- Беликов Василий. Продам картины пензенского художника
- Малышев Иван Кондратьевич /1929-2010/ Осенний мотив 1982 год
- Мороз Георгий Моисеевич (1937 - 2016) Радостный день 1990 год
- Маска Хёттоко, дерево, Япония
- Н.Сызганова. Вышивка
- Окимоно "Мальчуган", бронза, Япония
- Кто автор?
- Величко Николай Петрович (1932-1992) Натюрморт 1981 год
- Величко Николай Петрович (1932-1992) Пейзаж 1978 год
- Батурин Александр Борисович - 8 пейзажей
Отчет Deloitte Collectibles: рейтинг предметов коллекционирования
ARTinvestment.RU 03 ноября 2020
AI приводит и комментирует данные аналитического отчета по основным классам предметов роскоши с точки зрения инвестиционной привлекательности
29 октября Deloitte и банк Credit Suisse выпустили отчет, озаглавленный Collectibles: An Integral Part of Wealth («Предметы коллекционирования как неотъемлемая часть богатства»). Одна из его главных ценностей — наряду с общими цифрами и фактами впервые была представлена объединенная таблица индексов различных классов предметов искусства, коллекционирования и традиционных активов.
Далее приведем основные итоги отчета и более детально остановимся на цифрах в таблице:
• Мотивы приобретения предметов коллекционирования и предметов искусства схожи и делятся на эмоциональные (желание обладать), социальные (общественное признание, филантропия) и финансовые (инвестиционная привлекательность или средство сбережения капитала).
• До марта 2020 года общая стоимость предметов коллекционирования в руках частных коллекционеров уровня UHNWI (с частным или корпоративным капиталом свыше $30 млн. — AI.) оценивалась примерно в $1 трлн. При этом наибольшая доля приобретений в год приходилась на изобразительное искусство, за которым следовали часы и ювелирные изделия, вина и классические автомобили (а вот с владельцами капитала от $2 млн ситуация в корне другая: по версии отчета World Wealth Report, наибольшую часть покупок в деньгах в последнее десятилетие составляют ювелирные украшения, а предметы искусства занимают второе место. — AI.).
• В 2019 году сумма всех капиталов обладателей статуса UHNWI составляла $26,3 трлн. Согласно данным Global Wealth Report 2020, к середине 2020 года это число увеличилось до $27 трлн (одновременно напомним, что с по 2010 по 2018 год объем частного капитала увеличился на 118 %, а объем продаж арт-рынка — всего на 8 %. Другими словами, одно от другого практически не зависит. — AI.).
• Согласно исследованию Knight Frank, доля владельцев капитала уровня UHNWI, приобретающих предметы коллекционирования, колеблется в диапазоне 3–6 %. 44 % респондентов отчета потратили на предметы коллекционирования от 2–5 % своего состояния, 31 % выделили на подобные покупки более 5 %. 13 % никогда не покупали предметы коллекционирования, а 12 % респондентов заявили, что не знают, имеются ли таковые активы в их собственности (поскольку их капитал отдан в доверительное управление. — AI.).
• 26 % из 200 крупнейших коллекционеров искусства по версии ARTnews также присутствуют в рейтинге миллиардеров по версии журнала Forbes (100 самых богатых людей планеты. — AI.).
• Рынок предметов коллекционирования серьезно пострадал из-за пандемии. Крупные мероприятия, такие как Pebble Beach Concours d'Elegance (аналог Art Basel для автомобилей премиум-класса. — AI.), были отменены или перенесены. Предметы роскоши показали себя более устойчиво, чем предметы искусства: если, по данным Artnet Intelligence Report, объем аукционных продаж искусства в первом полугодии 2020 снизился на 58,3 %, то аналогичный показатель на рынке классических автомобилей снизился на 40 %.
• Сильнее всего от пандемии пострадал рынок предметов искусства в верхней ценовой категории: согласно тому же Artnet Intelligence Report, в первом полугодии 2020 объем продаж предметов искусства в ценовой категории до $10 тыс. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снизился лишь на 28 %, в то время как продажи в высшем ценовом сегменте — на 60–65 %. Тем не менее доля проданных работ осталась в устойчивом с 2013 года диапазоне 64–68 % (в 2020 году — 65,5 %). Аналогичную устойчивость показал и сегмент автомобилей премиум-класса: продажи спорткаров составили 69 % против 74 % годом ранее (и это несмотря на ограничение перевозок в основной регион экспорта коллекционных машин — Ближний Восток. — AI.).
• Аукционы показали рост объема онлайн-продаж часов, ювелирных изделий и коллекционной обуви. Так, Sotheby’s еженедельно проводил аукционы часов, а также увеличил число торгов сумок и аксессуаров из кожи — часто совмещая на одних торгах предметы коллекционирования и изобразительного искусства (т.н. «смешанные торги». — AI.). Классические и спортивные автомобили, традиционно продающиеся «живьем», также показали высокий рост онлайн-продаж — это отметили специализированные аукционы Bring a Trailer (BaT) и Hemmings.
• Представленные ниже таблицы дают представление о потенциальной доходности (поскольку не учитывают расходов на содержание и продвижение, находящихся в зоне личной ответственности каждого владельца. — AI.) различных категорий предметов коллекционирования, их волатильности и показателях эффективности инвестиционного портфеля (т.н. «коэффициенте Шарпа», проще говоря — соотношению доходности и риска. — AI.).
• Наиболее устойчивыми к рисковым отклонениям являются ювелирные изделия, часы и брендированные сумки с годовой волатильностью 2–7 %. По показателю среднегодового темпа роста стоимости (CAGR), который составляет в среднем около 5 %, этот сегмент можно сравнить с глобальными облигациями, однако ценовые колебания последних более зависимы от внешних факторов — в частности, кризисов и геополитической турбулентности.
• Корреляция предметов коллекционирования с другими классами активов — низкая или отрицательная (другими словами, одни и те же события влияют на рынки традиционных активов и предметов роскоши по-разному. — AI.). Это означает, что предметы коллекционирования в сравнении с традиционными объектами вложений не только часто находятся на одном уровне, но и готовы выигрывать конкуренцию, склоняя выбор инвестора в пользу нишевых рынков роскоши.
Таблица 1. Сравнение основных инвестиционных показателей предметов коллекционирования и традиционных активов
Класс актива | Индекс подсчета | Диапазон подсчета | CAGR, % | Среднегодовая волатильность, % | Коэффициент Шарпа, % |
---|---|---|---|---|---|
Предметы искусства | |||||
Предметы искусства и антиквариата в целом | Sotheby's Mei Moses All Art Index | 1950–2019 | 8,4 | 16,9 | 49,7 |
Современное искусство | Sotheby's Mei Moses All Art Index | 1950–2019 | 9,4 | 35,3 | 26,5 |
Искусство импрессионизма и модернизма | Sotheby's Mei Moses All Art Index | 1950–2019 | 8,9 | 33,8 | 26,2 |
Искусство старых мастеров | Sotheby's Mei Moses All Art Index | 1950–2019 | 7,4 | 19,1 | 38,8 |
Искусство британских художников | Sotheby's Mei Moses All Art Index | 1950–2019 | 9,1 | 50,1 | 18,2 |
Искусство американских художников | Sotheby's Mei Moses All Art Index | 1950–2019 | 6,7 | 37,0 | 18,2 |
Искусство латиноамериканских художников | Sotheby's Mei Moses All Art Index | 1950–2019 | 12,2 | 39,1 | 31,2 |
Традиционное китайское искусство | Sotheby's Mei Moses All Art Index | 1950–2019 | 6,5 | 22,0 | 29,6 |
Другие предметы коллекционирования | |||||
Коллекционное вино | Live-ex 100 | 2001–2020 | 5,7 | 12,9 | 43,9 |
Коллекционные автомобили | HAGI (R) Top Index | 2010–2020 | 12,0 | 10,1 | 119,1 |
Ювелирные украшения, созданные в 1945–1975 | Art Market Research Jewlery and Watches Index | 1985–2020 | 4,8 | 2,4 | 196,7 |
Ювелирные украшения эпохи ар-деко, включая изделия с жемчугом | Art Market Research Jewlery and Watches Index | 1985–2020 | 5,0 | 2,4 % | 211,8 |
Наручные часы | Art Market Research Jewlery and Watches Index | 1983–2020 | 5,5 | 3,4 % | 160,0 |
Карманные часы | Art Market Research Jewlery and Watches Index | 1976–2020 | 1,5 | 2,9 % | 51,1 |
Сумки Chanel | Art Market Research Luxury Handbag Index | 2010–2020 | 6,0 | 3,5 % | 170,0 |
Сумки Hermès и Birkin | Art Market Research Luxury Handbag Index | 2010–2020 | 5,7 | 6,9 | 82,1 |
Традиционные классы активов | |||||
Глобальные акции | MSCI AC World | 1976–2020 | 7,7 | 15,1 | 51 |
Глобальные облигации | MSCI AC World | 1990–2020 | 5,6 | 5,3 | 107 |
Государственные облигации США | MSCI AC World | 1976–2020 | 8,8 | 10,8 | 82 |
Корпоративные облигации США | MSCI AC World | 1976–2020 | 7,9 | 6,8 | 116 |
Недвижимость | MSCI AC World | 1994–2020 | 6,3 | 19,2 | 33 |
Биржевые товары | MSCI AC World | 1976–2020 | 4,8 | 14,9 | 32 |
Золото | MSCI AC World | 1976–2020 | 6,1 | 18,6 | 33 |
Вложения в хеджевые фонды | MSCI AC World | 1993–2020 | 7,0 | 6,8 | 104 |
Таблица 2. Рейтинг инвестиционных показателей предметов коллекционирования и традиционных активов исходя из коэффициента Шарпа
№ | Класс актива | CAGR, % | Среднегодовая волатильность, % | Коэффициент Шарпа, % |
---|---|---|---|---|
1 | Ювелирные украшения эпохи ар-деко, включая изделия с жемчугом | 5,0 | 2,4 | 211,80 |
2 | Ювелирные украшения, созданные в 1945–1975 | 4,8 | 2,4 | 196,70 |
3 | Сумки Chanel | 6,0 | 3,5 | 170,00 |
4 | Наручные часы | 5,5 | 3,4 | 160,00 |
5 | Коллекционные автомобили | 12,0 | 10,1 | 119,10 |
6 | Корпоративные облигации США | 7,9 | 6,8 | 116,00 |
7 | Глобальные облигации | 5,6 | 5,3 | 107,00 |
8 | Вложения в хеджевые фонды | 7,0 | 6,8 | 104,00 |
9 | Сумки Hermès и Birkin | 5,7 | 6,9 | 82,10 |
10 | Государственные облигации США | 8,8 | 10,8 | 82,00 |
11 | Карманные часы | 1,5 | 2,9 | 51,10 |
12 | Глобальные акции | 7,7 | 15,1 | 51,00 |
13 | Предметы искусства и антиквариата в целом | 8,4 | 16,9 | 49,70 |
14 | Коллекционное вино | 5,7 | 12,9 | 43,90 |
15 | Искусство старых мастеров | 7,4 | 19,1 | 38,80 |
16 | Недвижимость | 6,3 | 19,2 | 33,00 |
17 | Золото | 6,1 | 18,6 | 33,00 |
18 | Биржевые товары | 4,8 | 14,9 | 32,00 |
19 | Искусство латиноамериканских художников | 12,2 | 39,1 | 31,20 |
20 | Традиционное китайское искусство | 6,5 | 22,0 | 29,60 |
21 | Современное искусство | 9,4 | 35,3 | 26,50 |
22 | Искусство импрессионизма и модернизма | 8,9 | 33,8 | 26,20 |
23 | Искусство британских художников | 9,1 | 50,1 | 18,20 |
24 | Искусство американских художников | 6,7 | 37,0 | 18,20 |
Комментарий AI: Рассуждать о достоинствах и недостатках различных активов из таблиц 1 и 2 можно бесконечно долго. Сфокусируемся на более важных вещах. Прежде всего, нужно понимать, что отчет Deloitte и Credit Suisse объединил в одном материале подобные цифры впервые за последние 12 лет. Учитывая доверие к международной аналитической компании и широкое распространение данного отчета, именно этими цифрами будут оперировать в ближайшие годы и инвесторы, и инвест-консультанты. Соответственно, невзирая на разную методологию источников (разные годы выборки для различных активов, спорность группирования сегментов и пр.) рынку предстоит выучить таблицы назубок.
Далее. Впервые с 2015 года, когда Sotheby’s купил индекс у Джампинга Мэя и Майкла Мозеса, в публичном поле (а не по платному запросу или для внутреннего использования) обнародованы цифры Sotheby’s Mei & Moses All Art Index. Они многих удивили, что и понятно: половина функционеров арт-рынка так долго рассказывала клиентам про магические «12,6 % годовых», что поверила в них и сама, другая половина — помнила о волатильности искусства в 25 % по книге Сергея Скатерщикова 2007 года издания. Обновленные данные многих отрезвили, при этом остается два вопроса. Первый: зачем период индексации искусства начинать в 1950-х, когда цивилизованный арт-рынок стал похож сам на себя лишь с середины 1980-х? Захватили бы тогда и вазописца Финтия из Древней Греции — говорят, с него и пошел арт-рынок. Второй вопрос: как может средняя волатильность всех сегментов искусства (16,9 %) быть ниже самой низковолатильной его части (старых мастеров)? Понимаем, что среди сегментов искусства приведены далеко не все разделы, но что же может так сбалансировать среднее значение? Антиквариат? Архаика? Послевоенное искусство? Скорее всего, в одну из строк таблицы закралась ошибка, которую постараемся найти в дальнейшем.
Следует понимать, что средние показатели за определенный период более применимы к долгосрочным вложениям, и на практике активы с вполне конкурентоспособными показателями могут вести себя по-другому. В качестве примера: с апреля 2019 по май 2020 золото выросло почти на 40 %: с $1,24 тыс. до $1,73 тыс. за унцию. К августу стоимость унции превысила отметку в $2 тыс. а к ноябрю снизилась до $1,90 тыс. Видно ли это из таблицы с 20-летним «пробегом»? Не особо. В то же время индекс средних цен Френсиса Бэкона за последние пять лет вырос вдвое — во многом благодаря продаже его работы за $84,5 млн, осуществленной посреди кризисного лета 2020. С третьей стороны, индекс художника не учитывает, что продали-то не одну картину, а триптих, и соответственно…
Здесь мы подходим к главному выводу отчета. Какими бы привлекательными не выглядели сумки Birkin в статистическом отношении, увидев их, инвестор не бросится в онлайн-магазин (первичный рынок) или звонить на аукцион (рынок вторичный). Раньше всего он поймет, что ничего не знает о рынке сумок, а далее, безумно расстроенный, привычным движением добавит в свой портфель еще немного глобальных облигаций. Потому что красивых цифр мало: нужны люди, способные внятно объяснить их природу — начиная от поведения и географии покупателей и заканчивая спецификой лимитированных коллекций и ценообразования сумок. Поэтому, коллеги (обращаемся сейчас к арт-консультантам): если мы хотим, чтобы коллекционные активы в будущем привлекли неслучайные инвестиционные деньги, то, одновременно с перепостом данной статьи, необходимо серьезно заняться изучением нишевых рынков.
Сегодня громко выкрикнуть: «Сумки выгодно покупать!» может каждый. Но рынок будет расти вместе с ростом числа тех, кто сможет объяснить, за счет чего эти сумки после будет выгодно продавать.
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20201103_deloitte_collectibles.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20201103_deloitte_collectibles.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
- 19.04.2024 Artprice подводит итоги первого квартала 2024 года Суммарный объем аукционных продаж составил $1,3 млрд
- 18.04.2024 Центр «Зотов» объявил прием заявок на участие в грантовой программе для исследователей конструктивизма Общий грантовый фонд составил 1,2 млн рублей
- 18.04.2024 Artnet анализирует рынок работ Виллема де Кунинга Поздние произведения художника в последние годы начали расти в цене
- 16.04.2024 Готовится каталог-резоне NFT-работ из проекта Сryptopunks В нем соберут репродукции всех работ коллекции, выпущенных с 2017 года
- 12.04.2024 Закрылась торговавшая NFT платформа Digital Basel Целый год обвинений в мошенничестве не прошел даром
- 23.04.2024 Sotheby’s собирается продать рукопись повести Артура Конан Дойла «Знак четырех» Черновик знаменитого детектива появится на аукционе с эстимейтом $0,8–1,2 млн
- 22.04.2024 Christie’s установил ценовой рекорд на работы Флорин Стеттхаймер Цена лота составила более $1 млн
- 19.04.2024 Крошечный набросок Микеланджело с изображением мраморного блока продан в 33 раза дороже эстимейта Цена лота составила более $200 000
- 19.04.2024 Итоги аукциона ARTinvestment.RU № 526 Общая выручка составила 23,3 млн рублей
- 17.04.2024 Редкий розовый бриллиант выставили на торги Phillips Предварительная оценка раритета составляет $15 млн
- 12.04.2024 HISCOX Artist Top 100 2024: Ни о чем — и о многом Специализированный отчет британской страховой компании об ультрасовременном искусстве на западных аукционах
- 08.04.2024 Открыт 208-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — работы Евы Аракчеевой, Алексея Барвенко, Натальи Бритовой, Марии Васильевой, Марины Венедиктовой, Антона Вяткина, Дмитрия Кедрина, Елены Красотиной, Бориса Марковникова, Пааты Мерабишвили (Pata), Андрея Мунца, Ольги Оснач, Натальи Ходюк
- 05.04.2024 Отчет Art Basel & UBS 2024: онлайн-продажи AI изучает официальные показатели онлайн-продаж искусства в 2023 году
- 02.04.2024 Коллекционеры и коллекционирование. Статус Третий материал серии, посвященной теории и практике современного коллекционирования предметов искусства
- 01.04.2024 Открыт 207-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — совместные работы Лилии Ли-ми-ян и Катерины Садовски
- 23.04.2024 В Музее Москвы открывается выставка «Москвичка» В экспозицию вошли работы Малевича, Дейнеки, Лабаса и других художников
- 22.04.2024 В ММОМА открывается персональная выставка Зураба Церетели Проект приурочен к 90-летию художника
- 22.04.2024 На «Арт Москве» показали новые работы Виктории Волтегровой Художница дебютировала на ярмарке с серией работ, посвященной экологии
- 19.04.2024 Новые имена на ярмарке «Арт Москва» Представляем некоторых молодых художников — участников смотра
- 17.04.2024 В Пушкинском музее открылись обновленные залы французского искусства Посетители впервые после длительной реставрации увидят работу Никола Пуссена «Сатир и нимфа»
Топ 24
- 1. Джефф Кунс$91,07 млн
- 2. Дэвид Хокни$90,3 млн
- 3. Герхард Рихтер$46,3 млн
- 4. Цуй Жучжо$39,57 млн
- 5. Джаспер Джонс$36 млн
- 6. Эд Рушей$30,4 млн
- 7. Кристофер Вул$29,9 млн
- 8. Питер Дойг$28,81 млн
- 9. Фрэнк Стелла$28 млн
- 10. Ёсимото Нара$24,95 млн
- 11. Цзэн Фаньчжи$23,3 млн
- 12. Роберт Райман$20,6 млн
- 13. Дэмиен Херст$19,2 млн
- 14. Маурицио Каттелан$17,19 млн
- 15. Марк Гротьян$16,8 млн
- 16. Такаси Мураками$15,16 млн
- 17. KAWS$14,48 млн
- 18. Цзинь Шани$13,89 млн
- 19. БЭНКСИ$12,14 млн
- 20. Джон Каррен$12 млн
- 21. Брайс Марден$10,917 млн
- 22. Пьер Сулаж$10,6 млн
- 23. Чжан Сяоган$10,16 млн
- 24. Брюс Науман$9,9 млн
- Беликов Василий. Продам картины пензенского художника
- Малышев Иван Кондратьевич /1929-2010/ Осенний мотив 1982 год
- Мороз Георгий Моисеевич (1937 - 2016) Радостный день 1990 год
- Маска Хёттоко, дерево, Япония
- Н.Сызганова. Вышивка
- Окимоно "Мальчуган", бронза, Япония
- Кто автор?
- Величко Николай Петрович (1932-1992) Натюрморт 1981 год
- Величко Николай Петрович (1932-1992) Пейзаж 1978 год
- Батурин Александр Борисович - 8 пейзажей