art-credit.ru

Выдача займов под залог картин и скульптур XIX-XXI веков

Первый профессиональный сервис по выдаче займов под залог произведений искусства

art-credit.ru




Отчет Deloitte Collectibles: рейтинг предметов коллекционирования
ARTinvestment.RU   03 ноября 2020

AI приводит и комментирует данные аналитического отчета по основным классам предметов роскоши с точки зрения инвестиционной привлекательности

29 октября Deloitte и банк Credit Suisse выпустили отчет, озаглавленный Collectibles: An Integral Part of Wealth («Предметы коллекционирования как неотъемлемая часть богатства»). Одна из его главных ценностей — наряду с общими цифрами и фактами впервые была представлена объединенная таблица индексов различных классов предметов искусства, коллекционирования и традиционных активов.

Далее приведем основные итоги отчета и более детально остановимся на цифрах в таблице:

• Мотивы приобретения предметов коллекционирования и предметов искусства схожи и делятся на эмоциональные (желание обладать), социальные (общественное признание, филантропия) и финансовые (инвестиционная привлекательность или средство сбережения капитала).

• До марта 2020 года общая стоимость предметов коллекционирования в руках частных коллекционеров уровня UHNWI (с частным или корпоративным капиталом свыше $30 млн. — AI.) оценивалась примерно в $1 трлн. При этом наибольшая доля приобретений в год приходилась на изобразительное искусство, за которым следовали часы и ювелирные изделия, вина и классические автомобили (а вот с владельцами капитала от $2 млн ситуация в корне другая: по версии отчета World Wealth Report, наибольшую часть покупок в деньгах в последнее десятилетие составляют ювелирные украшения, а предметы искусства занимают второе место. — AI.).

• В 2019 году сумма всех капиталов обладателей статуса UHNWI составляла $26,3 трлн. Согласно данным Global Wealth Report 2020, к середине 2020 года это число увеличилось до $27 трлн (одновременно напомним, что с по 2010 по 2018 год объем частного капитала увеличился на 118 %, а объем продаж арт-рынка — всего на 8 %. Другими словами, одно от другого практически не зависит. — AI.).

• Согласно исследованию Knight Frank, доля владельцев капитала уровня UHNWI, приобретающих предметы коллекционирования, колеблется в диапазоне 3–6 %. 44 % респондентов отчета потратили на предметы коллекционирования от 2–5 % своего состояния, 31 % выделили на подобные покупки более 5 %. 13 % никогда не покупали предметы коллекционирования, а 12 % респондентов заявили, что не знают, имеются ли таковые активы в их собственности (поскольку их капитал отдан в доверительное управление. — AI.).

• 26 % из 200 крупнейших коллекционеров искусства по версии ARTnews также присутствуют в рейтинге миллиардеров по версии журнала Forbes (100 самых богатых людей планеты. — AI.).

• Рынок предметов коллекционирования серьезно пострадал из-за пандемии. Крупные мероприятия, такие как Pebble Beach Concours d'Elegance (аналог Art Basel для автомобилей премиум-класса. — AI.), были отменены или перенесены. Предметы роскоши показали себя более устойчиво, чем предметы искусства: если, по данным Artnet Intelligence Report, объем аукционных продаж искусства в первом полугодии 2020 снизился на 58,3 %, то аналогичный показатель на рынке классических автомобилей снизился на 40 %.

• Сильнее всего от пандемии пострадал рынок предметов искусства в верхней ценовой категории: согласно тому же Artnet Intelligence Report, в первом полугодии 2020 объем продаж предметов искусства в ценовой категории до $10 тыс. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снизился лишь на 28 %, в то время как продажи в высшем ценовом сегменте — на 60–65 %. Тем не менее доля проданных работ осталась в устойчивом с 2013 года диапазоне 64–68 % (в 2020 году — 65,5 %). Аналогичную устойчивость показал и сегмент автомобилей премиум-класса: продажи спорткаров составили 69 % против 74 % годом ранее (и это несмотря на ограничение перевозок в основной регион экспорта коллекционных машин — Ближний Восток. — AI.).

• Аукционы показали рост объема онлайн-продаж часов, ювелирных изделий и коллекционной обуви. Так, Sotheby’s еженедельно проводил аукционы часов, а также увеличил число торгов сумок и аксессуаров из кожи — часто совмещая на одних торгах предметы коллекционирования и изобразительного искусства (т.н. «смешанные торги». — AI.). Классические и спортивные автомобили, традиционно продающиеся «живьем», также показали высокий рост онлайн-продаж — это отметили специализированные аукционы Bring a Trailer (BaT) и Hemmings.

• Представленные ниже таблицы дают представление о потенциальной доходности (поскольку не учитывают расходов на содержание и продвижение, находящихся в зоне личной ответственности каждого владельца. — AI.) различных категорий предметов коллекционирования, их волатильности и показателях эффективности инвестиционного портфеля (т.н. «коэффициенте Шарпа», проще говоря — соотношению доходности и риска. — AI.).

• Наиболее устойчивыми к рисковым отклонениям являются ювелирные изделия, часы и брендированные сумки с годовой волатильностью 2–7 %. По показателю среднегодового темпа роста стоимости (CAGR), который составляет в среднем около 5 %, этот сегмент можно сравнить с глобальными облигациями, однако ценовые колебания последних более зависимы от внешних факторов — в частности, кризисов и геополитической турбулентности.

• Корреляция предметов коллекционирования с другими классами активов — низкая или отрицательная (другими словами, одни и те же события влияют на рынки традиционных активов и предметов роскоши по-разному. — AI.). Это означает, что предметы коллекционирования в сравнении с традиционными объектами вложений не только часто находятся на одном уровне, но и готовы выигрывать конкуренцию, склоняя выбор инвестора в пользу нишевых рынков роскоши.

Таблица 1. Сравнение основных инвестиционных показателей предметов коллекционирования и традиционных активов

Класс актива

Индекс подсчета

Диапазон подсчета

CAGR, %

Среднегодовая волатильность, %

Коэффициент Шарпа, %

Предметы искусства

Предметы искусства и антиквариата в целом

Sotheby's Mei Moses All Art Index

1950–2019

8,4

16,9

49,7

Современное искусство

Sotheby's Mei Moses All Art Index

1950–2019

9,4

35,3

26,5

Искусство импрессионизма и модернизма

Sotheby's Mei Moses All Art Index

1950–2019

8,9

33,8

26,2

Искусство старых мастеров

Sotheby's Mei Moses All Art Index

1950–2019

7,4

19,1

38,8

Искусство британских художников

Sotheby's Mei Moses All Art Index

1950–2019

9,1

50,1

18,2

Искусство американских художников

Sotheby's Mei Moses All Art Index

1950–2019

6,7

37,0

18,2

Искусство латиноамериканских художников

Sotheby's Mei Moses All Art Index

1950–2019

12,2

39,1

31,2

Традиционное китайское искусство

Sotheby's Mei Moses All Art Index

1950–2019

6,5

22,0

29,6

Другие предметы коллекционирования

Коллекционное вино

Live-ex 100

2001–2020

5,7

12,9

43,9

Коллекционные автомобили

HAGI (R) Top Index

2010–2020

12,0

10,1

119,1

Ювелирные украшения, созданные в 1945–1975

Art Market Research Jewlery and Watches Index

1985–2020

4,8

2,4

196,7

Ювелирные украшения эпохи ар-деко, включая изделия с жемчугом

Art Market Research Jewlery and Watches Index

1985–2020

5,0

2,4 %

211,8

Наручные часы

Art Market Research Jewlery and Watches Index

1983–2020

5,5

3,4 %

160,0

Карманные часы

Art Market Research Jewlery and Watches Index

1976–2020

1,5

2,9 %

51,1

Сумки Chanel

Art Market Research Luxury Handbag Index

2010–2020

6,0

3,5 %

170,0

Сумки Hermès и Birkin

Art Market Research Luxury Handbag Index

2010–2020

5,7

6,9

82,1

Традиционные классы активов

Глобальные акции

MSCI AC World

1976–2020

7,7

15,1

51

Глобальные облигации

MSCI AC World

1990–2020

5,6

5,3

107

Государственные облигации США

MSCI AC World

1976–2020

8,8

10,8

82

Корпоративные облигации США

MSCI AC World

1976–2020

7,9

6,8

116

Недвижимость

MSCI AC World

1994–2020

6,3

19,2

33

Биржевые товары

MSCI AC World

1976–2020

4,8

14,9

32

Золото

MSCI AC World

1976–2020

6,1

18,6

33

Вложения в хеджевые фонды

MSCI AC World

1993–2020

7,0

6,8

104

Таблица 2. Рейтинг инвестиционных показателей предметов коллекционирования и традиционных активов исходя из коэффициента Шарпа

Класс актива

CAGR, %

Среднегодовая волатильность, %

Коэффициент Шарпа, %

1

Ювелирные украшения эпохи ар-деко, включая изделия с жемчугом

5,0

2,4

211,80

2

Ювелирные украшения, созданные в 1945–1975

4,8

2,4

196,70

3

Сумки Chanel

6,0

3,5

170,00

4

Наручные часы

5,5

3,4

160,00

5

Коллекционные автомобили

12,0

10,1

119,10

6

Корпоративные облигации США

7,9

6,8

116,00

7

Глобальные облигации

5,6

5,3

107,00

8

Вложения в хеджевые фонды

7,0

6,8

104,00

9

Сумки Hermès и Birkin

5,7

6,9

82,10

10

Государственные облигации США

8,8

10,8

82,00

11

Карманные часы

1,5

2,9

51,10

12

Глобальные акции

7,7

15,1

51,00

13

Предметы искусства и антиквариата в целом

8,4

16,9

49,70

14

Коллекционное вино

5,7

12,9

43,90

15

Искусство старых мастеров

7,4

19,1

38,80

16

Недвижимость

6,3

19,2

33,00

17

Золото

6,1

18,6

33,00

18

Биржевые товары

4,8

14,9

32,00

19

Искусство латиноамериканских художников

12,2

39,1

31,20

20

Традиционное китайское искусство

6,5

22,0

29,60

21

Современное искусство

9,4

35,3

26,50

22

Искусство импрессионизма и модернизма

8,9

33,8

26,20

23

Искусство британских художников

9,1

50,1

18,20

24

Искусство американских художников

6,7

37,0

18,20

Комментарий AI: Рассуждать о достоинствах и недостатках различных активов из таблиц 1 и 2 можно бесконечно долго. Сфокусируемся на более важных вещах. Прежде всего, нужно понимать, что отчет Deloitte и Credit Suisse объединил в одном материале подобные цифры впервые за последние 12 лет. Учитывая доверие к международной аналитической компании и широкое распространение данного отчета, именно этими цифрами будут оперировать в ближайшие годы и инвесторы, и инвест-консультанты. Соответственно, невзирая на разную методологию источников (разные годы выборки для различных активов, спорность группирования сегментов и пр.) рынку предстоит выучить таблицы назубок.

Далее. Впервые с 2015 года, когда Sotheby’s купил индекс у Джампинга Мэя и Майкла Мозеса, в публичном поле (а не по платному запросу или для внутреннего использования) обнародованы цифры Sotheby’s Mei & Moses All Art Index. Они многих удивили, что и понятно: половина функционеров арт-рынка так долго рассказывала клиентам про магические «12,6 % годовых», что поверила в них и сама, другая половина — помнила о волатильности искусства в 25 % по книге Сергея Скатерщикова 2007 года издания. Обновленные данные многих отрезвили, при этом остается два вопроса. Первый: зачем период индексации искусства начинать в 1950-х, когда цивилизованный арт-рынок стал похож сам на себя лишь с середины 1980-х? Захватили бы тогда и вазописца Финтия из Древней Греции — говорят, с него и пошел арт-рынок. Второй вопрос: как может средняя волатильность всех сегментов искусства (16,9 %) быть ниже самой низковолатильной его части (старых мастеров)? Понимаем, что среди сегментов искусства приведены далеко не все разделы, но что же может так сбалансировать среднее значение? Антиквариат? Архаика? Послевоенное искусство? Скорее всего, в одну из строк таблицы закралась ошибка, которую постараемся найти в дальнейшем.

Следует понимать, что средние показатели за определенный период более применимы к долгосрочным вложениям, и на практике активы с вполне конкурентоспособными показателями могут вести себя по-другому. В качестве примера: с апреля 2019 по май 2020 золото выросло почти на 40 %: с $1,24 тыс. до $1,73 тыс. за унцию. К августу стоимость унции превысила отметку в $2 тыс. а к ноябрю снизилась до $1,90 тыс. Видно ли это из таблицы с 20-летним «пробегом»? Не особо. В то же время индекс средних цен Френсиса Бэкона за последние пять лет вырос вдвое — во многом благодаря продаже его работы за $84,5 млн, осуществленной посреди кризисного лета 2020. С третьей стороны, индекс художника не учитывает, что продали-то не одну картину, а триптих, и соответственно…

Здесь мы подходим к главному выводу отчета. Какими бы привлекательными не выглядели сумки Birkin в статистическом отношении, увидев их, инвестор не бросится в онлайн-магазин (первичный рынок) или звонить на аукцион (рынок вторичный). Раньше всего он поймет, что ничего не знает о рынке сумок, а далее, безумно расстроенный, привычным движением добавит в свой портфель еще немного глобальных облигаций. Потому что красивых цифр мало: нужны люди, способные внятно объяснить их природу — начиная от поведения и географии покупателей и заканчивая спецификой лимитированных коллекций и ценообразования сумок. Поэтому, коллеги (обращаемся сейчас к арт-консультантам): если мы хотим, чтобы коллекционные активы в будущем привлекли неслучайные инвестиционные деньги, то, одновременно с перепостом данной статьи, необходимо серьезно заняться изучением нишевых рынков.

Сегодня громко выкрикнуть: «Сумки выгодно покупать!» может каждый. Но рынок будет расти вместе с ростом числа тех, кто сможет объяснить, за счет чего эти сумки после будет выгодно продавать.



Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 34

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх