1883–1959
Архитектор, график, сценограф, живописец
Из купеческой семьи; брат архитекторов В. А. и Л. А. Весниных. Окончил Московскую практическую академию (1901), затем учился в Институте гражданских инженеров (1901–1912). Одновременно занимался живописью и рисунком в Школе К. Ф. Юона и И. О. Дудина (с 1907), а также в студии Я. Ф. Ционглинского (с 1909). В 1912–1914 работал в мастерской В. Е. Татлина; сблизился с Л. С. Поповой, Н. А. Удальцовой и другими представителями художественного авангарда.
Жил в Москве. Как архитектор работал преимущественно в соавторстве с братьями: участвовал в постройке дома Сироткина в Нижнем Новгороде (1913–1915), где выполнил плафонную живопись, осуществлении проекта фасада Главного Почтамта на Мясницкой улице (1911, проект Л. И. Новикова, О. Р. Мунца), перестройке банка на улице Кузнецкий мост (1913, проект В. И. Ерамишанцева). Совместно с В. А. Весниным участвовал в строительстве доходного дома на Мясницкой улице (1912, проект Б. М. Великовского, А. Н. Милюкова), доходного дома Петербургского страхового общества на улице Сретенка (1915, проект А. Г. Измирова), особняка в Малом Знаменском переулке (1913, проект А. Г. Измирова), конюшен на Скаковой улице (1914, проект А. Г. Измирова).
После Октябрьской революции работал над агитационным оформлением улиц и площадей Москвы и Петрограда (1918). В начале 1920-х сблизился с ЛЕФом (Левый фронт искусства); являлся членом Инхука. С 1922 преподавал в московском Вхутемасе — Вхутеине.
Занимался станковой живописью и графикой. Экспонировал работы на Первой выставке картин профессионального союза художников (1918), выставках «Беспредметное творчество и супрематизм» (1919), «5 х 5 = 25», объединения «Мир искусства» (обе — 1921) в Москве, XIV Международной выставке искусств в Венеции (1924), Международной выставке художественно-декоративных искусств в Париже (1925) и других.
С 1919 работал как театральный декоратор. Сотрудничал в Малом театре («Ревизор» Н. В. Гоголя, 1919; «Женитьба Фигаро» П.-О. Бомарше, 1920; «Пути к славе» Э. Скриба, 1922), в Московском театре для детей («Жемчужина Адальмина» З. Топелиуса, 1921), в Камерном театре («Благовещение» П. Клоделя, 1920; «Ромео и Джульетта» У. Шекспира, 1921; «Федра» Ж. Расина, 1922; «Человек, который был Четвергом» Г.-К. Честертона, 1923). Вместе с Л. С. Поповой и В. Э. Мейерхольдом участвовал в разработке постановки театрализованного парада войск к конгрессу III Коммунистического интернационала (действие не осуществлено). Экспонировал свои театральные работы на выставке «Театрально-декорационное искусство Москвы. 1918 – 1923 гг.» (1923), «Десять лет работы Малого театра» (1927), «Московские театры Октябрьского десятилетия» (1928).
Участвовал в проектировании ряда общественных и жилых зданий в Москве (универмаг на Красной Пресне, 1927; Дворец Культуры ЗИЛ, 1930–1934; Дом общества политкаторжан, 1931–1934) и Запорожье (ДнепроГЭС, 1927–1932). В соавторстве с братьями участвовал в конкурсах на постройку Библиотеки им. В. И. Ленина (1928) и Дворца Советов (1931) в Москве.
В 1925–1931 занимал пост председателя Объединения современных архитекторов (ОСА), с 1925 — ответственного редактора журнала «Современная архитектура». В 1939 удостоен звания действительного члена Академии архитектуры СССР. В середине 1930-х — 1940-х после смерти брата Леонида, в обстановке резкой критики конструктивизма, вынужденно сократил свою творческую деятельность.
Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
Александр Веснин – выдающийся архитектор и художник первой трети ХХ века, один из лидеров конструктивизма. В раннем творчестве (1910-е) тяготел к неоклассицизму. В конце 1910-х — начале 1920-х под влиянием Татлина увлекся кубофутуризмом и конструктивизмом. Для архитектурных произведений братьев Весниных характерны рационализм, четкая функциональная структурность, чуждая декоративных излишеств, стремление к новаторским технологическим решениям — использованию новых приемов и материалов.
Как экспериментатор проявил себя и в области сценографии. Театральные работы художника отличает эмоциональность, изысканная зрелищность, динамизм композиций, гармоническая соразмерность архитектурно-пространственных форм.
Произведения Веснина находятся во многих музейных и частных собраниях, среди них — Государственная Третьяковская галерея, Государственный музей архитектуры им. А. В. Щусева и другие.
Литература: Джо Лоусон-Танкред. ИИ и арт-рынок
25.04.2025Открыт 257-й кураторский аукцион AI «21-й век. Современное российское искусство»
21.04.2025Открыты 577-е торги аукциона ARTinvestment.RU
21.04.2025HISCOX Artist Top 100 2025: От толерантности — к декоративности
18.04.2025Литература: Закари Смолл. Превосходство токенов
15.04.2025Открыт «Аукцион Шедевров» — большие Весенние торги ARTinvestment.RU
14.04.2025Отчет Art Basel и UBS 2025: основные показатели
11.04.2025«Перегретый арт-рынок» 2006–2008. Зарубежные торги. Часть 5
08.04.202514 апреля открывается «Аукцион Шедевров. Весенние торги ARTinvestment.RU»
07.04.2025Арт-консалтинг
Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства
Составление Инвестиционного Портфеля
Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию
Индивидуальная оценка
Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы
Проведенных аукционов
Зарегистрированных пользователей на аукционе
Записей в базе
Художников в базе