Отчет Art Basel & UBS 2020: рынок частных продаж
AI изучает показатели деятельности галерей и арт-дилеров в 2019 году
Анализируя общие данные отчета The Art Market 2020 от Art Basel & UBS в предыдущем материале, мы отмечали подход ведущего аналитика Art Basel Клэр Макэндрю по работе с данными закрытого рынка искусства. Как и в прошлые сезоны, галереям и арт-дилерам был предложен опросник. Из 7,5 тыс. респондентов ответило около 17 % — их ответы легли в основу отчета. Отметим, однако, что ответившие респонденты обеспечивают более 90 % оборота рынка: информацию невозможно считать достоверной, но определяющей тенденции частных продаж — вне всяких сомнений.
Общие данные
В 2019 году оборот рынка частных продаж искусства (галереи и арт-дилеры) составил $36,8 млрд, что на два с небольшим процента выше аналогичного показателя 2018 года. Частные продажи в 2019 году обеспечивали 297 тыс. галерей и частных арт-дилеров, работающих на первичном и вторичном рынках искусства. Более 50 % сделок в ценовом выражении осуществили всего 5 % продавцов.
Сделки
Сегмент дилеров с оборотом от $500 тыс. до $1 млн показал наибольший спад (–9 %), а продажи в диапазоне $250–$500 тыс. выросли больше всего — на 17 % в количественном выражении. 84 % всех сделок в секторе частных продаж (27 % в ценовом выражении, что на 10 % меньше, чем в 2018 году) были заключены с предметами искусства стоимостью ниже $50 тыс. Сделки на сумму менее $5 тыс. составили 47 % от общего количества сделок и принесли 6 % всего дохода, тогда как сделки на сумму более $1 млн составили 2 % от общего количества сделок и принесли 42 % всего дохода.
Средняя стоимость при сделках с искусством, 2019:
- Модернизм: $43 тыс.;
- Прочее изобразительное искусство (старые мастера и др.): $42 тыс.;
- Современное смешанное (послевоенное искусство и др.): $ 30 тыс.;
- Декоративное искусство и антиквариат: $7,5 тыс.;
- Современное искусство: $7,5 тыс.
Время проведения сделок (от начала переговоров до проведения транзакции и фактической доставки работы):
- до 1 месяца: 48 % (в 2018 году: 52 %);
- 1–2 месяца: 27 % (в 2018 году: 25 %);
- 2–3 месяца: 15 % (в 2018 году: 11 %);
- 3–6 месяцев: 7 % (в 2018 году: 9 %);
- более 6 месяцев: 3 % (в 2018 году: 3 %).
Комментарий AI: относительно сумм сделок и их влияния на общий оборот галерей в отчете ничего нового не написано, разве что лишний раз нам напомнили, что средняя стоимость продаваемого современного искусства сегодня меньше $10 тыс. (для предметов, продаваемых на арт-ярмарках, она еще меньше, но об этом расскажем в одном из следующих материалов). За прошедший год еще более увеличилась пропасть между небольшими галереями и крупными сетями — об этом свидетельствуют объемы продаж. Нынешняя формула маржинальности для мелких галерей и дилеров: лучше продать большее количество предметов по сниженной цене, ориентируясь на молодых коллекционеров, чем остаться с непроданным остатком более дорогих авторов, пытаясь ухватить клиентскую базу условной Gagosian. Обращает на себя внимание и временной период совершения сделок: если между 2017–2018 он существенно сократился, то в 2019 году немного увеличился. Это говорит о следующем: в поисках оптимизации работы с клиентами в последние годы галереи пробовали все средства, в том числе и сокращение периода транзакции. Практика показала: при выборе галереи время на сделку не влияет на предпочтения покупателя. Поэтому в 2019 году галереи с этим немного расслабились.
Покупатели
Согласно опросу Art Economics, в 2019 году рынку частных продаж искусства сложнее всего было найти новых покупателей. При этом доля продаж новым клиентам с 2018 года увеличилась на 5 % (до 34 %). Новые покупатели стали более важным каналом продаж для галерей и арт-дилеров с более низким оборотом: они обеспечили 40 % продаж галерей с оборотом менее $500 тыс. и 26 % продаж галерей с оборотом более $10 млн. Средняя доля покупателей-женщин составила 36 %, что на 9 % выше аналогичного показателя 2018 года. Местные покупатели (совершившие сделку в пределах своей страны) являются самым значимым сегментом: они составили 61 % от числа всех покупателей и обеспечили 58 % продаж в денежном выражении.
В зависимости от суммы сделки количество местных покупателей распределилось так:
- менее $500 тыс.: 67 %;
- $500 тыс. — $1 млн: 65 %;
- $1 — $10 млн: 53 %;
- более $10 млн: 48 %.
Возрастной состав покупателей различных направлений искусства
Направления | Возрастные группы |
До 40 лет, % |
40-65 лет, % |
65+, % |
Современное искусство |
21 |
64 |
14 |
Современное смешанное |
16 |
61 |
23 |
Модернизм |
7 |
46 |
47 |
Другое изобразительное искусство |
5 |
64 |
31 |
Декоративно-прикладное искусство и антиквариат |
19 |
62 |
20 |
Комментарий AI: молодые коллекционеры заходят на рынок через современное искусство и интерьерный дизайн, представленный небольшими галереями. Пока они не отточат собственный вкус и не внесут приобретения искусства в регулярный годовой бюджет, крупные галереи за них бороться не будут. А после — заберут коллекционеров себе, предложив более значимые социальные бонусы. И нередко — заберут вместе с художниками, которых они стали активно собирать.
Художники
Отчет Art Basel & UBS показал, что 57 % объема продаж галерей, работающих на первичном рынке, приходилось на трех ведущих художников галереи, при этом 43 % в денежном выражении составляли продажи самого дорогого художника из трех. Доля продаж трех ведущих художников у галерей с оборотом продаж до $1 млн оказались выше, чем у тех продавцов, чей оборот превышает $1 млн: 63 % против 56 %. Приведенные цифры практически соответствуют аналогичным данным 2018 года.
Состав экспонируемых художников у галерей, которые работают на первичном рынке:
- 31 % — начинающие художники;
- 44 % — художники в процессе развития карьеры;
- 25 % — признанные художники.
Состав экспонируемых художников у галерей, которые работают на первичном и вторичном рынках:
- 25 % — начинающие художники;
- 44% — художники в процессе развития карьеры;
- 31% — признанные художники.
Галереи и арт-дилеры первичного рынка, как правило, фокусируются на ограниченном количестве художников: в 2019 году в среднем они представляли 18 авторов (в 2018 году — 22).
Комментарий AI: по сравнению с 2018 годом серьезно увеличилась доля молодых художников из числа предложенных галереей для продажи — с 19 % до 28 %. При этом общее число представляемых галереей авторов снизилось почти на 20 %: «верх» воронки входа в рынок для художников расширился, а «низ» (продажи), наоборот, сужается. На вопрос, где происходит итоговый естественный отбор, ответим: преимущественно на арт-ярмарках в режиме живого общения с коллекционерами.
Жизненный цикл галерей
Пикового значения соотношение между открывшимися и завершившими свой бизнес галереями достигло в 2007 году (4:1) и с тех пор лишь сокращалось. К 2011 году соотношение снизилось вдвое, до 2:1, а в 2019 году стало 1,2:1. В 2019 году галереи, работающие исключительно на первичном рынке, имели средний объем продаж в $379 тыс., в то время как оборот продавцов, работающих лишь с предметами вторичного рынка, составил $5,5 млн. Среди галерей, работающих на обоих рынках одновременно, доля продаж составила 56 % работ первичного рынка и 44 % вторичного.
Средний период работы на рынке среди галерей:
- современное искусство: 12 лет;
- современное смешанное: 13 лет;
- модернизм: 30 лет;
- прочее изобразительное искусство: 33 года;
- декоративно-прикладное искусство и антиквариат: 34 года
- все продавцы (в среднем): 17 лет.
Комментарий AI: для того чтобы успешно продавать современное искусство (задержался на рынке, значит, уже успешен), необязательно иметь 30 лет практики — достаточно посмотреть на средний возраст соответствующих галерей. Очищение рынка от самонадеянных продавцов, открывших галерейные пространства в 2007–2010 годах на волне популярности современного искусства, близится к своему завершению: одни закрывают галереи, переходя к арт-дилерству, другие занимают ниши логистики и менеджмента коллекций. Большинство же покидают рынок искусства, не сформировав пула постоянных покупателей и не имея бюджета развивать новые контакты через арт-ярмарки.
Прогнозы участников рынка на 2020 год
42 % галерей и арт-дилеров ожидают увеличения продаж в нынешнем году. По сравнению с прогнозами на 2019 год (30 %) уровень оптимизма субъектов частного рынка вырос. При этом более других верят в увеличение продаж частные дилеры с оборотом до $500 тыс. Отдельный интерес представляют проблемы, с которыми сталкивались галереи и арт-дилеры, в ретроспективе 2017–2019. В опросе, проведенном Art Economics среди 7,5 тыс. респондентов, проблемы было предложено ранжировать по степени влияния на итоговые продажи, от 1 до 10. Из всего опросного листа AI выделил три группы.
Факторы влияния |
Год |
Динамика, мест |
|
2019 |
2017 |
||
Без изменений |
|||
Привлечение новых клиентов |
1 |
1 |
0 |
Экономика и спрос на предметы искусства |
2 |
2 |
0 |
Участие в ярмарках |
3 |
3 |
0 |
Возросшая значимость |
|||
Интернет и онлайн-продажи |
4 |
9 |
+ 5 |
Усиление регулирования рынка и трансграничной торговли |
5 |
10 |
+ 5 |
Понизившаяся значимость |
|||
Политическая нестабильность |
8 |
6 |
– 2 |
Конкурирование с аукционными домами |
9 |
4 |
– 4 |
Доступ к новым предметам искусства и художникам |
10 |
7 |
– 3 |
Комментарий AI: новые покупатели, спрос и арт-ярмарки (места с 1 по 3) смело можно объединять в одно целое — это взаимосвязанные между собой элементы. Возросшая значимость онлайн-продаж и трансграничной торговли — показатель того, что галерее нужно продавать и между ярмарками (а физические пространства в последние годы стали работать плохо). Один из выходов — развивать онлайн-продажи. Под «трансграничной торговлей» угадывается интерес к блокчейну и электронным кошелькам, которые позволили бы сократить комиссионные издержки за транзакции и конвертацию валют — эта сфера как раз и нуждается в регулировании. А вот проблемы, еще пару лет назад казавшиеся значимыми для галерей и арт-дилеров, сегодня выглядят менее враждебно: политическая нестабильность напрямую не сказывается на покупательной способности людей с деньгами, художники сегодня сами научились предлагать себя галереям, а субъекты публичного рынка — аукционные дома — в данный момент не составляют должной конкуренции рынку закрытому. В первую очередь из-за невозможности работать с предметами искусства на первичном рынке, согласно своим уставам.
В следующем аналитическом материале на основе отчета Art Basel & UBS 2020 мы и разберем работу аукционных домов в 2019 году.
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20200311_artdealers.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20200311_artdealers.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.