Лабас Александр Аркадьевич
1900–1983

ЛАБАС Александр Аркадьевич

19 ноября 1900 (Смоленск) — 30 августа 1983 (Москва)

Живописец, график, сценограф

  • Лабас Александр Аркадьевич

Первоначальное художественное образование получил в частной студии В. Мушкетова в Смоленске. В 1910 семья переехала в Ригу, в 1912 — в Москву. В том же году Лабас поступил в Строгановское центральное художественно-промышленное училище, где занимался у С.-В. Ноаковского, Д. А. Щербиновского, Ф. Ф. Федоровского. В 1915 учился в мастерской Ф. И. Рерберга, летом 1916 посещал частную студию И. И. Машкова. С конца 1917 учился в Государственных свободных художественных мастерских у П. П. Кончаловского.

В 1919 ушел добровольцем на фронт, работал художником в 3-й армии Восточного фронта. В 1921 преподавал в Государственных художественных свободных мастерских в Екатеринбурге. В 1922 продолжил собственное образование в Москве, во ВХУТЕМАСе у Д. П. Штеренберга. После завершения обучения в 1924 был приглашен В. А. Фаворским преподавать в мастерских живопись и цветоведение. Создал серию «Сочи».

В 1924 оформил спектакли «Свадьба» и «Дело Кречинского» в театре им. В. Ф. Комиссаржевской. В 1920-х — 1930-х принимал участие в выставках в России и за рубежом. В 1925 стал членом «Общества станковистов» (ОСТ). В 1927–1929 работал над сериями «Октябрь» и «Авиация» (работы маслом и акварелью). Впоследствии неоднократно обращался к этим темам как в живописи, так и графике: в 1930-е, 1960-е и даже в 1980-е. В 1931 создал серию «На маневрах», в 1932 — серию «Метрострой». В 1932–1933 оформил спектакль «Армия мира» в театре им. М. Н. Ермоловой, в 1934–1935 — спектакль «Миллионер, дантист и бедняк» в ГОСЕТ. В 1935 создал декоративные панно «Город будущего» и «Полет на луну» для московского Дома пионеров.

В 1935 во время отдыха в Крыму познакомился с немецкой художницей, выпускницей Баухауза Леони Нойман, ставшей впоследствии его женой. В 1936–1939 создавал панорамы и диорамы для советских павильонов на Всемирных выставках в Париже (1937), Нью-Йорке (1939), для зала Конституций на ВСХВ (1938–1939).

В начале Второй Мировой войны эвакуирован в Ташкент, где создал серию рисунков и акварелей. После войны продолжал много работать как художник-станковист. Создал живописные и графические серии: «Коктебель» (1954–1958), «Завод» (1958), «Ленинград» (1963) и многие другие.

В 1976 в Москве состоялась персональная выставка Лабаса, приуроченная к 75-летию со дня его рождения.

Произведения художника находятся в коллекциях крупнейших отечественных музеев: в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, ГМИИ им. А. С. Пушкина.

Лабас имел «свою тему в искусстве» и свою легко узнаваемый творческий почерк. Расцвет его искусства приходится на вторую половину 1920-х — начало 1930-х и связан с деятельностью ОСТа. Однако и после распада «Общества станковистов», случившегося на волне борьбы с «формализмом», Лабас сохранил верность своей манере в живописи и графике, продолжая работать в ней вплоть до конца жизни. В большинстве его произведений мастерски передан ритм жизни советской России 1920-х годов. Особое пристрастие художник имел к изображению самолетов и дирижаблей, которые только-только начали входить в жизнь молодой республики.

Среди всех художников-ОСТовцев Лабас — наиболее эмоциональный. Он не пользовался гротеском для заострения образа, эмоциональное начало его работ выражается ритмами цветовых пятен, стремительной динамикой мазка кисти, будь то масло, темпера или акварель.

﴾XXI век﴿ АЙЗЕНБЕРГ Валерий Харитонович (1947–2020) Мастерская. Харьков. 1982
Текущая ставка
11 000 RUB
Окончание торгов
21 Фев. 2020 12:00:00
﴾XXI век﴿ КУЗЬМИН Роман Александрович (1986) Улица с красным забором. 2016
Текущая ставка
7 000 RUB
Окончание торгов
21 Фев. 2020 12:00:00
НЕСТЕРОВА Наталия Игоревна (1944) Регата. 2013
Текущая ставка
200 000 RUB
Окончание торгов
21 Фев. 2020 12:00:00
  • 17.02.2020 Просто о сложном: Art Investment. Продолжение В продолжение первого материала мы рассмотрим основные характеристики предметов искусства в качестве актива и перечислим мотивации инвестора
  • 14.02.2020 Литература: Georgina Adam. Dark Side of the Boom Публицист Джорджина Адамс не стремится вывести на свет «темную сторону» рынка искусства. По мнению автора, единственный способ ее понять — это самому в нее погрузиться
  • 12.02.2020 Краткая история коллекционирования. От Венецианской республики до XX века Продолжение нашего материала рубрики «Советы начинающим коллекционерам». Сегодня мы расскажем о том, как создавалась культура коллекционирования в Европе на протяжении веков — и в каком виде подошла к началу XX века
  • 10.02.2020 Коллекции в единоличном владении. Наследство. Отчет ArtTactic AI анализирует данные отчета ArtTacic Single Owner Collections Auction Analysis Report о продажах на публичном рынке коллекций, некогда находившихся в единоличном владении
  • 06.02.2020 Просто о сложном: Art Investment. Начало «Просто о сложном» — новая рубрика AI, в которой мы максимально доступно, но при этом открыто, расскажем об основных понятиях и игроках арт-рынка. Само название нашего ресурса обязывает начать с понятия инвестиций в искусство
Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 24

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх