Цифры объема продаж русского искусства. Почему они у всех разные?
ARTinvestment.RU   13 февраля 2020

AI собрал воедино данные крупнейших аналитиков рынка русского искусства с 2008 по 2019 год и анализирует причины, по которым они расходятся между собой

Ситуация с анализом рынка русского искусства, по сути, уникальна для России, как страны БРИКС (государства с развивающейся экономикой). С одной стороны, сразу четыре аналитические компании отслеживают обороты ее рынка искусства, при этом две из них — международные. С другой, — методология обсчета, степень детализации и выборка у всех аналитиков разная, что приводит к разночтению цифр в первоисточниках. Это может повлечь долгоиграющие последствия: не только сообщения СМИ, но и научные работы исследователей рынка искусства будут включать в себя разные данные. Тем временем сегодняшние коллекционер и инвестор, глядя на различия в цифрах, испытывают рациональную осторожность.

Для удобства исследователей мы совместили все официальные цифры в одну общую базу с указанием источников — пользуйтесь, но отныне понимайте различия. Далее мы дадим краткую оценку существующим отчетам по рынку русского искусства и в конце предложим собственный выход из сложившейся ситуации.

ПОКАЗАТЕЛЬ 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 ИСТОЧНИК
Объем продаж русского искусства на российских аукционах (внутреннем публичном рынке), млн долларов          -           -        6,6     14,5     21,1     21,4     12,9       4,6       7,1       8,9       7,2     10,1 ARTinvestment.ru
Объем продаж русского искусства в российских галереях и на ярмарках (внутреннем приватном рынке), млн долларов          -           -      26,4     58,0     84,4     85,6     51,6     13,8     21,3     26,7     21,6     30,3 ARTinvestment.ru
Совокупный объем продаж русского искусства на внутреннем публичном и приватном рынках, млн долларов          -           -      33,0     72,5   105,5   107,0     64,5     18,4     28,4     35,6     28,8     40,4 ARTinvestment.ru
Совокупный объем продаж искусства авторов российского происхождения на мировых аукционах (внешнем публичном рынке), млн долларов          -           -    523,0   462,0   550,0   525,0   667,0   575,0   292,0   469,0   525,0   411,0 ARTinvestment.ru
                             
Объем продаж русского искусства на ведущих мировых аукционах (внешнем публичном рынке), млн. долларов          -           -           -           -           -      63,0     73,0     27,0     20,0     51,0     41,0          -  Deloitte Art & Finance / ArtTactic
  175,0   117,9   142,6   115,7   110,1          -           -           -           -           -           -           -  Russian Art Week / Simon Hewitt
                             
Объем продаж российского современного искусства на российских и мировых аукционах (совокупном публичном рынке), млн евро     28,1       4,2       7,7       9,5       6,0       9,7       5,9       8,4     10,8       9,7          -           -  InArt
Объем продаж российского современного искусства на российских и мировых аукционах, в российских галереях и на российских ярмарках, млн евро          -           -           -           -           -           -           -           -           -           -      22,4          -  InArt

Внешний рынок

Первым в хронологической порядке за рынок российского искусства взялся Deloitte, посвятив в отчете Deloitte Art & Finance 2013 целый раздел России. Как и в последующие годы, обсчетом рынка занималась британская компания ArtTactic. Методология ArtTactic фиксировала исключительно продажи «Русских торгов» на пяти аукционах — Sotheby’s, Christie’s, MacDougall’s, Phillips и Bonhams. Аукционные дни преимущественно проходили в Лондоне, лишь Sotheby’s и Christie’s до начала 2010-х имели параллельные «Русские торги» в Нью-Йорке (затем их расформировали: русскую живопись стали отправлять в Лондон, а декоративно-прикладное искусство стали подмешивать к лотам европейских авторов). Что оставалось вне внимания ArtTactic: продажи русских по происхождению художников, которые «перешагнули» международный рубеж признания и работы которых выставлялись на торгах модернизма (Малевич, Кандинский, Шагал, Лемпицка и др.). Компания не анализировала и внутренний публичный рынок России, поскольку на тот момент российские аукционные дома не имели практики публикации своих результатов. Оценка российского рынка исключительно по зарубежным торгам продолжается до сих пор, в то время как рынки других стран — Китая, Индии, Нигерии — в отчетах Deloitte Art & Finance уже включают данные внутренних аукционов.

Отличительной особенностью данных Deloitte / ArtTactic является подача оборота продаж исключительно по «цене молотка» (без учета надбавки покупателя, составляющей в среднем 22 %). Два других аналитика глобального рынка искусства — TEFAF и Art Basel — в последние пять лет включают в отчеты полную стоимость, уплаченную за предметы искусства. Другое важное замечание: в составе «Русских торгов» также исторически продаются художники других стран СНГ (в частности, Украины), а с недавних пор появляются и родившиеся после 1991 года (последние не включены в «орбиту русского искусства», принятую ARTinvestment.RU). ArtTactic указывает на это в своих отчетах, однако не отделяет художников близлежащих стран от российских, объединяя их в приводимых цифрах.

Вторым игроком, взявшимся за анализ рынка русского искусства, был медиа-ресурс Russian Art + Culture, обеспечивающий информационную поддержку «Русских торгов» в Лондоне. Компанией был приглашен известный британский арт-критик Саймон Хьюитт, который в 2014 году выпустил отчет по рынку продаж русских и российских художников с 2008 по 2013 год. Отчет также не касался внутреннего рынка России. При этом, в отличие от Deloitte / ArtTactic, он показывал информацию, основанную исключительно на лондонских торгах. Не желая делать пересчет на доллары США относительно курсов в разные годы, Хьюитт привел все цифры в британских фунтах. Отчет во второй раз вышел в 2015 году и после прекратил свое существование.

Внутренний рынок

Информационный ресурс ARTinvestment.RU (далее —AI) был создателем первой и единственной наиболее полной базы данных аукционных торгов с участием русских и российских художников (более 10 тыс. имен и свыше 190 тыс. аукционных сделок). В отличие от западных компаний, AI следит за аукционными домами на территории 10 стран (а не двух в лучшем случае), прежде всего за российскими внутренними аукционами. Естественно, обладая подобной базой, а также кругом экспертов, AI начал публикацию собственного отчета о рынке русского искусства. В 2013 году он первым выпустил совокупные данные о внутренних публичных торгах. В своей методологии обсчета рынка зарубежных продаж AI избрал свой независимый путь: он предложил объединить результаты «Русских торгов» с результатами всех художников орбиты русского искусства (т. е. тех, кто родился в Российской империи или СССР до их распада) из международной аукционной обоймы. В результате рекордным по объему продаж русского искусства на мировых аукционах стал 2014 год с показателем $667 млн (в 2019 году этот показатель составил $411 млн). Аналитиками AI был впервые введен мультипликатор для оценки приватного рынка продаж в России. Для международного рынка в целом, напомним, он балансирует на уровне 40–48 % аукционных продаж (публичных) и 60–52 % галерейных и дилерских сделок (приватных). По оценке AI, ситуация на российском рынке намного более смещена в сторону приватного сегмента: в среднем 20 % на 80 % до 2015 года, и 30 % на 70 % с 2015 до настоящего момента.

InArt — вторая российская аналитическая компания — выпустила первый собственный отчет в 2016 году и с тех пор публикует его ежегодно. В отличие от ARTinvestment.RU, InArt фокусируется на продажах современных российских художников (примерно 1,5 тыс. имен, из них с публичными продажами 520 художников). С 2018 года InArt смело ввязалась в исследование рынка приватных продаж, собирая информацию от российских галерей и крупнейших домашних ярмарок современного искусства. Полная методология InArt составляет коммерческую тайну, однако полученные данные в результате совмещения директ-маркетинга и мультипликаторов являются единственными опубликованными цифрами о рынке современного российского искусства, с которыми отныне должен считаться официальный рынок.

Краткий итог AI: не исключено, что в последующих глобальных отчетах вслед за Deloitte / ArtTactic рынку русского искусства начнут уделять внимание и TEFAF, и Art Basel. Таким образом, количество отчетов с разной методологией и числовой волатильностью увеличится до шести. Китай, например, решил эту проблему за счет контроля исходящей информации о внутренних продажах на уровне госпрограммы по поддержке искусства. В России государственный контроль рынка искусства в ближайшее время невозможен в целом и будет тормозить рынок в частности.

Поэтому в 2020 году AI собирается поставить вопрос на международном уровне о выработке единого алгоритма в оценке рынка русского искусства: какие художники должны в него входить, как обсчитываться и какие специалисты должны для этого привлекаться. В любом случае все игроки занимают свои отдельные ниши в плане отчетов. Такой подход не нарушит конкуренцию, но лишь усилит рынок. Однако, по нашему мнению, методология должна иметь общую базу. В этом случае российский рынок станет прозрачнее с точки зрения как внутреннего, так и международного коллекционера и инвестора.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20200213_index_db.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20200213_index_db.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх