art-credit.ru

Выдача займов под залог картин и скульптур XIX-XXI веков

Первый профессиональный сервис по выдаче займов под залог произведений искусства

art-credit.ru




Художник недели: Александр Лабас
ARTinvestment.RU   25 января 2021

История, ценовые и маркетинговые показатели художника Александра Лабаса, романтика индустриализации, на десятилетия отлученного от зрителя и триумфально вернувшегося к нему

«Время, пространство, форма, движение, материя, энергия... Вот те вопросы, которыми я живу» (Александр Лабас).

Годы жизни: 1900–1983

Направление: модернизм

Вид искусства: живопись, графика, сценография

Жизнь и творчество

Александр Аркадьевич Лабас — один из наиболее ярких мастеров в стилистически неоднородном поле самобытных художников, условно объединенных понятием советского модернизма в живописи. Наиболее известный деятельностью во временных рамках Общества станковистов, Лабас никогда не останавливался в совершенствовании своего живописного метода, найденного еще в 1920-х. В годы вынужденной работы «в стол» художник зарабатывал на жизнь созданием панорам и диорам, начал заниматься сценографией. В конце жизни Лабас полностью сосредоточился на станковой картине и нередко обращался к мотивам беспредметной живописи 1920-х, переосмысливая личный опыт в контексте живописи русского авангарда.

Александр Аркадьевич Лабас родился 19 ноября 1900 года в Смоленске. Семья была музыкальной: отец играл на скрипке, мать на рояле, а брат Абрам имел необычайные способности к музыке. Хотя Александр тоже любил музыку и хорошо играл по слуху, выбор между изобразительным искусством и музыкой перед ним никогда не стоял. Он сразу склонился в пользу живописи — первые ее уроки будущий художник получил еще в Смоленске, в частной студии В. И. Мушкетова.

В 1912 году семья Лабаса переехала в Москву, где мальчик поступил в Императорское Строгановское центральное художественно-промышленное училище. В 1915 году он занимался в студии Ф. И. Рерберга, 1916-м — в Студии живописи и рисунка И. И. Машкова. После революции он продолжил образование в основанных на базе Строгановского училища Государственных свободных художественных мастерских (ГСХМ) у П. П. Кончаловского. Однако обучение было прервано: юный живописец ушел на фронт художником 3-й Армии Восточного фронта.

Когда художник вернулся в столицу (1922), место ГСХМ уже успели занять легендарные Высшие художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС). Здесь Лабас стал сначала студентом, а затем, благодаря рекомендации В. А. Фаворского, преподавателем живописи и цветоведения (1925–1931).

В 1921 году живописец примкнул к сформировавшейся в стенах ВХУТЕМАСа группе «Метод». В соответствии с идейной платформой проекционизма, провозглашенной лидером объединения С. Б. Никритиным, индивидуальная художественная система, особый творческий метод живописца утверждались в качестве главного вектора развития для нового, авангардного искусства. Этот принцип во многом обусловил характер последующей практики Лабаса, который, прислушиваясь к последним достижениям революционных художественных течений, создал собственную, уникальную живописную манеру.

В начале 1920-х Лабас экспериментировал с беспредметной живописью. В абстрактных геометрических композициях он изучал особенности статики и динамики формы. Однако вскоре он отказался от чистой абстракции. В 1924 году в Москве состоялась выставка немецких экспрессионистов, и Лабас познакомился с Георгом Гроссом. Как и целый ряд молодых советских художников, Лабас высоко оценил возможности передачи напряжения формы, неукротимого движения и свободу самовыражения, предлагаемые экспрессионизмом. В 1925 году образовалось Общество станковистов (ОСТ), куда вошло большинство членов «Метода», в том числе и Лабас. Противопоставляя себя передвижническому реализму и следуя заветам Фаворского, эти мастера начали поиск новых живописных форм для запечатления действительности первых послереволюционных лет, в частности стремительного развития городов и индустриализации. Лабаса причисляют к лирическому крылу ОСТа. Экспрессивная динамичность и легкость быстрых мазков живописца уравновешивались мягким колоритом, а поверхность холста будто окутывала тонкая полупрозрачная дымка. Работы Лабаса наполнены особой, тихой мечтательностью, в которой приглушенно звучат даже темы войны и революции.

