Айвазовский И.К.
Шишкин И.И.
Маковский А.В.
Маковский В.Е.
Кончаловский П.П.
Фальк Р.Р.
ARTinvestment.RU покупает работы
ведущих художников XIX-XX вв.
Нестеров М.В.
Плавинский Д.П.
Бенуа А.Н.
Немухин В.Н.
Серов В.А.
Зверев А.Т.
Саврасов А.К.


«Свежее искусство» на аукционных торгах. Отчет ArtTactic
ARTinvestment.RU   16 июня 2020

Британская аналитическая компания исследовала публичные продажи искусства, созданного накануне аукционов

Обозначением Wet Paint (c англ. — предупреждающий знак «Осторожно, окрашено!») арт-рынок традиционно называет авторские работы, которые появляются в продаже, «не успев высохнуть» после мастерской художника. Предметом одноименного отчета от ArtTactic стали произведения искусства, выставленные на аукцион в течение 3 лет с момента их создания, — другими словами, вышли на вторичный рынок достаточно быстро после первой покупки (не лишним будет напомнить, что, согласно своим уставам, крупные аукционные дома имеют право совершать сделки только с владельцами приобретенных ранее работ, но никак не с художниками или дилерами напрямую. — AI.). Цель исследования — найти и проанализировать тенденции на рынке искусства в отношении работ, успевших за небольшой период совершить три действия: быть созданными, купленными на первичном рынке и далее проданными на вторичном. Итоги исследования отражают поведение коллекционеров: кого из современных художников покупают более охотно, с кем стремятся быстрее расстаться, почему и с каким результатом. Опытные аналитики рынка могут разглядеть в материалах отчета ArtTactic признаки недоверия тому или иному художнику либо спекуляции с его ценообразованием.

Предметом исследования стала выборка приблизительно 2,7 тыс. работ авторства 880 художников в период с 2015 по 2019 год. Традиционно ArtTactic взял для рассмотрения три крупнейших аукционных дома, базирующихся в Лондоне: Christie’s, Sotheby’s и Phillips, включив в отчет данные торгов послевоенного и современного искусства в Лондоне, Нью-Йорке и Гонконге, а также камерных «кураторских» торгов — таких как аукционы New Now и Under the Influence (Phillips), Contemporary Curated (Sotheby’s) и First Open (Christie’s).

Основные итоги в нашей интерпретации:

«Свежее искусство» охотнее покупают у возрастных художников. Объем рынка «свежего искусства» с 2015 по 2019 год включительно составил 8,2 % от общего количества сделок и принес 1,9 % всего дохода. Результаты исследования ArtTactic показывают, что 40,6 % лотов были созданы художниками в возрасте 45 лет или моложе.

«Свежее искусство» предпочитают покупать «громко» и на престижных торгах. Объем продаж «свежего искусства» в 2019 году составил $53,4 млн (+6,6 % к аналогичному показателю 2018 года и +45,1 % — 2016 года), но все еще не достиг рекордных $82 млн, полученных в 2015 году. Хотя объем продаж «свежего искусства» рос на протяжении последних четырех лет, количество подобных лотов снизилось с 497 в 2016 году до 325 в 2019 году. На благотворительных аукционах было продано 29 % подобных работ, в остальных случаях (71 %, $37,7 млн) мотивация коллекционеров была более привычной — эмоциональной и финансовой. Продажи «свежего искусства» на вечерних торгах послевоенного и современного искусства составили 56 % от общего объема продаж в 2019 году, 36,7 % принесли дневные продажи и 7,3 % — «кураторские аукционы».

Christie’s продал больше «свежего искусства» в 2019 году, Sotheby’s — в целом за пять лет. В 2019 году на долю Christie’s приходится 51 % продаж «свежего искусства»: аукционный дом получил $27,2 млн по сравнению с $8,5 млн в 2018 году (Sotheby’s с долей рынка в 31 % находится на втором месте). Тем не менее за весь период 2015–2019 наибольшая доля рынка (41 %) оказалась у Sotheby’s (у Christie’s 33 %).

Нью-Йорк — центр рынка публичных продаж молодого искусства. Продажи «свежего искусства» авторства молодых художников в 2019 году увеличились на 120 %, до $26,3 млн. Нью-Йорк остается центром продаж молодых художников с долей рынка 72 %. (А вот центром приватных продаж молодого искусства, не учтенных отчетом ArtTactic, остается Лос-Анджелес. — AI.).

Продажи «самого свежего искусства» молодых художников в 2019 году выросли. Объем аукционных продаж произведений искусства, созданных менее чем за 2 года до аукциона, утроился в 2019 году, при этом общая сумма сделок составила $7,2 млн (100 лотов) по сравнению с $2,6 млн. (41 лот) годом ранее. Наибольшая доля (35 %) этих лотов приходилась на самый низкий ценовой сегмент (менее $10 тыс.), 32 % лотов были проданы в диапазоне $10–50 тыс. Среди лотов стоимостью менее $50 тыс. 75 % принадлежало поколению художников в возрасте 45 лет или младше;

Спекулятивные продажи «свежего искусства» возросли. Отчет отмечает активизацию внерыночной торговли работами молодых художников (другими словами, отмечается рост числа сделок, в которых одна работа меняет владельца 3 и более раз в течение нескольких лет, что в равной степени может указывать как на внутреннюю информацию о скором удорожании определенного художника, так и о недобросовестной игре агентов самого художника, выдающих себя за коллекционеров с целью искусственно поднять средние цены на автора. Оба этих варианта в экономической теории называются спекуляциями. — AI). С 2017 года аукционные продажи недавно созданных предметов искусства, которые сменили более 3-х владельцев, возросли по сравнению с периодом 2015–2016 гг. 58 % таких лотов созданы художниками молодого поколения (до 45 лет). В общей сложности 47 % подобных лотов были проданы за суммы свыше $100 тыс.

• Участие в благотворительных торгах как способ продвижения художника играет все более важную роль. «Свежее искусство» составило более трети объема продаж на благотворительных аукционах, проведенных в 2018 и 2019 годах. В 2019 году оно принесло $15,6 млн, что на 22 % меньше, чем в 2018 году, но в 4 раза выше, чем в 2017 году. В целом в 2018–2019 на благотворительные аукционы приходилось 34,5 % продаж «свежего искусства», тогда как в 2016–2017 эта цифра составила всего 9 %.

В «свежем искусстве» женщин-художниц больше молодых имен, у художников-мужчин — наоборот. 5 из 10 женщин-художниц, имевших в 2015–2019 самые большие объемы продаж «свежего искусства», представляют молодое поколение авторов. Так, Дана Шуц (1976, Friedrich Petzel Gallery, Нью-Йорк) была самой продаваемой женщиной-художницей 2019 года с продажами «свежего искусства» в объеме $1,4 млн. Джули Кертисс (1982, Anton Kern Gallery, Нью-Йорк) заняла по итогам 2019 года третье место с продажами в размере $1,2 млн (75 % всех ее лотов — «свежее искусство»). Еще одной успешной молодой художницей, которая дебютировала на аукционе в 2019 году, стала Чабалала Селф (1990, Pilar Corrias Gallery, Лондон): объем ее продаж составил $428 тыс. (34 % всех ее лотов — «свежее искусство»). Тойин Одутола (1985, Jack Shainman Gallery, Нью-Йорк) также показала невероятный рост продаж — на 1390 %, в результате чего объем ее продаж «свежего искусства» в 2019 году составил $748 тыс. (38 % от общего числа лотов).

У художников-мужчин два явных лидера «свежего искусства». На двоих художников среди мужчин — KAWS и Гарольда Анкарта — в 2019 году приходится наибольшее количество лотов «свежего искусства». Так, работы KAWS (1974, Skarstedt Gallery, Лондон) в 2015–2019 были проданы 46 раз на сумму $9,6 млн. Почти половина из этих лотов (47 % по объему в деньгах) продана в 2019 году. «Свежие» работы Гарольда Анкарта (1980, Dawid Zwirner, Нью-Йорк) в 2015–2019 были проданы 32 раза на сумму $3,2 млн. Треть проданных лотов (34 % по объему в деньгах) также сменила владельцев в 2019 году.

Комментарий AI: многими традиционно считали, что покупать «свежее искусство» через аукционные дома не комильфо. Коллекционер либо попадался на удочку связки художник — агент, которые выводят работу на торги для повышения средней стоимости искусства, либо приобретал работу, которая незадолго до аукциона была куплена на первичном рынке (в галерее или через дилера) и по какой-то причине разонравилась владельцу. В последние годы к этим двум вариантам добавился третий, но уже с позитивной коннотацией: покупка «свежего искусства» с последующей аукционной перепродажей — это вариант краткосрочного инвестирования. Естественно, чтобы быть успешным в таких сделках, следует учитывать множество факторов: от прогнозирования последующего роста рынка отдельных молодых художников (согласиться впоследствии принять работу на торги должен в первую очередь сам аукционный дом) до фактической возможности приобрести работу признанного современного художника через галерею (лучшие работы всегда расходятся до открытия выставок). Сегодня мы видим и грамотные ставки, сделанные несколько лет назад на молодые имена (при этом одним из основных маркеров является сотрудничество художника с международной галереей условного рейтинга «топ-100»), и увеличение лотов «молодого искусства» в аукционных каталогах. Да, предпочтение покупателей пока что отдается признанным авторам и вечерним торгам, но «кураторские торги» показывают хорошую динамику работы с молодыми авторами. Поскольку отчет не показывает нам данные 2020 года, в котором фокус внимания коллекционеров понемногу переключается на активно развивающихся художников (у кого Zoom, за тем и правда, и рынок), хочется верить, что по итогам пандемии баланс 60 на 40 в пользу «свежих» работ признанных авторов сместится в сторону более молодых, но маркетингово-активных.

В продолжение материала мы поговорим о «свежем искусстве» на благотворительных аукционах и влиянии подобных продаж на развитие карьеры отдельных художников.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20200616_wetpaint.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20200616_wetpaint.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх