- Картина/портрет дамы на доске.
- И.М.Чолария, "Дама и ветер"
- И.М.Чолария, "Замок Эльсинор"
- Графика Ню
- Сергей Стародубцев - «Леда и лебедь»
- Алла Липатова, "Подсолнухи"
- "Приписывается Коровину" продали за 27 000 евро
- Прошу помочь с атрибуцией двух акварелей (вероятно французского художника)
- Е.Греч - «Исаакий»
- М.В.Турецкая, автолитографии
«Свежее искусство» на аукционных торгах. Отчет ArtTactic
ARTinvestment.RU 16 июня 2020
Британская аналитическая компания исследовала публичные продажи искусства, созданного накануне аукционов
Обозначением Wet Paint (c англ. — предупреждающий знак «Осторожно, окрашено!») арт-рынок традиционно называет авторские работы, которые появляются в продаже, «не успев высохнуть» после мастерской художника. Предметом одноименного отчета от ArtTactic стали произведения искусства, выставленные на аукцион в течение 3 лет с момента их создания, — другими словами, вышли на вторичный рынок достаточно быстро после первой покупки (не лишним будет напомнить, что, согласно своим уставам, крупные аукционные дома имеют право совершать сделки только с владельцами приобретенных ранее работ, но никак не с художниками или дилерами напрямую. — AI.). Цель исследования — найти и проанализировать тенденции на рынке искусства в отношении работ, успевших за небольшой период совершить три действия: быть созданными, купленными на первичном рынке и далее проданными на вторичном. Итоги исследования отражают поведение коллекционеров: кого из современных художников покупают более охотно, с кем стремятся быстрее расстаться, почему и с каким результатом. Опытные аналитики рынка могут разглядеть в материалах отчета ArtTactic признаки недоверия тому или иному художнику либо спекуляции с его ценообразованием.
Предметом исследования стала выборка приблизительно 2,7 тыс. работ авторства 880 художников в период с 2015 по 2019 год. Традиционно ArtTactic взял для рассмотрения три крупнейших аукционных дома, базирующихся в Лондоне: Christie’s, Sotheby’s и Phillips, включив в отчет данные торгов послевоенного и современного искусства в Лондоне, Нью-Йорке и Гонконге, а также камерных «кураторских» торгов — таких как аукционы New Now и Under the Influence (Phillips), Contemporary Curated (Sotheby’s) и First Open (Christie’s).
Основные итоги в нашей интерпретации:
• «Свежее искусство» охотнее покупают у возрастных художников. Объем рынка «свежего искусства» с 2015 по 2019 год включительно составил 8,2 % от общего количества сделок и принес 1,9 % всего дохода. Результаты исследования ArtTactic показывают, что 40,6 % лотов были созданы художниками в возрасте 45 лет или моложе.
• «Свежее искусство» предпочитают покупать «громко» и на престижных торгах. Объем продаж «свежего искусства» в 2019 году составил $53,4 млн (+6,6 % к аналогичному показателю 2018 года и +45,1 % — 2016 года), но все еще не достиг рекордных $82 млн, полученных в 2015 году. Хотя объем продаж «свежего искусства» рос на протяжении последних четырех лет, количество подобных лотов снизилось с 497 в 2016 году до 325 в 2019 году. На благотворительных аукционах было продано 29 % подобных работ, в остальных случаях (71 %, $37,7 млн) мотивация коллекционеров была более привычной — эмоциональной и финансовой. Продажи «свежего искусства» на вечерних торгах послевоенного и современного искусства составили 56 % от общего объема продаж в 2019 году, 36,7 % принесли дневные продажи и 7,3 % — «кураторские аукционы».
• Christie’s продал больше «свежего искусства» в 2019 году, Sotheby’s — в целом за пять лет. В 2019 году на долю Christie’s приходится 51 % продаж «свежего искусства»: аукционный дом получил $27,2 млн по сравнению с $8,5 млн в 2018 году (Sotheby’s с долей рынка в 31 % находится на втором месте). Тем не менее за весь период 2015–2019 наибольшая доля рынка (41 %) оказалась у Sotheby’s (у Christie’s 33 %).
• Нью-Йорк — центр рынка публичных продаж молодого искусства. Продажи «свежего искусства» авторства молодых художников в 2019 году увеличились на 120 %, до $26,3 млн. Нью-Йорк остается центром продаж молодых художников с долей рынка 72 %. (А вот центром приватных продаж молодого искусства, не учтенных отчетом ArtTactic, остается Лос-Анджелес. — AI.).
• Продажи «самого свежего искусства» молодых художников в 2019 году выросли. Объем аукционных продаж произведений искусства, созданных менее чем за 2 года до аукциона, утроился в 2019 году, при этом общая сумма сделок составила $7,2 млн (100 лотов) по сравнению с $2,6 млн. (41 лот) годом ранее. Наибольшая доля (35 %) этих лотов приходилась на самый низкий ценовой сегмент (менее $10 тыс.), 32 % лотов были проданы в диапазоне $10–50 тыс. Среди лотов стоимостью менее $50 тыс. 75 % принадлежало поколению художников в возрасте 45 лет или младше;
• Спекулятивные продажи «свежего искусства» возросли. Отчет отмечает активизацию внерыночной торговли работами молодых художников (другими словами, отмечается рост числа сделок, в которых одна работа меняет владельца 3 и более раз в течение нескольких лет, что в равной степени может указывать как на внутреннюю информацию о скором удорожании определенного художника, так и о недобросовестной игре агентов самого художника, выдающих себя за коллекционеров с целью искусственно поднять средние цены на автора. Оба этих варианта в экономической теории называются спекуляциями. — AI). С 2017 года аукционные продажи недавно созданных предметов искусства, которые сменили более 3-х владельцев, возросли по сравнению с периодом 2015–2016 гг. 58 % таких лотов созданы художниками молодого поколения (до 45 лет). В общей сложности 47 % подобных лотов были проданы за суммы свыше $100 тыс.
• Участие в благотворительных торгах как способ продвижения художника играет все более важную роль. «Свежее искусство» составило более трети объема продаж на благотворительных аукционах, проведенных в 2018 и 2019 годах. В 2019 году оно принесло $15,6 млн, что на 22 % меньше, чем в 2018 году, но в 4 раза выше, чем в 2017 году. В целом в 2018–2019 на благотворительные аукционы приходилось 34,5 % продаж «свежего искусства», тогда как в 2016–2017 эта цифра составила всего 9 %.
• В «свежем искусстве» женщин-художниц больше молодых имен, у художников-мужчин — наоборот. 5 из 10 женщин-художниц, имевших в 2015–2019 самые большие объемы продаж «свежего искусства», представляют молодое поколение авторов. Так, Дана Шуц (1976, Friedrich Petzel Gallery, Нью-Йорк) была самой продаваемой женщиной-художницей 2019 года с продажами «свежего искусства» в объеме $1,4 млн. Джули Кертисс (1982, Anton Kern Gallery, Нью-Йорк) заняла по итогам 2019 года третье место с продажами в размере $1,2 млн (75 % всех ее лотов — «свежее искусство»). Еще одной успешной молодой художницей, которая дебютировала на аукционе в 2019 году, стала Чабалала Селф (1990, Pilar Corrias Gallery, Лондон): объем ее продаж составил $428 тыс. (34 % всех ее лотов — «свежее искусство»). Тойин Одутола (1985, Jack Shainman Gallery, Нью-Йорк) также показала невероятный рост продаж — на 1390 %, в результате чего объем ее продаж «свежего искусства» в 2019 году составил $748 тыс. (38 % от общего числа лотов).
• У художников-мужчин два явных лидера «свежего искусства». На двоих художников среди мужчин — KAWS и Гарольда Анкарта — в 2019 году приходится наибольшее количество лотов «свежего искусства». Так, работы KAWS (1974, Skarstedt Gallery, Лондон) в 2015–2019 были проданы 46 раз на сумму $9,6 млн. Почти половина из этих лотов (47 % по объему в деньгах) продана в 2019 году. «Свежие» работы Гарольда Анкарта (1980, Dawid Zwirner, Нью-Йорк) в 2015–2019 были проданы 32 раза на сумму $3,2 млн. Треть проданных лотов (34 % по объему в деньгах) также сменила владельцев в 2019 году.
Комментарий AI: многими традиционно считали, что покупать «свежее искусство» через аукционные дома не комильфо. Коллекционер либо попадался на удочку связки художник — агент, которые выводят работу на торги для повышения средней стоимости искусства, либо приобретал работу, которая незадолго до аукциона была куплена на первичном рынке (в галерее или через дилера) и по какой-то причине разонравилась владельцу. В последние годы к этим двум вариантам добавился третий, но уже с позитивной коннотацией: покупка «свежего искусства» с последующей аукционной перепродажей — это вариант краткосрочного инвестирования. Естественно, чтобы быть успешным в таких сделках, следует учитывать множество факторов: от прогнозирования последующего роста рынка отдельных молодых художников (согласиться впоследствии принять работу на торги должен в первую очередь сам аукционный дом) до фактической возможности приобрести работу признанного современного художника через галерею (лучшие работы всегда расходятся до открытия выставок). Сегодня мы видим и грамотные ставки, сделанные несколько лет назад на молодые имена (при этом одним из основных маркеров является сотрудничество художника с международной галереей условного рейтинга «топ-100»), и увеличение лотов «молодого искусства» в аукционных каталогах. Да, предпочтение покупателей пока что отдается признанным авторам и вечерним торгам, но «кураторские торги» показывают хорошую динамику работы с молодыми авторами. Поскольку отчет не показывает нам данные 2020 года, в котором фокус внимания коллекционеров понемногу переключается на активно развивающихся художников (у кого Zoom, за тем и правда, и рынок), хочется верить, что по итогам пандемии баланс 60 на 40 в пользу «свежих» работ признанных авторов сместится в сторону более молодых, но маркетингово-активных.
В продолжение материала мы поговорим о «свежем искусстве» на благотворительных аукционах и влиянии подобных продаж на развитие карьеры отдельных художников.
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20200616_wetpaint.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20200616_wetpaint.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
- 19.04.2024 Artprice подводит итоги первого квартала 2024 года Суммарный объем аукционных продаж составил $1,3 млрд
- 18.04.2024 Центр «Зотов» объявил прием заявок на участие в грантовой программе для исследователей конструктивизма Общий грантовый фонд составил 1,2 млн рублей
- 18.04.2024 Artnet анализирует рынок работ Виллема де Кунинга Поздние произведения художника в последние годы начали расти в цене
- 16.04.2024 Готовится каталог-резоне NFT-работ из проекта Сryptopunks В нем соберут репродукции всех работ коллекции, выпущенных с 2017 года
- 12.04.2024 Закрылась торговавшая NFT платформа Digital Basel Целый год обвинений в мошенничестве не прошел даром
- 19.04.2024 Крошечный набросок Микеланджело с изображением мраморного блока продан в 33 раза дороже эстимейта Цена лота составила более $200 000
- 19.04.2024 Итоги аукциона ARTinvestment.RU № 526 Общая выручка составила 23,3 млн рублей
- 17.04.2024 Редкий розовый бриллиант выставили на торги Phillips Предварительная оценка раритета составляет $15 млн
- 15.04.2024 Christie’s выставил на продажу редкую вещь Баскии Предварительно работа оценивается в $30 млн
- 12.04.2024 Итоги аукциона ARTinvestment.RU № 525 Общая выручка составила 12,2 млн рублей
- 05.04.2024 Отчет Art Basel & UBS 2024: онлайн-продажи AI изучает официальные показатели онлайн-продаж искусства в 2023 году
- 02.04.2024 Коллекционеры и коллекционирование. Статус Третий материал серии, посвященной теории и практике современного коллекционирования предметов искусства
- 01.04.2024 Открыт 207-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — совместные работы Лилии Ли-ми-ян и Катерины Садовски
- 01.04.2024 Открыты 524-е торги AI Аукциона В каталоге 26 лотов: 13 живописных работ, 5 листов оригинальной и два — печатной графики, две работы в смешанной технике, две скульптуры, одна фарфоровая тарелка и одна икона
- 29.03.2024 Арт-кинозал: «Искусство по понятиям» AI разбирает художественные и документальные фильмы, частично или полностью посвященные рынку искусства
- 19.04.2024 Новые имена на ярмарке «Арт Москва» Представляем некоторых молодых художников — участников смотра
- 17.04.2024 В Пушкинском музее открылись обновленные залы французского искусства Посетители впервые после длительной реставрации увидят работу Никола Пуссена «Сатир и нимфа»
- 16.04.2024 21-я ярмарка «Арт Москва» откроется в Гостином дворе 17 апреля В смотре примут участие 250 галерей, институций и брендов
- 15.04.2024 Художник Дарья Русских представит свой стенд на ярмарке «Арт Москва» Среди работ будут представлены принты, сгенерированные совместно с искусственным интеллектом
- 15.04.2024 В МАММ открылась выставка Эрика Булатова «Живу дальше. Лаборатория художника» В экспозицию вошли более 100 работ
Топ 29
- 1. Леонардо да Винчи$450,3 млн
- 2. Пабло Пикассо$179,4 млн
- 3. Амедео Модильяни$170,4 млн
- 4. Ци Байши$144 млн
- 5. Френсис Бэкон$142,4 млн
- 6. Альберто Джакометти$141,3 млн
- 7. Эдвард Мунк$119,9 млн
- 8. Клод Моне$110,7 млн
- 9. Жан-Мишель Баския$110,5 млн
- 10. Энди Уорхол$105,5 млн
- 11. Рой Лихтенштейн$95,4 млн
- 12. Эдвард Хоппер$91,87 млн
- 13. Джефф Кунс$91,075 млн
- 14. Дэвид Хокни$90,3 млн
- 15. Роберт Раушенберг$88,8 млн
- 16. Густав Климт$87,9 млн
- 17. Марк Ротко$86,9 млн
- 18. Казимир Малевич$85,81 млн
- 19. Барнетт Ньюман$84,2 млн
- 20. Винсент ван Гог$82,5 млн
- 21. Анри Матисс$80,7 млн
- 22. Огюст Ренуар$78,1 млн
- 23. Питер Пауль Рубенс$76,7 млн
- 24. Константин Брынкуши$71 млн
- 25. Сай Туомбли$70,5 млн
- 26. Фернан Леже$70,06 млн
- 27. Виллем де Кунинг$68,9 млн
- 28. Чжао Уцзи$65,2 млн
- 29. Поль Сезанн$60,5 млн
- Картина/портрет дамы на доске.
- И.М.Чолария, "Дама и ветер"
- И.М.Чолария, "Замок Эльсинор"
- Графика Ню
- Сергей Стародубцев - «Леда и лебедь»
- Алла Липатова, "Подсолнухи"
- "Приписывается Коровину" продали за 27 000 евро
- Прошу помочь с атрибуцией двух акварелей (вероятно французского художника)
- Е.Греч - «Исаакий»
- М.В.Турецкая, автолитографии