«Свежее искусство» на аукционных торгах. Отчет ArtTactic
ARTinvestment.RU   16 июня 2020

Британская аналитическая компания исследовала публичные продажи искусства, созданного накануне аукционов

Обозначением Wet Paint (c англ. — предупреждающий знак «Осторожно, окрашено!») арт-рынок традиционно называет авторские работы, которые появляются в продаже, «не успев высохнуть» после мастерской художника. Предметом одноименного отчета от ArtTactic стали произведения искусства, выставленные на аукцион в течение 3 лет с момента их создания, — другими словами, вышли на вторичный рынок достаточно быстро после первой покупки (не лишним будет напомнить, что, согласно своим уставам, крупные аукционные дома имеют право совершать сделки только с владельцами приобретенных ранее работ, но никак не с художниками или дилерами напрямую. — AI.). Цель исследования — найти и проанализировать тенденции на рынке искусства в отношении работ, успевших за небольшой период совершить три действия: быть созданными, купленными на первичном рынке и далее проданными на вторичном. Итоги исследования отражают поведение коллекционеров: кого из современных художников покупают более охотно, с кем стремятся быстрее расстаться, почему и с каким результатом. Опытные аналитики рынка могут разглядеть в материалах отчета ArtTactic признаки недоверия тому или иному художнику либо спекуляции с его ценообразованием.

Предметом исследования стала выборка приблизительно 2,7 тыс. работ авторства 880 художников в период с 2015 по 2019 год. Традиционно ArtTactic взял для рассмотрения три крупнейших аукционных дома, базирующихся в Лондоне: Christie’s, Sotheby’s и Phillips, включив в отчет данные торгов послевоенного и современного искусства в Лондоне, Нью-Йорке и Гонконге, а также камерных «кураторских» торгов — таких как аукционы New Now и Under the Influence (Phillips), Contemporary Curated (Sotheby’s) и First Open (Christie’s).

Основные итоги в нашей интерпретации:

«Свежее искусство» охотнее покупают у возрастных художников. Объем рынка «свежего искусства» с 2015 по 2019 год включительно составил 8,2 % от общего количества сделок и принес 1,9 % всего дохода. Результаты исследования ArtTactic показывают, что 40,6 % лотов были созданы художниками в возрасте 45 лет или моложе.

«Свежее искусство» предпочитают покупать «громко» и на престижных торгах. Объем продаж «свежего искусства» в 2019 году составил $53,4 млн (+6,6 % к аналогичному показателю 2018 года и +45,1 % — 2016 года), но все еще не достиг рекордных $82 млн, полученных в 2015 году. Хотя объем продаж «свежего искусства» рос на протяжении последних четырех лет, количество подобных лотов снизилось с 497 в 2016 году до 325 в 2019 году. На благотворительных аукционах было продано 29 % подобных работ, в остальных случаях (71 %, $37,7 млн) мотивация коллекционеров была более привычной — эмоциональной и финансовой. Продажи «свежего искусства» на вечерних торгах послевоенного и современного искусства составили 56 % от общего объема продаж в 2019 году, 36,7 % принесли дневные продажи и 7,3 % — «кураторские аукционы».

Christie’s продал больше «свежего искусства» в 2019 году, Sotheby’s — в целом за пять лет. В 2019 году на долю Christie’s приходится 51 % продаж «свежего искусства»: аукционный дом получил $27,2 млн по сравнению с $8,5 млн в 2018 году (Sotheby’s с долей рынка в 31 % находится на втором месте). Тем не менее за весь период 2015–2019 наибольшая доля рынка (41 %) оказалась у Sotheby’s (у Christie’s 33 %).

Нью-Йорк — центр рынка публичных продаж молодого искусства. Продажи «свежего искусства» авторства молодых художников в 2019 году увеличились на 120 %, до $26,3 млн. Нью-Йорк остается центром продаж молодых художников с долей рынка 72 %. (А вот центром приватных продаж молодого искусства, не учтенных отчетом ArtTactic, остается Лос-Анджелес. — AI.).

Продажи «самого свежего искусства» молодых художников в 2019 году выросли. Объем аукционных продаж произведений искусства, созданных менее чем за 2 года до аукциона, утроился в 2019 году, при этом общая сумма сделок составила $7,2 млн (100 лотов) по сравнению с $2,6 млн. (41 лот) годом ранее. Наибольшая доля (35 %) этих лотов приходилась на самый низкий ценовой сегмент (менее $10 тыс.), 32 % лотов были проданы в диапазоне $10–50 тыс. Среди лотов стоимостью менее $50 тыс. 75 % принадлежало поколению художников в возрасте 45 лет или младше;

Спекулятивные продажи «свежего искусства» возросли. Отчет отмечает активизацию внерыночной торговли работами молодых художников (другими словами, отмечается рост числа сделок, в которых одна работа меняет владельца 3 и более раз в течение нескольких лет, что в равной степени может указывать как на внутреннюю информацию о скором удорожании определенного художника, так и о недобросовестной игре агентов самого художника, выдающих себя за коллекционеров с целью искусственно поднять средние цены на автора. Оба этих варианта в экономической теории называются спекуляциями. — AI). С 2017 года аукционные продажи недавно созданных предметов искусства, которые сменили более 3-х владельцев, возросли по сравнению с периодом 2015–2016 гг. 58 % таких лотов созданы художниками молодого поколения (до 45 лет). В общей сложности 47 % подобных лотов были проданы за суммы свыше $100 тыс.

• Участие в благотворительных торгах как способ продвижения художника играет все более важную роль. «Свежее искусство» составило более трети объема продаж на благотворительных аукционах, проведенных в 2018 и 2019 годах. В 2019 году оно принесло $15,6 млн, что на 22 % меньше, чем в 2018 году, но в 4 раза выше, чем в 2017 году. В целом в 2018–2019 на благотворительные аукционы приходилось 34,5 % продаж «свежего искусства», тогда как в 2016–2017 эта цифра составила всего 9 %.

В «свежем искусстве» женщин-художниц больше молодых имен, у художников-мужчин — наоборот. 5 из 10 женщин-художниц, имевших в 2015–2019 самые большие объемы продаж «свежего искусства», представляют молодое поколение авторов. Так, Дана Шуц (1976, Friedrich Petzel Gallery, Нью-Йорк) была самой продаваемой женщиной-художницей 2019 года с продажами «свежего искусства» в объеме $1,4 млн. Джули Кертисс (1982, Anton Kern Gallery, Нью-Йорк) заняла по итогам 2019 года третье место с продажами в размере $1,2 млн (75 % всех ее лотов — «свежее искусство»). Еще одной успешной молодой художницей, которая дебютировала на аукционе в 2019 году, стала Чабалала Селф (1990, Pilar Corrias Gallery, Лондон): объем ее продаж составил $428 тыс. (34 % всех ее лотов — «свежее искусство»). Тойин Одутола (1985, Jack Shainman Gallery, Нью-Йорк) также показала невероятный рост продаж — на 1390 %, в результате чего объем ее продаж «свежего искусства» в 2019 году составил $748 тыс. (38 % от общего числа лотов).

У художников-мужчин два явных лидера «свежего искусства». На двоих художников среди мужчин — KAWS и Гарольда Анкарта — в 2019 году приходится наибольшее количество лотов «свежего искусства». Так, работы KAWS (1974, Skarstedt Gallery, Лондон) в 2015–2019 были проданы 46 раз на сумму $9,6 млн. Почти половина из этих лотов (47 % по объему в деньгах) продана в 2019 году. «Свежие» работы Гарольда Анкарта (1980, Dawid Zwirner, Нью-Йорк) в 2015–2019 были проданы 32 раза на сумму $3,2 млн. Треть проданных лотов (34 % по объему в деньгах) также сменила владельцев в 2019 году.

Комментарий AI: многими традиционно считали, что покупать «свежее искусство» через аукционные дома не комильфо. Коллекционер либо попадался на удочку связки художник — агент, которые выводят работу на торги для повышения средней стоимости искусства, либо приобретал работу, которая незадолго до аукциона была куплена на первичном рынке (в галерее или через дилера) и по какой-то причине разонравилась владельцу. В последние годы к этим двум вариантам добавился третий, но уже с позитивной коннотацией: покупка «свежего искусства» с последующей аукционной перепродажей — это вариант краткосрочного инвестирования. Естественно, чтобы быть успешным в таких сделках, следует учитывать множество факторов: от прогнозирования последующего роста рынка отдельных молодых художников (согласиться впоследствии принять работу на торги должен в первую очередь сам аукционный дом) до фактической возможности приобрести работу признанного современного художника через галерею (лучшие работы всегда расходятся до открытия выставок). Сегодня мы видим и грамотные ставки, сделанные несколько лет назад на молодые имена (при этом одним из основных маркеров является сотрудничество художника с международной галереей условного рейтинга «топ-100»), и увеличение лотов «молодого искусства» в аукционных каталогах. Да, предпочтение покупателей пока что отдается признанным авторам и вечерним торгам, но «кураторские торги» показывают хорошую динамику работы с молодыми авторами. Поскольку отчет не показывает нам данные 2020 года, в котором фокус внимания коллекционеров понемногу переключается на активно развивающихся художников (у кого Zoom, за тем и правда, и рынок), хочется верить, что по итогам пандемии баланс 60 на 40 в пользу «свежих» работ признанных авторов сместится в сторону более молодых, но маркетингово-активных.

В продолжение материала мы поговорим о «свежем искусстве» на благотворительных аукционах и влиянии подобных продаж на развитие карьеры отдельных художников.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20200616_wetpaint.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20200616_wetpaint.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 29

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх