- "Приписывается Коровину" продали за 27 000 евро
- Оценка картины
- Старинные рисунки (карандаш) АКАДЕМИЯ ХУДОЖЕСТВ, экзамен, зачет
- Пономаренко Михаил Григорьевич, "Прибытие поезда"
- С.М.Каманин "Утро на Волге" (холст, масло, 1947 г.)
- Картина М.А.Фейгина
- Помогите узнать кто автор и оценить картину
- М.А.Фейгин, нечастый гость на форуме
- В.С.Казарин (1948-2021), нонконформизм
- Реставрация иконы
Французские аукционисты в Москве. Разговор за жизнь
ARTinvestment.RU 03 октября 2011
В новом зале для предстоящих московских торгов «Российский аукционный дом» провел конференцию с участием делегации Национального синдиката аукционных домов Франции
На конференцию «Будущее аукционных торгов в России: опыт Франции» в Гостином дворе французские гости приехали по приглашению «Российского аукционного дома» (РАД). Генеральный директор РАД, Андрей Степаненко в самом начале разговора объявил, что возглавляемое им открытое акционерное общество с участием Сбербанка в ближайшее время намерено сформировать Конфедерацию российских аукционных домов. Среди многих амбициозных задач будущего объединения — лоббирование изменений в законодательство, включая либерализацию процедур ввоза-вывоза. И как раз на этапе планирования появился смысл ознакомиться с опытом зарубежных коллег из SYMEV — национального синдиката аукционных домов Франции. Что оказалось весьма полезно.
Забегая вперед, скажу, что французы понравились. Формат не предусматривал обмена опытом, скорее это был плотный лекционный курс, но при этом — никакого снобизма, миссионерства и поучительных интонаций: получился добрый и вполне откровенный разговор о деньгах, персонале, затратах, экспертизе, внутренних проблемах рынка.
Да и какой тут может быть обмен опытом? Наши страны не сопоставимы ни по инфраструктуре, ни по традициям аукционной торговли. Во Франции аукционная система была сформирована в XVI веке королевской властью почти в виде монополии. И не сказать, что за четыреста лет ее логика как-то драматически менялась. Сейчас в стране работает около 400 аукционных домов (из них половина — члены синдиката). И о потенциале их модернизации свидетельствует, в частности, статистика, приведенная президентом SYMEV Эрве Шайеттом: только 46 процентов французских аукционов имеют свои сайты и лишь 14 процентов осуществляют онлайн-продажи.
В России же, по примерным оценкам, насчитывается около 30 аукционов, из которых лишь 5 работают на регулярной основе, а остальные проводят скорее ситуационные торги. По степени интернетизации нам у французов учиться нечему: сайты в той или иной степени пригодности есть у всех русских домов. Зато Франция дарит другой бесценный опыт — живой пример того, до чего доводит плотная опека государства. К чести гостей, они не стали приукрашивать французскую ситуацию. Месье Шайетт, напомнил, что в 1950-х годах Франция занимала первое место в мире по аукционному обороту. Страна исторически была аукционной сверхдержавой. Но спустя полвека искусственно комфортных условий (государство защищало свой рынок от конкуренции со стороны «сотбисов-кристисов») Франция откатилась на 4-е место в мире. Ее высокое налоговое бремя и сложное законодательство, создающее избыточную нагрузку на бизнес, стали европейской притчей во языцех. В итоге, как рассказал Эрве Шайетт, в Англии сейчас продают в 20 раз больше Пикассо и Матиссов, чем во Франции. А «сотбисы-кристисы» идут теперь по ослабленному европейскому аукционному рынку как бульдозеры.
Осознав опасность ситуации, французы были вынуждены пойти на существенную либерализацию рынка. Надеюсь, я правильно понял по синхронному переводу, что с 1 сентября 2011 года, по новому закону об аукционной деятельности во Франции, любой человек, имеющий диплом, может открыть аукционный дом без специального на то разрешения. Торговые площадки, по новым правилам, смогут продавать не только подержанные, но и новые вещи; расширится номенклатура позиций, допущенных к торгам. С молотка пойдут даже неимущественные права. Говорят, будут продавать всё — вплоть до доменных имен. Оптом и в розницу.
А вот знаменитое французское право следования (drouit de suite, обязательство выплачивать процент от суммы сделки художнику или его наследникам при публичной перепродаже работ) никуда не денется. Хотя, как говорят, и из-за него в том числе многие достойные вещи «убегают» на продажу в США. «Авторские отчисления» в размере до 3 процентов (там используется хитрая шкала, но не более 12,5 тысячи евро) полагаются только художникам из ЕС. То есть, в частности, на русских эти блага не распространяются. Впрочем, если «неевропеец» прожил в ЕС 5 лет, то такое право можно выхлопотать. По иронии судьбы право следования, призванное не дать авторам остаться в нищете, защищает художников главным образом уже благополучных, сложившихся. Потому что с работ дешевле 7 500 евро отчисления не производятся.
С практической работой обычного французского аукциона участников конференции ознакомил Клод Агют — управляющий директор хорошо известной в России аукционной фирмы Aguttes. 27 человек, занятых в его штате, успевают проводить около 3 торгов в неделю (на площадке Отеля Друо, которая обслуживает до 6 тысяч покупателей ежедневно). На антиквариате «Агют» зарабатывает 18–20 процентов прибыли, а на современном искусстве — 10–12 процентов. Рецепт успеха — специализация на среднем сегменте, потоке недорогих вещей, плюс массированная реклама. Причем рекламу дают не имиджевую, а именно прикладной направленности. Например, в фирменной газете Drouot берут по 10 страниц ценой в 1500 евро каждая. На каждой странице вмещают описания порядка 100 предметов. И эта реклама работает. Дополнительно они эффективно дают рекламу в американской прессе — за океаном тоже весьма жалуют неразорительные французские торги.
Много эмоций у русских участников вызвало выступление Жана-Мишеля Ренара, председателя Французской Национальной палаты экспертов-специалистов (может быть, потому, что еще свежи в памяти скандалы с книгой Партона и каталогом Базету). Сам эксперт по дорогим музыкальным инструментам, Ренар рассказал много интересного о традициях экспертизы в его стране: по его словам, во Франции любой человек, называющий себя экспертом, несет профессиональную ответственность и должен предоставлять гарантии. И все это серьезно, потому что в конфликтных ситуациях французские суды часто встают на сторону покупателя, а к словесным уловкам относятся строго. У нас как делается? Идут отговорки: «Это было только мое мнение, я ошибался и вообще не при делах». А во Франции мнение эксперта подразумевает его ответственность. По французским законам, экспертиза должна быть застрахована на 5 лет и эксперт несет солидарную ответственность с аукционистом. А если экспертиза частная, то срок страховки (если я правильно понял) увеличивается до 25 лет. Неудивительно, что практикующие эксперты вынуждены покупать довольно дорогую страховую защиту. Например, человеку, работающему с дорогими музыкальными инструментами, страховка может стоить около 10 000 евро в год (в зависимости от пакета страховых услуг). Но там и выплата по страховому случаю может составить несколько миллионов. А вот если эксперт допустил три ошибки, то в четвертый раз его просто никто не застрахует. В этом смысле система саморегулируется на уровне страховых компаний и не нужен никакой «список МКААД», как у нас.
Любопытно то, что 99 процентов экспертов во Франции — это не музейные работники, как у нас, а практикующие торговцы. Французские музейщики экспертизой занимаются неохотно, потому что часто не разбираются в ценах. А эксперт обычно выполняет и функцию оценщика.
Очевидно, российско-французское мероприятие, кроме просветительской, имело еще и маркетинговую цель. Так, 26 ноября 2011 изначально питерский «Российский аукционный дом» будет проводить свои первые аукционные торги в Москве. Так что у гостей конференции была возможность оценить новую роскошную аукционную площадку в Гостином дворе, которая действительно производит впечатление. Показалось, что даже французы позавидовали. РАД начал работать с искусством совсем недавно (он в основном успешно занимается недвижимостью). За прошедший год «Российский аукционный дом» лишь дважды провел торги с антиквариатом, суммарная выручка по которым составила 2,5 миллиона евро. Лиха беда начало. С другой стороны, чем позже начинает аукцион, тем меньше у него застарелых болезней и репутационных обременений. Все-таки рынок сейчас куда более цивилизован, можно работать на новом качественном уровне, в соответствии с принципом «береги честь смолоду».
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20111003_french_auctioneers.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20111003_french_auctioneers.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
- 16.04.2024 Готовится каталог-резоне NFT-работ из проекта Сryptopunks В нем соберут репродукции всех работ коллекции, выпущенных с 2017 года
- 12.04.2024 Закрылась торговавшая NFT платформа Digital Basel Целый год обвинений в мошенничестве не прошел даром
- 12.04.2024 Ключевые драйверы, определяющие вектор развития арт-рынка Азии По версии Artsy, ими являются арт-ярмарки Дели, Гонконга, Токио и Сеула
- 11.04.2024 Примерно 20 % россиян готовы тратить на искусство свыше полумиллиона рублей Об этом свидетельствуют результаты нового исследования
- 10.04.2024 Главные продажи ярмарки Dallas Art Fair Число участников смотра почти вернулось на допандемийный уровень
- 17.04.2024 Редкий розовый бриллиант выставили на торги Phillips Предварительная оценка раритета составляет $15 млн
- 15.04.2024 Christie’s выставил на продажу редкую вещь Баскии Предварительно работа оценивается в $30 млн
- 12.04.2024 Итоги аукциона ARTinvestment.RU № 525 Общая выручка составила 12,2 млн рублей
- 05.04.2024 Итоги AI Аукциона № 524 Общая выручка составила 14,3 млн рублей
- 05.04.2024 За £25 млн на Christie’s выставили картину Тициана Работа в свое время была похищена наполеоновскими войсками
- 02.04.2024 Коллекционеры и коллекционирование. Статус Третий материал серии, посвященной теории и практике современного коллекционирования предметов искусства
- 01.04.2024 Открыт 207-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — совместные работы Лилии Ли-ми-ян и Катерины Садовски
- 01.04.2024 Открыты 524-е торги AI Аукциона В каталоге 26 лотов: 13 живописных работ, 5 листов оригинальной и два — печатной графики, две работы в смешанной технике, две скульптуры, одна фарфоровая тарелка и одна икона
- 29.03.2024 Арт-кинозал: «Искусство по понятиям» AI разбирает художественные и документальные фильмы, частично или полностью посвященные рынку искусства
- 26.03.2024 Коллекционеры и коллекционирование. Личность Второй материал серии, посвященной теории и практике современного коллекционирования предметов искусства
- 17.04.2024 В Пушкинском музее открылись обновленные залы французского искусства Посетители впервые после длительной реставрации увидят работу Никола Пуссена «Сатир и нимфа»
- 16.04.2024 21-я ярмарка «Арт Москва» откроется в Гостином дворе 17 апреля В смотре примут участие 250 галерей, институций и брендов
- 15.04.2024 Художник Дарья Русских представит свой стенд на ярмарке «Арт Москва» Среди работ будут представлены принты, сгенерированные совместно с искусственным интеллектом
- 15.04.2024 В МАММ открылась выставка Эрика Булатова «Живу дальше. Лаборатория художника» В экспозицию вошли более 100 работ
- 11.04.2024 В Москве открывается второй выпуск ярмарки |catalog| В смотре примет участие более 50 галерей
Топ 24
- 1. Джефф Кунс$91,07 млн
- 2. Дэвид Хокни$90,3 млн
- 3. Герхард Рихтер$46,3 млн
- 4. Цуй Жучжо$39,57 млн
- 5. Джаспер Джонс$36 млн
- 6. Эд Рушей$30,4 млн
- 7. Кристофер Вул$29,9 млн
- 8. Питер Дойг$28,81 млн
- 9. Фрэнк Стелла$28 млн
- 10. Ёсимото Нара$24,95 млн
- 11. Цзэн Фаньчжи$23,3 млн
- 12. Роберт Райман$20,6 млн
- 13. Дэмиен Херст$19,2 млн
- 14. Маурицио Каттелан$17,19 млн
- 15. Марк Гротьян$16,8 млн
- 16. Такаси Мураками$15,16 млн
- 17. KAWS$14,48 млн
- 18. Цзинь Шани$13,89 млн
- 19. БЭНКСИ$12,14 млн
- 20. Джон Каррен$12 млн
- 21. Брайс Марден$10,917 млн
- 22. Пьер Сулаж$10,6 млн
- 23. Чжан Сяоган$10,16 млн
- 24. Брюс Науман$9,9 млн
- "Приписывается Коровину" продали за 27 000 евро
- Оценка картины
- Старинные рисунки (карандаш) АКАДЕМИЯ ХУДОЖЕСТВ, экзамен, зачет
- Пономаренко Михаил Григорьевич, "Прибытие поезда"
- С.М.Каманин "Утро на Волге" (холст, масло, 1947 г.)
- Картина М.А.Фейгина
- Помогите узнать кто автор и оценить картину
- М.А.Фейгин, нечастый гость на форуме
- В.С.Казарин (1948-2021), нонконформизм
- Реставрация иконы