Почему блокчейн не скоро приживется в торговле искусством
ARTinvestment.RU   05 сентября 2018

Сейчас любой бизнес, если прибавить к его названию слово blockchain, сразу начинает стоить дороже. В арт-индустрии тоже многие верят, что блокчейн – панацея. По крайней мере, до тех пор, пока сами не попробуют «облокчейнить» существующие бизнес-процессы

Есть у меня старинный друг: занимается разработкой и продажей медицинского оборудования, врач, изобретатель и вообще светлая голова. Ну а времена нынче такие, что через час после начала застолья разговоры сводятся не к охоте-рыбалке, а к парадоксальному устройству нашей экономики и досадному несовершенству ряда отраслевых рынков. Слово за слово: он мне рассказывает про радиоскальпели и бытовые дефибрилляторы, а я ему - веселые истории про наши онлайн-аукционы. Один проспал, другой тянул до последнего, третий нулем ошибся – и как пришлось героически выкручиваться.  

Друг мой каждый раз слушает и удивляется: зачем вы все так усложняете? Дескать, ты ж сам недавно объяснял про блокчейн для арт-бизнеса. Избавьтесь от человеческого фактора! Можно все решить одним махом: «облокчейнить» бизнес-процессы, ввести «смарт-контракты», завести внутренние протоколы, настроить регламенты и вуаля. Есть у покупателя деньги – смарт-контракт сработает, сделка будет заключена, и оплата поступит сразу. А нет денег – система автоматически «отошьет» покупателя. Настроить один раз, а дальше блокчейн даже пальцы за вас загибать будет. Мечта ж просто! Сиди себе да чаи попивай.  

Оно, конечно, неплохо. Кто ж откажется от чаёв!

Но есть нюанс.

Перескажу наш дружеский спор по памяти в формате вопросов и ответов.    

Почему аукционы не используют блокчейн и технологию «умных контрактов»?

Основная проблема блокчейна в торговле искусством состоит в том, что эта штука не умеет разговаривать с людьми. А людей этих, регулярно покупающих искусство в России - не сотни и даже не десятки тысяч, чтобы иметь роскошь строить их в очередь и отсекать по протоколу. Их может быть тысячи две на всю страну, а активных – и вовсе сотни три. То есть в рамках отдельного аукциона каждый толковый сдатчик и ответственный покупатель – на вес золота. И перед их носом блокчейном и смарт-контрактами махать не следует.

Кроме того, покупатели и сдатчики – не роботы. В ответственный момент многие склонны к рефлексии, сомнениям, поиску выгоды. Как бы не продешевить? Как бы не переплатить? Попробуй прижать их в этот момент «умным контрактом» – вообще ничего покупать и продавать не станут. Поэтому задача аукциониста – не заставить маршировать всех строем, а вывести людей на компромисс и заключить сделку. Нет сделки – нет комиссионных отчислений. А тогда уже не важно — на блокчейне мы работаем или на допотопных счётах с костяшками: все недовольны, все в минусе.   

Вы так никогда никого не приучите к новому. Надо вам отключить городской телефон, оставить только минимальные интернет-коммуникации и тогда все быстро перейдут на новую технологию, а как иначе?

Обычный возраст продавцов — 45+, а покупателей – 55+. Да, все научились делать ставки через смартфон или компьютер. Но городской телефон в течение дня все равно не замолкает – люди по-прежнему предпочитают голосовое общение. И главное, что нужно для бизнеса — они должны знать, что на стороне аукциона есть человек, поднимающий трубку. Клиенты не будут продавать и покупать, если у них нет доступа к специалисту, наделенному полномочиями, который способен сам разрешить нестандартные ситуации.

Что за нестандартные ситуации?

Самая простая - люди ошибаются в цифрах. Вместо 30000 рублей пишут ставку 300000 рублей. Блокчейн не усомнится – примет и не кашлянет. В то время как любой понимающий аукционист заподозрит: что-то здесь не так, и это — лишь простая ошибка, для исправления которой в принципе можно настроить программное «лекарство». Но бывают ситуации сложнее. Например, коллекционер что-то продал и одновременно купил на следующем аукционе – просит зачесть одну сумму в счет другой. Много разных тонкостей. Но клиенты всякий раз должны быть уверены, что их вопросами занимается опытный человек.    

Послушай, «смарт-контракты» - это ж просто находка для аукционов. Система не даст совершить покупку, если у клиента недостаточно денег на счету. А если достаточно, то оплата происходит мгновенно. То есть не будет ни задержек по оплате, ни отказов от покупки – все проходит четко. Почему так не делаете?

Это усложнение для плательщиков. Цену сегодня диктует покупатель. И по условиям оплаты все тоже вынуждены подстраиваться по него. Если это не переходит рамки приличий. На практике деньги у покупателей бывают в разных местах и разных валютах. В момент покупки их вообще может на счету не быть. То есть, если бы все было на «смарт-контрактах», то такая сделка просто бы не состоялась. А так 10 дней обычно вполне хватает, чтобы люди внесли нужно сумму на счет и сделали перевод.

Мне кажется, для вас экспресс-проверка платежеспособности через блокчейн решила бы еще проблему с хулиганами и «неадекватами», которые могут делать притворные ставки и мешать другим совершать покупки. А как без этого?

Проверка платежеспособности – это однозначное неудобство для добросовестных покупателей, снижающее их желание делать покупки, а значит ухудшающее условия ведения бизнеса. А это важнее, чем борьба с хулиганами. Тем более, что злоумышленников на практике водится не так уж много. И опытный аукционист с высокой долей вероятности вычислит их по характерному набору действий (каких – рассказывать не буду).  

Допустим, с проверкой платежеспособности как-то можно решить. А чем еще не подходят «смарт-контракты»?

Не устраивают именно своей конкретностью и жесткостью. Допустим, мы договорились, что резервная цена будет 100 000 рублей, и прописали это в «умном контракте». А в ходе торгов выясняется, что реально дают не 100 тысяч, а, например, 75 тысяч. И продавца, если подумать, они устраивают. Но по смарт-контракту – до свидания, сделка не состоится. Вместе с тем, опытный аукционист способен поднять трубку или написать в мессенджер и согласовать позиции сторон. И в отличие от робота, он чувствует, когда нужно это делать, а когда нет.

Вы регулярно утыкаетесь в человеческий фактор: то кто-то передумал, то кто-то не успел… Как на такой зыбкой основе прописать протоколы и установить четкие регламенты?

В том-то и дело. Люди воспринимают аукцион (и правильно делают) не как компьютерную программу, а как приятное место со своей средой общения. Консультируются по ценам, обмениваются мнениями о состоянии рынка, просят инвестиционных и искусствоведческих советов. Это общение не формализуется на уровне алгоритмов. Но стоит убрать эту функцию – мы лишим людей удовольствия и привычного комфорта. Для нас общение с коллекционерами, к слову, тоже удовольствие. И зачем им делиться с какими-то цифровыми собеседниками – чат-ботами?   

Тебя послушаешь, так получается, что блокчейн вообще в арт-торговле не применим и не нужен. Всерьез так думаешь?

Блокчейном восторгаются за то, что он обеспечивает прозрачность, у него буквально «все ходы записаны». Но избыточная прозрачность на практике ограничивает всех в маневре: и продавцов, и покупателей, и устроителей. Где-то нужно иметь возможность отыграть назад, исправить ошибки, устранить недоразумения, не оставляя ненужных следов.

Думаю, что в ближайшие 10 лет вероятность полноценных блокчейн-внедрений в индустрии искусства довольно низка. До нас всё докатится в последнюю очередь. Сначала «облокчейнятся» другие индустрии – регистраторы, нотариат и пр. А там уж следом и мы подтянемся.

Впрочем, уже сейчас можно заглянуть в будущее подальше. Хотя бы теоретически, пофантазировать. Если бы перед нашим аукционом стояла задача поскорее «облокчейниться» любой ценой (невзирая на высокие риски для экономики бизнеса и для отношений с аудиторией), то теоретически можно бы было сделать вот что. За несколько лет обучить свою аукционную нейросеть – скармливать ей все текущие решения по оценке произведений искусства (которые сейчас пропадают бесследно), результаты торгов и другую рабочую информацию. Одновременно начать настраивать профили сдатчиков и покупателей: указывать их темперамент, предпочтения, склонность к компромиссу и даже уровень мистицизма. В один прекрасный день из этого массива решений вырос бы искусственный интеллект. Появился бы, условно говоря, чат-бот «Бабулин», который «знал» бы всех клиентов «в лицо» и решал их проблемы.  

Ну а дальше можно бы было попробовать с этим инструментарием поработать.

Конечно, совсем не факт, что в таком виде бизнес «взлетит». Но чем черт не шутит? Лет через 20 — почему бы и нет? Мы же видим сейчас, как люди пусть и медленно, но привыкают к «конвейерному» обслуживанию и обезличенному общению. Посмотрите, как тот же «Макдональдс» перешел на автоматы приема заказов с сенсорными экранами. Ведь глазом не успели моргнуть! Проблема еще и в том, что нынешние «блокчейны» пока что очень сырые, экспериментальные и непонятные. Для нас прорыв начнется в тот момент, когда появятся готовые решения, удобство которых очевидно всем. Как удобство от «Яндекс.Такси» или Dropbox. Важно, чтобы бизнес разглядел в блокчейн-решениях явную практическую выгоду, а не просто красивые слова.



Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 32

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ЗАО «Сейф» в отношении обработки персональных данных».
Наверх