- Янтарев В. Старый Иркутск. 1989 г.
- Картина Уга Скульме
- Арт-новости
- Грачев Вячеслав Юрьевич "Теплый вечер" 1989 год
- Грачев Вячеслав Юрьевич 1990 год "Сломанное дерево"
- Оценка картин
- Помогите с атрибуцией картины, рама ценная, есть заключение
- Денис Яцков
- Колмакова Ольга Ивановна, продаю
- Картина от Ducommun
Угроза гиперинфляции в России. Последствия для арт-рынка
ARTinvestment.RU 19 января 2016
Попробуем предположить возможные последствия для арт-рынка быстрого обесценения национальной валюты с сопутствующим обнищанием среднего класса
На 2016 год эксперты Экономического форума в Давосе предрекают России и странам СНГ рост безработицы, дальнейшее падение курсов национальных валют и гиперинфляцию, сообщает нам РБК. Хочется надеяться, что эксперты стран — участников санкций предрекают это без злорадства. Впрочем, какая теперь разница. Важно, что выглядит подобный прогноз весьма убедительно. Значит, пора и нам, участникам рынка искусства, готовиться к гиперинфляции. И предположить возможные последствия для арт-рынка быстрого обесценения национальной валюты с сопутствующим обнищанием среднего класса.
Гиперинфляция — беда для России не новая. В 1992 году деньги обесценились на 2 500 %, а в 1993-м — на 840 %. Бюджетникам, военным, да и всем пришлось очень туго. В 1992-м я был первокурсником, не работал, а мрачные мысли о благосостоянии гнал традиционным для нас способом. А вот кризис 1998 года я встретил уже сотрудником коммерческой структуры и вот ту гиперинфляцию помню хорошо.
Государство включило печатный станок, и по итогам 1998 года инфляция составила 84 % (годом ранее была 11 %). Куда понятнее будет проиллюстрировать происходящее на курсе доллара. В январе 1998 года он был 6 рублей, в сентябре — 16 рублей, а закончили мы год с курсом более 20 рублей за доллар. С шести до двадцати рублей за год, Карл! Не Германия 1920-х годов, как у Ремарка (там у них цены удваивались каждые 49 часов), но все равно более чем в три раза за год.
Бюджетникам в тот год настала хана, это было ужасно. У них не было шанса оперативно отреагировать на ситуацию. А у бизнеса хоть какой-то, но был. Многие фирмы поступили так: зарплаты, номинированные в долларах (тогда так было принято), урезали сразу в два раза и более, все непроизводственные расходы порезали, всех кого можно уволили. Утро начинали с просмотра новостей на РБК. И стали учиться работать по-новому.
В целом бизнес в условиях еженедельного переписывания ценников не умер. Наоборот, в этом инфляционном бардаке начался даже определенный всплеск деловой активности. Сделки заключались молниеносно — жизнь заставила. Выставляемые счета были действительны в течение трех дней. Сегодня оплата не пройдет — завтра будешь платить больше. Соответственно все управленческие решения стали приниматься очень быстро. Те согласования и утверждения, которые в середине 2000-х могли тянуться неделями и месяцами, в 1999 году мы делали за пару дней. Вынужденное сокращение штатов в 1998 году уменьшило высоту управленческих вертикалей. То есть все вопросы быстро решались на уровне директоров и замов, а не «мурыжились» бесконечно безынициативными менеджерами в подчинении у начальников раздутых отделов, что началось позже, в 2000-х.
К чему я клоню? В гиперинфляции, конечно, нет ничего хорошего. Но для арт-рынка это, пожалуй, меньшая из списка бед, сопутствующих экономическому кризису.
Что скорее всего произойдет?
1. Дилеры и устроители аукционов быстро вспомнят, как переписывать ценники.
2. Цены аукционных сделок начнут фиксироваться в валюте по забытой формуле «курс ЦБ на день оплаты плюс 3 %».
3. Возрастут требования к скорости оплаты счетов. Тянуть неделями, как сейчас, станет не выгодно.
4. Цены в рублях немного вырастут, но в долларовом выражении снизятся еще сильнее, чем сейчас.
5. Спросом будет пользоваться самое дорогое и самое дешевое. Средний сегмент — самый уязвимый в период кризиса.
6. Спрос на искусство вместо увеличения в лучшем случае останется на прежнем уровне. Падение долларовых цен привлечет новую категорию покупателей, но их число будет компенсироваться нарастающим сокращением группы прежних активных собирателей. В частности, недавно появившееся поколение покупателей, получающее деньги в оборонной сфере, в медицине и высшем образовании, почувствуют заметное снижение своих возможностей.
7. Качество предложения на арт-рынке увеличится. Те, кто откладывал решение продать свои работы в ожидании лучших времен, поймут, что лучшие времена были вчера.
8. Арт-бизнес будет вынужден все сильнее уходить в тень.
Как бы то ни было, а под гиперинфляцию арт-рынок подстроится. Куда опаснее для него другие вещи: рост социальной напряженности, рост криминала, страх потрясений и общее разочарование у обеспеченных людей, риск ограничительных действий государства, его стремление что-то запретить, лицензировать и ограничить.
Чего, кстати, не было в конце 1990-х.
При всей внешней похожести нынешний кризис заметно отличается по своей природе от событий 1998 года. Тогда было понятно, что проблемы исключительно экономические, которые рано или поздно будут преодолены, и понятно как. Теперь все иначе. Этот кризис явно долгий — обусловлен во многом политическими и мировоззренческими (поколенческими) проблемами, а также колоссальными структурными изменениями в экономике. Напомню, что в 1990-е не было столь многочисленной бюрократической машины, не было такой высокой зависимости от импорта, большая часть населения еще ездила на «жигулях», да и слаще морковки еще ничего не ела. В конце 1990-х не происходило структурных изменений в экономике и энергетике. Тогда не получалось еще принимать всерьез изменение роли нефти как источника топлива, электромобили и водородное топливо представлялись чем-то из области фантастики, альтернативная энергетика была в роли приживалки. Мысль о том, что банки в привычном виде скоро станут не нужны и разделят судьбу турагентств или традиционных таксопарков, казалась вовсе диковинной.
Что ждать арт-бизнесу от государства. Самое вредное, что оно может сделать в это время, — создавать дополнительную нагрузку на бизнес. В любых формах. Например, вводить какие-то формы лицензирования антикварной деятельности. Или продавливать не проработанную на уровне процедур идею о сборах с продавцов по «праву следования». Или вынуждать к столь же сырой паспортизации произведений искусства. Наоборот, в кризис хорошо было бы помочь участникам. Например, мерами по либерализации рынка: упрощением вывоза, продажей музейных дублей и прочими подобными шагами (см. на AI: Как нам реорганизовать «искрын»).
Когда нет денег, принято давать свободу.
Еще по теме:
Эксперты Давоса предупредили Россию об угрозе гиперинфляции (РБК, 14.01.2016);
Арт-рынок: выживание в кризис (AI, 18.03.2015);
Когда закончится нефть (AI, 28.10.2014);
Как нам реорганизовать «искрын» (AI, 12.12.2012).
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20160119_inflation.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20160119_inflation.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
- 26.04.2024 Экономическая модель Центра Помпиду оказалась неустойчивой Это следует из результатов аудита, проведенного Счетной палатой Франции
- 19.04.2024 Artprice подводит итоги первого квартала 2024 года Суммарный объем аукционных продаж составил $1,3 млрд
- 18.04.2024 Центр «Зотов» объявил прием заявок на участие в грантовой программе для исследователей конструктивизма Общий грантовый фонд составил 1,2 млн рублей
- 18.04.2024 Artnet анализирует рынок работ Виллема де Кунинга Поздние произведения художника в последние годы начали расти в цене
- 16.04.2024 Готовится каталог-резоне NFT-работ из проекта Сryptopunks В нем соберут репродукции всех работ коллекции, выпущенных с 2017 года
- 26.04.2024 Итоги аукциона ARTinvestment.RU № 527 Общая выручка составила 17,9 млн рублей
- 25.04.2024 Картина Климта, считавшаяся утраченной, ушла с молотка за $32 млн Это новый рекорд для австрийских аукционов
- 24.04.2024 Sotheby’s распродает коллекцию компаньона Стива Джобса Топ-лотом стала работа Сая Туомбли, оцененная в $1 млн
- 23.04.2024 Sotheby’s собирается продать рукопись повести Артура Конан Дойла «Знак четырех» Черновик знаменитого детектива появится на аукционе с эстимейтом $0,8–1,2 млн
- 22.04.2024 Christie’s установил ценовой рекорд на работы Флорин Стеттхаймер Цена лота составила более $1 млн
- 15.04.2024 Открыты 526-е торги AI Аукциона В каталоге 26 лотов: 15 живописных работ, 6 листов оригинальной и один — печатной графики, две работы в смешанной технике, одна скульптура и одна икона
- 12.04.2024 HISCOX Artist Top 100 2024: Ни о чем — и о многом Специализированный отчет британской страховой компании об ультрасовременном искусстве на западных аукционах
- 08.04.2024 Открыт 208-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — работы Евы Аракчеевой, Алексея Барвенко, Натальи Бритовой, Марии Васильевой, Марины Венедиктовой, Антона Вяткина, Дмитрия Кедрина, Елены Красотиной, Бориса Марковникова, Пааты Мерабишвили (Pata), Андрея Мунца, Ольги Оснач, Натальи Ходюк
- 05.04.2024 Отчет Art Basel & UBS 2024: онлайн-продажи AI изучает официальные показатели онлайн-продаж искусства в 2023 году
- 02.04.2024 Коллекционеры и коллекционирование. Статус Третий материал серии, посвященной теории и практике современного коллекционирования предметов искусства
- 26.04.2024 В Русском музее открылась выставка работ Ивана Вишнякова Многие из работ выдающегося мастера XVIII века зрители увидят впервые
- 25.04.2024 Нью-йоркская выставка проводит параллели между творчеством Миро и Колдера В экспозицию вошло более двадцати редких работ
- 24.04.2024 Франция отмечает 150-летие импрессионизма выставками и аукционами Приуроченные к юбилею торги Christie’s собрали $13,4 млн
- 23.04.2024 В Музее Москвы открывается выставка «Москвичка» В экспозицию вошли работы Малевича, Дейнеки, Лабаса и других художников
- 22.04.2024 В ММОМА открывается персональная выставка Зураба Церетели Проект приурочен к 90-летию художника
Топ 34
- 1. Альберто Джакометти$141,7 млн
- 2. Дэмиен Херст$100 млн
- 3. Константин Брынкуши$71 млн
- 4. Амедео Модильяни$70,7 млн
- 5. Джефф Кунс$58,4 млн
- 6. Неизвестный автор$57,2 млн
- 7. Анри Матисс$48,8 млн
- 8. Поль Гоген$30,96 млн
- 9. Генри Мур$30,1 млн
- 10. Виллем де Кунинг$29,28 млн
- 11. Пабло Пикассо$29,2 млн
- 12. Неизвестный автор$28,6 млн
- 13. Луиз Буржуа$28,16 млн
- 14. Адриан де врис$27,9 млн
- 15. Александр Колдер$25,9 млн
- 16. Неизвестный автор$23,826 млн
- 17. Дэвид Смит$23,816 млн
- 18. Ив Кляйн$22 млн
- 19. Огюст Роден$20,41 млн
- 20. Неизвестный автор$19,1 млн
- 21. Эдгар Дега$18,82 млн
- 22. Маурицио Каттелан$17,19 млн
- 23. Неизвестный автор$16,88 млн
- 24. Такаси Мураками$15,16 млн
- 25. Дональд Джадд$14,16 млн
- 26. Неизвестный автор$11,64 млн
- 27. Антонио Канова$11,5 млн
- 28. Брюс Науман$9,9 млн
- 29. Аристид Майоль$8,32 млн
- 30. Неизвестный автор$8,146 млн
- 31. Сай Туомбли$7,7 млн
- 32. Хулио Гонсалес$7,45 млн
- 33. Марино Марини$7,15 млн
- 34. Урс Фишер$6,8 млн
- Янтарев В. Старый Иркутск. 1989 г.
- Картина Уга Скульме
- Арт-новости
- Грачев Вячеслав Юрьевич "Теплый вечер" 1989 год
- Грачев Вячеслав Юрьевич 1990 год "Сломанное дерево"
- Оценка картин
- Помогите с атрибуцией картины, рама ценная, есть заключение
- Денис Яцков
- Колмакова Ольга Ивановна, продаю
- Картина от Ducommun