Art Investment

Artist of the week: Julius Klever

Until 13 October at the Governor's house of the Yaroslavl art Museum you can see works of landscape painter of the late XIX — early twentieth century, Julius Yul'evich Clover (senior)

Юлий Клевер

До 13 октября в Губернаторском доме Ярославского художественного музея можно увидеть работы пейзажиста конца XIX — начала ХХ века Юлия Юльевича Клевера (1850–1924). Организаторы заявляют эту экспозицию как первую за сто лет персональную выставку популярнейшего в свое время пейзажиста. И, к сожалению, нет ничего удивительного, если это действительно так. Имя Клевера-старшего вы вряд ли найдете в серьезных книгах по истории искусства (дореволюционные искусствоведы и уж тем более советские художественные критики обходят его молчанием — правда, по разным причинам), но картины его непременно встретите в аукционных каталогах и увидите в художественных галереях и на Антикварных салонах, причем в качестве доминанты многих экспозиций. И картины эти, которые так любила современная художнику публика, покупали члены императорской семьи, не оставляют равнодушным и сегодняшнего зрителя — многих они так же удивляют и радуют, как и сто лет назад.

Юлий Юльевич Клевер родился 19 января 1850 года в Дерпте (сегодня Тарту) в Эстонии. Известно, что семья его прямого отношения к миру искусства не имела (отец был магистром химии в Ветеринарном институте Дерпта), однако и Юлий, и его младший брат Константин, родившийся в 1867 году (впоследствии тоже художник — К. Ю. Клевер (Московский)) с детства проявляли творческие способности.

Семья всячески поддерживала Юлия-младшего в его стремлении к миру искусства. Параллельно с учебой в гимназии мальчика решено было отдать учиться к профессиональному художнику. Им стал Константин Карлович фон Кюгельхен (1808–186(?)), сын и ученик Карла фон Кюгельхена (1772–1831), бывшего в свое время придворным живописцем Александра I, пейзажист, как и отец. Свою увлеченность природой он передал юному Клеверу. Свидетельством этому служит первая самостоятельная картина Клевера: в 1868 году он написал копию с одного из пейзажей А. Ахенбаха.

Окончив гимназию, Клевер решил обязательно продолжать художественное образование и поступать в Санкт-петербургскую Академию Художеств. Семья не препятствовала, но отпустили сына в столицу с одним условием: он должен был не просто учиться рисовать, но получить настоящую профессию, хотя бы архитектора. В 1868 году, послушный воле родителей, Юлий Клевер поступил в архитектурные классы Академии художеств. К его чести, на архитектора он проучился целый год. Но затем терпение юного Клевера, видимо, лопнуло — и он подал прошение в совет Академии художеств с просьбой перевести его в пейзажный класс. И с 1870 года Юлий Клевер числится в Академии уже учеником профессора пейзажной живописи С. М. Воробьёва, а затем М. К. Клодта.

Клевер добился своего — он снова писал природу, однако выработанная им манера живописи особого одобрения у его учителей не вызывала, да и самого Юлия, судя по всему, мало устраивала их манера преподавания. «Я выхожу из числа учеников Академии, — писал он в Дерпт в 1871 году. — Поставил цель — развить свое дарование без помощи наставников, единственно работая с натуры».

Не встретив признания среди преподавателей Академии художеств, Юлий решил представить собственные работы в Императорском Обществе поощрения художеств. Вообще говоря, поступок этот был довольно рискованный, поскольку из Академии художеств Клевера исключили, особых связей или известности у 21-летнего художника в столице не было. Однако случилось чудо: его работы, представленные в залах ОПХ, были хорошо приняты, а одну из картин, «Заброшенное кладбище зимой», пожелал приобрести сам граф Павел Сергеевич Строганов, один из самых влиятельных членов Общества. В 1872 году Клевер снова выставляется в ОПХ, и снова успех: картину «Закат» приобрела великая княгиня Мария Николаевна (1819–1876), глава Академии художеств.

На волне удачи Клевер задумывает практически немыслимое: в 1874 году 24-летний художник организует свою персональную выставку (в залах того же ОПХ) — такой чести в тот период удостаивались разве что самые известные и заслуженные мастера, а тут — недоучившийся бывший студент. Однако публика снова была в восторге. В 1875 году Клевер даже получил премию Общества поощрения художеств за картину «Запущенный парк», а в следующем — за работу «Первый снег на вспаханном поле». 1876 год принес Клеверу вторую персональную выставку, на которой он показал десять картин и тридцать этюдов, и наконец полноценное признание и славу. Талантом и работоспособностью юного пейзажиста восторгался весь Петербург, им интересовались в салонах и картинных галереях. Иметь что-нибудь кисти Клевера стало модой и признаком хорошего вкуса.

Событием, во многом определившим дальнейшую судьбу художника, стала покупка императором Александром III его работы «Березовый лес». С этого момента карьера Клевера быстро пошла в гору: ему, так и не окончившему курса в Академии художеств, присваивают звание классного художника первой степени, а в 1878 году, 28 лет от роду, Юлий Юльевич Клевер становится академиком. К слову, званием академика не в последнюю очередь Клевер обязан успеху своей картины «Старый парк». Имевшая огромную популярность у публики, она была отправлена на Всемирную выставку в Париж, среди главных экспонатов которой в 1878 году были, например, телефон Александра Белла, мегафон и фонограф Томаса Эдисона. Популярность этой работы была столь велика, что Клевер (и мастерская) повторял ее несколько раз под названием «Парк в Мариенбурге».

В поисках вдохновения и новых сюжетов Юлий Клевер в компании своего друга, художника Василия Васильевича Самойлова, отправился в 1879 в поездку на остров Нарген (сегодня На́йссаар), расположенный в самой северной части Эстонии, в Финском заливе, к северо-западу от Таллина. Новая тема искусства Клевера — романтическая и суровая северная природа — стала настоящим открытием для русского пейзажа второй половины XIX века.

К началу 1880-х годов Клевер вполне сложился как художник, окончательно обрел свое оригинальное творческое видение и собственный язык. Его пейзажи, наряду с работами И. К. Айвазовского и А. И. Куинджи, с полным правом можно отнести к стилю «романтизм».

В начале XIX века в Европе романтизмом стали называть новое направление, противоположное классицизму и Просвещению. В середине и второй половине XIX века романтизм в России — лирическое направление в развитии искусства: музыки, литературы и, конечно, живописи. Романтизм в русской живописи — это в первую очередь пейзаж, причем не столько изображение природы как таковой, сколько портрет местности, со своим настроением и характером. Кроме того, для романтических пейзажей характерны некая театральность, драматизация пространства, любовь к таинственному ночному освещению, использование световых (цветовых) эффектов.

Все это в полной мере относится и к пейзажам Юлия Юльевича Клевера. Несмотря на почти фотографическую реалистичность, они нередко изображают места придуманные, не существующие в действительности. Клевер и не стремился к достоверности — главным для него было достичь максимальной выразительности картины. Отсюда — часто фрагментарный асимметричный тип композиции, взгляд как бы изнутри, что создает эффект вовлеченности и сопричастности величественным пейзажам — нетронутым снегам, непроходимым лесным чащам, которые так любит изображать художник. Такая сопричастность вечной девственной природе настраивала зрителя на особый лирический лад, к чему и стремились в эпоху романтизма.

Любовь к драматическим эффектам в многочисленных пейзажах Клевера проявляется в его предпочтении предутреннего (закатного), почти ночного освещения, в тщательной проработке оттенков неба, отражений света и цветовых рефлексов в воде или на снегу, а также во внимании к силуэту, контуру, отдельным цветовым пятнам.

Новые, «северные», работы Юлия Юльевича произвели ошеломляющее впечатление: на них ходили смотреть, их обсуждали, покупали. Причем поклонники и покупатели происходили из самых разных слоев общества — средний класс довольствовался выставками и репродукциями картин (которых издавалось огромное количество), более состоятельные люди интересовались оригиналами. Так, его пейзаж «Лес на острове Нарген» («Девственный лес») приобрел для своей коллекции сам Павел Михайлович Третьяков. «Лес зимой» попал в коллекцию Александра III, а брат императора, великий князь Алексей Александрович купил себе картину «Остров Нарген».

В 1880 году за картину «Лесная глушь», написанную по мотивам пейзажей острова Нарген, Юлий Клевер получил звание профессора и кафедру в Академии художеств. Академия также предоставила ему квартиру и мастерскую. Легенда гласит, что в этих же помещениях несколько годами раньше жил его несостоявшийся учитель Воробьев.

К 1881 году, в тридцать один год, художник достиг всего, что только было возможно для пейзажиста. Он был признан, богат, знаменит. Дверь в его мастерскую не закрывалась: всем хотелось иметь у себя его пейзаж, не важно — оригинальный или авторское повторение, написанный с натуры или сочиненный. К слову, такие «сочиненные» и фантазийные пейзажи, как например «Красная Шапочка» (1887), «Лес призраков» (1886) и «Лесной царь» (1887) тоже пользовались большим успехом.

Естественно, что справиться в срок с таким валом заказов Клевер в одиночку просто не мог. В 1880–90-е годы в его мастерской стали работать помощники — пейзажисты, прорисовывающие промежуточный слой картины по авторскому подмалевку. По словам специалистов, «достигшая апогея популярность Ю. Ю. Клевера сыграла с ним злую шутку и вынудила художника выработать особую методику. Не справляясь с наплывом заказов, создавая иногда по картине в день, Клевер часто лишь наскоро проходил кистью по подмалёвкам, выполненным его помощниками. Так появлялись многочисленные... работы “Клевер и мастерская”. Круг художников, работавших в его мастерской, исследователями творчества Ю. Ю. Клевера до сих пор полностью не установлен». Вот лишь некоторые известные имена — Николай Оболенский, Фёдор Ризниченко, Карл Розен. Сегодня такие работы даже имеют общее название — «клеверки».

Благодаря работе мастерской, Клевер в конце 1880-х годов даже смог расширить свою деятельность. Кроме станковых картин, он работал над устройством парка и декоративным оформлением особняка А. Г. Кузнецова в крымском имении Форос. Для особняка Кузнецова он создал также серию из 15 живописных полотен.

В 1890-х годах произошло событие, пошатнувшее, казалось бы, незыблемое положение художника в петербургском обществе: Юлия Клевера привлекли в качестве свидетеля по громкому делу о финансовом злоупотреблении его знакомого, бывшего конференц-секретаря Академии художеств П. Ф. Исеева (говорили, правда, что тому пришлось отвечать за растраты (карточные долги) президента Академии — великого князя Владимира Александровича). Художник тяжело переживал произошедшее и по совету друзей даже уехал из России, «пока вся эта финансово-судебная история не забудется».

Следующие семь лет Клевер прожил в Германии, где снискал славу уже и среди местной публики, также очарованной его таинственными и величественными пейзажами.

В Россию семья Клеверов вернулась в 1915 году. После возвращения Юлий Юльевич устроил большую выставку в Москве, а также совершил многочисленные творческие поездки в Прибалтику, Финляндию, Белоруссию, Смоленскую губернию.

После революции художник жил в Петрограде (Ленинграде), преподавал в Академии художеств, а затем заведовал кафедрой монументальной живописи в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище имени В. М. Мухиной, продолжая писать. В самое сложное время его, как и других художников, поддерживало Общество художников имени А. И. Куинджи.

Умер Юлий Юльевич Клевер 4 декабря 1924 года и был похоронен на Смоленском кладбище в Ленинграде. В 1980 году его надгробие перенесено на новое место, на Поперечной дорожке, у реки Смоленки.

Ю. Ю. Клевер стал основателем целой династии живописцев: помимо его младшего брата Константина, учителем которого он был, художниками стали его дочь Мария и два сына — Юлий и Оскар.

Самый известный из них — Юлий Юльевич Клевер-младший (1882–1942), который также учился живописи у отца, а позднее занимался в Академии изобразительных искусств в Мюнхене. С 16-летнего возраста принимал участие в художественных выставках Товарищества художников (Санкт-Петербург). Известен в первую очередь благодаря своим натюрмортам и пейзажам.

Младший сын Ю. Ю. Клевера-старшего — Оскар Юльевич Клевер (1887–1975) был крестником великого князя Владимира Александровича, директора Академии Художеств. Окончил Царскосельское реальное училище императора Николая II. В 1890-х занимался в мастерской Л. Е. Дмитриева-Кавказского в Петербурге. В творчестве был близок художникам «Мира искусства» и «Голубой розы», позднее — идеям экспрессионизма, иллюстрировал и оформлял книги, создавал эскизы театральных костюмов и декораций в Передвижном театре П. П. Гайдебурова в Петербурге. После революции работал преимущественно как художник театра и график.

Дочь — Мария Юльевна Клевер (1878–1967) — писала пейзажи и натюрморты, Художественное образование получила под руководством отца. Участвовала в 1-й государственной свободной выставке произведений искусств (1919), VI выставке картин общества художников-индивидуалистов (1926) в Петрограде — Ленинграде.

Картины Юлия Юльевича Клевера-старшего были востребованы заказчиками и являлись предметом коллекционирования на рубеже XIX — XX веков, еще при жизни автора, несмотря на заявления художника в «Исповеди Юлия Клевера», что со временем он «перестал изучать природу и пользовался готовыми впечатлениями». Однако наступления нового искусства его слава не пережила (в отличие от того же Айвазовского). Если до революции его считали преимущественно салонным живописцем, то во времена авангарда и даже позже его искусство считалось слишком буржуазным, да и вообще сложно представить, чтобы новая власть смогла по достоинству оценить художника, поклонниками творчества которого числились многие представители императорского дома, в том числе и сам Александр III.

Сегодня работы Клевера присутствуют в собраниях многих музеев России, в том числе в Русском музее и ГТГ.

Пейзажи Клевера и мастерской не редкость и в аукционных каталогах. В базе ARTinvestment.RU есть информация о 475 его работах. Абсолютное большинство — 466 — живопись. Почти всё — пейзажи. Продается Клевер и в Лондоне, и в Нью-Йорке, и в Москве, но, если судить по результатам, больше всего его ценят в Швеции, Германии и Швейцарии: 3 из 5 его самых дорогих работ были проданы в Стокгольме.

Рекорд — 312 000 швейцарских франков (252 470 долларов) принадлежит работе «Зимний пейзаж» (1886) и был зафиксирован в ходе торгов аукционного дома Koller (Цюрих) 22 сентября 2006 года. Этот результат, к слову, был почти повторен год спустя: на торгах аукционного дома Auktionsverk (Стокгольм) 4 октября 2007 года за «Осенний пейзаж» было отдано 1 600 000 шведских крон (245 760 долларов). Третье место в рейтинге самых дорогих работ художника занимает пейзаж «Лес» (1897), за который покупатель заплатил 228 000 долларов на торгах 21 апреля 2005 года на Sotheby’s (Нью-Йорк).

Для сравнения: российский рекорд продаж Клевера на сегодняшний день составляет 4 830 000 рублей (172 914 долларов) и был установлен 02 июня 2011 года на торгах Российского аукционного дома в Санкт-Петербурге. За эту сумму ушел еще один «Зимний пейзаж», но уже 1914 года.

Источники:

  1. funeral-spb.ru.
  2. artmuseum.yar.ru.
  3. read.ru.
  4. pv-gallery.ru.
  5. forum.artinvestment.ru.
  6. artinvestment.ru.

Permanent link to:
https://artinvestment.ru/en/invest/artistofweek/20130902_klever.html
https://artinvestment.ru/invest/artistofweek/20130902_klever.html

When quoting reference to the https://artinvestment.ru without fail

© artinvestment.ru, 2024

Attention! All materials of the site and database of auction results ARTinvestment.RU, including illustrated reference information about the works sold at auctions, are intended for use exclusively for informational, scientific, educational and cultural purposes in accordance with Art. 1274 of the Civil Code. Use for commercial purposes or in violation of the rules established by the Civil Code of the Russian Federation is not allowed. ARTinvestment.RU is not responsible for the content of materials submitted by third parties. In case of violation of the rights of third parties, the site administration reserves the right to remove them from the site and from the database on the basis of an application from an authorized body.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

This site uses cookies, it can collect data about IP addresses and users. N 152-FZ «On Personal Data» and continue working with this site, you confirm your consent to the processing of personal data in accordance with the law N 152-FZ «On Personal Data» and «The policy of LTD «ArtIn» with regard to the processing of personal data».