Художник недели. Константин Горбатов. 1876–1945
ARTinvestment.RU   19 августа 2019

Знавший успех и в России и в Европе, Константин Иванович Горбатов провел последние годы в бедности и опасениях за жизнь в столице фашистской Германии. Он умер в мае 1945-го в освобожденном Берлине. Картины из мастерской отправили в Россию

Такова была его последняя воля. Завещание Горбатова нашел и передал властям советский офицер, вселившийся в бывшую квартиру русского художника. Каким-то чудом в послевоенной суматохе посмертная просьба Горбатова была исполнена правительством ГДР. И сегодня крупнейшее собрание его произведений находится в самом современном подмосковном музее «Новый Иерусалим». Там до 25 августа 2019 года лучшие из картин Горбатова можно увидеть в составе сборной выставки «Другие берега. Художники русского зарубежья». В экспозиции они соседствуют с произведениями Георгия Пожидаева, Филиппа Малявина и других «русских парижан» и «русских берлинцев».

       Посмотреть эту публикацию в Instagram               

25 августа 2019 года в подмосковном музее «Новый Иерусалим» завершится выставка «Другие берега. Художники русского зарубежья». В экспозиции представлены и произведения Константина Горбатова, крупнейшая коллекция которого находится в этом музее. Ниже - примеры аукционных рекордов и других продаж произведений Горбатова на открытом рынке ФОТО 1 Горбатов Константин Иванович Цветы на веранде. 1917 Холст; масло. 98,1×106,7 Оценка аукциона: $150 000 - 250 000 Цена продажи: $540 000 Аукцион Sothebys, 21.04.2005 ФОТО 2 Горбатов Константин Иванович Бухта. Холст; масло. 145,5×218,5 Оценка аукциона: $335 000- 500 000 Цена продажи: $446 000 Аукцион Christies, 02.06.2014 ФОТО 3 Горбатов Константин Иванович Неаполь. Холст; масло. 73,5×93 Оценка аукциона: $38 214 - 50 952 Цена продажи: Лот не продан Аукцион Bonhams, 05.06.2019 ФОТО 4 Горбатов Константин Иванович В Венеции. Холст; масло. 90,5×110 Цена продажи: $88 750 Аукцион Sotheby’s. 06.06.2017 ФОТО 5 Горбатов Константин Иванович Площадь у Гостиного двора. Старый город на Волге. 1906 Картон; масло. 11,5×28,8 Цена продажи: $2 750 AI Аукцион. 13.11.2015 ФОТО 6 Горбатов Константин Иванович Троице-Сергиева лавра. 1923 Холст; масло. 85,5×109,5 Цена продажи: $421 000 Аукцион Sothebys, 15.04.2008 #горбатов #константингорбатов #цены #аукционы

Публикация от artconspectus (@artconspectus)

Работы Константина Горбатова высоко ценятся коллекционерами. Его пейзажи отличает очень характерный узнаваемый стиль. В русской классике XIX–XX веков это момент довольно деликатный: не всякий зритель сходу узнает и отличит автора одного пейзажа от другого, многие писали похоже. А в случае Горбатова все иначе. Здесь не нужно обладать высокой насмотренностью, чтобы сразу узнать: это — Горбатов. Крупный мазок, свет — все особенное. Если в зимних лесных или других «сухопутных» пейзажах глаз еще может подвести, то с появлением воды — никаких сомнений не остается. Горбатов особенно любил виды русских рек, лодки, парусные шхуны, море и приморские города. В одной из публикаций о нем встретилась фраза «речная душа» — лучше и не скажешь. Работы Горбатова обычно очень светлые, даже те, что написаны в сложные периоды. А времена художник знавал разные, и удачи и горя хлебнув сполна.

Константин Горбатов родился в 1876 году в Ставрополе-на-Волге (нынешний Тольятти) в семье провизора. Учился в художественной школе в Самаре. В 1903 году поступил в Высшее художественное училище живописи, скульптуры и архитектуры при Императорской академии художеств в Санкт-Петербурге. Проходил обучение в мастерских Александра Киселёва и Николая Дубовского. В годы учебы делал карикатуры для журналов «Жало» и «Зарница».

В 1911 году Горбатов — уже зрелый художник — уезжает работать в Европу в статусе пенсионера Императорской академии художеств. Он пишет картины в Испании, Италии, гостит у Горького на Капри. В 1913 году художник возвращается в Россию, путешествует по провинции, пишет много русских пейзажей с любимыми реками, церквями. Его работы середины 1910-х прямо излучают любовь к России и ее истории. В это время художник с удовольствием работает с историческими, былинными и сказочными символистскими сюжетами, используя самобытные, отчасти импрессионистские приемы. Картины Горбатова участвовали в нескольких выставках передвижников, завоевывали призы на международных площадках, их хорошо покупали коллекционеры не только в России, но и за рубежом. Его произведения репродуцировали на открытках, печатали в журналах «Нива» и «Лукоморье».

Дальше — 1917-й. России стало не до лучезарных русских пейзажей и сказок. Живший в Петрограде Горбатов первые годы после революции еще какое-то время участвовал в выставках, в том числе «Общины художников». Но, выражаясь сегодняшним языком, быстро стало понятно, что своими контрреволюционными церквями и русскими пейзажами он катастрофически не попадал в политическую повестку. Ясно было, что жизни ему не дадут.

В 1922 году художник выехал в зарубежную творческую командировку и решил не возвращаться. Сначала работал в любимой Италии, а в 1926 году вместе с женой переехал в Берлин. Там к тому времени образовалась колония русских берлинцев, куда входили и друзья художника по академии, в частности Иван Мясоедов и другие. Дела у Горбатовых в тот момент шли просто на зависть. Немецкая публика и коллекционеры тепло приняли художника. Об этом есть эмоциональное свидетельство Игоря Грабаря, который встречался с русскими берлинцами в конце 1920-х. Игорь Эммануилович отзывался о своем коллеге и почти сверстнике так: «Академист, лет 55, работающий “русские пейзажи”, — исключительно с церквами, пропастью церквей... Имеет успех у немецкой публики, всюду делал выставки, много (больше всех вместе) продал и продолжает продавать». Действительно, выставки шли чередой. Не только в Германии, но и в Италии, Великобритании, по всей Европе. Семья жила в достатке, чуть ли не в роскоши. Горбатов стал больше путешествовать. Уже после прихода к власти нацистов он ездил в длительное путешествие по Палестине, в 1935 году был в Лондоне. Но всегда возвращался в Берлин. Где его, 65-летнего русского, и застала война. Человеку с советским паспортом, Горбатову приходилось регулярно отмечаться у властей. Худшего удалось избежать, но про выставки и заказы пришлось забыть. Выживали как могли. К 1945 году Горбатов был уже сильно болен, дождался вести об окончании войны, но до конца мая не дожил. Вдова месяц ходила по опустевшей квартире, потом свела счеты с жизнью. Дальше вы знаете.

Творческое наследие Константина Горбатова велико и многообразно. Благодаря ранней эмиграции и прижизненному успеху за рубежом, большой корпус работ разошелся в частные собрания. Поэтому сегодня работы Горбатова не редкость на рынке. Ценителям есть из чего выбирать. Что, к слову, важный и положительный момент для коллекционеров. Живопись и графику Горбатова можно встретить как в московских галереях, так и на русских и ведущих зарубежных аукционных площадках. Один из рисунков выставляется, кстати, на AI Аукционе прямо на этой неделе.

Что с ценами? 10 лет назад, на пике рынка русского искусства, лучшие картины Константина Горбатова большого размера на самых дорогих зарубежных аукционах стоили дороже $350 000. Рекорд — $540 000 — был установлен в 2005 году на «Сотбисе» за метровый холст «Цветы на веранде» (1917). Но сейчас информация о прежних ценах представляет собой сугубо теоретический интерес. С высоты двух кризисов понятно, что рекордные вещи были куплены с гигантской переплатой. В частности, метровую «Троице-Сергиеву Лавру» (1923) в 2008 году на «Сотбисе» купили за $421 000. А спустя 10 лет выставили в Лондоне с нижним эстимейтом $150 000 и даже c такой «скидкой» все равно не смогли продать. Хотя к картине претензий нет — очень хорошая. И это не какой-то совсем уж исключительный случай. Долларовые цены с тех пор существенно скорректировались вниз. Как почти и на всю русскую классику.

Но нет худа без добра. Коллекционеры пользуются возможностью покупать Горбатова по снизившимся ценам. Сегодня живописные работы Константина Горбатова малого формата (класса 25 × 30) можно приобрести в районе $8 000–15 000. Ближе к метру — $30 000–50 000. Крупный холст, больше метра, с водой, с интересным сюжетом, бывает, продается и под $100 000, но не часто. Листы графики — гуаши и акварели со стороной около 30 см — в последние годы на мировых аукционах пользовались спросом в диапазоне $3000–5000.

Как часто бывает с востребованными и дорогими авторами, рынок живописи Горбатова довольно сильно заражен подделками. В базы данных аукционных результатов страшно смотреть: фальшаков не просто много, а пруд пруди. Как обычно, предложением подделок чаще всего грешат малоизвестные зарубежные аукционы, продающие без экспертиз и с безнадежно коротким сроком гарантии возврата. Нужно быть внимательными. Впрочем, правила предосторожности с Горбатовыми не отличаются от правил для прочих известных художников: 1) покупать только в местах, заслуживающих доверия; 2) проверять подлинность экспертиз; 3) научиться разбираться самому и доверять своей интуиции.

Источник: njerusalem.ru



Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх