Феномен Бипла. Майк Винкельманн. Часть 1
ARTinvestment.RU   25 марта 2021

История самого известного художника последнего месяца, в чьем творческом багаже — всего одна аукционная продажа и пять групповых выставок

Сегодня мы решили немного отойти от формата традиционной рубрики «Современные художники в кризис». «Какой же это кризис?» — спросит читатель AI, увидев на ведущем аукционе продажу за $69,3 млн работы художника, чье имя еще полгода назад было неизвестно не только нам с вами, но и всему официальному арт-рынку. «Это не кризис, это щелчок рынку по носу», — скажут одни. «Это надувательство, которое скоро лопнет», — решат другие. «Это наше будущее, привыкайте», — прокомментируют третьи, при этом скрывшись под крипто-псевдонимами. Кто из них прав? Попробуем разобраться вместе.

Встречайте: Майк Винкельманн, или Бипл (англ. Beeple) — американский графический дизайнер, работающий в области цифрового искусства. По состоянию на 25 марта 2020 года — третий в рейтинге самых дорогих современных художников.

Цифровое искусство сформировалось в русле других нематериальных практик 1960-х годов — в первую очередь парадигмы концептуализма, искавшего способ отказаться от предмета с позиций критики консюмеризма и культуры потребления. Однако последним контекст возникновения этого направления, безусловно, не исчерпывается. Подготовленное коллажным принципом авангарда и реди-мейдом Дюшана, идеями Флюксуса о сближения искусства и жизни, деятельным соучастием зрителя в искусстве новых форм — перформанса и хэппенинга, огромное разнообразие практик, объединенных сейчас под названием цифрового, или медиаискусства, осмысливало возможности взаимодействия стремительно развивающихся технологий с социальным, культурным пространством и сознанием отдельной индивидуальности.

Эта сущностная черта медиаискусства, интерактивность, с приходом эпохи Веб 2.0 понимается гораздо шире, чем работа с интерфейсом. Социальные сети предлагают новый тип позиционирования цифрового произведения, который меняет не только отношения между художником и зрителем, но и прямо влияет на содержательную сторону цифрового искусства. Оно становится как никогда более конъюнктурным и открытым, а процесс его создания — как никогда прежде динамичным, хотя бы потому, что публикации в соцсетях изначально предполагают сиюминутную реакцию на поток информации. Творчество Бипла уместно рассматривать именно в рамках этого дискурса.

Винкельманн работает в области трехмерной графики. Его инструмент — компьютерная программа Cinema 4D, «экспозиционная площадка» — Instagram и Twitter. Нашумевший проект «Каждый день», которым Винкельманн занимается уже на протяжении 14 лет, — главный контент для его аудитории, но конечно, далеко не единственный. Наряду с ним Бипл выпускает короткометражные фильмы, музыкальные видео. «Каждый день» возник в форме некоего образовательного проекта. Строго установленный срок в один день подстегивал художника регулярно совершенствовать свои навыки, а также не позволял отказаться от явления работы миру, даже если она казалась автору несовершенной: Винкельманн утверждает, что ни разу не подготавливал произведение заранее и не пропустил ни дня, включая дни своей свадьбы и рождения детей. Так, мы имеем дело с последовательной визуализацией процесса ученичества, что само по себе снимает большую часть вопросов к техническим аспектам если не произведения в целом, то составных частей, относящихся к раннему периоду.

В своей основе сегодняшнее творчество Винкельманна является непосредственным, мгновенным откликом на образы и события, сугубо личной, ироничной и визионерской интерпретацией социальной и политической обстановки. Публикация работ в социальных сетях подразумевает обратную связь — подобную реакцию здесь-и-сейчас. В таком случае глубина содержания отходит на второй план, уступая первенство взаимодействию зрителя с изображением, в результате которого потребитель визуального контента обращается вглубь себя, к своим ощущениям, за комментарием не только к представленной работе, но и к создавшей ее повестке.

