Open 341-е the Auction and 27-й curator's auction "XXI century"
ARTinvestment.RU   04 августа 2020

The master catalogue — thirty lots: eighteen paintings, six original leaves and one — printed graphics, two works in mixed media, two sculptures, and one set of seven porcelain plates

Комиссионный сбор с покупателей составляет 18%.

Каталог AI Аукциона №341 и 27-го кураторского аукциона «XXI век. Современное российское искусство».

Лоты 341-го AI Аукциона представлены в экспозиции онлайн-выставки AI.

Лоты 27-го кураторского аукциона «XXI век. Современное российское искусство» представлены в экспозиции онлайн-выставки AI.

Уважаемые участники и зрители аукциона AI! Ни один монитор и никакой современный гаджет никогда аутентично не передаст произведения искусства! Цвет, фактура, не говоря уже об ауре той или иной работы, впечатлении от встречи с нею, монитору не подвластны. Хорошую вещь он может сделать как минимум невыразительной, а не совсем удачную, напротив, приукрасить (последних у нас нет, но справедливости ради сказать об этом стоит). К тому же каждый человек видит и чувствует по-своему. Поэтому приезжайте посмотреть на все работы собственными глазами у нас, на Гороховском, 7 (только предварительно необходимо позвонить и договориться о встрече).


СЕРОВ Валентин Александрович (1865–1911) Иллюстрация к басне И.А. Крылова «Волк и пастухи». [1899]
Офорт по оригинальному рисунку 1898 года. 22,2 × 29,7 (лист), 16,2 × 24 (оттиск)

Раздел русского искусства конца XIX — начала ХХ века открывает иллюстрация Валентина Александровича Серова к басне И. А. Крылова «Волк и пастухи» — одноименный офорт, гравированный в 1899 году по оригинальному рисунку 1898 года. Офорт был выполнен как журнальное приложение к №1–2 журнала «Мир искусства» за 1900 год.


КУСТОДИЕВ Борис Михайлович (1878–1927) Портрет Ильи Ефимовича Репина. 1898–1903
Бумага, графитный карандаш. 35 × 24,5 (в свету)

За офортом Серова следует оригинальный графический лист авторства Бориса Михайловича Кустодиева, на котором художник запечатлел своего учителя, Илью Ефимовича Репина. Как предполагает О.С. Глебова в экспертном заключении, рисунок может принадлежать к ряду натурных зарисовок, выполненных Кустодиевым в годы ученичества для коллективной картины «Постановка натуры в мастерской И.Е. Репина в Академии художеств» (1899–1902). В результате конкурса побеждает именно композиция Кустодиева, авторами работы, помимо последнего, считаются сам И.Е. Репин, Д.Ф. Богословский, А.А. Бучкури, Ф.А. Малявин, А.А. Мурашко, А.И. Титов, М.Е. Хейлик и Я.А. Чахров. Для воплощения в финальном произведении Кустодиевым был выбран иной подготовительный вариант образа Репина — стоящего вполоборота к зрителю. Профильное же графическое изображение учителя, которое представляет собой лот, имеет сильное композиционное сходство с живописным портретом из собрания Тульского музея изобразительных искусств.


ТАРХОВ Николай Александрович (1871–1930) Морской пейзаж с лодками. 1904
Фанера, масло. 32,5 × 24,5

В этом же разделе вниманию участников аукциона представлена небольшая живописная работа «Морской пейзаж с лодками» Николая Александровича Тархова, выполненная в Париже в 1904 году — в самый период расцвета таланта художника и пика его популярности как у знатоков, так и у публики. В Париже, где Тархов поселился в 1899 году, он от ранних символистских вещей пришел к импрессионизму. Однако импрессионизм художника не был простым подражанием французским мастерам, но его собственной, присущей только емуманерой. «Тархова узнаешь в парижских салонах среди тысяч картин сразу», — писал Александр Бенуа. По меткому выражению историка искусства В.И. Ракитина, «Тархов стоит на грани импрессионизма, постимпрессионизма и фовизма, сохраняя в переменчивой игре “измов” свою лирическую интонацию и индивидуальность». В нашей работе «любимый Тарховым косой, как бы танцующий мазок, музыкальные вплетения одного цвета-звука в другой, тонкое внимание к цветовым нюансам определяют почерк самобытного мастера, которому свойственна особая острота глаза, способного подметить изменение цвета солнечного диска за небольшой отрезок времени» (Бялик В. М. Николай Тархов 1871–1930. М.: Изд-во «Искусство — XXI век», 2006. (Художники русской эмиграции). С. 120).


