Рынок немецкой крупноформатной фотографии: от рекордов к падению
Снимки немецкого фотографа Андреаса Гурски, бившие рекорды в 2000-х и начале 2010-х, за 10 лет упали в цене на 85 %. Схожая история происходит и с другими представителями Дюссельдорфской школы фотографии, придумавшими печатать снимки огромного формата
Крупноформатные снимки нескольких выпускников фотографического класса Берндта и Хиллы Бехер при Художественной академии в Дюссельдорфе в течение 2000-х — первой половины 2010-х годов были одними из самых желанных покупок у коллекционеров современного искусства. Андреас Гурски, Томас Штрут и Томас Руфф прославили то, что сейчас называют Дюссельдорфской школой фотографии. При совершенно разной тематике все работы учеников четы Бехер, тем не менее, имеют много общих характеристик: резкий фокус, компьютерная обработка, монтаж на оргстекло, отсутствие сдерживающей рамы и очень крупный формат. Снимки длиной и высотой в несколько метров, не терявшие в разрешении благодаря развитию технологий цифровой обработки и печати, стали новым словом в мире фотографии и модным направлением контемпорари-арта. Эли Броуд и Леонардо Ди Каприо, Леонид Михельсон и другие коллекционеры топ-класса — все предпочитали заполучить в собрание подобные снимки. В течение примерно 15 лет рынок этих немецких фотографов был на пике, однако в последние пару лет на нём наблюдается значительный спад, в причинах которого попробовал разобраться портал Artnet.
Наиболее драматичным оказалось падение аукционных цен на фотоработы главной звезды Дюссельдорфской школы — Андреаса Гурски. Ежегодно в период с 2006 по 2017 (за исключением кризисного 2009-го) как минимум одна работа Гурски продавалась дороже миллиона долларов. В 2007 году его диптих «99 центов II» был продан за $3,34 млн, а в 2011 году работа «Рейн II» уйдя за $4,34 млн, стала на тот момент самой дорогой фотографией в мире (пока что этот результат Гурски превзошла только Синди Шерман с подборкой из 21 снимка, проданной за $6,77 млн). Однако за последние три года ни одной семизначной продажи у Гурски не было, а средняя цена проданной на аукционе работы за десять лет упала аж на 85 % — с $600 тыс. в 2011 году до $84,6 тыс. в 2020-м.
Схожее, пусть и не столь радикальное падение переживают рынки фотографий Томаса Штрута и Томаса Руффа. Аукционные продажи современных немецких фотографов (авторов, рожденных после 1945 года) в 2011 году принесли в сумме $21 млн, в 2019 году вдвое меньше — $10,6 млн, а за первую половину 2020 года все немецкие фотографы вместе взятые принесли на аукционах лишь $3,9 млн — меньше, чем одна фотография Гурски в 2011-м.
Казалось бы, у первой дюссельдорфской тройки фотографов нет недостатка во внимании арт-сообщества: о них пишут критики и искусствоведы, галеристы и музеи регулярно проводят их выставки. Тем не менее спад их аукционных продаж налицо.
Эксперты объясняют его целым комплексом причин, первая из которых — перенасыщенность рынка. В 2010-х новый вид крупноформатной фотографии вызвал фурор на арт-рынке, причем работы Гурски и компании включали сразу в каталоги аукционов современного искусства, а не специализированных аукционов фотографии. Но затем наступил момент, когда все серьезные коллекционеры и институции уже приобрели себе значимые работы и стали более разборчивыми. По словам главы департамента фотографии дома Phillips Сары Крюгер, хрестоматийные вещи, предлагаемые на аукцион по правильным рыночным ценам, по-прежнему востребованы, но в целом вторичный рынок этих фотографий стал избирательным.
При этом на первичном рынке всё хорошо. По крайней мере так говорят Моника Шпрют и Филомена Маджерс — дилеры Андреаса Гурски и Томаса Руффа. По их словам, спрос на новые работы Андреаса (с которым они работают с 1993 года) сильно превышает предложение. Новые фотографии Гурски галеристы оценивают до €1 млн, снимки Руффа — в диапазоне €45-85 тыс.
И наконец, то, что когда-то так привлекло собирателей к работам Дюссельдорфской школы, в итоге могло стать одной из причин охлаждения к ним коллекционеров: тот самый многометровый формат, их главная «фишка». В арт-среде ходит много страшилок о трудностях транспортировки, хранения и экспонирования подобных работ — от невозможности зайти с ними в кабину лифта до недостаточно больших стен.
Источник: artnet.com
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20201019_photography_market.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20201019_photography_market.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.