- Зверев?
- Ирина Тихомирова, «Вечер цветущий» 1979 год, Ленинград
- Художник Uncognito
- Александр Сигов "Флорентийский мотив"
- Александр Сигов "Amadina"
- Эскизы тканей Ивановской фабрики, Борисов и Данилова?
- Дмитрий Титов - три натюрморта
- Художник с неспокойной душой?
- Александр Добровольский - 7 работ
- Автор
Рынок NFT-искусства. Отчет ArtTactic. Часть 4
ARTinvestment.RU 27 мая 2021
Основные риски обращения невзаимозаменяемых токенов: подлинность, целостность, экология
В предыдущем материале мы рассмотрели первые пять рисков, связанных с рынком NFT. На очереди — следующая пятерка.
6. Подлинность
Теоретически любой пользователь может создать собственный NFT из графического изображения (файла), который ему не принадлежит, — и продать его. Учитывая анонимность продавцов в цифровом мире, фиксация авторства и установление аутентичности NFT — один из главных вопросов, который должен решаться параллельно с развитием цифрового рынка. Первый звоночек уже раздался: недавно было объявлено о партнерстве между платформой продаж SuperRare и стартапом Verisart, который предлагает услугу сертификации NFT (последний был основан Робертом Нортоном, известным в качестве сооснователя площадки Saatchi Online — лучшего друга молодого художника).
7. Авторские права (целостность произведения)
В апреле 2021 года NFT, созданный на основе графики Жана-Мишеля Баскии, пришлось снять с продажи на платформе OpenSea после обращения фонда наследия художника. Признавая за создателем NFT право собственности на физическую работу, фонд тем не менее опротестовал право владельца уничтожить физический рисунок после создания токена, о чем тот заявил публично. Последнее может посягнуть на неимущественные права художника. Успешные действия фонда Баскии создают интересный прецедент: вне зависимости от того, кто в данный момент владеет работой, за ее автором (а после его смерти — за управляющими его наследием) сохраняются неимущественные права, в том числе право на сохранение целостности произведения. Адвокатами фонда Баскии было, по сути, доказано, что создание невзаимозаменяемого токена эту целостность нарушает.
8. Киберпреступность
В условиях стремительного роста стоимости NFT-искусства зафиксированы случаи краж активов: электронные кошельки владельцев были взломаны, а сами NFT — украдены и перепроданы. Итого в недалеком будущем важнейшим вопросом станет страховое покрытие рисков хранения NFT — однако этому сегодня мешает ряд законодательных препятствий. В частности, сложности касаются не только законодательного признания самих цифровых активов, но и таких понятий, как «территория покрытия», и страховщику для начала хорошо бы понимать, в какой юрисдикции находится сама платформа либо скрывающийся за аватаром владелец.
9. Правовое регулирование
Давным-давно мы писали о том, что криптовалюты получат законодательное признание только после того, как крупнейшие экономики мира поймут, как они на этом заработают (в случае если налогообложение для них окажется выгоднее игры «невидимой рукой»). С учетом того, что NFT-искусство устанавливает цены в миллионы долларов и к тому же заявляется в виде лотов на физических площадках аукционных домов, вероятнее всего, NFT скоро подпадут под действие различных регуляторов (например, органов по борьбе с отмыванием денег). Не стоит забывать, что NFT как юридический термин родился в противостоянии с Комиссией по биржам и ценным бумагам США (SEC) — чтобы искусство не оказалось признанным ценной бумагой, подлежащей долгой и дорогостоящей регистрации (лишающей актив всякой привлекательности). Вполне вероятно, в ближайшем будущем SEC снова присмотрится к невзаимозаменяемым токенам, «улизнувшим» от него в 2017 году.
10. Воздействие на экологию
Производство NFT требует большого количество энергии — и не энергии автора, а электронно-вычислительных мощностей, обеспечивающих создание и обращение токена. Вполне вероятно, что мир искусства, который все больше заботится об охране окружающей среды (как тут не вспомнить исследования об углеродном следе, который оставляют коллекционеры, летящие в Базель), не решится полностью принять NFT, прежде чем данная технология не станет максимально экологичной. Сегодня многие платформы (а с ними и пользователи) переходят от энергоемкого механизма Proof of Work, используемого блокчейном Ethereum, к механизму Proof of Stake с низким энергопотреблением, используемому блокчейнами Tezos, Flow и Polygon. В марте 2021 года разработчик блокчейн-технологий ConsenSys объявил о запуске энергоэффективной экосистемы создания и обращения NFT — первой ласточкой стал совместный проект ConsenSys с известным любителем природы Дэмиеном Херстом.
Комментарий AI. В данном случае хочется отступить от правил, установленных редакцией, и написать «Вместо комментария». Судите сами: несмотря на риски, связанные с формированием совершенно нового рынка, уже появились инвестиционные фонды, работающие с NFT-искусством в качестве основного актива. Так, британский (по юридической прописке и основателям) фонд NFT Investments PLC в середине апреля 2021 года привлек $48 млн через лондонскую биржу Aquis Exchange — втрое больше, чем изначально планировал. В инвестиционном меморандуме основатели фонда подчеркивают, что привлеченные от частных лиц средства пойдут не только на покупку токенов, но и на развитие инфраструктуры рынка NFT. Подобный фонд NFT-искусства, под названием Rassvet, сейчас запускается и в РФ — только там устроители пошли еще дальше и обещают сделать собственный индекс и финансовый механизм в формате DAO, децентрализованной автономной организации. Суть ее в том, что активами инвесторов управляет смарт-контракт по заранее прописанному алгоритму — по сути, искусственный интеллект, созданный и подпитываемый несколькими интеллектами физическими.
Дальше — больше. На фоне роста объемов продаж NFT-искусства некоторые международные залоговые компании начали выдавать ссуды, обеспеченные NFT, — в частности, Starter, UniLend, Lendroid и NFTfi. Последняя компания уже сообщила о непогашенных заемщиками кредитах в размере 1,21 тыс. этериумов ($3,38 млн по курсу на 27.05.2021), выданных под обеспечение в виде NFT авторства Бипла, Cryptokitties и Cryptopunks. Соответственно, сейчас залоговые компании пойдут продавать активы, дополнительно «расшевелив» вторичный рынок. Тем временем Bloomberg предсказывает рынку NFT высокий уровень риска дефолта — от 10 % до 30 %.
К чему мы все это? К тому, что рынок зачастую развивается быстрее, чем его успевают проанализировать и предупредить о рисках. Так, первое современное издание об инвестициях в искусство, Skate’s Art Investment Handbook, появилось уже после громких побед и провалов арт-фондов начала 2000-х, ориентиром для которых, в свою очередь, послужила пара статей Мея-Мозеса и случайно-удачный опыт Британского пенсионного фонда, накупившего живописи еще в 1970-х.
То же и с рынком NFT-искусства: едва ArtTactic созрел для полноценного отчета — как наряду с глоссарием «для чайников» ему пришлось писать о полноценных NFT-фондах, залогах и даже реакции Bloomberg.
Словом, не удивляйтесь, когда, путешествуя в следующий раз самолетом, место справа от вас у окна займет NFT: несмотря на риски, всегда найдутся те, кто купит ему билет.
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20210527_NFT2021_4.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20210527_NFT2021_4.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
- 18.03.2024 Искусственный интеллект подтвердил авторство спорной работы Дюрера Точность анализа составила 82 %
- 14.03.2024 Объявлены победители премии The Art Newspaper Russia «Музеем года» назван пермский Музей современного искусства PERMM
- 13.03.2024 Основные цифры нового отчета Art Basel и UBS Объем продаж на мировом арт-рынке по итогам 2023 года упал на 4 %
- 07.03.2024 Наконец-то решилась судьба фрески Диего Риверы Здание, на стене которого она расположена, купила вдова Стива Джобса
- 06.03.2024 Творчество женщин-художниц и вторичный рынок Согласно ArtTactic, в 2023 году объем аукционных продаж в сегменте произведений, созданных представительницами прекрасного пола, вырос на 7 %
- 15.03.2024 Итоги AI Аукциона № 521 Общая выручка составила 8,6 млн рублей
- 12.03.2024 Редкая марка может быть продана на торгах за $5 млн Если сделка состоится, будет установлен новый аукционный рекорд
- 11.03.2024 Выручка лондонских торгов Christie’s составила £196,6 млн Топ-лотом вечера стала картина Рене Магритта
- 08.03.2024 Итоги AI Аукциона № 520 Общая выручка составила 6,6 млн рублей
- 07.03.2024 Посвященные модернизму и современному искусству торги Sotheby’s собрали £101,5 млн Топ-лотом вечера стала картина Пабло Пикассо
- 05.03.2024 Artnet Intelligence Report 2024: ностальгия по Полу Аллену и самый дорогой Ленин За шесть лет с момента первого выпуска отчет ведущей аналитической компании прошел путь от формата «не пришей кобыле хвост» до незаменимого спутника современного коллекционера
- 04.03.2024 Открыты 520-е торги AI Аукциона В каталоге 26 лотов: 15 живописных работ, 7 листов оригинальной и два — печатной графики, одна работа в смешанной технике и одна икона
- 04.03.2024 Открыт 204-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — работы Дмитрия Воронина, Алексея Дегтярука, Александра Захаренко, Владимира Ковальчука, Андрея Медведева, Юрия Петроченкова, Ираиды Покладовой, Сергея Потапова, Марии Сайко, Семёна Сёмина, Татьяны Файдыш, Эмзара Хабулиани, Натальи Ходюк
- 01.03.2024 ИИ в искусстве: на службе или во вред? Часть 1 2023 год открыл нам портал в ИИ-десятилетие. И, как водится с каждой очередной технологической революцией, искусство приняло на себя функцию главного ее проводника. Или же… главный удар?
- 26.02.2024 Открыт аукцион «Русская икона» В каталоге собраны тринадцать икон XIX — начала XX века, близкие по времени создания, но разнообразные и подчас редкие по сюжетам и стилю
- 18.03.2024 «Ленинградский ноль»: Тимур Новиков и художники его круга Экспозицию в Суздале составили более 180 произведений
- 18.03.2024 В рамках ярмарки Art Russia пройдет выставка работ Ирины Емелиной Творчество художницы представит подборка 3D-картин
- 15.03.2024 Третьяковка готовит выставку Юрия Злотникова Основу экспозиции составят работы из собрания семьи художника
- 15.03.2024 В апреле в Петербурге пройдет второй выпуск ярмарки Port Art Fair В список участников вошли почти три десятка галерей и более 60 независимых художников
- 14.03.2024 В Эрмитаже начала работу выставка «От готики до Гойи» Некоторые работы воссоединились впервые за 200 лет
Топ 24
- 1. Джефф Кунс$91,07 млн
- 2. Дэвид Хокни$90,3 млн
- 3. Герхард Рихтер$46,3 млн
- 4. Цуй Жучжо$39,57 млн
- 5. Джаспер Джонс$36 млн
- 6. Эд Рушей$30,4 млн
- 7. Кристофер Вул$29,9 млн
- 8. Питер Дойг$28,81 млн
- 9. Фрэнк Стелла$28 млн
- 10. Ёсимото Нара$24,95 млн
- 11. Цзэн Фаньчжи$23,3 млн
- 12. Роберт Райман$20,6 млн
- 13. Дэмиен Херст$19,2 млн
- 14. Маурицио Каттелан$17,19 млн
- 15. Марк Гротьян$16,8 млн
- 16. Такаси Мураками$15,16 млн
- 17. KAWS$14,48 млн
- 18. Цзинь Шани$13,89 млн
- 19. БЭНКСИ$12,14 млн
- 20. Джон Каррен$12 млн
- 21. Брайс Марден$10,917 млн
- 22. Пьер Сулаж$10,6 млн
- 23. Чжан Сяоган$10,16 млн
- 24. Брюс Науман$9,9 млн
- Зверев?
- Ирина Тихомирова, «Вечер цветущий» 1979 год, Ленинград
- Художник Uncognito
- Александр Сигов "Флорентийский мотив"
- Александр Сигов "Amadina"
- Эскизы тканей Ивановской фабрики, Борисов и Данилова?
- Дмитрий Титов - три натюрморта
- Художник с неспокойной душой?
- Александр Добровольский - 7 работ
- Автор