ТЫРСА Николай Андреевич (1887–1942) Стоящая обнаженная. 1910-е
Бумага, уголь. 70,5 × 45

К хронологически близкому периоду относится рисунок «Стоящая обнаженная» (1910-е) Николая Андреевича Тырсы — один из большого ряда подобных рисунков обнаженной натуры, выполненных углем на листах очень тонкой бумаги.

Следующий раздел каталога — творчество художников Русского Зарубежья. Строго говоря, к таковым следовало бы отнести и Н.А. Тархова, однако его отъезд из России не был вынужденным, как у большинства тех, кто оставил страну после революции 1917 года. Поселившись за границей в 1899 году, Тархов сохранял тесные контакты с родиной, был членом и экспонентом ряда известных творческих объединений, в том числе «Мира искусства».


ГОРБАТОВ Константин Иванович (1876–1945) Капри. 1927
Бумага, литография, акварель. 50,8 × 58,5 (оттиск)

Открывает раздел литография Константина Ивановича Горбатова (см.: «Художник недели. Константин Горбатов»), доработанная автором от руки акварельной краской. Перед зрителем — один из излюбленных сюжетов художника, «Капри» (1927). Горбатов писал порт Марина-Гранде неоднократно, выбирая в качестве отправных точек все новые и новые ракурсы. Композиционное решение, запечатленное на представленной на аукционе работе, он повторял в большом разнообразии техник — от литографии, дорабатывая ее акварелью или гуашью, до масляной живописи на холсте или картоне. Именно этот вариант вида художник воспроизводил в самые разные периоды своей жизни — во время своего пребывания в Италии (1922–1926), после переезда в Германию, в ходе своих путешествий по Средиземноморью и много позже, находясь безвыездно в Берлине во время Второй мировой войны.


КОРОВИН Константин Алексеевич (1861–1939) Берендей. Эскиз костюма для постановки оперы Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка». 1928
Бумага, графитный карандаш, тушь, перо, акварель, белила. 25,5 × 18 (в свету)

Далее по хронологии — эскиз костюма Берендея к опере Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка» (1928), созданный Константином Алексеевичем Коровиным для первой постановки «Частной оперы в Париже». В этом веселом мужицком костюме все предметы — и полукафтан из яркой ткани, и белая рубаха, и порты, и клетчатая шапка, и большие рукавицы, и широкий кушак — изукрашены вышивкой, нарядны и подчеркивают народную сказочность персонажа.

Следующий раздел — творчество советских художников.


КАПТЕРЕВ Валерий Всеволодович (1900–1981) Античныйизразец с синей птичкой. 1962–1963
Картон, масло. 30 × 37

Валерий Всеволодович Каптерев — живописец и график, принадлежит к художникам так называемого «третьего пути» в отечественном искусстве XX века, лежащему между авангардом и соцреализмом. «Античный изразец с синей птичкой» (1962–1963) отражает впечатления автора от знакомства с античным наследием Крымского полуострова. На холсте маслом художник изображает деталь раннехристианского декора. Наивный язык нового религиозного искусства гармонирует с авторской, слегка примитивистской манерой, строящей выразительность произведения на экспрессии цвета и цветовых сочетаний. Работа относится к позднему периоду творчества автора, когда художник обрел известность и большое влияние на молодое поколение, а дом его стал центром притяжения для художников, поэтов, музыкантов, ученых. Картина опубликована в, как минимум, трех печатных изданиях.


ТЫШЛЕР Александр Григорьевич (1898–1980) Дриада. 1976
Дерево, роспись. 58,4 × 10 × 8

Как и Каптерев, Александр Тышлер выбрал свой особый путь в искусстве, не зависящий ни от каких современных ему течений. Путь этот отозвался в творчестве многих художников младшего поколения, переосмысливавших образность произведений своего учителя. В 1950-е годы Тышлер обращается к деревянной скульптуре. В ней он продолжает уже разработанную в живописи тему фантазийных женских образов, которые разделяются на две больших серии — дриады и невесты. Анна Чудецкая, ведущий научный сотрудник Отдела личных коллекций ГМИИ им А.С. Пушкина, дает им следующую характеристику: «отражение двух, еще в античности обозначенных архетипических ипостасей женственности: дриады воплощают образ ускользающей, прелестной, таинственной и манящей красоты, в то время как невеста-кариатида олицетворяет строгую хранительницу очага» (lenta.ru). Аналогичные лоту скульптуры дриад входят в общее число из более 250 работ Тышлера, представленных в коллекции Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.


КОКУРИН Валерий Григорьевич (1930–2019) Стадо. 1980
Оргалит, масло. 50,2 × 70,1

Творчество двух следующих авторов (как и, на самом деле, Валерия Каптерева), так или иначе связано с московской живописной школой. При всем влиянии, которое последняя оказала на этих живописцев, каждый из них выработал свою особую манеру. Валерий Григорьевич Кокурин, переняв опыт московских художников первой половины XX века, выступает создателем владимирской школы живописи: «А началось все с того, что в конце 50-х годов группа молодых художников, в числе которых был и Валерий Кокурин, начала дерзкий поиск в области цвета и колорита. Первый успех и признание пришли к ним в 1960 году. О владимирских художниках заговорили после первой республиканской выставки «Советская Россия». Мнений существовало множество: хвалили, ругали, но равнодушных не было. В те далекие времена смелость и новаторство владимирских художников понимали и принимали далеко не все. Слишком уж непривычной была их живопись.

Валерий Кокурин, наделенный от природы обостренным чувством цвета, даже среди смелых владимирских живописцев был одним из самых ярких и самобытных колористов. Стихия Кокурина — это цвет, в живописном хороводе звонких красокпроявляется яркий темперамент личности художника, его неистребимое жизнелюбие.

У художника есть своя, кокуринская трактовка живописных принципов владимирской школы. Особенность творческого почерка этого замечательного мастера — повышенная декоративность и утонченность найденных им колористических аккордов.

Его живопись хоть и основана на фольклоре, но она пронизана эстетикой импрессионизма, европейского искусства, наконец, она по-особому чувственна и эмоциональна. Живопись Кокурина делает владимирскую школу более одухотворенной, придает ей особую манерность, легкость и изыск» (Надежда Севастьянова).


БУХ Арон Фроимович (1923–2006) Буйная осень. 2003
Холст, масло. 50 × 80

В рамках восприятия опыта мастеров московской школы происходило и формирование художника Арона Фроимовича Буха, чей пейзаж «Буйная осень» (2003) представлен на аукционе. Именно пейзажи и натюрморты художника в наибольшей степени привлекают почитателей и коллекционеров его творчества. Выразительность его натурных произведений построена на цветовом и пространственном преображении реальности, результат которого несколько напоминает декоративное панно. Манера художника имеет точки соприкосновения и с постимпрессионистической системой, и с московской живописной традицией (в частности, в лице К.Ф. Юона и В.Н. Бакшеева), но остается крайне индивидуальной и легко узнаваемой.

Следующий раздел каталога — произведения шестидесятников.


ЗВЕРЕВ Анатолий Тимофеевич (1931–1986) Розовый цветок. 1959
Бумага, темпера. 58,7 × 40,4 (в свету)

Работа «Розовый цветок» Зверева, как отмечает В.С. Силаев, принадлежит к лучшему периоду творчества художника, отмеченному легкой, нарочито небрежной, ташистской манерой письма, идеально подходящей для передачи хрупкости и воздушности выбранного мотива. Произведение некогда было частью коллекции Георгия Костаки.


СИДУР Вадим Абрамович (1924–1986) Купающаяся. 1971
Бумага, тушь, перо, фломастер. 38 × 25

Рисунок фломастерами «Купающаяся» (1971) Вадима Абрамовича Сидура — разноцветная композиция, выполненная пластичными вытянутыми линиями. В этой работе интересна некая отсылка к жанру: обнаженная женщина существует не в абстрактном пространстве, в окружении цветов, а она вышла на берег у заводи, заросшей камышами, и держит в руках полотенце.


КРОПИВНИЦКИЙ Евгений Леонидович (1893–1979) Люба. 1971
Бумага, акварель, карандаш. 40,1 × 26,8

Специфические женские изображения, которые являются своего рода «визитной карточкой» творчества Евгения Кропивницкого при всей унифицированности авторской манеры оказываются очень индивидуальными и даже портретными. Представленная на аукционе работа, вероятно, названа именем конкретной модели. Тонкие психологические образы девушек на фоне сюрреалистических пейзажей входят в музейные и частные коллекции по всему миру.


ВЕЧТОМОВ Николай Евгеньевич (1923–2007) Стрекозы. 1993
Холст, масло. 50 × 80

Еще один участник «Лианозовской группы», Николай Вечтомов, выделяется особой художественной реальностью своего творчества, существующей на стыке физического и трансцендентного, научной фантастики и натурфилософии, земного мира и неизведанного космическогопространства.

«Формы, казалось бы изначально абстрактно-беспредметные, неожиданно обретают фигуративность, начинают восприниматься как изобразительные элементы и даже обретают странную свою одушевленность, становясь некими живыми персонажами этих картин… Таковы часто геометричные по составляющим своим формоэлементам, но ощутимо фигуративные «персонажные» пейзажи с треугольниками. Они существуют по своим функциям и ролям, выразительные в своей гротескной пластике; даже в жестикуляции и физиогномике антропоморфные фигурки и явно по-своему биологичные зооморфные существа — представители непривычной, причудливой, но вообще-то, кто знает, быть может, возможной и в наших земных условиях всяческой необычной живности» (Кусков С. Николай Вечтомов. Париж — Москва — Нью-Йорк: Третья волна, 1997. С. 31-32).


ВЕЙСБЕРГ Владимир Григорьевич (1924–1985) Лежащая обнаженная. 1976
Бумага, акварель, графитный карандаш. 31 × 47,5 (в свету)

В 1976 году выполнена акварельная композиция «Лежащая обнаженная» Владимира Григорьевича Вейсберга. За годы творчества художник не раз обращался к этому мотиву и выполнил большой ряд подобных работ, часть их находится в музейных собраниях. Вне зависимости от времени создания все эти работы (и наша не исключение, конечно) объединяет мастерское владение акварелью и исключительная деликатность художника в изображении обнаженной натуры.


БЕЛЕНОК Пётр Иванович (1938–1991) Страх. 1980
Картон, акрил, бумага, коллаж. 64,6 × 75,3

Петр Беленок и Павел Пепперштейн относятся уже к более молодому поколению, чье творчество вобрало в себя опыт нонконформистов 1960-х годов. Подробно о художнике Петре Беленке: «Художник недели. Петр Беленок».

Картины Петра Беленка удивительно самобытны и моментально узнаваемы. Масштабные, напряженно-трагические по образному строю, они населены фигурами людей, которые отчаянно пытаются убежать, спастись от неведомой им стихии.

Иронично называя свой метод «паническим реализмом», Беленок активно использовал коллаж, усиливающий натуралистический эффект композиции (своих экспрессивных «человечков» он вырезал из спортивных журналов), в сочетании с почти ташистскими приемами абстрактной живописи. Кажется, художник сконцентрировал в своих работах все подавленные страхи брежневской эпохи застоя... (Владимир Прохоров, Анна Арутюнян, mmoma.ru)

За работой Беленка следует комплект из семи фарфоровых тарелок с ручной росписью по эскизам Павла Пепперштейна под интригующим названием «Ангелы знаков».


ПЕППЕРШТЕЙН Павел Викторович (1966) Ангелы знаков. Коллекция из 7 тарелок. 2008
Фарфор, ручная роспись. Ø 30

«В своем творчестве я очень много внимания уделяю знакам и их различным конфигурациям, в 2000-х у меня был целый ряд живописных и графических серий. Существует традиция очень давняя и глубокая — помечать предметы быта различными сакральными знаками, придавая им силу. Так я сделал серию тарелок. Не стоит забывать и об абстрактном характере любого знака, в этом смысле серия тарелок — реминисценция авангардному фарфору начала XX века таких известных супрематистов, как Казимир Малевич и Николай Суетин. Выбранные мною для серии тарелок знаки — политические,религиозные, денежные, культурные — важные для истории последнего столетия, и все они уместились в магическую цифру семь. Все узнаваемые, от советской Красной звезды до «Черного квадрата» Малевича. И к ним я добавил образы ангелов-хранителей, раскрывая тем самым обережную силу этих знаков — лучшую их сторону, изначальное значение, призванное спасать, быть объектом созерцания и медитации» (Павел Пепперштейн, vladey.net).

Завершающий раздел каталога — искусство современных художников.


ЛЮБАРОВ Владимир Семёнович (1944) Прогулка на велосипеде. 2000-е
Холст, масло. 59,8 × 79,8

Открывает его жанровый холст «Прогулка на велосипеде» (2000-е) Владимира Семёновича Любарова. Живописью известный московский книжный график и иллюстратор Любаров начал заниматься в начале 1990-х годов, когда он круто изменил свою жизнь и переехал в деревню Перемилово Владимирской области. Сегодня любаровские живописные циклы и серии пользуются огромной популярностью. Велосипед, как известно, в деревне вещь необходимая. В любаровских холстах персонажи с велосипедами встречаются, в частности, в сериях «Деревня Перемилово, город Щипок», «Физкультпривет». В нашей работе пара едет по красивейшей просторной дубраве, никуда не торопится, гуляет, воздухом дышит.


КОНЫШЕВА Натта Ивановна (1935) Эрос. 2006
Оргалит, масло. 90 ×70

За Любаровым следует известная всем Натта Конышева (см.: «Художник недели: Натта Конышева — королева авангарда с Серебрянической»), представленная на аукционе работой «Эрос» (2006). Тема телесности — нечастое явление в творчестве художницы, и потому произведение заслуживает особого внимания ее ценителей.


АРХИПЕНКО Даниил Александрович (1985) Наблюдатель. 2020
Холст, масло. Ø 49,5

Последний хронологически лот в каталоге — «Наблюдатель» (2020) Даниила Архипенко. Автора причисляют к молодому крылу петербургской «Новой Академии». Художник начал свой творческий путь с копирования великих живописцев прошлого, через которое пришел к выработке собственного индивидуального стиля. В работах Архипенко стаффажные фигурки людей, напоминающие о живописи малых голландцев, помещены в четко разграниченный горизонтом космогонического толка пейзаж, откуда невольно напрашивается сравнение с творчеством Петра Беленка. Однако если картины Беленка оставляют впечатление беспомощности перед некоей довлеющей над человеком сверхсилой, то у Архипенко миниатюрные персонажи пребывают в гармонии с ландшафтами, сообщая наблюдателю чувство сопричастности природным стихиям.

В своих произведениях Архипенко использует и самые новые техники —лайтбоксы, стерео-варио печать. Представленное на аукционе произведение являет собой пример «классической» работы Архипенко — написанной маслом на холсте в формате тондо.

Одновременно с нашим штатным 341-м AI Аукционом открыт 27-й аукцион проекта «XXI век. Современное российское искусство». В каталоге собраны произведения Семёна Агроскина, Алексея Ваулина, Димы Горячкина, Даши Делоне, Анны Лавровой, Дениса Михайлова, Андрея Мунца, Армана Сируняна, Кати-Анны Тагути и Татьяны Ян.

Всем желаем удачи на 341-м AI-Аукционе и на 27-м аукционе «XXI век. Современное российскоеискусство»!

Справедливый рыночный ценовой уровень по работам авторов, представленных в каталоге настоящего аукциона, можно определить по информации базы аукционных результатов ARTinvestment.RU.

На аукционе AI продолжает работать виртуальный участник «Резервная цена не достигнута». Он появляется на последних минутах торгов, чтобы покупатели имели возможность перебить резервную цену (у тех лотов, где она есть). Другими словами, если видите участника «Резервная цена не достигнута», то это повод продолжить борьбу — возможно, победа близка.

