Кураторские аукционы марта — 2021. Отчет ArtTactic
Анализ кураторских торгов модернизма, послевоенного и современного искусства ведущих аукционных домов
В своем новом отчете ArtTactic проанализировал три кураторских аукциона, прошедших в марте 2021 года. Напомним, кураторская модель — это довольно популярная система, применяемая многими аукционными домами. Суть ее состоит в том, что лоты для торгов собираются не в обычном порядке (периодизация, страна или направление искусства), а по некоему признаку, объединяющему художников разных возрастных групп и сегментов искусства. Такой подход стал особенно актуален в 2020 году, когда аукцион в смешанном формате привлекал на единое мероприятие заведомо разные аудитории коллекционеров и смешивал их в ходе самих торгов. В большинстве своем кураторами выступают сотрудники профильных отделов самих аукционов, но иногда приглашаются и громкие имена — чем повышают интерес к самому событию.
Объектами текущего исследования британская компания выбрала три аукциона, проведенных в Нью-Йорке в классическом формате — с аукционистом в зале:
• аукцион Phillips: New Now (3 марта 2021);
• аукцион Christie’s: Post-War to Present (9 марта 2021);
• аукцион Sotheby’s: Contemporary Curated (12 марта 2021).
Таблица 1. Результаты продаж предметов искусства на кураторских торгах Sotheby’s, Christie’s и Phillips (март 2021)
| Аукционный дом, дата торгов / Показатель | Phillips 3 марта 2021 | Christie's 9 марта 2021 | Sotheby's 12 марта 2021 | |
|---|---|---|---|---|
| Объем продаж (цена молотка), $ млн | 7,54 | 18,63 | 19,32 | |
| Нижний эстимейт, $ млн | 3,79 | 15,20 | 17,32 | |
| Верхний эстимейт, $ млн | 5,52 | 21,92 | 24,03 | |
| Выставлено лотов, шт. | 187 | 140 | 126 | |
| Продано, | шт. | 168 | 120 | 109 |
| % | 89,8 | 85,7 | 86,5 | |
| Средняя стоимость проданных лотов (цена молотка), $ тыс. | 44,9 | 155,3 | 177,2 | |
| Количество лотов, проданных выше среднего эстимейта, шт. | 106 | 68 | 55 | |
| Количество лотов, проданных ниже среднего эстимейта, шт. | 77 | 70 | 67 | |
| Топ-продажа | Лот 23 Мэтью Вонг Lotus. 2017 $1,35 млн | Лот 18 Кит Харинг Untitled. 1983 $2,48 млн | Лот 10 Эд Рушей California Grape Skins. 2009 $2,35 млн | |
Результаты продаж всех трех аукционных домов, сегментированные по отдельным категориям, представляют не меньший интерес для анализа — прежде всего в отношении географии и наиболее популярных ценовых категорий.
Таблица 2. Суммарные результаты продаж на кураторских торгах Sotheby’s, Christie’s и Phillips (март 2021) по отдельным категориям
| Категория выборки | Статья выборки | Суммарная доля проданных лотов, % |
|---|---|---|
| Рыночный статус авторов | Признанные современные художники | 48 |
| Послевоенные художники | 26 | |
| Молодые современные художники | 24 | |
| Модернисты | 2 | |
| Страна происхождения авторов | США | 65 |
| Великобритания | 4 | |
| Германия | 3 | |
| Бразилия | 2 | |
| Италия | 1 | |
| Канада | 1 | |
| Япония | 1 | |
| Другие страны (с долей менее 1 % каждая) | 22 | |
| Вид искусства | Живопись | 59 |
| Графика | 20 | |
| Скульптура | 14 | |
| Фотография | 5 | |
| Текстиль | 1 | |
| Новые виды искусства | 0,3 | |
| Цена молотка | < $100 тыс. | 69 |
| $100–200 тыс. | 18 | |
| $200–500 тыс. | 9 | |
| $0,5–1 млн | 2 | |
| > $1 млн | 2 | |
| Гендерный признак | Мужчины | 82 |
| Женщины | 18 |
Таблица 3. Топ-8 предметов искусства, проданных с наибольшим превышением среднего эстимейта на кураторских торгах Sotheby’s, Christie’s и Phillips, март 2021
| № | Автор | Название работы (год создания) | Вид искусства | Аукционный дом | Цена по молотку, $ тыс. | Соотношение цены молотка (М) и среднего эстимейта (Е), М/Е |
|---|---|---|---|---|---|---|
| 1 | Соня Гомес (1948) | Sem título from the series Torção (2013) | Скульптура | Phillips | 110 | 11.0 |
| 2 | Чакая Букер (1953) | Untitled (2000) | Скульптура | Phillips | 47 | 9.4 |
| 3 | Гюнтер Фёрг (1952–2013) | Untitled (2007) | Живопись | Sotheby's | 280 | 9.3 |
| 4 | Микален Томас (1971) | Untitled #10 (2014) | Живопись | Phillips | 710 | 8.9 |
| 5 | Мэтью Вонг (1984–2019) | Country Road at the Break of Dawn (2016) | Живопись | Christie's | 430 | 8.6 |
| 6 | Эд Кларк (1926–2019) | Made in Manhattan (1961) | Живопись | Sotheby's | 600 | 6.0 |
| 7 | Алекс Гарднер (1987) | Triangle (2015) | Живопись | Sotheby's | 120 | 4.8 |
| 8 | Эмили Мэй Смит (1979) | Profane Interloper (2021) | Живопись | Christie's | 280 | 4.7 |
Комментарий AI. Кураторские торги начала марта послужили хорошим разогревом перед вечерними аукционами крупнейших домов, прошедшими ближе к концу месяца (им будет посвящен следующий материал). И они не подвели: показали высокий процент успешных сделок, большое (настолько, что это отмечено отдельно) количество лотов было продано в несколько раз выше эстимейта, состоялись рекордные продажи чуть подзабытых — но вытянутых кураторской рукой на палубу арт-рынка — послевоенных художников среднего звена. В немалой степени успеху способствовало проведение торгов в физическом пространстве, пусть и с ограничениями, а также возобновление практики предаукционных выставок (на них, правда, нужно было записываться в индивидуальном порядке).
Отметим, что процент женщин-художниц у Phillips почти вдвое превысил таковой у Sotheby’s (24 % против 13 %), однако этому есть объяснение: Sotheby’s имеет дело исключительно со вторичным рынком, а Phillips почти официально распахнул двери молодежи с рынка первичного — активность молодых художниц не заставила себя ждать. Кроме того, Phillips активно сотрудничает с рынками Германии и Бразилии — Christie’s, напротив, делает ставку (помимо американских и британских художников, естественно) на авторов из Японии и Италии. Интересно, что у того же Phillips 30 % авторов (более 50 человек) представляли страны, доля каждой из которых в общем числе художников аукциона была менее 1 %. Sotheby’s и Christie’s даже в отношении молодого искусства выдерживают традиционную консервативность: их аналогичные показатели не превышают и 20 % (или 25 художников). Интересно и то, что в работу с новыми видами искусства (в данном случае световым искусством и видео-артом) и произведениями из текстиля опять же ввязывается лишь Phillips. Его старшие аукционные братья «курируют» торги более традиционно, ориентируясь на желание своих покупателей повесить или поставить, а не включить в розетку и спроецировать.
Главная особенность кураторских аукционов — одновременно и основное преимущество. Предметы искусства подобраны таким образом, что, желая приобрести две и больше работ, можно выбирать почти вслепую — не ошибешься. По такому же принципу построены коллекции одежды модных домов: все предметы в них сочетаются друг с другом по цветовой гамме и общему стилю. В последние годы эту модель аукционы переняли у индустрии моды, а в марте 2021 года вывели на новый уровень. Оттого и число покупок одним коллекционером двух и более работ за один вечер ощутимо выросло. То ли еще будет — скажут адепты интерьерного дизайна.
Кстати, AI также проводит кураторские аукционы, вынося их в отдельный блок — «XXI век. Современное российское искусство». Чтобы не оставаться в стороне от аукционных тенденций по соседству — спешите туда.
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20210407_incubator.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20210407_incubator.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


