Художник недели. Константин Горбатов. 1876–1945
Знавший успех и в России и в Европе, Константин Иванович Горбатов провел последние годы в бедности и опасениях за жизнь в столице фашистской Германии. Он умер в мае 1945-го в освобожденном Берлине. Картины из мастерской отправили в Россию
Такова была его последняя воля. Завещание Горбатова нашел и передал властям советский офицер, вселившийся в бывшую квартиру русского художника. Каким-то чудом в послевоенной суматохе посмертная просьба Горбатова была исполнена правительством ГДР. И сегодня крупнейшее собрание его произведений находится в самом современном подмосковном музее «Новый Иерусалим». Там до 25 августа 2019 года лучшие из картин Горбатова можно увидеть в составе сборной выставки «Другие берега. Художники русского зарубежья». В экспозиции они соседствуют с произведениями Георгия Пожидаева, Филиппа Малявина и других «русских парижан» и «русских берлинцев».
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Работы Константина Горбатова высоко ценятся коллекционерами. Его пейзажи отличает очень характерный узнаваемый стиль. В русской классике XIX–XX веков это момент довольно деликатный: не всякий зритель сходу узнает и отличит автора одного пейзажа от другого, многие писали похоже. А в случае Горбатова все иначе. Здесь не нужно обладать высокой насмотренностью, чтобы сразу узнать: это — Горбатов. Крупный мазок, свет — все особенное. Если в зимних лесных или других «сухопутных» пейзажах глаз еще может подвести, то с появлением воды — никаких сомнений не остается. Горбатов особенно любил виды русских рек, лодки, парусные шхуны, море и приморские города. В одной из публикаций о нем встретилась фраза «речная душа» — лучше и не скажешь. Работы Горбатова обычно очень светлые, даже те, что написаны в сложные периоды. А времена художник знавал разные, и удачи и горя хлебнув сполна.
Константин Горбатов родился в 1876 году в Ставрополе-на-Волге (нынешний Тольятти) в семье провизора. Учился в художественной школе в Самаре. В 1903 году поступил в Высшее художественное училище живописи, скульптуры и архитектуры при Императорской академии художеств в Санкт-Петербурге. Проходил обучение в мастерских Александра Киселёва и Николая Дубовского. В годы учебы делал карикатуры для журналов «Жало» и «Зарница».
В 1911 году Горбатов — уже зрелый художник — уезжает работать в Европу в статусе пенсионера Императорской академии художеств. Он пишет картины в Испании, Италии, гостит у Горького на Капри. В 1913 году художник возвращается в Россию, путешествует по провинции, пишет много русских пейзажей с любимыми реками, церквями. Его работы середины 1910-х прямо излучают любовь к России и ее истории. В это время художник с удовольствием работает с историческими, былинными и сказочными символистскими сюжетами, используя самобытные, отчасти импрессионистские приемы. Картины Горбатова участвовали в нескольких выставках передвижников, завоевывали призы на международных площадках, их хорошо покупали коллекционеры не только в России, но и за рубежом. Его произведения репродуцировали на открытках, печатали в журналах «Нива» и «Лукоморье».
Дальше — 1917-й. России стало не до лучезарных русских пейзажей и сказок. Живший в Петрограде Горбатов первые годы после революции еще какое-то время участвовал в выставках, в том числе «Общины художников». Но, выражаясь сегодняшним языком, быстро стало понятно, что своими контрреволюционными церквями и русскими пейзажами он катастрофически не попадал в политическую повестку. Ясно было, что жизни ему не дадут.
В 1922 году художник выехал в зарубежную творческую командировку и решил не возвращаться. Сначала работал в любимой Италии, а в 1926 году вместе с женой переехал в Берлин. Там к тому времени образовалась колония русских берлинцев, куда входили и друзья художника по академии, в частности Иван Мясоедов и другие. Дела у Горбатовых в тот момент шли просто на зависть. Немецкая публика и коллекционеры тепло приняли художника. Об этом есть эмоциональное свидетельство Игоря Грабаря, который встречался с русскими берлинцами в конце 1920-х. Игорь Эммануилович отзывался о своем коллеге и почти сверстнике так: «Академист, лет 55, работающий “русские пейзажи”, — исключительно с церквами, пропастью церквей... Имеет успех у немецкой публики, всюду делал выставки, много (больше всех вместе) продал и продолжает продавать». Действительно, выставки шли чередой. Не только в Германии, но и в Италии, Великобритании, по всей Европе. Семья жила в достатке, чуть ли не в роскоши. Горбатов стал больше путешествовать. Уже после прихода к власти нацистов он ездил в длительное путешествие по Палестине, в 1935 году был в Лондоне. Но всегда возвращался в Берлин. Где его, 65-летнего русского, и застала война. Человеку с советским паспортом, Горбатову приходилось регулярно отмечаться у властей. Худшего удалось избежать, но про выставки и заказы пришлось забыть. Выживали как могли. К 1945 году Горбатов был уже сильно болен, дождался вести об окончании войны, но до конца мая не дожил. Вдова месяц ходила по опустевшей квартире, потом свела счеты с жизнью. Дальше вы знаете.
Творческое наследие Константина Горбатова велико и многообразно. Благодаря ранней эмиграции и прижизненному успеху за рубежом, большой корпус работ разошелся в частные собрания. Поэтому сегодня работы Горбатова не редкость на рынке. Ценителям есть из чего выбирать. Что, к слову, важный и положительный момент для коллекционеров. Живопись и графику Горбатова можно встретить как в московских галереях, так и на русских и ведущих зарубежных аукционных площадках. Один из рисунков выставляется, кстати, на AI Аукционе прямо на этой неделе.
Что с ценами? 10 лет назад, на пике рынка русского искусства, лучшие картины Константина Горбатова большого размера на самых дорогих зарубежных аукционах стоили дороже $350 000. Рекорд — $540 000 — был установлен в 2005 году на «Сотбисе» за метровый холст «Цветы на веранде» (1917). Но сейчас информация о прежних ценах представляет собой сугубо теоретический интерес. С высоты двух кризисов понятно, что рекордные вещи были куплены с гигантской переплатой. В частности, метровую «Троице-Сергиеву Лавру» (1923) в 2008 году на «Сотбисе» купили за $421 000. А спустя 10 лет выставили в Лондоне с нижним эстимейтом $150 000 и даже c такой «скидкой» все равно не смогли продать. Хотя к картине претензий нет — очень хорошая. И это не какой-то совсем уж исключительный случай. Долларовые цены с тех пор существенно скорректировались вниз. Как почти и на всю русскую классику.
Но нет худа без добра. Коллекционеры пользуются возможностью покупать Горбатова по снизившимся ценам. Сегодня живописные работы Константина Горбатова малого формата (класса 25 × 30) можно приобрести в районе $8 000–15 000. Ближе к метру — $30 000–50 000. Крупный холст, больше метра, с водой, с интересным сюжетом, бывает, продается и под $100 000, но не часто. Листы графики — гуаши и акварели со стороной около 30 см — в последние годы на мировых аукционах пользовались спросом в диапазоне $3000–5000.
Как часто бывает с востребованными и дорогими авторами, рынок живописи Горбатова довольно сильно заражен подделками. В базы данных аукционных результатов страшно смотреть: фальшаков не просто много, а пруд пруди. Как обычно, предложением подделок чаще всего грешат малоизвестные зарубежные аукционы, продающие без экспертиз и с безнадежно коротким сроком гарантии возврата. Нужно быть внимательными. Впрочем, правила предосторожности с Горбатовыми не отличаются от правил для прочих известных художников: 1) покупать только в местах, заслуживающих доверия; 2) проверять подлинность экспертиз; 3) научиться разбираться самому и доверять своей интуиции.
Источник: njerusalem.ru
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/artistofweek/20190819_hudoznik_konstantin_gorbatov.html
https://artinvestment.ru/en/invest/artistofweek/20190819_hudoznik_konstantin_gorbatov.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.