БЕЛЮТИН Элий Михайлович (1925–2012) Портрет. 1977
Текущая ставка
120 000 RUB
Окончание торгов
24 Май. 2019 12:00:00
РОМАС Яков Дорофеевич (1902–1969) Лодки. Каспий. 1968
Текущая ставка
7 500 RUB
Окончание торгов
24 Май. 2019 12:00:00
ПЕТРОЧЕНКОВ Юрий Васильевич (1942) Тарелка «Игра в супрематизм». 1989
Текущая ставка
11 000 RUB
Окончание торгов
24 Май. 2019 12:00:00

Москва названа четвертым городом в мире по числу миллиардеров
ARTinvestment.RU   13 мая 2019

Многие считают, что столь высокая концентрация очень богатых людей неизбежно создает адекватный спрос на внутреннем рынке искусства. Увы, масштаб покупок картин в России отнюдь не прямо пропорционален сумме личных состояний

Москва в топ-5 по числу проживающих (зарегистрированных или как-то еще связанных) владельцев миллиардных долларовых состояний — это оценка Wealth-Х, приведенная в очередном отчете The Billionaire Census 2019. Согласно их переписи, Россия заняла 4-е место (после Штатов, Китая и Германии) по числу миллиардеров. При этом в группу стран, где ситуация с миллиардерами улучшилась, из всей Европы вошли только Россия, Британия и Франция. В Wealth-X насчитали у нас 102 богатых человека с суммарным состоянием около $355 млрд. Из них 70 миллиардеров живут, по их данным, в Москве. И по этому показателю наша столица тоже заняла 4-е место в мире, уступив лишь Нью-Йорку (105 миллиардеров), Гонконгу и, неожиданно, Сан-Франциско, где живет 75 миллиардеров. Неожиданность номер два: Москва, по этой статистике, опередила Лондон, где живет «всего лишь» 65 миллиардеров. Доподлинно неизвестно, кого куда относит X-Wealth, но сдается, что некоторые лондонские миллиардеры — это бывшие московские.

Почему? Несколько дней назад РБК рассказал о рейтинге британских миллиардеров по версии The Sunday Times. По их подсчетам, в десятку богатейших людей Британии вошли трое россиян: Роман Абрамович (почти $15 млрд), Алишер Усманов (тоже почти $15 млрд) и Михаил Фридман ($14,2 млрд). Причем все трое за год увеличили свое состояние и улучшили позиции в рейтинге.

Публикация обоих рейтингов в очередной раз подтверждает, что между количеством богатых людей в стране и развитием местного рынка искусства связь если и есть, то совсем не прямая.

Количество денег у людей совершенно не обязательно приводит к покупкам искусства вообще, а уж в своей стране и подавно. Более того, диспропорции между концентрированным капиталом и рынком искусства могут быть совершенно колоссальными.

Например, возьмем только аукционный рынок, без галерейного, чтобы можно было посчитать. В Нью-Йорке, где живет 10 миллиардеров, в 2018 году, по данным Artprice.com, на аукционах было продано искусства примерно на $5,77 млрд. А в Москве, где живет 70 миллиардеров, в прошлом году, по данным ARtinvestment.RU, на аукционах было продано искусства менее, чем на $6,6 млн. В 874 раза меньше Человек разбирающийся сразу скажет: какое передергивание! В Нью-Йорке покупают не только местные миллиардеры, но и богатые люди со всего мира. Там проводят самые престижные торги Sotheby’s и Christie’s. И русские миллиардеры покупают там же. Спору нет. Но это не единственное объяснение разницы в объеме рынка в 874 раза. Нью-Йорк же не взялся ниоткуда. Сотни лет до этого столицами искусства были совсем другие города. Но постепенно центр переместился за океан. Возможно, богатых людей привлекает безопасность, уважение к праву собственности и благоприятный инвестиционный климат. Спросите, дерут ли там, к примеру, 5 % с каждой перепродажи картины (по праву следования) или как там обстоят дела с ввозом-вывозом? Устойчивый деловой комфорт постепенно подтягивает к себе все остальное: самые эксклюзивные предметы, самый лучший сервис, как результат самые дорогие сделки.

В нашем случае ситуация совершенно иная, и стремления улучшить ее «сверху» не ощущается. Даже наоборот. Скептики любят кивать на тяжелое наследие советской власти (хорошо, что не на лихие девяностые). Дескать, основная проблема в том, что нет материала, мало шедевров: за 70 лет все более-менее значимые картины у частных владельцев были реквизированы и экспроприированы. Это правда. Дефицит есть, и даже крупные поставки русского искусства из-за рубежа в период 2003–2008 годов не могли его полностью компенсировать. Впрочем, сколько можно на это пенять? Дефицит русской классики совершенно не объясняет, почему за 10–15 лет у нас, например, не сформировался рынок первых имен мирового искусства. Почему на наших аукционах по-прежнему нет ни Пикассо, ни Уорхола, ни Рихтера, ни Баскии. Да что там Пикассо — Шишкина с Айвазовским нет! Любые вещи дороже $100 000 на публичных торгах большая редкость. Дорогие сделки проходят только в тиши галерейных залов. И это тоже симптом. А еще одна бросающаяся в глаза вещь — отсутствие успеха на нашем рынке у западных галерей. На последние салоны из-за рубежа приезжали считаные единицы. А раньше пытались многие. Помню, еще во времена поздних салонов MWFAF (уже после Бувье) мы спрашивали зарубежных участников, как они оценивают свои шансы на продажи. Все в один голос отвечали: «В такой богатой нефтью стране должно быть много богатых людей, которым нужно искусство». Мммм…

Итак, что получается. Миллиардеры есть. Мода на культуру есть. Случаются даже отдельные успехи. Но в целом национальный рынок искусства по-прежнему ни то, ни се. И пока единственная теория, которая объясняет большинство основных симптомов болезни нашего арт-рынка, — недоверие к государству. Недоверие в широком смысле. За непредсказуемость и ущерб всем: от введения новых налогов (квазиналог 5 % с продаж уже ввели, а там, может, и про «налог на роскошь» не врут), фактического запрета на вывоз, до усиления конфронтации с Западом, войны санкций и в целом политического будущего. Так что соревнование по миллиардерам — отдельно, а продажи искусства — отдельно. Одно с другим не шибко связано.

Источники: artprice.com, gazeta.ru, rbc.ru, wealthx.com, thetimes.co.uk




  • 13.05.2019 Москва названа четвертым городом в мире по числу миллиардеров Многие считают, что столь высокая концентрация очень богатых людей неизбежно создает адекватный спрос на внутреннем рынке искусства. Увы, масштаб покупок картин в России отнюдь не прямо пропорционален сумме личных состояний
  • 12.03.2019 Эксперты: индустрия культуры приносит экономике США в 4 раза больше, чем сельхозпроизводство Такой вывод содержится в исследовании, опубликованном в марте 2019 года Бюро экономического анализа США (BEA) и Национальным эндаументом искусств (NEA)
  • 22.02.2019 Как купить картину в подарок У важного человека скоро праздник, бюджет на подарок выделен и хочется чего-то приличного. А что дарить тому, у которого почти все есть? Купите картину — советуют опытные люди. Я с ними согласен. Но с выбором придется постараться, чтобы не попасть впросак
  • 23.01.2019 Как продать картину Семейная реликвия, наследство, висела себе на стене, да и висела. Но, решив ее продать, люди впервые задумываются. Где лучше продавать? Как не продешевить? Не такие уж и простые вопросы, как только доходит до дела
  • 21.01.2019 Чем подтвердить, что картина принадлежит вам Нужны ли коллекционеру документы на владение картиной? Новичкам хочется окончательной бумаги, фактической, брони. А что если украдут? А что если нужно будет продавать? Чем потом я докажу, что картина моя?
Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 29

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх