Выставка
«Фантасмагории Виктора Крапошина»

9 — 30 сентября

Москва, Гороховский переулок, 7

+7 (495) 632–16–81


Рынок NFT-искусства. Отчет ArtTactic. Часть 4
ARTinvestment.RU   27 мая 2021

Основные риски обращения невзаимозаменяемых токенов: подлинность, целостность, экология

В предыдущем материале мы рассмотрели первые пять рисков, связанных с рынком NFT. На очереди — следующая пятерка.

6. Подлинность

Теоретически любой пользователь может создать собственный NFT из графического изображения (файла), который ему не принадлежит, — и продать его. Учитывая анонимность продавцов в цифровом мире, фиксация авторства и установление аутентичности NFT — один из главных вопросов, который должен решаться параллельно с развитием цифрового рынка. Первый звоночек уже раздался: недавно было объявлено о партнерстве между платформой продаж SuperRare и стартапом Verisart, который предлагает услугу сертификации NFT (последний был основан Робертом Нортоном, известным в качестве сооснователя площадки Saatchi Online — лучшего друга молодого художника).

7. Авторские права (целостность произведения)

В апреле 2021 года NFT, созданный на основе графики Жана-Мишеля Баскии, пришлось снять с продажи на платформе OpenSea после обращения фонда наследия художника. Признавая за создателем NFT право собственности на физическую работу, фонд тем не менее опротестовал право владельца уничтожить физический рисунок после создания токена, о чем тот заявил публично. Последнее может посягнуть на неимущественные права художника. Успешные действия фонда Баскии создают интересный прецедент: вне зависимости от того, кто в данный момент владеет работой, за ее автором (а после его смерти — за управляющими его наследием) сохраняются неимущественные права, в том числе право на сохранение целостности произведения. Адвокатами фонда Баскии было, по сути, доказано, что создание невзаимозаменяемого токена эту целостность нарушает.

8. Киберпреступность

В условиях стремительного роста стоимости NFT-искусства зафиксированы случаи краж активов: электронные кошельки владельцев были взломаны, а сами NFT — украдены и перепроданы. Итого в недалеком будущем важнейшим вопросом станет страховое покрытие рисков хранения NFT — однако этому сегодня мешает ряд законодательных препятствий. В частности, сложности касаются не только законодательного признания самих цифровых активов, но и таких понятий, как «территория покрытия», и страховщику для начала хорошо бы понимать, в какой юрисдикции находится сама платформа либо скрывающийся за аватаром владелец.

9. Правовое регулирование

Давным-давно мы писали о том, что криптовалюты получат законодательное признание только после того, как крупнейшие экономики мира поймут, как они на этом заработают (в случае если налогообложение для них окажется выгоднее игры «невидимой рукой»). С учетом того, что NFT-искусство устанавливает цены в миллионы долларов и к тому же заявляется в виде лотов на физических площадках аукционных домов, вероятнее всего, NFT скоро подпадут под действие различных регуляторов (например, органов по борьбе с отмыванием денег). Не стоит забывать, что NFT как юридический термин родился в противостоянии с Комиссией по биржам и ценным бумагам США (SEC) — чтобы искусство не оказалось признанным ценной бумагой, подлежащей долгой и дорогостоящей регистрации (лишающей актив всякой привлекательности). Вполне вероятно, в ближайшем будущем SEC снова присмотрится к невзаимозаменяемым токенам, «улизнувшим» от него в 2017 году.

10. Воздействие на экологию

Производство NFT требует большого количество энергии — и не энергии автора, а электронно-вычислительных мощностей, обеспечивающих создание и обращение токена. Вполне вероятно, что мир искусства, который все больше заботится об охране окружающей среды (как тут не вспомнить исследования об углеродном следе, который оставляют коллекционеры, летящие в Базель), не решится полностью принять NFT, прежде чем данная технология не станет максимально экологичной. Сегодня многие платформы (а с ними и пользователи) переходят от энергоемкого механизма Proof of Work, используемого блокчейном Ethereum, к механизму Proof of Stake с низким энергопотреблением, используемому блокчейнами Tezos, Flow и Polygon. В марте 2021 года разработчик блокчейн-технологий ConsenSys объявил о запуске энергоэффективной экосистемы создания и обращения NFT — первой ласточкой стал совместный проект ConsenSys с известным любителем природы Дэмиеном Херстом.

Комментарий AI. В данном случае хочется отступить от правил, установленных редакцией, и написать «Вместо комментария». Судите сами: несмотря на риски, связанные с формированием совершенно нового рынка, уже появились инвестиционные фонды, работающие с NFT-искусством в качестве основного актива. Так, британский (по юридической прописке и основателям) фонд NFT Investments PLC в середине апреля 2021 года привлек $48 млн через лондонскую биржу Aquis Exchange — втрое больше, чем изначально планировал. В инвестиционном меморандуме основатели фонда подчеркивают, что привлеченные от частных лиц средства пойдут не только на покупку токенов, но и на развитие инфраструктуры рынка NFT. Подобный фонд NFT-искусства, под названием Rassvet, сейчас запускается и в РФ — только там устроители пошли еще дальше и обещают сделать собственный индекс и финансовый механизм в формате DAO, децентрализованной автономной организации. Суть ее в том, что активами инвесторов управляет смарт-контракт по заранее прописанному алгоритму — по сути, искусственный интеллект, созданный и подпитываемый несколькими интеллектами физическими.

Дальше — больше. На фоне роста объемов продаж NFT-искусства некоторые международные залоговые компании начали выдавать ссуды, обеспеченные NFT, — в частности, Starter, UniLend, Lendroid и NFTfi. Последняя компания уже сообщила о непогашенных заемщиками кредитах в размере 1,21 тыс. этериумов ($3,38 млн по курсу на 27.05.2021), выданных под обеспечение в виде NFT авторства Бипла, Cryptokitties и Cryptopunks. Соответственно, сейчас залоговые компании пойдут продавать активы, дополнительно «расшевелив» вторичный рынок. Тем временем Bloomberg предсказывает рынку NFT высокий уровень риска дефолта — от 10 % до 30 %.

К чему мы все это? К тому, что рынок зачастую развивается быстрее, чем его успевают проанализировать и предупредить о рисках. Так, первое современное издание об инвестициях в искусство, Skate’s Art Investment Handbook, появилось уже после громких побед и провалов арт-фондов начала 2000-х, ориентиром для которых, в свою очередь, послужила пара статей Мея-Мозеса и случайно-удачный опыт Британского пенсионного фонда, накупившего живописи еще в 1970-х.

То же и с рынком NFT-искусства: едва ArtTactic созрел для полноценного отчета — как наряду с глоссарием «для чайников» ему пришлось писать о полноценных NFT-фондах, залогах и даже реакции Bloomberg.

Словом, не удивляйтесь, когда, путешествуя в следующий раз самолетом, место справа от вас у окна займет NFT: несмотря на риски, всегда найдутся те, кто купит ему билет.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20210527_NFT2021_4.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20210527_NFT2021_4.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


  • 22.09.2021 Sotheby’s: $3,2 млн за нонконформистов Каталог онлайн-аукциона Escape Artists был распродан на 79 % по лотам и 122 % по деньгам. Лучше всего продавались работы Рабина, Краснопевцева, Целкова, Плавинского, Пивоварова. Обновились рекорды Чуйкова, Пятницкого и не только
  • 31.08.2021 Открыт 81-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге собраны произведения Семёна Агроскина, Константина Батынкова, Владимира Брайнина, Марины Венедиктовой, Анатолия Горяинова, Галины Дулькиной, Наталии Жерновской, Ильи Евдокимова, Игоря Кислицына, Андрея Криволапова, Наталии Турновой, Кати Филипповой, Янины Ческидовой
  • 30.08.2021 Персона недели: Катя Филиппова Катя Филиппова — модельер, декоратор, мастер ДПИ, потрясшая отечественную арт-сцену еще в перестроечные годы эксцентричными авторскими нарядами, получила признание сегодня и как автор оригинальных произведений, в которых эклектично сочетаются разные стили и обыгрываются образы массовой культуры
  • 23.08.2021 «Второе поколение». Открыт 80-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге куратора Александра Кацалапа собраны произведения Рубена Апресяна, Евгения Белоконева, Сергея Бордачёва, САН САН КА РА, Александра Кацалапа, Михаила Крунова, Александра Лозового, Бориса Марковникова, Валерия Светлицкого, Игоря Ширшкова
  • 23.08.2021 Мастер люминизма Иван Шультце В Плёсском музее-заповеднике до 10 октября 2021 года открыта выставка «Архитектура света. Иван Шультце»
Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 34

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх