Книги русского авангарда. Размышления А. Боровкова
Эксперт МКААД Анатолий Боровков отвечает на вопросы форума ARTinvestment.RU
Недавно форум ARTinvestment.RU обратился с просьбой к эксперту МКААД Анатолию Боровкову сделать обзор по продажам антикварных книг: высказать прогнозы, рассказать о тенденциях рынка, перспективах инвестиций и т. д. Предлагаем вашему вниманию статью «Книги русского авангарда. Размышления А. Боровкова». Выставки, на которые ссылается эксперт, упоминались в обсуждении на форуме.
Выставка книг русского авангарда из собрания Британского музея прошла уже давно, в 2001 году. Не все книги из этого собрания находились в хорошем состоянии, многие были переплетены и имели значимые утраты обложек. По моим сведениям, после этой выставки книги из этого собрания были полностью отсканированы, а сами книги (по крайней мере, некоторые) проданы. Но это все по слухам. Сама же коллекция Британского музея была замечательно описана Сюзанной Комптон в ее первой книге The world backwards Russian futurist books 1912–16, вышедшей в 1978 году, и второй ее книге Russian Avant-Garde books 1917–34, вышедшей в 1992 году. Это, пожалуй, первые книги посвященные исключительно искусству книжного авангарда России. К сожалению, они до сих пор не переведены на русский язык. После них появились книга Е. Ковтуна (1989), также описывающая издания русских футуристов до 1917 года, и книга В. Полякова (1998) по этой же теме. Книги русских конструктивистов, описанные С. Комптон в ее второй книге, в отечественных изданиях на сегодняшний день в России изучены мало. Некоторые редчайшие издания русского авангарда описаны и в моей книге «Заметки о русском авангарде» (2007).
Наиболее интересной стала выставка книг русского авангарда показанная в Нью-Йорке в 2002 году. Коллекция этих книг собиралась по всему миру в течение нескольких лет, на что было потрачено несколько миллионов долларов. Но все же она не настолько полна, поскольку ряд книг не удалось вообще найти, а тем более приобрести. Собирал коллекцию фонд Юдит Ротшильд, который передал ее в нью-йоркский музей современного искусства МОМА. Часть экспозиции затем была показана в Дании, Испании, Германии. Обещали эту выставку показать и в России, но пока до нас она не доехала, а может быть, не интересна для чиновников от культуры. Наиболее важен каталог, выпущенный к этой выставке. Он богат иллюстративным материалом и описывает не только размеры и количество страниц и иллюстраций книг русского авангарда, но порой дает и сведения о количестве известных на сегодняшний день сохранившихся редких экземпляров.
По поводу изображения книг из библиотеки Британского музея и текста статьи на которую ссылаются на форуме ARTinvestment.RU. Там изображены как редкие, так и часто встречающиеся на российском рынке издания. Например, цена книги А. Кручёных «Слово как таковое» с литографией К. Малевича, колеблется сегодня от 3 000 до 7 000 долларов. Комплект журнала ЛЕФ можно приобрести до 5 000 долларов (предлагался на последнем, XXVI Антикварном салоне в ЦДХ). Книга Боброва «Ветроградари над лозами» с литографиями Н. Гончаровой стоит примерно 2-3 тысячи долларов, а особые, авторизованные экземпляры из 50 нумерованных могут стоить гораздо больше. Редка изображенная на форуме книга А. Кручёных «Ожирение роз» вышедшая в Тифлисе. Ее ценность — в коллаже на обложке, сделанном вручную, по рисунку Кирилла Зданевича. Цена книги с коллажем не менее 5 000 долларов в зависимости от состояния книги, что немаловажно. Самой дорогой из представленных книг является книга «Помада» с литографиями М. Ларионова. Даже обычные, не раскрашенные экземпляры могут достигать цены в несколько десятков тысяч долларов. Ряд же книг, указанных в статье, можно легко купить сегодня. Например «Принцесса Турандот» неоднократно продавалась нашей галереей «Русский авангард 10-30 гг.» от 800 до 1 200 долларов. Книга «Студия импрессионистов», изданная Кульбиным в 1910 году, одна из первых книг русского авангарда, ныне продается в нашей галерее за 2 150 долларов.
К сожалению, русского рынка книжного авангарда как такового не существует. До кризиса был у нас один русский собиратель, владелец строительной компании, который иногда приобретал книги авангарда. Но вот уже более полугода он даже не заходит. Интересуются книгами авангарда только иностранцы, которые восхищаются их дизайном. Но они не покупают, считая, что это дорого и на этом много не заработаешь в их стране. Да и риск вывоза, в связи с нашими несовершенными, не адаптированными к международным, законами ввоза-вывоза, велик.
Теперь о перспективах книжного антикварного рынка вообще. Конечно, как и любая антикварная покупка, это хорошая инвестиция в будущее. Но надо помнить, что цены на антиквариат изменяются как бы по спирали. Есть рост, встречаются падения, а затем опять рост, и так до бесконечности. Но в целом, безусловно, стоимость хороших антикварных книг за последние десять лет намного выросла. На некоторые издания — в пять и более раз. Нужно только собирать действительно хорошие и редкие русские издания, поскольку, в сравнении с аналогичными западными изданиями, наши книги в большинстве явно недооценены. Возьмем как пример первое американское издание Эдгара По, которое стоит около 100 тысяч долларов. Наш же Ф. Достоевский со своей первой книгой «Бедные люди» не дотянет и до 20 тысяч долларов. И это при том, что в России были Отечественная война 1812 года, Первая мировая война 1914 года, две революции, Гражданская война и интервенция, коммунистический режим, Отечественная война 1941 года, культ личности и многое другое, способствующее гибели и исчезновению русских книг и сделавшее их чрезвычайно редкими.
Источник: artinvestment.ru
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20090316_avangard_books.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20090316_avangard_books.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.