Цифры объема продаж русского искусства. Почему они у всех разные?
AI собрал воедино данные крупнейших аналитиков рынка русского искусства с 2008 по 2019 год и анализирует причины, по которым они расходятся между собой
Ситуация с анализом рынка русского искусства, по сути, уникальна для России, как страны БРИКС (государства с развивающейся экономикой). С одной стороны, сразу четыре аналитические компании отслеживают обороты ее рынка искусства, при этом две из них — международные. С другой, — методология обсчета, степень детализации и выборка у всех аналитиков разная, что приводит к разночтению цифр в первоисточниках. Это может повлечь долгоиграющие последствия: не только сообщения СМИ, но и научные работы исследователей рынка искусства будут включать в себя разные данные. Тем временем сегодняшние коллекционер и инвестор, глядя на различия в цифрах, испытывают рациональную осторожность.
Для удобства исследователей мы совместили все официальные цифры в одну общую базу с указанием источников — пользуйтесь, но отныне понимайте различия. Далее мы дадим краткую оценку существующим отчетам по рынку русского искусства и в конце предложим собственный выход из сложившейся ситуации.
ПОКАЗАТЕЛЬ | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | ИСТОЧНИК | |
Объем продаж русского искусства на российских аукционах (внутреннем публичном рынке), млн долларов | - | - | 6,6 | 14,5 | 21,1 | 21,4 | 12,9 | 4,6 | 7,1 | 8,9 | 7,2 | 10,1 | ARTinvestment.ru | |
Объем продаж русского искусства в российских галереях и на ярмарках (внутреннем приватном рынке), млн долларов | - | - | 26,4 | 58,0 | 84,4 | 85,6 | 51,6 | 13,8 | 21,3 | 26,7 | 21,6 | 30,3 | ARTinvestment.ru | |
Совокупный объем продаж русского искусства на внутреннем публичном и приватном рынках, млн долларов | - | - | 33,0 | 72,5 | 105,5 | 107,0 | 64,5 | 18,4 | 28,4 | 35,6 | 28,8 | 40,4 | ARTinvestment.ru | |
Совокупный объем продаж искусства авторов российского происхождения на мировых аукционах (внешнем публичном рынке), млн долларов | - | - | 523,0 | 462,0 | 550,0 | 525,0 | 667,0 | 575,0 | 292,0 | 469,0 | 525,0 | 411,0 | ARTinvestment.ru | |
Объем продаж русского искусства на ведущих мировых аукционах (внешнем публичном рынке), млн. долларов | - | - | - | - | - | 63,0 | 73,0 | 27,0 | 20,0 | 51,0 | 41,0 | - | Deloitte Art & Finance / ArtTactic | |
175,0 | 117,9 | 142,6 | 115,7 | 110,1 | - | - | - | - | - | - | - | Russian Art Week / Simon Hewitt | ||
Объем продаж российского современного искусства на российских и мировых аукционах (совокупном публичном рынке), млн евро | 28,1 | 4,2 | 7,7 | 9,5 | 6,0 | 9,7 | 5,9 | 8,4 | 10,8 | 9,7 | - | - | InArt | |
Объем продаж российского современного искусства на российских и мировых аукционах, в российских галереях и на российских ярмарках, млн евро | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 22,4 | - | InArt |
Внешний рынок
Первым в хронологической порядке за рынок российского искусства взялся Deloitte, посвятив в отчете Deloitte Art & Finance 2013 целый раздел России. Как и в последующие годы, обсчетом рынка занималась британская компания ArtTactic. Методология ArtTactic фиксировала исключительно продажи «Русских торгов» на пяти аукционах — Sotheby’s, Christie’s, MacDougall’s, Phillips и Bonhams. Аукционные дни преимущественно проходили в Лондоне, лишь Sotheby’s и Christie’s до начала 2010-х имели параллельные «Русские торги» в Нью-Йорке (затем их расформировали: русскую живопись стали отправлять в Лондон, а декоративно-прикладное искусство стали подмешивать к лотам европейских авторов). Что оставалось вне внимания ArtTactic: продажи русских по происхождению художников, которые «перешагнули» международный рубеж признания и работы которых выставлялись на торгах модернизма (Малевич, Кандинский, Шагал, Лемпицка и др.). Компания не анализировала и внутренний публичный рынок России, поскольку на тот момент российские аукционные дома не имели практики публикации своих результатов. Оценка российского рынка исключительно по зарубежным торгам продолжается до сих пор, в то время как рынки других стран — Китая, Индии, Нигерии — в отчетах Deloitte Art & Finance уже включают данные внутренних аукционов.
Отличительной особенностью данных Deloitte / ArtTactic является подача оборота продаж исключительно по «цене молотка» (без учета надбавки покупателя, составляющей в среднем 22 %). Два других аналитика глобального рынка искусства — TEFAF и Art Basel — в последние пять лет включают в отчеты полную стоимость, уплаченную за предметы искусства. Другое важное замечание: в составе «Русских торгов» также исторически продаются художники других стран СНГ (в частности, Украины), а с недавних пор появляются и родившиеся после 1991 года (последние не включены в «орбиту русского искусства», принятую ARTinvestment.RU). ArtTactic указывает на это в своих отчетах, однако не отделяет художников близлежащих стран от российских, объединяя их в приводимых цифрах.
Вторым игроком, взявшимся за анализ рынка русского искусства, был медиа-ресурс Russian Art + Culture, обеспечивающий информационную поддержку «Русских торгов» в Лондоне. Компанией был приглашен известный британский арт-критик Саймон Хьюитт, который в 2014 году выпустил отчет по рынку продаж русских и российских художников с 2008 по 2013 год. Отчет также не касался внутреннего рынка России. При этом, в отличие от Deloitte / ArtTactic, он показывал информацию, основанную исключительно на лондонских торгах. Не желая делать пересчет на доллары США относительно курсов в разные годы, Хьюитт привел все цифры в британских фунтах. Отчет во второй раз вышел в 2015 году и после прекратил свое существование.
Внутренний рынок
Информационный ресурс ARTinvestment.RU (далее —AI) был создателем первой и единственной наиболее полной базы данных аукционных торгов с участием русских и российских художников (более 10 тыс. имен и свыше 190 тыс. аукционных сделок). В отличие от западных компаний, AI следит за аукционными домами на территории 10 стран (а не двух в лучшем случае), прежде всего за российскими внутренними аукционами. Естественно, обладая подобной базой, а также кругом экспертов, AI начал публикацию собственного отчета о рынке русского искусства. В 2013 году он первым выпустил совокупные данные о внутренних публичных торгах. В своей методологии обсчета рынка зарубежных продаж AI избрал свой независимый путь: он предложил объединить результаты «Русских торгов» с результатами всех художников орбиты русского искусства (т. е. тех, кто родился в Российской империи или СССР до их распада) из международной аукционной обоймы. В результате рекордным по объему продаж русского искусства на мировых аукционах стал 2014 год с показателем $667 млн (в 2019 году этот показатель составил $411 млн). Аналитиками AI был впервые введен мультипликатор для оценки приватного рынка продаж в России. Для международного рынка в целом, напомним, он балансирует на уровне 40–48 % аукционных продаж (публичных) и 60–52 % галерейных и дилерских сделок (приватных). По оценке AI, ситуация на российском рынке намного более смещена в сторону приватного сегмента: в среднем 20 % на 80 % до 2015 года, и 30 % на 70 % с 2015 до настоящего момента.
InArt — вторая российская аналитическая компания — выпустила первый собственный отчет в 2016 году и с тех пор публикует его ежегодно. В отличие от ARTinvestment.RU, InArt фокусируется на продажах современных российских художников (примерно 1,5 тыс. имен, из них с публичными продажами 520 художников). С 2018 года InArt смело ввязалась в исследование рынка приватных продаж, собирая информацию от российских галерей и крупнейших домашних ярмарок современного искусства. Полная методология InArt составляет коммерческую тайну, однако полученные данные в результате совмещения директ-маркетинга и мультипликаторов являются единственными опубликованными цифрами о рынке современного российского искусства, с которыми отныне должен считаться официальный рынок.
Краткий итог AI: не исключено, что в последующих глобальных отчетах вслед за Deloitte / ArtTactic рынку русского искусства начнут уделять внимание и TEFAF, и Art Basel. Таким образом, количество отчетов с разной методологией и числовой волатильностью увеличится до шести. Китай, например, решил эту проблему за счет контроля исходящей информации о внутренних продажах на уровне госпрограммы по поддержке искусства. В России государственный контроль рынка искусства в ближайшее время невозможен в целом и будет тормозить рынок в частности.
Поэтому в 2020 году AI собирается поставить вопрос на международном уровне о выработке единого алгоритма в оценке рынка русского искусства: какие художники должны в него входить, как обсчитываться и какие специалисты должны для этого привлекаться. В любом случае все игроки занимают свои отдельные ниши в плане отчетов. Такой подход не нарушит конкуренцию, но лишь усилит рынок. Однако, по нашему мнению, методология должна иметь общую базу. В этом случае российский рынок станет прозрачнее с точки зрения как внутреннего, так и международного коллекционера и инвестора.
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20200213_index_db.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20200213_index_db.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.