Творческое соучастие зрителя в изменении реальности произведения, чаще всего понимаемое под интерактивностью цифрового искусства, не слишком характерно для произведений Винкельманна. Обычно процесс взаимодействия ограничивается сознанием зрителя, в котором происходит сложное переплетение контекстов. Но и здесь есть исключения — совместное создание одного из произведений проекта «Каждый день» во время NAB Show 2019 или работа Crossroads (2020), облик которой зависел от результата президентских выборов. Наконец, еще одним принципиально важным моментом является горячая агитация Бипла в поддержку общедоступности и потенциальной изменчивости своего цифрового искусства — значительная часть его творчества открыта для скачивания, модификации и создания собственной, уникальной версии, то есть нового комментария.

Майк Винкельманн родился в 1981 году и вырос в Норт-Фон-дю-Лак — маленьком городке с населением в 5 000 жителей, располагающемся в часе езды от Милуоки, штат Висконсин. Он поступил в Университет Пердью на специальность «компьютерные науки», намереваясь стать программистом, но уже студентом увлекся анимацией. После окончания университета (2003) Винкельманн недолго работал веб-дизайнером, однако все больше его времени занимали эксперименты в области графического дизайна. Пустился в творческие авантюры Винкельманн под псевдонимом Бипл (англ. Beeple), отсылающим к плюшевой интерактивной игрушке из 1980-х, которая реагирует на свет светящимся носом и специфическим звуком (кстати, Винкельманн их коллекционирует). Большая часть ранних произведений Бипла — короткометражные фильмы с музыкальным сопровождением, которые он называет «инструментальные видео». Сейчас они хранятся на сайте Винкельманна во вкладке «Архив», а автор советует зрителю воздержаться от их просмотра...

На путь, приведший впоследствии к международному признанию, Бипл вступил 1 мая 2007 года — именно тогда он создал первую работу из проекта «Каждый день». Ранние изображения из этой серии представляли собой любительские наброски на бумаге, своего рода личный дневник или альбом, заполненный преимущественно автопортретами и изображениями близких, картинкам юмористического и эротического содержания, саркастически переработанными образами из визуального поля масс-медиа. Сперва Бипл загружал произведения только на персональный сайт, аудитория которого насчитывала от силы пару постоянных зрителей.

Все изменилось в 2008 году, когда Бипл погрузился в работу с трехмерной компьютерной анимацией в Cinema 4D. «Каждый день» превратился в площадку для опробования возможностей программы. Примерно в это же время Винкельманн начал создавать музыкальные закольцованные видео с визуальными эффектами из анимированных геометрических форм (VJ loops). Правами на видеоклипы, созданными на основе лицензии Creative Commons, художник щедро делился со всей аудиторией. Работы приобрели большую популярность в мире электронной музыки и со временем привели Бипла в шоу-бизнес: к настоящему моменту он успел создать визуальный ряд для концертов Джастина Бибера, One Direction, Кэти Перри, Ники Минаж, Эминем, Шакира и др.

Опыты с трехмерной графикой продолжались и в виде короткометражных мультипликационных фильмов. Одна из таких работ, Subprime (2009), в подкупающе наивной форме запечатлевающая, как «американский рынок недвижимости выходит из-под контроля», впервые представила творчество художника в музее в рамках групповой выставки 17 DAYS (VOL.5) в Richmond Center for Visual Arts (Каламазу, Мичиган) в 2013 году. На протяжении суток двухминутное видео повторялось на двух гигантских экранах, располагающихся на входе в центр. Затем выставка отправилась в The Bret Llewellyn Art Gallery в Alfred State College.

Укрепившись в своих навыках, Винкельманн перенес свое творчество в соцсети: в 2011-м «Каждый день» переместился в Twitter, с 2014-го — в Instagram. Механизированные абстракции, основная визуальная тема зацикленных видео, постепенно перерастали в техногенные ландшафты, которые затем стали неотчуждаемым элементом узнаваемой бипловской антиутопии. Ее тематическая составляющая — власть политиков, корпораций и технологий, давящая сила вездесущих образов массовой культуры, тревога перед возрастающей публичностью в Сети — нашла выражение в сюжетах видеоклипов, соединяющих гиперреалистичную анимацию и текст с музыкальным аудиорядом. Среди них — Transparent Machines (2013), финальный титр которой гласит: «Мы прозрачные машины, генерирующие биллионы долларов для гигантских корпораций из нашей приватной информации», пророчащая кибервойну Zero Day (2015) и недавняя Manifest Destiny (2019), размышляющая о противоречиях американской политико-экономической системы. Именно короткометражные фильмы и прочие видеоработы, как жанр уже в целом привычный музейному пространству, составили основу экспозиций Бипла, резко возросших в числе в 2018 году: февральского персонального проекта CRAP: A Beeple Retrospective в пространстве The Made в NY Media Center, частично показанного в апреле в рамках Mitte Media Festival 2018 и завершившегося триумфальным вознесением доработанной версии Transparent Machines на 19-метровый купол во время фестиваля Sonar360º в мае.

Примерно в это время возникли известный современной аудитории Бипл и его «ежедневное» цифровое безумие, составленное из визуальных констант массовой культуры, мемов, мультипликационных героев, знаменитостей и политических лидеров, погруженных в постапокалиптическую реальность видеоигры. Ситуации, в которые попадают персонажи Бипла, сюрреалистичны, а трансформации, которым подвергается их облик, обезоруживают зрителя безграничной гиперболизацией и неистощимой фантазией — наиболее увесистые порции черного юмора летят в адрес Дональда Трампа, Ким Чен Ына, Майкла Джексона и Илона Маска. В лучших традициях постмодернизма изобилие цитат и нарративов спаивается в единое целое по принципу коллажа из найденных изображений-«артефактов» (с 2017 года автор использует готовые 3D-модели) и, генетически связываясь с поп- и соц-артом, на выходе предстает в виде крайне радикального варианта традиционной карикатуры.

Вскоре с Винкельманном связался арт-директор Louis Vuitton Флорент Буономано. Под впечатлением от обнаруженных в Сети работ Бипла он предложил разместить их в качестве принтов в новой коллекции. Так произведения из серии «Каждый день» украсили тринадцать предметов одежды из весенне-летней коллекции прет-а-порте 2019 года. 

В 2019 году Бипл еще раз принял участие в Mitte Media Festival. Затем пришла пандемия. Учитывая специфику искусства Винкельманна, она не слишком повлияла на ход его творческой деятельности, но сильно ударила по доходам: он перестал получать заказы на большие концерты, прибыль от которых составляла значительную долю его заработка. И Бипл задумался о монетизации своего искусства. Во второй половине 2020 года Винкельманн заинтересовался технологией блокчейна и рынком криптоискусства, и в октябре через платформу Nifty Gateway была совершена первая продажа трех NFT Бипла. Одно из произведений, Crossroad (2020), ушло за $66 666,66 и, кстати, в феврале этого года было перепродано на вторичном рынке уже за $6,6 млн. Вторая аукционная продажа прошла в декабре 2020-го: всего за пару дней двадцать одно NFT-произведение из серии «Каждый день» заработало в сумме $3,5 млн.

Третью по счету продажу работы Бипла, неожиданно для многих, в начале февраля 2021 года анонсировал Christie’s: существующий лишь в цифровом формате токен-арт «Каждый день: первые 5000 дней» (2021) предлагался в рамках онлайн-аукциона в период с 25 февраля по 11 марта. Стартовая стоимость будущего рекорда цифрового искусства составляла всего $100.

В продолжении материала мы детально расскажем об эпохальной продаже работы Бипла на Christie’s и поговорим о будущем NFT-рынка в целом.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20210325_beeple.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20210325_beeple.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх