Art Investment

Рынок русского искусства от $1 000 до $9 999 (2019–2023)

ARTinvestment.RU продолжает изучать продажи на внутреннем рынке искусства в различных ценовых категориях

Рынок русского искусства от $1 до $999 (2019–2023)

Второй материал посвящен искусству, которое на внутренних российских аукционах продавалось в пределах от $1 000 до $9 999. Здесь к графике, тиражным работам и скульптуре добавляется средняя по размерам живопись.

Напоминаем читателям методологию нашего цикла:

• Временной отрезок 2019–2023 обусловлен интересом к сравнительному анализу периода от последнего до-пандемийного года — через двухлетие карантина — к последним двух сезонам локализации российских коллекционеров внутри страны.

• Все расчеты представлены в долларах США, как наиболее стабильной валюте арт-рынка в исследуемом периоде.

• Ценовые категории взяты из международной практики арт-рынка, по принципу ранжирования мировых галерей.

• Работа выполнена при поддержке базы ARTinvestment.RU — единственного информационного ресурса, собирающего данные внутрироссийских аукционных торгов с 2008 года.

Таблица 1. Продажи искусства стоимостью от $1 000 до $9 999, 2019–2023

Год Кол-во проданных работ, шт. Кол-во художников, чел. Кол-во аукционных домов, шт. Объем продаж, $ млн Средняя цена продажи, $ тыс. Превышение среднего эстимейта, %
2019 1 069 538 11 3,2 2,9 61,9
2020 1 262 616 12 3,6 2,9 40,8
2021 1 206 511 13 3,9 3,2 63,5
2022 923 457 11 3,0 3,3 24,8
2023 802 389 12 2,7 3,3 28,9
Изменение показателей 2019–2023, % –25,0 –27,7 +9,1 –15,5 +12,7 –53,3

Первый метод, который применим к данной таблице, — сравнение с показателями из предыдущей статьи, где речь шла о диапазоне от $1 до $999. Во-первых, разительно отличается изменение за 5 лет количества проданных работ: в низшей ценовой категории эта цифра снизилась на 67,4 %, в текущей — «всего» на 25,0 %. При этом средняя цена продажи в диапазоне от $1 до $999 осталась практически неизменной (–0,9 %), а вот аналогичная цифра в более дорогостоящем сегменте увеличилась на 12,7 %. В сумме это обеспечило незначительное снижение объемов продаж в диапазоне от $1 000 до $9 999 (–15,5 %), тогда как в наименьшей ценовой категории изменения были внушительными (–67,7 %).

Если в предыдущем диапазоне «с дистанции» ушел один аукционный дом, то в данном случае (в сравнении с 2019 годом) один публичный продавец искусства как раз добавился. Количество художников также уменьшилось, но не вполовину (как в случае $1–999), а всего лишь на четверть. Превышение среднего эстимейта за последние 5 лет снизилось на 53,3 % — но и здесь диапазон от $1 000 до $9 999 имеет преимущество над «нижним» уровнем с его падением на 87,2 %.

Если говорить о полученных результатах (от $1 000 до $9 999) безотносительно ценовой категории от $1 до $999, то ситуация выглядит не самой здоровой, но стремящейся к выздоровлению: падения средней стоимости проданных работ в 5-летнем периоде не было — наоборот, из года в год этот показатель показывает незначительный рост. Причем рост этот активно поддержан как аукционными домами, которые регулируют предложение, ограничивая приток лотов (и имен художников) на рынок, так и коллекционерами, которые совершают все более осмысленные покупки (о чем говорит снижение превышения среднего эстимейта относительно цены молотка).

А вот если сравнивать два ценовых диапазона — из прошлого материала и нынешнего, — то можно допустить, что значительный отток покупателей недорогого ($1–999) искусства связан не столько с уходом с арт-рынка (усталость после «карантинных аукционов» в соцсетях), сколько с переходом на качественно новую ступеньку, прежде всего по размеру чека. Иначе говоря, часть покупателей обосновалась в диапазоне от $1 000 до $9 999 и чувствует себя вполне комфортно (знаний за время пандемии ощутимо прибавилось). А это уже может говорить об осознанном шаге в сторону вдумчивого коллекционирования.

Итого мы рассмотрели уже две ценовые категории, начав с низшей. В категории $1 000–9 999 отрицательные цифры уже не выглядят катастрофическими, а отдельные показатели даже немного подросли. Но до кардинального поворота, обеспечившего общий рост с 2019 по 2023 год, еще не добрались. Однако не спешим с выводами, а переходим к художникам..

Таблица 2. Топ-10 художников по количеству проданных работ стоимостью от $1 000 до $9 999 на внутренних российских аукционах, 2019–2023

Художник Количество проданных работ, шт. Объем продаж, $ тыс. Средняя цена продажи, $
1 Зверев, Анатолий Тимофеевич 37 105,9 2,9
2 Радимов, Павел Александрович 30 67,3 2,2
3 Эрте 28 69,8 2,5
4 Обросов, Игорь Павлович 20 64,6 3,2
5 Синигалья, Джино 19 26,9 1,4
6 Бритов, Ким Николаевич 18 60,4 3,4
7 Пивоваров, Виктор Дмитриевич 18 42,1 2,3
8 Кугач, Юрий Петрович 18 40,4 2,2
9 Оссовский, Пётр Павлович 17 60,9 3,6
10 Сойфертис, Леонид Владимирович 17 33,4 1,9

Одно из правил арт-рынка гласит: если в выбранном ценовом диапазоне основные показатели от № 1 до № 10 уменьшаются не более чем в три раза — значит, рынок вполне здоровый (отсутствует разделение на «лучших» и «остальных»). В нашем случае аналогичные цифры как раз балансируют между отметками 2 и 3 — будем считать их поведение природным явлением. Отметим уверенное лидерство Анатолия Зверева, который также был одним из ведущих художников (№ 2) в аналогичном рейтинге ценового диапазона от $1 до $999. На десятой строчке и в прошлый раз, и сегодня, находится Леонид Сойфертис — с более высокими по классу работами и (возможно) несколько другими покупателями. Других пересечений с низшей ценовой категорией в именах художников не нашлось.

Таблица 3. Топ-10 художников по объему продаж работ стоимостью от $1 000 до $9 999 на внутренних российских аукционах, 2019–2023

Художник Объем продаж, $ тыс. Количество проданных работ, шт. Средняя цена продажи, $ тыс.
1 Зверев, Анатолий Тимофеевич 105,9 37 2,9
2 Эрте 69,8 28 2,5
3 Радимов, Павел Александрович 67,3 30 2,2
4 Обросов, Игорь Павлович 64,6 20 3,2
5 Оссовский, Пётр Павлович 60,9 17 3,6
6 Бритов, Ким Николаевич 60,4 18 3,4
7 Бялыницкий-Бируля, Витольд Каэтанович 55,4 12 4,6
8 Щербаков, Борис Валентинович 53,5 12 4,5
9 Налбандян, Дмитрий Аркадьевич 51,7 11 4,7
10 Туржанский, Леонид Викторович 48,5 15 3,2

Теперь посмотрим на расположение ведущих художников по капитализации — сумме всех продаж в низком ценовом диапазоне. Шестеро авторов присутствуют также в таблице № 2, но добавились и новые — например, Дмитрий Налбяндян и Борис Щербаков. Работы пятерых авторов были в среднем проданы выше среднего же значения по всему рынку ($3,3 тыс.). К слову, работы Анатолия Зверева пусть и находятся «условно ниже» этого водораздела — но ничуть не мешают их автору в который раз занимать первые места рейтингов.

Таблица 4. Топ-10 художников по превышению среднего эстимейта проданных работ стоимостью от $1 000 до $9 999 на внутренних российских аукционах, 2019–2023

Художник Количество проданных работ, шт. Превышение среднего эстимейта, %
1 Наппельбаум, Моисей Соломонович 1 3 908
2 Лисицкий, Эль 1 3 153
3 Русаков, Светозар Кузьмич 1 1 843
4 Лансере, Евгений Евгеньевич 1 1 590
5 Тараканова, Екатерина Николаевна 1 1 590
6 Калиновский, Геннадий Владимирович 9 1 466
7 Петрусов, Георгий Григорьевич 1 1 256
8 Родченко, Александр Михайлович 10 1 189
9 Марин, Владимир 1 1 103
10 Пятницкий, Владимир Павлович 1 1 100

Сложно сказать, было бы достигнуто превышение средней оценки в 30 раз (а именно об этом говорят 3 тыс. %) покупателями работ Эль Лисицкого или Моисея Наппельбаума, если бы их произведения появились на торгах в данном ценовом диапазоне не единожды — а десять раз, как в случае Александра Родченко. Наши читатели знают, что цифры — вещь не только упрямая, но порой и коварная: в каждом конкретном случае крайне желателен более глубокий анализ. Например, с какой суммы стартовали торги, сколько покупателей соперничало за определенный лот, на какой отметке их осталось двое, были ли непроданные работы данного художника, каков параллельный спрос на автора в непубличном сегменте рынка и какова его «глубина» (наличие работ, готовых к одномоментной продаже) и пр.

Но по сухим данным из таблицы выше следует, что шансов у владельца Родченко на успешную перепродажу больше, чем у владельца Эль Лисицкого. Как минимум потому, что на стороне первого — некая зависимость, а на стороне второго — всего лишь прецедент.

Как и в прошлый раз, мы дополнительно проверили данные — во всех случаях эстимейт был реальным, а не аналогом стартовой стоимости в стиле «все по 100 рублей».

Таблица 5. Топ-15 российских аукционов по объемам продаж работ стоимостью от $1 000 до $9 999, 2019–2023

Аукционный дом Объем продаж, $ тыс. Количество проданных работ, шт. Средняя цена продажи, $ тыс.
1 ARTinvestment.RU 5 026 1 543 3,3
2 Литфонд 2 918 1 042 2,8
3 Совком 2 552 804 3,2
4 Artsale 1 825 528 3,5
5 Vladey 1 263 247 5,1
6 Русская эмаль 850,7 344 2,5
7 Аукционный дом Егоровых 679,0 223 3,0
8 Антиквариум 460,2 186 2,5
9 Аукционный дом номер один 315,1 134 2,4
10 Дом антикварной книги «В Никитском» 215,1 95 2,3
11 Аукционный дом «Три века» 129,2 66 1,9
12 Аукционный дом Художественный 76,0 25 3,0
13 Аукционный дом «12-й стул» 47,6 16 2,9
14 Среди коллекционеров  27,0 8 3,4
15 Аукционный дом Кабинет 8,2 1 8,2

Доля лидера рейтинга ARTinvestmentRU — составила 31 % от общего объема продаж в категории от $1 000 до $9 999. А самая высокая средняя стоимость, которой отметился Vladey (Аукционный дом Кабинет с единственной проданной работой в расчет принимать неправильно), объясняется фокусом на современном искусстве — в котором данная ценовая категория является наиболее «ходовой».

В следующем материале мы разберем ценовой диапазон от $10 000 до $49 999. Возможно, лидеры среди продавцов в нем изменятся?


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20240528_RussianSales_2.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20240528_RussianSales_2.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».