СОВРЕМЕННОЕ РОССИЙСКОЕ ИСКУССТВО

Галерея 21-й век ARTinvestment.RU

  • Ваулин
  • Воуба
  • Захаров
  • Корсакова
  • Мерабишвили

Вечерние аукционы марта — 2021. Отчет ArtTactic
ARTinvestment.RU   13 апреля 2021

Анализ вечерних торгов модернизма, послевоенного и современного искусства ведущих аукционных домов

Вслед за международными кураторскими аукционами ArtTactic проанализировал главные торги марта 2021 года — четыре вечерних аукциона проведенные Sotheby’s и Christie’s. Пятое громкое событие — аукцион одной работы Warrior Жана-Мишеля Баскии, проданной 23 марта за $34,05 млн, — мы вынесем за скобки, сосредоточившись на классических торгах, предложивших коллекционерам разнообразные имена в разных сегментах искусства. Напомним, этой весной ведущие аукционные дома продолжают тестировать смешанный формат, объединяя авторов из различных эпох на торгах одного вечера (а Christie’s вообще заявил о скором объединении отделов модернизма и послевоенного искусства в один департамент XX века — тем самым модернистов наконец-то освободят от неважно продающихся в последние годы импрессионистов, а послевоенных художников — от современных).

Четыре аукциона, которые рассматривал ArtTactic, проходили в режиме телемостов с одним или двумя аукционистами и включениями региональных студий с менеджерами на телефонах:

• аукцион Christie’s: 20th Century Evening Sale (23 марта 2021);

• аукцион Christie’s: The Art of the Surreal (23 марта 2021);

• аукцион Sotheby’s: Art Impressionniste et Moderne Evening Sale (25 марта 2021);

• аукцион Sotheby’s: Modern Renaissance: A Cross-Category Sale (25 марта 2021).

Таблица 1. Общие данные продаж предметов искусства на вечерних торгах Sotheby’s и Christie’s, март 2021

Аукционный дом / Показатель Christie's Christie's Sotheby's Sotheby's
Название, дата торгов 20th Century Evening Sale, 23 марта 2021 The Art of the Surreal, 23 марта 2021 Art Impressionniste et Moderne Evening Sale, 25 марта 2021 Modern Renaissance: A Cross-Category Sale, 25 марта 2021
Центральная студия / региональные студии Нью-Йорк /Лондон, Гонконг Нью-Йорк / Лондон Париж / Лондон, Нью-Йорк, Гонконг Лондон / Париж, Нью-Йорк, Гонконг
Объем продаж (цена молотка), $ млн 137,69 55,38 35,89 111,81
Нижний эстимейт, $ млн 91,24 57,67 22,74 84,97
Верхний эстимейт, $ млн 132,49 88,55 34,14 118,55
Выставлено лотов, шт. 55 26 33 47
Продано, шт. 53 22 29 41
% 96,4 84,6 87,9 87,2
Средняя стоимость проданных лотов (цена молотка), $ млн 2,59 2,52 1,24 2,73
Количество лотов, проданных выше среднего эстимейта, шт. 24 13 21 17
Количество лотов, проданных ниже среднего эстимейта, шт. 29 13 12 30
Топ-продажа Лот 6 Бэнкси Game Changer. 2020 $19,73 млн Лот 106 Жоан Миро Peinture. 1925 $11,92 млн Лот 6 Винсент Ван Гог Scène de rue à Montmartre (Impasse des Deux Frères et le Moulin à Poivre). 1887 $13,28 млн Лот 115 Эдвард Мунк Summer Day or Embrace on the Beach (The Linde Frieze). 1904 $19,18 млн
Лоты с гарантией выкупа, шт. 9 6 4 9
Доля гарантированной суммы выкупа от финальной суммы по молотку, % 22,5 47,4 19,7 42,3
Доля лотов с онлайн-ставками, % 18,9 13,6 48,3 9,8
Доля лотов, проданных по онлайн-ставкам, % 1,9 0 20,7 2,4

Комментарий AI. От мартовских торгов ведущих аукционных домов не ожидают рекордов: они служат, скорее, ориентирами, определяющими настроения (желание расстаться с деньгами) и вкусовые предпочтения коллекционеров. В этом сезоне оба аукционных дома, словно сговорившись (кто-то еще верит в их соперничество, а не партнерство, особенно в вопросах выживания?), разделили вечерние торги на два эшелона: «чистые» импрессионисты-модернисты и «они же, но с напылением современного искусства». Для пущего флера Christie’s обыграл в названии торгов тему сюрреализма — арт-лейтмотива пандемии, а Sotheby’s назвал свой вечер Modern Renaissance, что одновременно переводится и как «возрождение модернизма», и как «современный ренессанс».

Смешанные торги ожидаемо показали бóльшие объемы продаж, но остановиться хотелось бы на другом. Christie’s, по итогам 2020 года уступив Sotheby’s в суммарной выручке, на первых же значимых торгах нового сезона взял локальный, но убедительный реванш. В первую очередь это касается импрессионистов: их итоговая средняя стоимость оказалась в два раза выше, чем у конкурента. И это не результат ожесточенной борьбы коллекционеров — просто изначально аукционному дому доверили лоты классом чуть повыше (либо Christie’s перенес на март более значимые предметы из своих летних торгов, что тоже возможно). В ответ Sotheby’s лучше сработал в онлайн-сегменте, причем выиграл борьбу именно на торгах импрессионистов: каждый пятый лот ушел интернет-покупателю (у Christie’s — ни одного).

Интересная ситуация сложилась с лотами, чей выкуп был гарантирован третьей стороной. На современных художников гаранты-инвесторы ожидаемо ставили чаще, но больше обрадовались результатам Christie’s: итоговые 22,5 % (доля гарантированной суммы выкупа от финальной суммы по молотку) говорят о том, что непроданные предметы достались гарантам по цене в пять раз меньше рыночной, а успешно реализованные — позволили получить серьезный доход (о принципах работы аукционных гарантий вы можете прочесть здесь). В заключение необходимо отметить, как персонал Sotheby’s старается угодить своему без двух лет новому владельцу Патрику Драи, не только отрядив французское название в заглавие аукционного вечера, но и сделав парижскую студию главным распорядителем. То ли еще будет!

Таблица 2. Топ-15 предметов искусства, проданных с наибольшей стоимостью на вечерних торгах Sotheby’s и Christie’s, март 2021

Автор Название работы Сегмент искусства Аукционный дом Цена по молотку, $ млн
1 Бэнкси (1973) Game Changer Современное Christie's 19,73
2 Эдвард Мунк (1861–1944) Summer Day or Embrace on the Beach (The Linde Frieze) Модернизм Sotheby's 19,18
3 Пабло Пикассо (1881–1973) Femme nue couchée au collier (Marie-Thérèse) Модернизм Christie's 17,13
4 Винсент Ван Гог (1853–1890) Scène de rue à Montmartre (Impasse des Deux Frères et le Moulin à Poivre) Импрессионизм Sotheby's 13,28
5 Жоан Миро (1893–1983) Peinture Модернизм Christie's 11,92
6 Рене Магритт (1898–1967) Le mois des vendanges Модернизм Christie's 11,65
7 Пабло Пикассо (1881–1973) Femme assise dans un fauteuil noir (Jacqueline) Модернизм Christie's 11,23
8 Пабло Пикассо (1881–1973) Femme assise dans un fauteuil Модернизм Sotheby's 10,96
9 Жан–Мишель Баския (1960–1988) Self-Portrait Современное Christie's 10,55
10 Аршил Горки (1904–1948) Garden in Sochi Модернизм Sotheby's 10,00
11 Франтишек Купка (1871–1957) Le Jaillissement II (Tryskání II) Модернизм Sotheby's 8,77
12 Дэвид Хокни (1937) Tall Dutch Trees After Hobbema (Useful Knowledge) 2017 Современное Sotheby's 8,49
13 Александр Колдер (1898–1976) Submarine Christmas Tree Послевоенное Christie's 7,54
14 Жоан Миро (1893–1983) Le piège Модернизм Christie's 6,03
15 Френсис Бэкон (1909–1992) Sand Dune Послевоенное Christie's 5,89

Таблица 3. Топ-10 предметов искусства, проданных с наибольшим превышением среднего эстимейта на вечерних торгах Sotheby’s и Christie’s, март 2021

Автор Название работы Период творчества / Статус художника Аукционный дом Цена по молотку, $ тыс. Соотношение цены молотка (М) и среднего эстимейта (Е), М/Е 
1 Амоако Боафо (1984) Self-Portrait Молодой современный Christie's 602,8 6,3
2 Фрэнк Добсон (1886–1963) Female Torso Модернизм Sotheby's 2 294,8 5,6
3 Бэнкси (1973) Game Changer Признанный современный Christie's 19 728,0 4,8
4 Жан Фотрие (1898–1964) Corps d’otage Модернизм Sotheby's 3 493,5 4,3
5 Мэтью Вонг (1984–2019) Untitled Молодой современный Christie's 3 082,5 3,8
6 Жан-Франсуа Рафаэлли (1850–1924) Les courses à Jersey Импрессионизм Sotheby's 283,2 3,7
7 Ман Рэй (1890–1976) Femme aux yeux baissés Модернизм Christie's 150,7 3,7
8 Пабло Пикассо (1881–1973) Portrait de Françoise Модернизм Sotheby's 712,4 3,5
9 Рене Магритт (1898–1967) La grande marée Модернизм Christie's 2 192,0 2,0
10 Ханна Хёх (1889–1976) Der Berg Модернизм Christie's 548,0 2,0

Комментарий AI. В отношении топ-лотов из обеих таблиц можно ограничиться следующим замечанием: очень хороший Бэнкси выиграл у среднего Баскии, заждавшиеся коллекционеры увидели возвращение живописи Бэкона и Мунка (не триумфальное, но показательное — словно перелетные птицы вернулись под возгласы дворовых мальчишек), Дэвиду Хокни больше не нужно спасать престиж современного искусства — и он может стоить дешевле, а Мэтью Вонг и Амоако Боафо остаются на волне и после президентских выборов в США. А присутствие аж четырех работ одного испанского художника очень напоминает совет бывалых знатоков на игре «Что? Где? Когда?»: если не знаешь правильного ответа — говори: «Пушкин» и не ошибешься. Так и в нашем случае: кто всегда проползет в итоговые рейтинги, причем с любым результатом? Правильно, Пабло Диего Хосе Франсиско де Паула Хуан Непомусено Мария де лос Ремедиос Сиприано де ла Сантисима Тринидад Мартир Патрисио Руис-и-Пикассо.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20210413_evening.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20210413_evening.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх