Коллекции в единоличном владении. Наследство. Отчет ArtTactic
AI анализирует данные отчета ArtTacic Single Owner Collections Auction Analysis Report о продажах на публичном рынке коллекций, некогда находившихся в единоличном владении
Сегодня рынок переживает смену поколений коллекционеров, и как результат, в последние годы аукционные дома все чаще анонсируют торги под общим названием Single Owner Collections — коллекции в единоличном владении. Наследники, не найдя лучшего применения собранию, выставляют его на аукцион. А тот, в свою очередь, берет тем охотнее, чем громче была история коллекции и ее ушедшего в мир иной создателя и владельца.
С начала 2020 года мировые СМИ в области искусства напечатали некрологи шести известных коллекционеров, в их числе Феликс Марсильяк, Эстер Даймонд и Фердинанд Неесс. Bloomberg сообщило о намерении наследников Дональда Маррона, скончавшегося 6 декабря 2019 года в США, вывести коллекцию на аукционные торги спустя неполные два месяца после смерти бизнесмена. При этом издание указало оценочную стоимость собрания ($450 млн), добавив, что контакт с ведущими аукционными домами уже состоялся и наследники ждут лучшего предложения.
Очевидно, что подобные новости в первую очередь разгоняются крупнейшими продавцами на рынке искусства: аукционные дома богатеют на формуле «смерть, развод, долги» (в оригинале — The Three D’s: Death, Divorce, Debt). В этой связи AI решил обратиться к отчету ArtTacic, охватывающему аукционные продажи коллекций в единоличном владении с 2016 по 2019 год, с целью выявить основные публичные каналы продаж дорогостоящих собраний.
Согласно отчету, сумма продаж коллекций в единоличном владении (далее — КЕВ) с 2016 по осень 2019 года составила $3,56 млрд, включая надбавку покупателя (BP —buyer's premium). В среднем за тот же период это составило 9,3 % от общего объема аукционных продаж (от 4,8 % в первой половине 2019 года до 15,7 % в 2018 году). В 2017-2018 годах объем продаж КЕВ вырос с $682 млн до $1,91 млрд. Даже исключив из статистики рекордную сумму, вырученную за коллекцию Рокфеллера ($848 млн, 2018), в объеме продаж КЕВ все еще заметен рост на 56,3 % с начала 2017 года.
Упомянутая коллекция Рокфеллера отдает Christie's первое место среди торговых площадок: в период с 2016 по 2019 год на долю аукционного дома пришлось 58,8 % продаж КЕВ (правда, 40,5 % составляет коллекция Рокфеллера). За Christie’s следует Sotheby's c долей продаж, равной 40,4 %. Доля Phillips составляет всего 0,8 %. В первой половине 2019 года Christie's суммарно продал КЕВ на $144 млн, Sotheby's на $124 млн, в то время как Phillips получил $8,9 млн от продажи двух КЕВ.
Отчет отмечает, что торги с коллекциями в единоличном владении выигрывают по ряду показателей у торгов с лотами, собранными от разных продавцов. В первую очередь — по объему спроса и количеству вовлеченных в торги покупателей: как правило, из-за качества предметов по отдельности и дополнительной капитализации, идущей от имени прежнего владельца. С 2016 года торги КЕВ в 56 случаях проходили со 100 % проданных лотов (15,9 % от общего количества продаж подобных коллекций). 50,1 % КЕВ превзошли ожидания аукционных домов (были проданы выше среднего эстимейта).
В большинстве случаев владельцы коллекций принадлежали к так называемому «Безмолвному поколению» (люди, которые родились с 1925 по 1945 год и начали формировать собрания вскоре после Второй мировой войны): 13 из 25 крупнейших продаж КЕВ (52 %). Семь из этих коллекционеров были американцами, пятеро — европейцами, и один — выходец в Азии.
Торги с участием коллекций в единоличном владении, принадлежавших «звездам» музыки и кино, составили менее 3 % от общей стоимости продаж КЕВ в период 2016-2019. Как правило, результаты таких продаж значительно превосходят ожидания аукционных домов и привлекают на рынок новых покупателей — среди них коллекции Дэвида Боуи на Sotheby's (2016) и Джорджа Майкла на Christie's (2019). В частности, аукцион личного собрания Боуи, состоящий из трех частей, обеспечил 100 % проданных лотов из 355 и 59 новых ценовых рекордов представленных в коллекции художников. Серия всемирных выставок коллекции Боуи привлекла более 55 тысяч посетителей.
Продажа по секторам искусства, представленном в КЕВ, была следующей:
- Импрессионизм и модернизм: $793,1 млн;
- Китайское и азиатское искусство: $683,7 млн;
- Послевоенное и современное искусство: $466,2 млн;
- Американское искусство: $444,4 млн;
- Декоративное искусство и мебель: $ 310,1 млн.
От себя добавим: у каждого наследника есть три основных варианта распоряжения коллекцией предков:
- Монетизация. Наследник не заинтересован в продолжении семейной традиции и выставляет собрание на торги — полностью либо частично. В таком случае успех продажи зависит от значимости отдельных предметов, кураторского подхода в ее собирании и имени владельца;
- Капитализация. Наследник хочет продолжить работу с собранием — пополняя его либо структурируя, следуя собственным соображениям и правилам управления коллекцией. В дальнейшем, с учетом роста ее художественной ценности и рыночной стоимости, он может использовать ее как эмоциональный источник (дело и гордость всей жизни) или финансовый инструмент (обеспечение залога либо размещение в инвестиционном фонде);
- Социализация. Наследник передает коллекцию в дар музею — одному или нескольким, обретая новый социальный статус и инвестируя в культурное развитие своей страны.
Важно понимать: любой из перечисленных путей является личным выбором наследников в ситуации, в которой оказалась их семья. Арт-рынок не делит решения родственников на «правильные» и «не правильные» и никогда не выскажет им публичного порицания, но всегда захочет оказать поддержку. И здесь нужно быть очень осмотрительными: от родственников требуется не потерять концентрацию и окружить себя грамотными специалистами, позволяющими добиться максимума от принятого решения и представления их интересов на переговорах с продавцами или музеем.
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20200210_collections.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20200210_collections.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.