- Кто автор?
- Величко Николай Петрович (1932-1992) Натюрморт 1981 год
- Величко Николай Петрович (1932-1992) Пейзаж 1978 год
- Батурин Александр Борисович - 8 пейзажей
- Картину Даниила Архипенко "Стеклотара 2013." холст/масло
- Архипенко Даниил - из серии Мастерские 2010-2012 годов
- Николай Резниченко - «Танго»
- Картины Г.Ф.Фадин до 1985-87гг.
- Фарфор Малевича
- Александр Бояджан - «Карусель»
Коллекции в единоличном владении. Наследство. Отчет ArtTactic
ARTinvestment.RU 10 февраля 2020
AI анализирует данные отчета ArtTacic Single Owner Collections Auction Analysis Report о продажах на публичном рынке коллекций, некогда находившихся в единоличном владении
Сегодня рынок переживает смену поколений коллекционеров, и как результат, в последние годы аукционные дома все чаще анонсируют торги под общим названием Single Owner Collections — коллекции в единоличном владении. Наследники, не найдя лучшего применения собранию, выставляют его на аукцион. А тот, в свою очередь, берет тем охотнее, чем громче была история коллекции и ее ушедшего в мир иной создателя и владельца.
С начала 2020 года мировые СМИ в области искусства напечатали некрологи шести известных коллекционеров, в их числе Феликс Марсильяк, Эстер Даймонд и Фердинанд Неесс. Bloomberg сообщило о намерении наследников Дональда Маррона, скончавшегося 6 декабря 2019 года в США, вывести коллекцию на аукционные торги спустя неполные два месяца после смерти бизнесмена. При этом издание указало оценочную стоимость собрания ($450 млн), добавив, что контакт с ведущими аукционными домами уже состоялся и наследники ждут лучшего предложения.
Очевидно, что подобные новости в первую очередь разгоняются крупнейшими продавцами на рынке искусства: аукционные дома богатеют на формуле «смерть, развод, долги» (в оригинале — The Three D’s: Death, Divorce, Debt). В этой связи AI решил обратиться к отчету ArtTacic, охватывающему аукционные продажи коллекций в единоличном владении с 2016 по 2019 год, с целью выявить основные публичные каналы продаж дорогостоящих собраний.
Согласно отчету, сумма продаж коллекций в единоличном владении (далее — КЕВ) с 2016 по осень 2019 года составила $3,56 млрд, включая надбавку покупателя (BP —buyer's premium). В среднем за тот же период это составило 9,3 % от общего объема аукционных продаж (от 4,8 % в первой половине 2019 года до 15,7 % в 2018 году). В 2017-2018 годах объем продаж КЕВ вырос с $682 млн до $1,91 млрд. Даже исключив из статистики рекордную сумму, вырученную за коллекцию Рокфеллера ($848 млн, 2018), в объеме продаж КЕВ все еще заметен рост на 56,3 % с начала 2017 года.
Упомянутая коллекция Рокфеллера отдает Christie's первое место среди торговых площадок: в период с 2016 по 2019 год на долю аукционного дома пришлось 58,8 % продаж КЕВ (правда, 40,5 % составляет коллекция Рокфеллера). За Christie’s следует Sotheby's c долей продаж, равной 40,4 %. Доля Phillips составляет всего 0,8 %. В первой половине 2019 года Christie's суммарно продал КЕВ на $144 млн, Sotheby's на $124 млн, в то время как Phillips получил $8,9 млн от продажи двух КЕВ.
Отчет отмечает, что торги с коллекциями в единоличном владении выигрывают по ряду показателей у торгов с лотами, собранными от разных продавцов. В первую очередь — по объему спроса и количеству вовлеченных в торги покупателей: как правило, из-за качества предметов по отдельности и дополнительной капитализации, идущей от имени прежнего владельца. С 2016 года торги КЕВ в 56 случаях проходили со 100 % проданных лотов (15,9 % от общего количества продаж подобных коллекций). 50,1 % КЕВ превзошли ожидания аукционных домов (были проданы выше среднего эстимейта).
В большинстве случаев владельцы коллекций принадлежали к так называемому «Безмолвному поколению» (люди, которые родились с 1925 по 1945 год и начали формировать собрания вскоре после Второй мировой войны): 13 из 25 крупнейших продаж КЕВ (52 %). Семь из этих коллекционеров были американцами, пятеро — европейцами, и один — выходец в Азии.
Торги с участием коллекций в единоличном владении, принадлежавших «звездам» музыки и кино, составили менее 3 % от общей стоимости продаж КЕВ в период 2016-2019. Как правило, результаты таких продаж значительно превосходят ожидания аукционных домов и привлекают на рынок новых покупателей — среди них коллекции Дэвида Боуи на Sotheby's (2016) и Джорджа Майкла на Christie's (2019). В частности, аукцион личного собрания Боуи, состоящий из трех частей, обеспечил 100 % проданных лотов из 355 и 59 новых ценовых рекордов представленных в коллекции художников. Серия всемирных выставок коллекции Боуи привлекла более 55 тысяч посетителей.
Продажа по секторам искусства, представленном в КЕВ, была следующей:
- Импрессионизм и модернизм: $793,1 млн;
- Китайское и азиатское искусство: $683,7 млн;
- Послевоенное и современное искусство: $466,2 млн;
- Американское искусство: $444,4 млн;
- Декоративное искусство и мебель: $ 310,1 млн.
От себя добавим: у каждого наследника есть три основных варианта распоряжения коллекцией предков:
- Монетизация. Наследник не заинтересован в продолжении семейной традиции и выставляет собрание на торги — полностью либо частично. В таком случае успех продажи зависит от значимости отдельных предметов, кураторского подхода в ее собирании и имени владельца;
- Капитализация. Наследник хочет продолжить работу с собранием — пополняя его либо структурируя, следуя собственным соображениям и правилам управления коллекцией. В дальнейшем, с учетом роста ее художественной ценности и рыночной стоимости, он может использовать ее как эмоциональный источник (дело и гордость всей жизни) или финансовый инструмент (обеспечение залога либо размещение в инвестиционном фонде);
- Социализация. Наследник передает коллекцию в дар музею — одному или нескольким, обретая новый социальный статус и инвестируя в культурное развитие своей страны.
Важно понимать: любой из перечисленных путей является личным выбором наследников в ситуации, в которой оказалась их семья. Арт-рынок не делит решения родственников на «правильные» и «не правильные» и никогда не выскажет им публичного порицания, но всегда захочет оказать поддержку. И здесь нужно быть очень осмотрительными: от родственников требуется не потерять концентрацию и окружить себя грамотными специалистами, позволяющими добиться максимума от принятого решения и представления их интересов на переговорах с продавцами или музеем.
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20200210_collections.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20200210_collections.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
- 19.04.2024 Artprice подводит итоги первого квартала 2024 года Суммарный объем аукционных продаж составил $1,3 млрд
- 18.04.2024 Центр «Зотов» объявил прием заявок на участие в грантовой программе для исследователей конструктивизма Общий грантовый фонд составил 1,2 млн рублей
- 18.04.2024 Artnet анализирует рынок работ Виллема де Кунинга Поздние произведения художника в последние годы начали расти в цене
- 16.04.2024 Готовится каталог-резоне NFT-работ из проекта Сryptopunks В нем соберут репродукции всех работ коллекции, выпущенных с 2017 года
- 12.04.2024 Закрылась торговавшая NFT платформа Digital Basel Целый год обвинений в мошенничестве не прошел даром
- 22.04.2024 Christie’s установил ценовой рекорд на работы Флорин Стеттхаймер Цена лота составила более $1 млн
- 19.04.2024 Крошечный набросок Микеланджело с изображением мраморного блока продан в 33 раза дороже эстимейта Цена лота составила более $200 000
- 19.04.2024 Итоги аукциона ARTinvestment.RU № 526 Общая выручка составила 23,3 млн рублей
- 17.04.2024 Редкий розовый бриллиант выставили на торги Phillips Предварительная оценка раритета составляет $15 млн
- 15.04.2024 Christie’s выставил на продажу редкую вещь Баскии Предварительно работа оценивается в $30 млн
- 08.04.2024 Открыт 208-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — работы Евы Аракчеевой, Алексея Барвенко, Натальи Бритовой, Марии Васильевой, Марины Венедиктовой, Антона Вяткина, Дмитрия Кедрина, Елены Красотиной, Бориса Марковникова, Пааты Мерабишвили (Pata), Андрея Мунца, Ольги Оснач, Натальи Ходюк
- 05.04.2024 Отчет Art Basel & UBS 2024: онлайн-продажи AI изучает официальные показатели онлайн-продаж искусства в 2023 году
- 02.04.2024 Коллекционеры и коллекционирование. Статус Третий материал серии, посвященной теории и практике современного коллекционирования предметов искусства
- 01.04.2024 Открыт 207-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — совместные работы Лилии Ли-ми-ян и Катерины Садовски
- 01.04.2024 Открыты 524-е торги AI Аукциона В каталоге 26 лотов: 13 живописных работ, 5 листов оригинальной и два — печатной графики, две работы в смешанной технике, две скульптуры, одна фарфоровая тарелка и одна икона
- 22.04.2024 В ММОМА открывается персональная выставка Зураба Церетели Проект приурочен к 90-летию художника
- 22.04.2024 На «Арт Москве» показали новые работы Виктории Волтегровой Художница дебютировала на ярмарке с серией работ, посвященной экологии
- 19.04.2024 Новые имена на ярмарке «Арт Москва» Представляем некоторых молодых художников — участников смотра
- 17.04.2024 В Пушкинском музее открылись обновленные залы французского искусства Посетители впервые после длительной реставрации увидят работу Никола Пуссена «Сатир и нимфа»
- 16.04.2024 21-я ярмарка «Арт Москва» откроется в Гостином дворе 17 апреля В смотре примут участие 250 галерей, институций и брендов
Топ 37
- 1. Марк Ротко$86,83 млн
- 2. Казимир Малевич$85,81 млн
- 3. Василий Кандинский$41,8 млн
- 4. Марк Шагал$28,45 млн
- 5. Хаим Сутин$28,16 млн
- 6. Николя де Сталь$22,2 млн
- 7. Алексей Явленский$18,59 млн
- 8. Валентин Серов$14,51 млн
- 9. Тамара де Лемпицка$13,36 млн
- 10. Николай Рерих$12,09 млн
- 11. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин$11,76 млн
- 12. Наталия Гончарова$10,88 млн
- 13. Николай Фешин$10,84 млн
- 14. Илья Репин$7,43 млн
- 15. Константин Сомов$7,33 млн
- 16. Илья Машков$7,25 млн
- 17. Борис Кустодиев$7,07 млн
- 18. Василий Поленов$6,34 млн
- 19. Юрий Анненков$6,27 млн
- 20. Иван Васильевич Клюн$6,26 млн
- 21. Василий Верещагин$6,15 млн
- 22. Зинаида Серебрякова$5,85 млн
- 23. Илья Кабаков$5,83 млн
- 24. Александр Яковлев$5,56 млн
- 25. Константин Маковский$5,47 млн
- 26. Владимир Баранов-Россине$5,37 млн
- 27. Иван Айвазовский$5,34 млн
- 28. Владимир Боровиковский$5,02 млн
- 29. Александр Родченко$4,5 млн
- 30. Михаил Ларионов$4,46 млн
- 31. Соня Делоне$4,34 млн
- 32. Михаил Нестеров$4,30 млн
- 33. Вера Рохлина$4,04 млн
- 34. Михаил Клодт$4,02 млн
- 35. Павел Кузнецов$3,97 млн
- 36. Александр Дейнека$3,82 млн
- 37. Борис Григорьев$3,72 млн
- Кто автор?
- Величко Николай Петрович (1932-1992) Натюрморт 1981 год
- Величко Николай Петрович (1932-1992) Пейзаж 1978 год
- Батурин Александр Борисович - 8 пейзажей
- Картину Даниила Архипенко "Стеклотара 2013." холст/масло
- Архипенко Даниил - из серии Мастерские 2010-2012 годов
- Николай Резниченко - «Танго»
- Картины Г.Ф.Фадин до 1985-87гг.
- Фарфор Малевича
- Александр Бояджан - «Карусель»