Мировой рынок китайского искусства. Отчет Artnet
Анализ объема продаж китайского современного и классического искусства аукционными домами в 2019 году
Artnet и Китайская ассоциация аукционистов в восьмой раз представили ежегодный отчет по рынку китайских художественных аукционов, фокусирующийся на продажах китайского искусства и антиквариата в 2019 году — в пределах страны и за рубежом. Правда, нынешний отчет вышел не в начале календарного года, как все предыдущие, а в ноябре, когда, казалось бы, результаты минувшего сезона устарели и информационно, и морально (учитывая изменения в самой структуре рынка из-за карантина). Однако, как мы знаем, Китай ничего не делает просто так: наиболее интересным в самом отчете является время его появления — по окончании азиатского карантина и между двумя карантинами европейскими.
Но о причинах и следствиях мы традиционно порассуждаем в выводах, а пока — основные тезисы и цифры исследования:
• Мировой объем аукционных продаж китайского искусства и антиквариата в 2019 году составил $5,7 млрд, что на 10 % меньше цифры аналогичного периода прошлого года и самый низкий показатель с 2010 года.
• На фоне продолжающейся торговой войны с США и снижения темпов роста ВВП Китая объем аукционных продаж в материковом Китае снизился в 2019 году на 10 % — до $3,7 млрд долларов, также самого низкого уровня с 2010 года.
• Рынок китайского искусства и антиквариата за пределами материкового Китая сократился на 9 % в годовом исчислении, при этом продажи в США снизились на 6 %, в остальной Азии — на 11 %. На аукционные дома Европы пришлось 29 % продаж всего китайского искусства и антиквариата, а США — 32 %.
• Сбои в аукционных циклах из-за протестов в Гонконге уменьшили количество лотов, выставленных на торги на азиатских аукционах (за исключением материкового Китая) на 14 %. Рынок Гонконга, в частности, сократился в объеме продаж до $1,3 млрд — минимума за последние 7 лет, или минус 10 % по сравнению с 2018 годом.
• На фоне общего снижения рынка доля проданных лотов китайского искусства и антиквариата в Азии (за исключением материкового Китая), наоборот, увеличилась до 67,5 %, что является самым высоким показателем с 2012 года.
• Искусство XX века и современное искусство были единственными сегментами китайского искусства, проданного за пределами материкового Китая, в которых одновременно наблюдался рост и объема продаж, и количества проданных лотов. Суммарный объем продаж в 2019 году в этих двух категориях достиг максимума за последние 9 лет. Средняя цена проданных лотов в этих сегментах с 2018 по 2019 год выросла на аукционных торгах в материковом Китае на 23 %.
• Рынок традиционной китайской живописи и каллиграфии, который является крупнейшим сегментом коллекционирования в материковом Китае, напротив, продолжал сокращаться в объемах продаж и опустился до самого низкого показателя с 2013 года. Количество проданных лотов в этой категории упало на 10 %. Объем продаж этого же сегмента искусства за рубежом также снизился — до 7-летнего минимума.
• Количество выставленных на публичные торги лотов китайского искусства и антиквариата снизилось на 2 %, а объем продаж — на 1 % по сравнению с прошлым годом. В частности, средняя цена за проданную работу достигла 7-летнего минимума и составила $15,3 тыс.
• Было продано 79 лотов дороже 100 млн йен ($14,4 млн) каждый — это самый высокий показатель количества проданных сверхдорогих лотов с 2012 года, однако их суммарная выручка оказалась почти на треть ниже результата 2018 года
• Цены некоторых значимых лотов, повторно проданных в 2019 году, серьезно скорректировались вниз. Так, каллиграфия Ци Байши «Долголетие» была продана в 2011 году за $7,6 млн — а в минувшем сезоне нашла следующего покупателя «всего» за $4 млн.
• В целом мировой рынок китайского искусства и антиквариата все больше концентрируется на нижнем ценовом сегменте: 96 % лотов в 2019 году были проданы по цене ниже 500 тыс иен ($720 тыс.).
• Количество действующих аукционных домов в Китае упало на 10 % — ниже уровня 2012 года, когда Китай пережил самое массовое сокращение аукционов в новейшей истории. Из оставшихся аукционных домов лишь 40 % провело хотя бы единичные торги в 2019 году — в 2012-м таковых было почти 70 %.
• Общий объем продаж пяти ведущих мировых аукционных домов китайского искусства и антиквариата в 2019 году составил почти $3 млрд — 51 % от общего объема соответствующего рынка, и этот показатель растет второй год подряд.
• Poly International и China Guardian по итогам 2019 года сохранили лидерство по объемам продаж, выручив на двоих $1,61 млрд — на 3 % больше по сравнению с 2018 годом. Продажи двух ведущих филиалов мировых аукционных домов — Christie's Hong Kong и Sotheby's Hong Kong — наоборот, с 2018 по 2019 год сократились в совокупности на 11 %.
Таблица 1. Топ-10 аукционных домов по объему продаж китайского искусства и антиквариата в 2019 году
№ | Аукционный дом | Кол-во выставленных лотов, тыс. шт | Доля проданных лотов, % | Объем продаж с учетом премии покупателя, $ млн |
---|---|---|---|---|
1 | Poly International Auction Co., Ltd, | 22,9 | 66,3 | 913,1 |
2 | China Guardian Auctions Co., Ltd, | 27,6 | 77,8 | 698,2 |
3 | Sotheby's Hong Kong | 2,9 | 81,6 | 552,4 |
4 | Xiling Yinshe Auction Co.,Ltd, | 29,3 | 86,9 | 429,6 |
5 | Christie's Hong Kong | 1,9 | 73,3 | 389,8 |
6 | Sungari International Auction | 10,5 | 63,2 | 238,9 |
7 | Rombon Auction Beijing | 7,1 | 71,6 | 196,7 |
8 | Holly International Auctions Co., Ltd, | 6,3 | 73,7 | 148,2 |
9 | Poly Auction Hong Kong | 1,3 | 56,4 | 132,9 |
10 | Holly's International (HK) Auctions Co., Ltd | 0,5 | 68,1 | 110,5 |
Таблица 2. Топ-10 работ китайского искусства и антиквариата, проданного в 2019 году
№ | Аукционный дом | Наименование торгов | Художник | Лот | Цена с учетом премии покупателя, $ млн |
---|---|---|---|---|---|
1 | Christie's Hong Kong | 20th Century & Contemporary Art (Evening Sale) | Санью | Five Nudes | 38,8 |
2 | China Guardian International Auction Co., Ltd. | Fall 2019 Grand View: Chinese Painting Highlight • Classical | Чжао Мэнфу (1254–1322) | Two Letters to Guo Youzhi | 38,7 |
3 | Beijing Poly International Auction Co., Ltd. | Fall 2019 Important Modern Chinese Paintings and Calligraphy Night Sale | Ли Кэжань | A Long and Arduous Journey | 29,9 |
4 | China Guardian International Auction Co., Ltd. | Fall 2019 Grand View: Chinese Painting Highlight (Modern) | Пань Тяньшоу (1897–1971) | Pine after Rain | 29,8 |
5 | Sotheby's Hong Kong | An Enamelled Jewel The Le Cong Tang Collection | - | A Highly Important and Superbly Painted Beijing Enamel Falangcai Pouch-Shaped Glass Vase Blue Enamel Mark and Period of Qianlong | 26,3 |
6 | Sotheby's Hong Kong | Modern Art Evening Sale | Санью | Nu | 25,3 |
7 | Christie's Hong Kong | 20th Century & Contemporary Art (Evening Sale) | Чжао Уцзи | Triptyque | 22,7 |
8 | Beijing Poly International Auction Co., Ltd. | Spring 2019 The Grand Panorama—Three Rarities of The Yongzheng Imperial Workshop | - | A Magnificently Rare Blue and White with Copper Red “Dragon” Bottle Vase, Tianqiuping Yongzheng Period, Qing Dynasty | 21,3 |
9 | Beijing Poly International Auction Co., Ltd. | Fall 2019 More Sublime When Looking Up: Chinese Paintings and Calligraphy Evening Sale | Ван Мэн | Landscape | 21,1 |
10 | China Guardian International Auction Co., Ltd. | Spring 2019 Grand View: Chinese Painting Highlight (Modern) | У Гуаньчжун (1919–2010) | Lion Grove Garden | 20,8 |
Комментарий AI: Нелишним будет напомнить, что на пике развития рынка китайского искусства и антиквариата (2011–2013) совокупный объем его публичных продаж составлял до 50 % мирового аукционного оборота. Однако под влиянием геополитической нестабильности, вылившейся в торговую войну, произошло замедление экономического роста Китая, а захваченная доля арт-рынка снизилась в 2019 году до 30 % — самого низкого показателя за последнее десятилетие. Следует учесть, что в 2018 году завершился первый цикл национальной программы Китая по поддержке искусства (2008–2018), в рамках которой, по данным ArtAsiaPacific, на финансирование искусства в пределах Поднебесной и на международной арене государством ежегодно выделялось до $9 млрд. О ее продолжении официально пока не сообщалось.
Согласно отчету Artnet, оборот предметов китайского искусства в 2019 году по основным показателям снизился. Однако все познается в сравнении: общий объем продаж искусства в целом в США и Великобритании (самых крупных мировых рынках наряду с материковым Китаем), по данным того же Artnet, с 2018 по 2019 год упал на 15 % и 16 % соответственно. При этом аукционный оборот французских аукционных домов увеличился за аналогичный период на 49 % — привет «Брекситу» и массово отчалившей из Лондона европейской и арабской элите.
Переходим к версиям, зачем Китаю (вы же не думаете, что инициатором стал Artnet?) понадобился отчет по 2019 году, изданный под конец года 2020-го. Взглянем на дело с другой стороны: отчет с негативными в целом показателями вышел тогда, когда уже были посчитаны предварительные итоги нынешнего аукционного сезона. А Китай очень хорошо знаком со стратегией «шаг назад — два вперед». Первая версия: показатели Поднебесной по 2020 году, которые обнародуют следующей весной, будут значительно превосходить цифры остальных стран — как минимум падение рынка будет ощутимо меньшим (карантин ограничил перемещения китайских коллекционеров, и они активно принялись покупать на внутреннем рынке то, что ранее приобретали в Нью-Йорке. — AI.). А для того, чтобы подчеркнуть рост, необходимо показать падение, что и было сделано в данном отчете.
Вторая версия связана с возможным возобновлением государственной программы поддержки искусства, о котором мы можем догадываться по косвенным признакам. Один из таких признаков — публикация отчета с «переходными» показателями, чтобы затем (опять же) показать стремительный рост.
Третья версия отдает чуть большей конспирологией и связана с возможной сменой президента США и таким же возможным снятием торгового эмбарго: как известно, наиболее активны на рынке искусства как раз демократические силы США — они-то и должны быть заинтересованы в восстановлении китайско-американских связей на уровне перекрестных продаж искусства (американцы в Гонконге, китайцы в Нью-Йорке). Отчет Artnet на этом фоне — довольно ясный сигнал приходящей к власти элите США о том, что без Китая международный рынок искусства явно теряет в объемах.
«Но, если что — у нас есть Европа», — сообщается между строк явно китайской каллиграфией.
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20201111_ArtnetChina.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20201111_ArtnetChina.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.