СОВРЕМЕННОЕ РОССИЙСКОЕ ИСКУССТВО

Галерея 21-й век ARTinvestment.RU

  • Красношлыков
  • Мунц
  • Жерновская
  • Дронов
  • Максютин





Кураторские аукционы марта — 2021. Отчет ArtTactic
ARTinvestment.RU   07 апреля 2021

Анализ кураторских торгов модернизма, послевоенного и современного искусства ведущих аукционных домов

В своем новом отчете ArtTactic проанализировал три кураторских аукциона, прошедших в марте 2021 года. Напомним, кураторская модель — это довольно популярная система, применяемая многими аукционными домами. Суть ее состоит в том, что лоты для торгов собираются не в обычном порядке (периодизация, страна или направление искусства), а по некоему признаку, объединяющему художников разных возрастных групп и сегментов искусства. Такой подход стал особенно актуален в 2020 году, когда аукцион в смешанном формате привлекал на единое мероприятие заведомо разные аудитории коллекционеров и смешивал их в ходе самих торгов. В большинстве своем кураторами выступают сотрудники профильных отделов самих аукционов, но иногда приглашаются и громкие имена — чем повышают интерес к самому событию.

Объектами текущего исследования британская компания выбрала три аукциона, проведенных в Нью-Йорке в классическом формате — с аукционистом в зале:

• аукцион Phillips: New Now (3 марта 2021);

• аукцион Christie’s: Post-War to Present (9 марта 2021);

• аукцион Sotheby’s: Contemporary Curated (12 марта 2021).

Таблица 1. Результаты продаж предметов искусства на кураторских торгах Sotheby’s, Christie’s и Phillips (март 2021)

Аукционный дом, дата торгов / Показатель Phillips
3 марта 2021
Christie's
9 марта 2021
Sotheby's
12 марта 2021
Объем продаж (цена молотка), $ млн 7,54 18,63 19,32
Нижний эстимейт, $ млн 3,79 15,20 17,32
Верхний эстимейт, $ млн 5,52 21,92 24,03
Выставлено лотов, шт. 187 140 126
Продано, шт. 168 120 109
% 89,8 85,7 86,5
Средняя стоимость проданных лотов (цена молотка), $ тыс. 44,9 155,3 177,2
Количество лотов, проданных выше среднего эстимейта, шт. 106 68 55
Количество лотов, проданных ниже среднего эстимейта, шт. 77 70 67
Топ-продажа Лот 23 Мэтью Вонг Lotus. 2017 $1,35 млн Лот 18 Кит Харинг Untitled. 1983 $2,48 млн Лот 10 Эд Рушей California Grape Skins. 2009 $2,35 млн

Результаты продаж всех трех аукционных домов, сегментированные по отдельным категориям, представляют не меньший интерес для анализа — прежде всего в отношении географии и наиболее популярных ценовых категорий.

Таблица 2. Суммарные результаты продаж на кураторских торгах Sotheby’s, Christie’s и Phillips (март 2021) по отдельным категориям

Категория выборки Статья выборки Суммарная доля проданных лотов, %
Рыночный статус авторов Признанные современные художники 48
Послевоенные художники 26
Молодые современные художники 24
Модернисты 2
Страна происхождения авторов США 65
Великобритания 4
Германия 3
Бразилия 2
Италия 1
Канада 1
Япония 1
Другие страны (с долей менее 1 % каждая) 22
Вид искусства Живопись 59
Графика 20
Скульптура 14
Фотография 5
Текстиль 1
Новые виды искусства 0,3
Цена молотка < $100 тыс. 69
$100–200 тыс. 18
$200–500 тыс. 9
$0,5–1 млн 2
> $1 млн 2
Гендерный признак Мужчины 82
Женщины 18

Таблица 3. Топ-8 предметов искусства, проданных с наибольшим превышением среднего эстимейта на кураторских торгах Sotheby’s, Christie’s и Phillips, март 2021

Автор Название работы (год создания) Вид искусства Аукционный дом Цена по молотку, $ тыс. Соотношение цены молотка (М) и среднего эстимейта (Е), М/Е 
1 Соня Гомес (1948) Sem título from the series Torção (2013) Скульптура Phillips 110 11.0
2 Чакая Букер (1953) Untitled (2000) Скульптура Phillips 47 9.4
3 Гюнтер Фёрг (1952–2013) Untitled (2007) Живопись Sotheby's 280 9.3
4 Микален Томас (1971) Untitled #10 (2014) Живопись Phillips 710 8.9
5 Мэтью Вонг (1984–2019) Country Road at the Break of Dawn (2016) Живопись Christie's 430 8.6
6 Эд Кларк (1926–2019) Made in Manhattan (1961) Живопись Sotheby's 600 6.0
7 Алекс Гарднер (1987) Triangle (2015) Живопись Sotheby's 120 4.8
8 Эмили Мэй Смит (1979) Profane Interloper (2021) Живопись Christie's 280 4.7

Комментарий AI. Кураторские торги начала марта послужили хорошим разогревом перед вечерними аукционами крупнейших домов, прошедшими ближе к концу месяца (им будет посвящен следующий материал). И они не подвели: показали высокий процент успешных сделок, большое (настолько, что это отмечено отдельно) количество лотов было продано в несколько раз выше эстимейта, состоялись рекордные продажи чуть подзабытых — но вытянутых кураторской рукой на палубу арт-рынка — послевоенных художников среднего звена. В немалой степени успеху способствовало проведение торгов в физическом пространстве, пусть и с ограничениями, а также возобновление практики предаукционных выставок (на них, правда, нужно было записываться в индивидуальном порядке).

Отметим, что процент женщин-художниц у Phillips почти вдвое превысил таковой у Sotheby’s (24 % против 13 %), однако этому есть объяснение: Sotheby’s имеет дело исключительно со вторичным рынком, а Phillips почти официально распахнул двери молодежи с рынка первичного — активность молодых художниц не заставила себя ждать. Кроме того, Phillips активно сотрудничает с рынками Германии и Бразилии — Christie’s, напротив, делает ставку (помимо американских и британских художников, естественно) на авторов из Японии и Италии. Интересно, что у того же Phillips 30 % авторов (более 50 человек) представляли страны, доля каждой из которых в общем числе художников аукциона была менее 1 %. Sotheby’s и Christie’s даже в отношении молодого искусства выдерживают традиционную консервативность: их аналогичные показатели не превышают и 20 % (или 25 художников). Интересно и то, что в работу с новыми видами искусства (в данном случае световым искусством и видео-артом) и произведениями из текстиля опять же ввязывается лишь Phillips. Его старшие аукционные братья «курируют» торги более традиционно, ориентируясь на желание своих покупателей повесить или поставить, а не включить в розетку и спроецировать.

Главная особенность кураторских аукционов — одновременно и основное преимущество. Предметы искусства подобраны таким образом, что, желая приобрести две и больше работ, можно выбирать почти вслепую — не ошибешься. По такому же принципу построены коллекции одежды модных домов: все предметы в них сочетаются друг с другом по цветовой гамме и общему стилю. В последние годы эту модель аукционы переняли у индустрии моды, а в марте 2021 года вывели на новый уровень. Оттого и число покупок одним коллекционером двух и более работ за один вечер ощутимо выросло. То ли еще будет — скажут адепты интерьерного дизайна.

Кстати, AI также проводит кураторские аукционы, вынося их в отдельный блок — «XXI век. Современное российское искусство». Чтобы не оставаться в стороне от аукционных тенденций по соседству — спешите туда.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20210407_incubator.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20210407_incubator.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 24

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх