Цены в долларах и другие небылицы о русском рынке искусства
ARTinvestment.RU 24 марта 2016
Многие сегодня ищут волшебный рецепт успешной торговли. Рассуждают, почему бы цены не ставить в долларах или еще чего. Дело хорошее. Главное — в своих фантазиях не дойти до совсем уж небылиц
Начнем с того, что все кто дожил до сегодняшнего дня, худо-бедно торговать умеют. По определению. Торговля — область экспериментальная, до конца не познаваемая. Общего рецепта того, как правильно торговать искусством в кризис, не бывает. Существует лишь небольшой набор успешных практик — разных, уникальных и потому не тиражируемых в виде готовых решений. В частности, мы с уровня AI Аукциона тоже не беремся советовать всем, что правильно, а что нет. Но зато можем без надувания щек поделиться утверждениями, которые мы слышим часто со стороны, но считаем заблуждениями — продуктом искаженной оценки ситуации, реально сложившейся сегодня на рынке. Среди самых распространенных небылиц мы готовы выделить следующие:
1. Зря вы не зафиксировали цены в долларах. Ведь все коллекционеры — стреляные воробьи, еще в начале кризиса перевели свои сбережения в доллары, поэтому готовы покупать за доллары по прежним ценам.
Коллекционеры, кто успел, в доллары свои сбережения, конечно, перевели, спору нет. Но дело в том, что коллекционеры тратят деньги на искусство не из резервов, а из потока доходов. Сбережения — это на другой случай. Доходы же остались в рублях. А то и сократились. Так что эти покупатели как могли потратить, скажем, 250 000 рублей в месяц, так и могут. И не больше. Так что курс доллара — беда общая, как для сдатчиков, так и для покупателей.
2. Зачем, спрашивается, вы мысленно пересчитываете старые долларовые цены по курсу 35 рублей?
Этот упрек приходится слышать, объясняя, почему купленная до кризиса за $10 000 картина сегодня имеет шансы быть проданной примерно за 350 000 рублей, а не за 700 000 рублей. То есть за $5000 по новому курсу. Объяснение — такое же, как и по первому пункту: рублевые доходы большинства коллекционеров не выросли, а скорее даже сократились. По итогам прошедших двух лет с начала кризиса можно считать научным фактом, что цены в рублях на искусство на внутреннем рынке не выросли.
3. Все бы куда лучше продавалось, если б вы более качественно обрабатывали фотографии лотов, сделали бы более красивый сайт и далее по списку.
Наш опыт показывает, что все это либо не имеет решающего значения, либо вовсе работает во вред. Все же слышали, что в аукционных каталогах слабые вещи смотрятся более выигрышно, а потом это приводит к разочарованию реального покупателя. По настоящему значение для успешного заключения сделки имеют только две вещи: доверие к месту покупки и привлекательная цена.
4. Вы «ломаете» дилерский и галерейный рынок, позволяя работам уходить по «низким» ценам.
Это особенно забавный упрек, на который сходу хочется ответить: «Что же не купили, раз цена низкая?» Стоит ли говорить, что мы не ограничиваем доступ к торгам покупателей — кроме нарушителей правил. Поэтому цены складываются на состязательной основе, в результате публичного торга. Нужно понимать, что аукцион — это в первую очередь способ продать быстро, в ограниченное время. По рыночной для настоящего момента цене. Тем, кто готов долго ждать более выгодного предложения, больше подойдет галерейная площадка. Так что не мы такие — жизнь сейчас такая.
5. Все продавалось бы гораздо лучше, если бы вы лучше убеждали покупателей. То есть вели бы кропотливую индивидуальную работу.
К нам в офис приезжает немало покупателей на осмотр работ. Думаете, мы мало с ними беседуем? Но дело обстоит по-другому. Спонтанно на месте никого ни в чем убедить нельзя. Люди приходят подготовленные, разбирающиеся и с четкой целью. Клиент идет за конкретикой. Большая часть наших посетителей прекрасно понимают, что они покупают и зачем. Допускаю, что галерейный подход позволяет добиваться более высокой конверсии посетителя в покупателя, но у нас не так.
6. Секрет успеха сегодня — назваться аукционом. Стоит объявить, что у тебя аукцион, еще лучше интернет-аукцион, — и покупатели сами подтянутся.
Есть такое мнение. Но по факту за последние годы мы наблюдали примеры ухода с рынка, и только два успешных примера запуска аукционных домов по ИЗО. В обоих случаях аукционы вырастали из галерей. То есть там были такие необходимые факторы, как склад, компетенции и первоначальная аудитория. Если же нет трафика и собственного склада, то идея становится почти безнадежно рискованной.
7. Сейчас лучше ничего не продавать, дождаться лучших времен.
Тут важно учитывать, кто сколько отмерил до лучших времен. И откуда уверенность, что цены вырастут в перспективе на год или три? Например, для вторых и третьих имен русской классики ситуация может развиваться скорее по ниспадающей (это наше мнение). Да и еще многое рискует просесть в перспективе. Поэтому решение продавать сегодня должно приниматься с учетом всех рисков: можно как продешевить, так и минимизировать убыток.
Восьмая небылица сводится к следующему: «Сейчас что ни делай — ничего не будет продаваться». Ее повторяют и в кулуарах, и с публичных трибун. Зря себя накручивают. Это точно не так. Покупатели есть. Но они стали прагматичнее, понимают свои преимущества в текущей ситуации и требуют хороших цен. И продавцы идут им навстречу. Мы наблюдали примеры, когда сдатчики шли на снижение резерва в два — три раза, двигаясь в сторону реалистичной рыночной цены. Так что продается почти все, если удается свести два фактора — пресловутые доверие к месту покупки и адекватную цену.
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20160324_prices.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20160324_prices.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
- 19.04.2024 Artprice подводит итоги первого квартала 2024 года Суммарный объем аукционных продаж составил $1,3 млрд
- 18.04.2024 Центр «Зотов» объявил прием заявок на участие в грантовой программе для исследователей конструктивизма Общий грантовый фонд составил 1,2 млн рублей
- 18.04.2024 Artnet анализирует рынок работ Виллема де Кунинга Поздние произведения художника в последние годы начали расти в цене
- 16.04.2024 Готовится каталог-резоне NFT-работ из проекта Сryptopunks В нем соберут репродукции всех работ коллекции, выпущенных с 2017 года
- 12.04.2024 Закрылась торговавшая NFT платформа Digital Basel Целый год обвинений в мошенничестве не прошел даром
- 19.04.2024 Крошечный набросок Микеланджело с изображением мраморного блока продан в 33 раза дороже эстимейта Цена лота составила более $200 000
- 19.04.2024 Итоги аукциона ARTinvestment.RU № 526 Общая выручка составила 23,3 млн рублей
- 17.04.2024 Редкий розовый бриллиант выставили на торги Phillips Предварительная оценка раритета составляет $15 млн
- 15.04.2024 Christie’s выставил на продажу редкую вещь Баскии Предварительно работа оценивается в $30 млн
- 12.04.2024 Итоги аукциона ARTinvestment.RU № 525 Общая выручка составила 12,2 млн рублей
- 05.04.2024 Отчет Art Basel & UBS 2024: онлайн-продажи AI изучает официальные показатели онлайн-продаж искусства в 2023 году
- 02.04.2024 Коллекционеры и коллекционирование. Статус Третий материал серии, посвященной теории и практике современного коллекционирования предметов искусства
- 01.04.2024 Открыт 207-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — совместные работы Лилии Ли-ми-ян и Катерины Садовски
- 01.04.2024 Открыты 524-е торги AI Аукциона В каталоге 26 лотов: 13 живописных работ, 5 листов оригинальной и два — печатной графики, две работы в смешанной технике, две скульптуры, одна фарфоровая тарелка и одна икона
- 29.03.2024 Арт-кинозал: «Искусство по понятиям» AI разбирает художественные и документальные фильмы, частично или полностью посвященные рынку искусства
- 19.04.2024 Новые имена на ярмарке «Арт Москва» Представляем некоторых молодых художников — участников смотра
- 17.04.2024 В Пушкинском музее открылись обновленные залы французского искусства Посетители впервые после длительной реставрации увидят работу Никола Пуссена «Сатир и нимфа»
- 16.04.2024 21-я ярмарка «Арт Москва» откроется в Гостином дворе 17 апреля В смотре примут участие 250 галерей, институций и брендов
- 15.04.2024 Художник Дарья Русских представит свой стенд на ярмарке «Арт Москва» Среди работ будут представлены принты, сгенерированные совместно с искусственным интеллектом
- 15.04.2024 В МАММ открылась выставка Эрика Булатова «Живу дальше. Лаборатория художника» В экспозицию вошли более 100 работ
Топ 34
- 1. Альберто Джакометти$141,7 млн
- 2. Дэмиен Херст$100 млн
- 3. Константин Брынкуши$71 млн
- 4. Амедео Модильяни$70,7 млн
- 5. Джефф Кунс$58,4 млн
- 6. Неизвестный автор$57,2 млн
- 7. Анри Матисс$48,8 млн
- 8. Поль Гоген$30,96 млн
- 9. Генри Мур$30,1 млн
- 10. Виллем де Кунинг$29,28 млн
- 11. Пабло Пикассо$29,2 млн
- 12. Неизвестный автор$28,6 млн
- 13. Луиз Буржуа$28,16 млн
- 14. Адриан де врис$27,9 млн
- 15. Александр Колдер$25,9 млн
- 16. Неизвестный автор$23,826 млн
- 17. Дэвид Смит$23,816 млн
- 18. Ив Кляйн$22 млн
- 19. Огюст Роден$20,41 млн
- 20. Неизвестный автор$19,1 млн
- 21. Эдгар Дега$18,82 млн
- 22. Маурицио Каттелан$17,19 млн
- 23. Неизвестный автор$16,88 млн
- 24. Такаси Мураками$15,16 млн
- 25. Дональд Джадд$14,16 млн
- 26. Неизвестный автор$11,64 млн
- 27. Антонио Канова$11,5 млн
- 28. Брюс Науман$9,9 млн
- 29. Аристид Майоль$8,32 млн
- 30. Неизвестный автор$8,146 млн
- 31. Сай Туомбли$7,7 млн
- 32. Хулио Гонсалес$7,45 млн
- 33. Марино Марини$7,15 млн
- 34. Урс Фишер$6,8 млн