Пресс-показ Sotheby’s: устроители всем довольны
Вчера, 19 октября, в Москве открылась выставка топ-лотов осенних торгов Sotheby’s, на которой побывал Константин Бабулин, AI
Вчера, 19 октября, в Москве открылась выставка топ-лотов осенних торгов Sotheby’s.
Пресс-конференция, как обычно, началась с общей оценки текущей ситуации. Первым выступал Михаил Каменский, глава русского представительства. Отметил, что в этот раз выставка проводится в Российской академии художеств (Пречистенка, 19), и это символично и одновременно ко многому обязывает. Напомню, что предыдущие показы Sotheby’s проводились в Историческом музее на Красной площади — месте, как сейчас принято говорить, пафосном, но совсем неудобном: пробки, парковка — всё трудно. Вначале я подумал, что смена зала произошла, чтобы облегчить доступ к экспозиции, оказалось, нет: сейчас в ГИМе идет выставка и замена произошла, скорее всего, поэтому.
Но вернемся к пресс-конференции.
Каменский, как обычно, излучал оптимизм: обороты ведущих аукционных домов, а Sotheby’s особенно, бьют все рекорды; гонконгские обороты приближаются к миллиарду, русские торги в Лондоне за текущий период этого года уже собрали 73 миллиона долларов. Его вывод: всё хорошо.
Полтимор рассказал детальнее. Отметил, что сейчас интересный период (это он так красиво назвал то ли надвигающийся второй, то ли продолжающийся первый кризис), но с аукционным бизнесом всё более чем хорошо, и об этом говорят следующие факты: оборот Sotheby’s в 2010 году составил 4,8 миллиарда долларов, т. е. вырос на 74 процента по отношению к 2009-му. В текущем году оборот уже достиг 3,4 миллиарда долларов, и это вселяет оптимизм.
В этом месте я бы всё таки поспорил, а вернее, уточнил что из этих замечательных цифр не следует, что ситуация так хороша на всём арт-рынке. По нашим графикам индексов цен (ARTIMX-RUS) и покупательской активности (ARTIMXba-RUS) за 2011 год, картина не такая жизнеутверждающая. Покупательская активность во всём мире держится на одном уровне: не растет и не падает, а вот на российском, к сожалению, падает.
Поэтому гигантские цифры роста Sotheby’s — это именно их достижение. Причем идущее против общего тренда рынка, что, безусловно, говорит о высоком авторитете аукционного дома Sotheby’s и профессионализме его сотрудников.
Скорее всего, зная общую ситуацию на арт-рынке, Полтимор после победных цифр роста Sotheby’s как бы вдруг сказал, что не нужно недооценивать роль России на этом празднике жизни. Он сообщил, что русский рынок жив и являет собой заметный сектор мирового арт-рынка, в этом году отмечается 35%-ный рост оборотов на русских торгах Нью-Йорка и Лондона, поэтому Sotheby’s приезжал и будет приезжать в Россию. Увеличение оборотов, по мнению Полтимора, происходит за счёт появления новых игроков на арт-рынке — инвесторов и банков.
По мнению г-на Каменского, отметившего тенденцию отъезда богатых русских на проживание в Лондон и другие подобные места, это не привело к смене приоритетов покупок. Наши сограждане и за рубежом продолжают покупать русское искусство.
В этом месте опять вынужден не согласиться. Как раз таки приводит к смене приоритетов, и именно поэтому на торгах импрессионистов наши соотечественники начали теснить китайских любителей искусства.
Был вопрос: почему в кризис, когда отовсюду слышно только о сокращениях и обвалах, на арт-рынке происходит такой рост? Ответ г-на Каменского: потому что сейчас серьезные структуры и просто состоятельные люди думают не о сверхприбылях, а о том, чтобы сохранить нажитое. Поэтому варианты инвестиций в акции и ценные бумаги, когда вложенные деньги могут превратиться в пыль, для многих стали слишком рискованными. Покупка же шедевров живописи, даже дорого, ни при каких падениях не приведет к потерям. Обязательно за периодом спада будет рост, и инвестиции в шедевры — это всегда выигрыш, потому что опыт показывает, что рост цен на шедевры всегда происходит в разы.
Что привезли на выставку и что особенно интересно для российского покупателя, по мнению Sotheby’s:
«Град обреченный» Николая Рериха с уникальным провенансом: картина из коллекции Горького, который сам выбрал полотно в мастерской художника перед Первой мировой войной. В ней, по мнению Горького, символически отражена непростая ситуация в мире и предчувствие войны.
Две большие картины Петра Кончаловского лучшего периода его творчества.
Что отметил я: картина Тамары Лемпицки, эстимейт 5–7 миллионов долларов, — очень хорошая. Фотографии и экран монитора, не передают чего-то важного, без чего картины Лемпицки кажутся пустыми и в плохом смысле гламурными. На самом деле это, как правило, центр притяжения внимания; прогноз: продажа будет с хорошим превышением эстимейта.
«Кариатиды» Дельво уступают Лемпицки — не самая удачная картина, не хватает обычной для него мистики: прогноз: уйдет в пределах эстимейта.
«Образы поколения» Лентулова, по мнению Sotheby’s, удачная картина, отражает перемены — и поэтому за нее будет борьба. Не согласен с этим, потому что хотя картина и отражает перемены, но это перемены в творчестве Лентулова и в худшую сторону, когда приходилось уже подстраиваться под линию партии. Прогноз: не будет продана.
Полный фоторепортаж Константина Бабулина, AI с пресс-показа Sotheby’s смотрите на форуме AI.
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20111020_sothebys.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20111020_sothebys.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.