- Оценка картин
- Яков Голубев, "Еловый лес"
- Верейский Орест Георгиевич (1915-1993) Акварель 1962 г.
- Беликов Василий. Продам картины пензенского художника
- Малышев Иван Кондратьевич /1929-2010/ Осенний мотив 1982 год
- Мороз Георгий Моисеевич (1937 - 2016) Радостный день 1990 год
- Маска Хёттоко, дерево, Япония
- Н.Сызганова. Вышивка
- Окимоно "Мальчуган", бронза, Япония
- Кто автор?
Рынок NFT-искусства. Отчет ArtTactic. Часть 4
ARTinvestment.RU 27 мая 2021
Основные риски обращения невзаимозаменяемых токенов: подлинность, целостность, экология
В предыдущем материале мы рассмотрели первые пять рисков, связанных с рынком NFT. На очереди — следующая пятерка.
6. Подлинность
Теоретически любой пользователь может создать собственный NFT из графического изображения (файла), который ему не принадлежит, — и продать его. Учитывая анонимность продавцов в цифровом мире, фиксация авторства и установление аутентичности NFT — один из главных вопросов, который должен решаться параллельно с развитием цифрового рынка. Первый звоночек уже раздался: недавно было объявлено о партнерстве между платформой продаж SuperRare и стартапом Verisart, который предлагает услугу сертификации NFT (последний был основан Робертом Нортоном, известным в качестве сооснователя площадки Saatchi Online — лучшего друга молодого художника).
7. Авторские права (целостность произведения)
В апреле 2021 года NFT, созданный на основе графики Жана-Мишеля Баскии, пришлось снять с продажи на платформе OpenSea после обращения фонда наследия художника. Признавая за создателем NFT право собственности на физическую работу, фонд тем не менее опротестовал право владельца уничтожить физический рисунок после создания токена, о чем тот заявил публично. Последнее может посягнуть на неимущественные права художника. Успешные действия фонда Баскии создают интересный прецедент: вне зависимости от того, кто в данный момент владеет работой, за ее автором (а после его смерти — за управляющими его наследием) сохраняются неимущественные права, в том числе право на сохранение целостности произведения. Адвокатами фонда Баскии было, по сути, доказано, что создание невзаимозаменяемого токена эту целостность нарушает.
8. Киберпреступность
В условиях стремительного роста стоимости NFT-искусства зафиксированы случаи краж активов: электронные кошельки владельцев были взломаны, а сами NFT — украдены и перепроданы. Итого в недалеком будущем важнейшим вопросом станет страховое покрытие рисков хранения NFT — однако этому сегодня мешает ряд законодательных препятствий. В частности, сложности касаются не только законодательного признания самих цифровых активов, но и таких понятий, как «территория покрытия», и страховщику для начала хорошо бы понимать, в какой юрисдикции находится сама платформа либо скрывающийся за аватаром владелец.
9. Правовое регулирование
Давным-давно мы писали о том, что криптовалюты получат законодательное признание только после того, как крупнейшие экономики мира поймут, как они на этом заработают (в случае если налогообложение для них окажется выгоднее игры «невидимой рукой»). С учетом того, что NFT-искусство устанавливает цены в миллионы долларов и к тому же заявляется в виде лотов на физических площадках аукционных домов, вероятнее всего, NFT скоро подпадут под действие различных регуляторов (например, органов по борьбе с отмыванием денег). Не стоит забывать, что NFT как юридический термин родился в противостоянии с Комиссией по биржам и ценным бумагам США (SEC) — чтобы искусство не оказалось признанным ценной бумагой, подлежащей долгой и дорогостоящей регистрации (лишающей актив всякой привлекательности). Вполне вероятно, в ближайшем будущем SEC снова присмотрится к невзаимозаменяемым токенам, «улизнувшим» от него в 2017 году.
10. Воздействие на экологию
Производство NFT требует большого количество энергии — и не энергии автора, а электронно-вычислительных мощностей, обеспечивающих создание и обращение токена. Вполне вероятно, что мир искусства, который все больше заботится об охране окружающей среды (как тут не вспомнить исследования об углеродном следе, который оставляют коллекционеры, летящие в Базель), не решится полностью принять NFT, прежде чем данная технология не станет максимально экологичной. Сегодня многие платформы (а с ними и пользователи) переходят от энергоемкого механизма Proof of Work, используемого блокчейном Ethereum, к механизму Proof of Stake с низким энергопотреблением, используемому блокчейнами Tezos, Flow и Polygon. В марте 2021 года разработчик блокчейн-технологий ConsenSys объявил о запуске энергоэффективной экосистемы создания и обращения NFT — первой ласточкой стал совместный проект ConsenSys с известным любителем природы Дэмиеном Херстом.
Комментарий AI. В данном случае хочется отступить от правил, установленных редакцией, и написать «Вместо комментария». Судите сами: несмотря на риски, связанные с формированием совершенно нового рынка, уже появились инвестиционные фонды, работающие с NFT-искусством в качестве основного актива. Так, британский (по юридической прописке и основателям) фонд NFT Investments PLC в середине апреля 2021 года привлек $48 млн через лондонскую биржу Aquis Exchange — втрое больше, чем изначально планировал. В инвестиционном меморандуме основатели фонда подчеркивают, что привлеченные от частных лиц средства пойдут не только на покупку токенов, но и на развитие инфраструктуры рынка NFT. Подобный фонд NFT-искусства, под названием Rassvet, сейчас запускается и в РФ — только там устроители пошли еще дальше и обещают сделать собственный индекс и финансовый механизм в формате DAO, децентрализованной автономной организации. Суть ее в том, что активами инвесторов управляет смарт-контракт по заранее прописанному алгоритму — по сути, искусственный интеллект, созданный и подпитываемый несколькими интеллектами физическими.
Дальше — больше. На фоне роста объемов продаж NFT-искусства некоторые международные залоговые компании начали выдавать ссуды, обеспеченные NFT, — в частности, Starter, UniLend, Lendroid и NFTfi. Последняя компания уже сообщила о непогашенных заемщиками кредитах в размере 1,21 тыс. этериумов ($3,38 млн по курсу на 27.05.2021), выданных под обеспечение в виде NFT авторства Бипла, Cryptokitties и Cryptopunks. Соответственно, сейчас залоговые компании пойдут продавать активы, дополнительно «расшевелив» вторичный рынок. Тем временем Bloomberg предсказывает рынку NFT высокий уровень риска дефолта — от 10 % до 30 %.
К чему мы все это? К тому, что рынок зачастую развивается быстрее, чем его успевают проанализировать и предупредить о рисках. Так, первое современное издание об инвестициях в искусство, Skate’s Art Investment Handbook, появилось уже после громких побед и провалов арт-фондов начала 2000-х, ориентиром для которых, в свою очередь, послужила пара статей Мея-Мозеса и случайно-удачный опыт Британского пенсионного фонда, накупившего живописи еще в 1970-х.
То же и с рынком NFT-искусства: едва ArtTactic созрел для полноценного отчета — как наряду с глоссарием «для чайников» ему пришлось писать о полноценных NFT-фондах, залогах и даже реакции Bloomberg.
Словом, не удивляйтесь, когда, путешествуя в следующий раз самолетом, место справа от вас у окна займет NFT: несмотря на риски, всегда найдутся те, кто купит ему билет.
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20210527_NFT2021_4.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20210527_NFT2021_4.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
- 19.04.2024 Artprice подводит итоги первого квартала 2024 года Суммарный объем аукционных продаж составил $1,3 млрд
- 18.04.2024 Центр «Зотов» объявил прием заявок на участие в грантовой программе для исследователей конструктивизма Общий грантовый фонд составил 1,2 млн рублей
- 18.04.2024 Artnet анализирует рынок работ Виллема де Кунинга Поздние произведения художника в последние годы начали расти в цене
- 16.04.2024 Готовится каталог-резоне NFT-работ из проекта Сryptopunks В нем соберут репродукции всех работ коллекции, выпущенных с 2017 года
- 12.04.2024 Закрылась торговавшая NFT платформа Digital Basel Целый год обвинений в мошенничестве не прошел даром
- 25.04.2024 Картина Климта, считавшаяся утраченной, ушла с молотка за $32 млн Это новый рекорд для австрийских аукционов
- 24.04.2024 Sotheby’s распродает коллекцию компаньона Стива Джобса Топ-лотом стала работа Сая Туомбли, оцененная в $1 млн
- 23.04.2024 Sotheby’s собирается продать рукопись повести Артура Конан Дойла «Знак четырех» Черновик знаменитого детектива появится на аукционе с эстимейтом $0,8–1,2 млн
- 22.04.2024 Christie’s установил ценовой рекорд на работы Флорин Стеттхаймер Цена лота составила более $1 млн
- 19.04.2024 Крошечный набросок Микеланджело с изображением мраморного блока продан в 33 раза дороже эстимейта Цена лота составила более $200 000
- 12.04.2024 HISCOX Artist Top 100 2024: Ни о чем — и о многом Специализированный отчет британской страховой компании об ультрасовременном искусстве на западных аукционах
- 08.04.2024 Открыт 208-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — работы Евы Аракчеевой, Алексея Барвенко, Натальи Бритовой, Марии Васильевой, Марины Венедиктовой, Антона Вяткина, Дмитрия Кедрина, Елены Красотиной, Бориса Марковникова, Пааты Мерабишвили (Pata), Андрея Мунца, Ольги Оснач, Натальи Ходюк
- 05.04.2024 Отчет Art Basel & UBS 2024: онлайн-продажи AI изучает официальные показатели онлайн-продаж искусства в 2023 году
- 02.04.2024 Коллекционеры и коллекционирование. Статус Третий материал серии, посвященной теории и практике современного коллекционирования предметов искусства
- 01.04.2024 Открыт 207-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — совместные работы Лилии Ли-ми-ян и Катерины Садовски
- 25.04.2024 Нью-йоркская выставка проводит параллели между творчеством Миро и Колдера В экспозицию вошло более двадцати редких работ
- 24.04.2024 Франция отмечает 150-летие импрессионизма выставками и аукционами Приуроченные к юбилею торги Christie’s собрали $13,4 млн
- 23.04.2024 В Музее Москвы открывается выставка «Москвичка» В экспозицию вошли работы Малевича, Дейнеки, Лабаса и других художников
- 22.04.2024 В ММОМА открывается персональная выставка Зураба Церетели Проект приурочен к 90-летию художника
- 22.04.2024 На «Арт Москве» показали новые работы Виктории Волтегровой Художница дебютировала на ярмарке с серией работ, посвященной экологии
Топ 37
- 1. Марк Ротко$86,83 млн
- 2. Казимир Малевич$85,81 млн
- 3. Василий Кандинский$41,8 млн
- 4. Марк Шагал$28,45 млн
- 5. Хаим Сутин$28,16 млн
- 6. Николя де Сталь$22,2 млн
- 7. Алексей Явленский$18,59 млн
- 8. Валентин Серов$14,51 млн
- 9. Тамара де Лемпицка$13,36 млн
- 10. Николай Рерих$12,09 млн
- 11. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин$11,76 млн
- 12. Наталия Гончарова$10,88 млн
- 13. Николай Фешин$10,84 млн
- 14. Илья Репин$7,43 млн
- 15. Константин Сомов$7,33 млн
- 16. Илья Машков$7,25 млн
- 17. Борис Кустодиев$7,07 млн
- 18. Василий Поленов$6,34 млн
- 19. Юрий Анненков$6,27 млн
- 20. Иван Васильевич Клюн$6,26 млн
- 21. Василий Верещагин$6,15 млн
- 22. Зинаида Серебрякова$5,85 млн
- 23. Илья Кабаков$5,83 млн
- 24. Александр Яковлев$5,56 млн
- 25. Константин Маковский$5,47 млн
- 26. Владимир Баранов-Россине$5,37 млн
- 27. Иван Айвазовский$5,34 млн
- 28. Владимир Боровиковский$5,02 млн
- 29. Александр Родченко$4,5 млн
- 30. Михаил Ларионов$4,46 млн
- 31. Соня Делоне$4,34 млн
- 32. Михаил Нестеров$4,30 млн
- 33. Вера Рохлина$4,04 млн
- 34. Михаил Клодт$4,02 млн
- 35. Павел Кузнецов$3,97 млн
- 36. Александр Дейнека$3,82 млн
- 37. Борис Григорьев$3,72 млн
- Оценка картин
- Яков Голубев, "Еловый лес"
- Верейский Орест Георгиевич (1915-1993) Акварель 1962 г.
- Беликов Василий. Продам картины пензенского художника
- Малышев Иван Кондратьевич /1929-2010/ Осенний мотив 1982 год
- Мороз Георгий Моисеевич (1937 - 2016) Радостный день 1990 год
- Маска Хёттоко, дерево, Япония
- Н.Сызганова. Вышивка
- Окимоно "Мальчуган", бронза, Япония
- Кто автор?