Мировой рынок китайского искусства. Отчет Artnet
ARTinvestment.RU   11 ноября 2020

Анализ объема продаж китайского современного и классического искусства аукционными домами в 2019 году

Artnet и Китайская ассоциация аукционистов в восьмой раз представили ежегодный отчет по рынку китайских художественных аукционов, фокусирующийся на продажах китайского искусства и антиквариата в 2019 году — в пределах страны и за рубежом. Правда, нынешний отчет вышел не в начале календарного года, как все предыдущие, а в ноябре, когда, казалось бы, результаты минувшего сезона устарели и информационно, и морально (учитывая изменения в самой структуре рынка из-за карантина). Однако, как мы знаем, Китай ничего не делает просто так: наиболее интересным в самом отчете является время его появления — по окончании азиатского карантина и между двумя карантинами европейскими.

Но о причинах и следствиях мы традиционно порассуждаем в выводах, а пока — основные тезисы и цифры исследования:

• Мировой объем аукционных продаж китайского искусства и антиквариата в 2019 году составил $5,7 млрд, что на 10 % меньше цифры аналогичного периода прошлого года и самый низкий показатель с 2010 года.

• На фоне продолжающейся торговой войны с США и снижения темпов роста ВВП Китая объем аукционных продаж в материковом Китае снизился в 2019 году на 10 % — до $3,7 млрд долларов, также самого низкого уровня с 2010 года.

• Рынок китайского искусства и антиквариата за пределами материкового Китая сократился на 9 % в годовом исчислении, при этом продажи в США снизились на 6 %, в остальной Азии — на 11 %. На аукционные дома Европы пришлось 29 % продаж всего китайского искусства и антиквариата, а США — 32 %.

• Сбои в аукционных циклах из-за протестов в Гонконге уменьшили количество лотов, выставленных на торги на азиатских аукционах (за исключением материкового Китая) на 14 %. Рынок Гонконга, в частности, сократился в объеме продаж до $1,3 млрд — минимума за последние 7 лет, или минус 10 % по сравнению с 2018 годом.

• На фоне общего снижения рынка доля проданных лотов китайского искусства и антиквариата в Азии (за исключением материкового Китая), наоборот, увеличилась до 67,5 %, что является самым высоким показателем с 2012 года.

• Искусство XX века и современное искусство были единственными сегментами китайского искусства, проданного за пределами материкового Китая, в которых одновременно наблюдался рост и объема продаж, и количества проданных лотов. Суммарный объем продаж в 2019 году в этих двух категориях достиг максимума за последние 9 лет. Средняя цена проданных лотов в этих сегментах с 2018 по 2019 год выросла на аукционных торгах в материковом Китае на 23 %.

• Рынок традиционной китайской живописи и каллиграфии, который является крупнейшим сегментом коллекционирования в материковом Китае, напротив, продолжал сокращаться в объемах продаж и опустился до самого низкого показателя с 2013 года. Количество проданных лотов в этой категории упало на 10 %. Объем продаж этого же сегмента искусства за рубежом также снизился — до 7-летнего минимума.

• Количество выставленных на публичные торги лотов китайского искусства и антиквариата снизилось на 2 %, а объем продаж — на 1 % по сравнению с прошлым годом. В частности, средняя цена за проданную работу достигла 7-летнего минимума и составила $15,3 тыс.

• Было продано 79 лотов дороже 100 млн йен ($14,4 млн) каждый — это самый высокий показатель количества проданных сверхдорогих лотов с 2012 года, однако их суммарная выручка оказалась почти на треть ниже результата 2018 года

• Цены некоторых значимых лотов, повторно проданных в 2019 году, серьезно скорректировались вниз. Так, каллиграфия Ци Байши «Долголетие» была продана в 2011 году за $7,6 млн — а в минувшем сезоне нашла следующего покупателя «всего» за $4 млн.

• В целом мировой рынок китайского искусства и антиквариата все больше концентрируется на нижнем ценовом сегменте: 96 % лотов в 2019 году были проданы по цене ниже 500 тыс иен ($720 тыс.).

•  Количество действующих аукционных домов в Китае упало на 10 % — ниже уровня 2012 года, когда Китай пережил самое массовое сокращение аукционов в новейшей истории. Из оставшихся аукционных домов лишь 40 % провело хотя бы единичные торги в 2019 году — в 2012-м таковых было почти 70 %.

• Общий объем продаж пяти ведущих мировых аукционных домов китайского искусства и антиквариата в 2019 году составил почти $3 млрд — 51 % от общего объема соответствующего рынка, и этот показатель растет второй год подряд.

• Poly International и China Guardian по итогам 2019 года сохранили лидерство по объемам продаж, выручив на двоих $1,61 млрд — на 3 % больше по сравнению с 2018 годом. Продажи двух ведущих филиалов мировых аукционных домов — Christie's Hong Kong и Sotheby's Hong Kong — наоборот, с 2018 по 2019 год сократились в совокупности на 11 %.

Таблица 1. Топ-10 аукционных домов по объему продаж китайского искусства и антиквариата в 2019 году

 

Аукционный дом

Кол-во выставленных лотов, тыс. шт

Доля проданных лотов, %

Объем продаж с учетом премии покупателя, $ млн

1

Poly International Auction Co., Ltd,

22,9

66,3

913,1

2

China Guardian Auctions Co., Ltd,

27,6

77,8

698,2 

3

Sotheby's Hong Kong

2,9

81,6

552,4 

4

Xiling Yinshe Auction Co.,Ltd,

29,3

86,9

429,6 

5

Christie's Hong Kong

1,9

73,3

389,8 

6

Sungari International Auction

10,5

63,2

238,9 

7

Rombon Auction Beijing

7,1

71,6

196,7 

8

Holly International Auctions Co., Ltd,

6,3

73,7

148,2 

9

Poly Auction Hong Kong

1,3

56,4

132,9 

10

Holly's International (HK) Auctions Co., Ltd

0,5

68,1

110,5 

Таблица 2. Топ-10 работ китайского искусства и антиквариата, проданного в 2019 году

Аукционный дом

Наименование торгов

Художник

Лот

Цена с учетом премии покупателя, $ млн

1

Christie's Hong Kong

20th Century & Contemporary Art (Evening Sale)

Санью
(1901–1956)

Five Nudes

38,8

2

China Guardian International Auction Co., Ltd.

Fall 2019 Grand View: Chinese Painting Highlight • Classical

Чжао Мэнфу (1254–1322)

Two Letters to Guo Youzhi

38,7

3

Beijing Poly International Auction Co., Ltd.

Fall 2019 Important Modern Chinese Paintings and Calligraphy Night Sale

Ли Кэжань
(1907–1989)

A Long and Arduous Journey

29,9

4

China Guardian International Auction Co., Ltd.

Fall 2019 Grand View: Chinese Painting Highlight (Modern)

Пань Тяньшоу (1897–1971)

Pine after Rain

29,8

5

Sotheby's Hong Kong

An Enamelled Jewel The Le Cong Tang Collection

-

A Highly Important and Superbly Painted Beijing Enamel Falangcai Pouch-Shaped Glass Vase Blue Enamel Mark and Period of Qianlong

26,3

6

Sotheby's Hong Kong

Modern Art Evening Sale

Санью
(1901–1956)

Nu

25,3

7

Christie's Hong Kong

20th Century & Contemporary Art (Evening Sale)

Чжао Уцзи
(1921–2013)

Triptyque

22,7 

8

Beijing Poly International Auction Co., Ltd.

Spring 2019 The Grand Panorama—Three Rarities of The Yongzheng Imperial Workshop

-

A Magnificently Rare Blue and White with Copper Red “Dragon” Bottle Vase, Tianqiuping Yongzheng Period, Qing Dynasty

21,3

9

Beijing Poly International Auction Co., Ltd.

Fall 2019 More Sublime When Looking Up: Chinese Paintings and Calligraphy Evening Sale

Ван Мэн
(1308–1385)

Landscape

21,1

10

China Guardian International Auction Co., Ltd.

Spring 2019 Grand View: Chinese Painting Highlight (Modern)

У Гуаньчжун (1919–2010)

Lion Grove Garden

20,8

Комментарий AI: Нелишним будет напомнить, что на пике развития рынка китайского искусства и антиквариата (2011–2013) совокупный объем его публичных продаж составлял до 50 % мирового аукционного оборота. Однако под влиянием геополитической нестабильности, вылившейся в торговую войну, произошло замедление экономического роста Китая, а захваченная доля арт-рынка снизилась в 2019 году до 30 % — самого низкого показателя за последнее десятилетие. Следует учесть, что в 2018 году завершился первый цикл национальной программы Китая по поддержке искусства (2008–2018), в рамках которой, по данным ArtAsiaPacific, на финансирование искусства в пределах Поднебесной и на международной арене государством ежегодно выделялось до $9 млрд. О ее продолжении официально пока не сообщалось.

Согласно отчету Artnet, оборот предметов китайского искусства в 2019 году по основным показателям снизился. Однако все познается в сравнении: общий объем продаж искусства в целом в США и Великобритании (самых крупных мировых рынках наряду с материковым Китаем), по данным того же Artnet, с 2018 по 2019 год упал на 15 % и 16 % соответственно. При этом аукционный оборот французских аукционных домов увеличился за аналогичный период на 49 % — привет «Брекситу» и массово отчалившей из Лондона европейской и арабской элите.

Переходим к версиям, зачем Китаю (вы же не думаете, что инициатором стал Artnet?) понадобился отчет по 2019 году, изданный под конец года 2020-го. Взглянем на дело с другой стороны: отчет с негативными в целом показателями вышел тогда, когда уже были посчитаны предварительные итоги нынешнего аукционного сезона. А Китай очень хорошо знаком со стратегией «шаг назад — два вперед». Первая версия: показатели Поднебесной по 2020 году, которые обнародуют следующей весной, будут значительно превосходить цифры остальных стран — как минимум падение рынка будет ощутимо меньшим (карантин ограничил перемещения китайских коллекционеров, и они активно принялись покупать на внутреннем рынке то, что ранее приобретали в Нью-Йорке. — AI.). А для того, чтобы подчеркнуть рост, необходимо показать падение, что и было сделано в данном отчете.

Вторая версия связана с возможным возобновлением государственной программы поддержки искусства, о котором мы можем догадываться по косвенным признакам. Один из таких признаков — публикация отчета с «переходными» показателями, чтобы затем (опять же) показать стремительный рост.

Третья версия отдает чуть большей конспирологией и связана с возможной сменой президента США и таким же возможным снятием торгового эмбарго: как известно, наиболее активны на рынке искусства как раз демократические силы США — они-то и должны быть заинтересованы в восстановлении китайско-американских связей на уровне перекрестных продаж искусства (американцы в Гонконге, китайцы в Нью-Йорке). Отчет Artnet на этом фоне — довольно ясный сигнал приходящей к власти элите США о том, что без Китая международный рынок искусства явно теряет в объемах.

«Но, если что — у нас есть Европа», — сообщается между строк явно китайской каллиграфией.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20201111_ArtnetChina.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20201111_ArtnetChina.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 34

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх