- "Натюрморт с охотничьей дичью" Клевер Юлий Юльевич 1941 г.
- Помогите пожалуйста в оценке
- Новый старый закон о ввозе-вывозе
- Самохвалов, несколько работ
- Картина маслом современного художника Андрея Семенова
- 2 иконы лежат давно на даче
- Ирина Калинина
- Айвазовский?
- Если свечки зажигают, значит это кому-нибудь
- Атрибуция картин



Москва названа четвертым городом в мире по числу миллиардеров
ARTinvestment.RU 13 мая 2019
Многие считают, что столь высокая концентрация очень богатых людей неизбежно создает адекватный спрос на внутреннем рынке искусства. Увы, масштаб покупок картин в России отнюдь не прямо пропорционален сумме личных состояний
Москва в топ-5 по числу проживающих (зарегистрированных или как-то еще связанных) владельцев миллиардных долларовых состояний — это оценка Wealth-Х, приведенная в очередном отчете The Billionaire Census 2019. Согласно их переписи, Россия заняла 4-е место (после Штатов, Китая и Германии) по числу миллиардеров. При этом в группу стран, где ситуация с миллиардерами улучшилась, из всей Европы вошли только Россия, Британия и Франция. В Wealth-X насчитали у нас 102 богатых человека с суммарным состоянием около $355 млрд. Из них 70 миллиардеров живут, по их данным, в Москве. И по этому показателю наша столица тоже заняла 4-е место в мире, уступив лишь Нью-Йорку (105 миллиардеров), Гонконгу и, неожиданно, Сан-Франциско, где живет 75 миллиардеров. Неожиданность номер два: Москва, по этой статистике, опередила Лондон, где живет «всего лишь» 65 миллиардеров. Доподлинно неизвестно, кого куда относит X-Wealth, но сдается, что некоторые лондонские миллиардеры — это бывшие московские.
Почему? Несколько дней назад РБК рассказал о рейтинге британских миллиардеров по версии The Sunday Times. По их подсчетам, в десятку богатейших людей Британии вошли трое россиян: Роман Абрамович (почти $15 млрд), Алишер Усманов (тоже почти $15 млрд) и Михаил Фридман ($14,2 млрд). Причем все трое за год увеличили свое состояние и улучшили позиции в рейтинге.
Публикация обоих рейтингов в очередной раз подтверждает, что между количеством богатых людей в стране и развитием местного рынка искусства связь если и есть, то совсем не прямая.
Количество денег у людей совершенно не обязательно приводит к покупкам искусства вообще, а уж в своей стране и подавно. Более того, диспропорции между концентрированным капиталом и рынком искусства могут быть совершенно колоссальными.
Например, возьмем только аукционный рынок, без галерейного, чтобы можно было посчитать. В Нью-Йорке, где живет 10 миллиардеров, в 2018 году, по данным Artprice.com, на аукционах было продано искусства примерно на $5,77 млрд. А в Москве, где живет 70 миллиардеров, в прошлом году, по данным ARtinvestment.RU, на аукционах было продано искусства менее, чем на $6,6 млн. В 874 раза меньше Человек разбирающийся сразу скажет: какое передергивание! В Нью-Йорке покупают не только местные миллиардеры, но и богатые люди со всего мира. Там проводят самые престижные торги Sotheby’s и Christie’s. И русские миллиардеры покупают там же. Спору нет. Но это не единственное объяснение разницы в объеме рынка в 874 раза. Нью-Йорк же не взялся ниоткуда. Сотни лет до этого столицами искусства были совсем другие города. Но постепенно центр переместился за океан. Возможно, богатых людей привлекает безопасность, уважение к праву собственности и благоприятный инвестиционный климат. Спросите, дерут ли там, к примеру, 5 % с каждой перепродажи картины (по праву следования) или как там обстоят дела с ввозом-вывозом? Устойчивый деловой комфорт постепенно подтягивает к себе все остальное: самые эксклюзивные предметы, самый лучший сервис, как результат самые дорогие сделки.
В нашем случае ситуация совершенно иная, и стремления улучшить ее «сверху» не ощущается. Даже наоборот. Скептики любят кивать на тяжелое наследие советской власти (хорошо, что не на лихие девяностые). Дескать, основная проблема в том, что нет материала, мало шедевров: за 70 лет все более-менее значимые картины у частных владельцев были реквизированы и экспроприированы. Это правда. Дефицит есть, и даже крупные поставки русского искусства из-за рубежа в период 2003–2008 годов не могли его полностью компенсировать. Впрочем, сколько можно на это пенять? Дефицит русской классики совершенно не объясняет, почему за 10–15 лет у нас, например, не сформировался рынок первых имен мирового искусства. Почему на наших аукционах по-прежнему нет ни Пикассо, ни Уорхола, ни Рихтера, ни Баскии. Да что там Пикассо — Шишкина с Айвазовским нет! Любые вещи дороже $100 000 на публичных торгах большая редкость. Дорогие сделки проходят только в тиши галерейных залов. И это тоже симптом. А еще одна бросающаяся в глаза вещь — отсутствие успеха на нашем рынке у западных галерей. На последние салоны из-за рубежа приезжали считаные единицы. А раньше пытались многие. Помню, еще во времена поздних салонов MWFAF (уже после Бувье) мы спрашивали зарубежных участников, как они оценивают свои шансы на продажи. Все в один голос отвечали: «В такой богатой нефтью стране должно быть много богатых людей, которым нужно искусство». Мммм…
Итак, что получается. Миллиардеры есть. Мода на культуру есть. Случаются даже отдельные успехи. Но в целом национальный рынок искусства по-прежнему ни то, ни се. И пока единственная теория, которая объясняет большинство основных симптомов болезни нашего арт-рынка, — недоверие к государству. Недоверие в широком смысле. За непредсказуемость и ущерб всем: от введения новых налогов (квазиналог 5 % с продаж уже ввели, а там, может, и про «налог на роскошь» не врут), фактического запрета на вывоз, до усиления конфронтации с Западом, войны санкций и в целом политического будущего. Так что соревнование по миллиардерам — отдельно, а продажи искусства — отдельно. Одно с другим не шибко связано.
Источники: artprice.com, gazeta.ru, rbc.ru, wealthx.com, thetimes.co.uk
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20190513_uhnwi_russian_billionaire_number.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20190513_uhnwi_russian_billionaire_number.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
- 09.12.2019 Пять работ старых мастеров, украденные ровно 40 лет назад, были возвращены в немецкий музей Крупнейшая в истории кража искусства в ГДР произошла в 1979 году. Среди похищенных работ были картины ван Дейка, Брейгеля и Гольбейна
- 09.12.2019 Самый дорогой банан в истории был съеден на завершившейся вчера ярмарке Art Basel Miami Beach Этим нехитрым способом инсталляция «Комедиант» Маурицио Каттелана была превращена в перформанс «Голодный художник» Дэвида Датуны
- 06.12.2019 Суд в Германии повторно осудил попытку продажи неавторизованных эскизов Герхарда Рихтера История, начавшаяся еще в 2016 году с попытки безработного жителя Мюнхена продать на аукционе эскизы, найденные им у мусорного бака Рихтера, завершилась 3 декабря в суде Кёльна
- 06.12.2019 В кулуарах Art Basel Miami обсуждают перемены в аукционном доме Sotheby's Если верить разговорам, циркулирующим в арт-среде во время мероприятий, посвященных открытию ярмарки Art Basel Miami, своих мест лишилось от полудюжины до десятка человек из высшего руководства
- 05.12.2019 Лауреатами премии Тернера в 2019 году стали сразу четыре художника Впервые в истории, приз будет разделен между главными номинантами, вошедшими в шорт-лист премии
- 09.12.2019 12 декабря 2019 дом «В Никитском» проводит 153-и торги В каталоге собраны 602 лота — произведения живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, а также фотографии, автографы и исторические документы XVII — XX веков
- 06.12.2019 Итоги AI Аукциона № 307 В этот раз наши лоты отправятся в Москву, Санкт-Петербург, Краснодар и Китай
- 06.12.2019 Картина Гогена «Толстое дерево II» продана во Франции за €9,5 миллиона «Толстое дерево II» (Te Bourao II) — единственная находящаяся в частных руках работа из цикла девяти таитянских пейзажей, написанных художником в 1897–1898, — ушла почти вдвое дороже стартовой цены
- 04.12.2019 Открыты 307-е торги AI Аукциона Традиционные двадцать лотов AI Аукциона — это одиннадцать живописных работ, шесть листов оригинальной и два — печатной графики и одна работа в смешанной технике
- 03.12.2019 Рекорд Клюна на лондонской «русской неделе» обновил рейтинг самых дорогих русских художников Метровый «Сферический супрематизм» из собрания Георгия Костаки был продан на торгах Sotheby's 26 ноября 2019 года за $6 262 553 и стал самой дорогой работой в истории продаж художника, а также одной из 20 работ в топе русских художников
- 28.11.2019 9 простых вещей, которые надо знать, прежде чем идти в студию художника Визит в мастерскую художника — событие, потенциально способное изменить жизнь как хозяина студии, так и его гостя. Не в полной мере деловая встреча, но уж и точно не обычный дружеский визит. Соблюдение нескольких несложных правил позволит не попасть впросак в этой ситуации
- 28.10.2019 #экономикакультуры. Прямая речь. Октябрь 2019. Часть 2 Искусство, арт-рынок, экономика культуры в цитатах из интервью известных людей и фрагментах резонансных публикаций
- 21.10.2019 Рекорд де Сталя обновил рейтинг самых дорогих русских художников Трехметровая картина «Стадион “Парк де Пренс”» («Большие футболисты») 17 октября 2019 года была продана на Christie’s за $22 248 000. С этим результатом Николай де Сталь переместился на 6-е место в топе русских художников — между Сутиным и Явленским
- 18.10.2019 Василий Поленов. Биография, искусство, аукционные цены По случаю открытия в Новой Третьяковке долгожданной выставки «Василий Поленов» AI повторяет статью из рубрики «Художник недели», опубликованную 27 июня 2019 года
- 10.10.2019 #экономикакультуры. Прямая речь. Октябрь 2019. Часть 1 Известные люди о рынке искусства, событиях, имеющих к нему отношение, а также ситуации в культуре и в экономике. Цитаты из интервью и статей, опубликованных в российских СМИ
- 29.11.2019 В Пушкинском музее открывается выставка «Томас Гейнсборо» В следующий вторник, 3 декабря, в ГМИИ откроется выставка одного из самых лучших английских художников XVIII столетия
- 29.11.2019 «Коровин. Учитель и ученики» в Гостином Дворе 5 декабря 2019 года галерея «Веллум», при участии Фонда им. К. А. Коровина «Спасем вместе» и галереи «Даев 33», открывают традиционную выставку, приуроченную ко дню рождения замечательного русского художника Константина Коровина
- 19.11.2019 Артур Фонвизин в новом арт-пространстве галереи «Элизиум» В Гороховском переулке, 7, в четверг, 21 ноября открывается выставка «Исчезающая реальность. Из творческого наследия А.В. Фонвизина»
- 06.11.2019 «Сотворение миров» в Строгановке. Юло Соостер и Николай Кошкин На Волоколамском шоссе, 9, открывается выставка научно-фантастической иллюстрации и графики двух ярких художников
- 06.11.2019 Художник русского авангарда Владимир Мюллер в Гостином дворе В Москве открывается персональная выставка художника театрального авангарда, ушедшего из жизни 41 год назад
Топ 34
- 1. Альберто Джакометти$141,7 млн
- 2. Дэмиен Херст$100 млн
- 3. Константин Брынкуши$71 млн
- 4. Амедео Модильяни$70,7 млн
- 5. Джефф Кунс$58,4 млн
- 6. Неизвестный автор$57,2 млн
- 7. Анри Матисс$48,8 млн
- 8. Поль Гоген$30,96 млн
- 9. Генри Мур$30,1 млн
- 10. Виллем де Кунинг$29,28 млн
- 11. Пабло Пикассо$29,2 млн
- 12. Неизвестный автор$28,6 млн
- 13. Луиз Буржуа$28,16 млн
- 14. Адриан де врис$27,9 млн
- 15. Александр Колдер$25,9 млн
- 16. Неизвестный автор$23,826 млн
- 17. Дэвид Смит$23,816 млн
- 18. Ив Кляйн$22 млн
- 19. Огюст Роден$20,41 млн
- 20. Неизвестный автор$19,1 млн
- 21. Эдгар Дега$18,82 млн
- 22. Маурицио Каттелан$17,19 млн
- 23. Неизвестный автор$16,88 млн
- 24. Такаси Мураками$15,16 млн
- 25. Дональд Джадд$14,16 млн
- 26. Неизвестный автор$11,64 млн
- 27. Антонио Канова$11,5 млн
- 28. Брюс Науман$9,9 млн
- 29. Аристид Майоль$8,32 млн
- 30. Неизвестный автор$8,146 млн
- 31. Сай Туомбли$7,7 млн
- 32. Хулио Гонсалес$7,45 млн
- 33. Марино Марини$7,15 млн
- 34. Урс Фишер$6,8 млн
- "Натюрморт с охотничьей дичью" Клевер Юлий Юльевич 1941 г.
- Помогите пожалуйста в оценке
- Новый старый закон о ввозе-вывозе
- Самохвалов, несколько работ
- Картина маслом современного художника Андрея Семенова
- 2 иконы лежат давно на даче
- Ирина Калинина
- Айвазовский?
- Если свечки зажигают, значит это кому-нибудь
- Атрибуция картин