95 | 2,3 |
11 | Аукционный дом «Три века» | 129,2 | 66 | 1,9 |
12 | Аукционный дом Художественный | 76,0 | 25 | 3,0 |
13 | Аукционный дом «12-й стул» | 47,6 | 16 | 2,9 |
14 | Среди коллекционеров | 27,0 | 8 | 3,4 |
15 | Аукционный дом Кабинет | 8,2 | 1 | 8,2 |
Доля лидера рейтинга ARTinvestmentRU — составила 31 % от общего объема продаж в категории от $1 000 до $9 999. А самая высокая средняя стоимость, которой отметился Vladey (Аукционный дом Кабинет с единственной проданной работой в расчет принимать неправильно), объясняется фокусом на современном искусстве — в котором данная ценовая категория является наиболее «ходовой».
В следующем материале мы разберем ценовой диапазон от $10 000 до $49 999. Возможно, лидеры среди продавцов в нем изменятся?
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20240528_RussianSales_2.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20240528_RussianSales_2.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.