Если же последняя ставка появляется в сопровождении пометы «До резерва остался 1 шаг», это значит, что, сделав следующую ставку, вы выигрываете лот — если, конечно, кто-нибудь, вдохновившись близкой удачей, не перебьет вашего последнего слова. И всегда досадно, когда участники, торговавшиеся несколько дней и особенно азартно последние пару часов перед закрытием, вдруг останавливаются именно в одном шаге от победы. Если чувствуете, что вещь — ваша, так сделайте этот шаг!

Комиссионный сбор с покупателя составляет 18% от финальной цены лота.

***

Мы продолжаем принимать живопись и графику (оригинальную и тиражную) на наши регулярные еженедельные торги. О своем желании выставить вещь на аукционе AI пишите на [email protected] или звоните по телефону: 7 (495) 632–16–81. Правила приема работ на аукцион AI можно посмотреть здесь.

***

Регулярные торги произведениями искусства и предметами коллекционирования проводятся с помощью автоматизированной системы аукционных торгов, доступной по адресу https://artinvestment.ru/sales/.

В штатном режиме каждый интернет-аукцион длится четыре дня. Но если ставка на какой-либо лот сделана менее чем за 30 минут до закрытия интернет-аукциона, то торги за такой лот автоматически продлеваются еще на 30 минут. По истечении этих 30 минут, если не поступит новая ставка, интернет-аукцион будет закрыт — в противном случае он будет продлен на дополнительные 30 минут. Такой режим торгов, как показала практика, делает бессмысленными попытки откладывать ставки до последних секунд перед закрытием аукциона и стимулирует участников делать ставки в комфортном режиме на протяжении всех дней аукциона.

Согласно Правилам аукциона, участвовать в торгах, т. е. делать ставки на предложенные к продаже лоты, могут только лица, прошедшие регистрацию на сайте Аукциона (администрация Аукциона оставляет за собой право проверять заявителей и отказывать в регистрации без объяснения причин). Дальше, чтобы экономить деньги и время участников, электронная система от имени каждого из них ведет торги с другими участниками, делая минимально возможные ставки до указанной участником суммы. Минимальный шаг ставки указывается в описании каждого лота. В случае если максимальные цены на один и тот же лот, указанные в двух или более ставках, совпадают, то выигрывает тот покупатель, чья ставка была сделана раньше.

Комиссионный сбор с покупателя Аукциона AI определен в размере 18% от финальной цены лота. Оплата производится в рублях наличными в офисе Аукциона или безналичным переводом на расчетный счет Аукциона. Администрация Аукциона не выдает покупателям разрешений на вывоз за пределы РФ товаров, приобретенных на аукционе, и не гарантирует возможности получения таких разрешений. Отправка лотов за пределы РФ администрацией Аукциона не производится.

***

ARTinvestment.RU — информационно-аналитический ресурс по рынку искусства, разработчик семейства индексов арт-рынка ARTIMX и составитель крупнейшей в мире базы данных аукционных результатов для художников, входящих в орбиту русского искусства. В своей аналитической работе ARTinvestment.RU опирается более чем на 250 тысяч результатов аукционных продаж для 13 тысяч русских художников в сегментах живописи, графики, скульптуры. Уникальные индикаторы инвестиционного риска, присваиваемые экспертами ARTinvestment.RU, помогают исключить из расчетной массы многие сомнительные результаты.



Attention! All materials of the site and database of auction results ARTinvestment.RU, including illustrated reference information about the works sold at auctions, are intended for use exclusively for informational, scientific, educational and cultural purposes in accordance with Art. 1274 of the Civil Code. Use for commercial purposes or in violation of the rules established by the Civil Code of the Russian Federation is not allowed. ARTinvestment.RU is not responsible for the content of materials submitted by third parties. In case of violation of the rights of third parties, the site administration reserves the right to remove them from the site and from the database on the basis of an application from an authorized body.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Show:

Top 37

Узнайте первым об открытии аукциона!

This site uses cookies, it can collect data about IP addresses and users. N 152-FZ «On Personal Data» and continue working with this site, you confirm your consent to the processing of personal data in accordance with the law N 152-FZ «On Personal Data» and «The policy of LTD «ArtIn» with regard to the processing of personal data».
Back to Top