Ко второй половине 1920-х годов сложилась тематика живописи Лабаса: движение и скорость, соотнесенные с калейдоскопом впечатлений от изменившихся темпа и образа жизни. Сюжетами его произведений были революционные события (серия «Октябрь», 1927–1929) и научно-технический прогресс: несущиеся поезда, дирижабли и, конечно, аэропланы. Наверное, более всего волновала и увлекала художника тема полетов, нашедшая свое отражение в масштабной серии «Авиация» (1927–1929). В 1926 году живописец впервые сел в самолет, летевший из Москвы в Харьков, и пережил авиакатастрофу: двигатель остановился, и аппарат рухнул в воду. Ощутив на себе мощь воздушной стихии, Лабас никогда не смог забыть сильных двойственных впечатлений от своего первого полета и впоследствии стремился выразить их в своих произведениях.

В конце 1920-х — начале 1930-х годов художник много путешествовал, участвовал в выставках, а в 1935-м встретил немецкого фотографа Леони Нойман, в которой обрел музу и спутницу почти на полвека жизни. Нойман, ученица Кандинского и выпускница Баухауса, стала его третьей женой. Первый брак Лабаса с Еленой Королёвой окончательно распался в 1931 году, а союз с Раисой Идельсон, бывшей супругой Фалька, продлился всего несколько лет.

К сожалению, вместе со счастьем в любви 1930-е принесли Лабасу и большие трудности. Кампания по борьбе с формализмом отстранила его от живописного творчества, лишив возможности экспонировать и продавать работы. Его брат, Абрам Аркадьевич Лабас, был репрессирован и расстрелян по делу «антисоветской троцкистской военной организации» (1937). Александр Аркадьевич зарабатывал на жизнь диорамами: в 1936–1939 годах он изготовил панорамы и диорамы для советских павильонов на Всемирных выставках в Париже (1937), Нью-Йорке (1939), для зала Конституций на ВСХВ (1938–1939). Кроме того, Лабас начал заниматься сценографией. По собственному признанию художника, театр его никогда не привлекал — но так он мог продолжать писать. Тем не менее спектакль «Армия мира» в театре им. М. Н. Ермоловой (1932–1933), посвященный дирижаблестроению, глубоко заинтересовал художника.

В начале Великой Отечественной войны семья Лабаса была эвакуирована в Ташкент. После войны живописец продолжил работать в жанре станковой картины. В конце 1950-х годов художник вновь обратился к беспредметной живописи, сопровождавшей его творчество нескольких послереволюционных лет. Он воспроизводил свои утраченные работы 1920-х, а также, взяв за основу теорию В. В. Кандинского, исследовал взаимоотношения между фигуративным и абстрактным, живописью и музыкой. Вполне закономерно, что под влиянием развития космонавтики, всегда восхищавшийся полетами Лабас начал разрабатывать космическую тему (серия «Жители отдалённых планет», 1968–1976).

Творчество Лабаса вновь открылось широкой публике лишь в 1966 году на групповой выставке в Доме художника на Кузнецком мосту. Там же, после фактически 40 лет забвения, в 1976 году состоялась его персональная выставка. Умер Александр Аркадьевич Лабас 30 августа 1983 года в Москве, плодотворно работая до конца жизни. В последнее десятилетие значимые экспозиции творчества художника прошли в Московском музее современного искусства (2010), Государственном Русском музее (2012) и в Институте русского реалистического искусства (2017).

Произведения Александра Лабаса находятся в коллекциях Государственной Третьяковской галереи, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Государственного Русского музея и множества региональных институций.

Финансовые показатели

В тройку самых дорогих работ Александра Лабаса входит живопись, проданная за пределами России в разные периоды. Третий результат был достигнут зимой 2005 года шведским аукционным домом Stockholms Auktionsverk: живопись «Сухуми» (1936, холст, масло) была продана за $91 205. Начиная со второго места действие перенеслось в Лондон: на осенних «русских неделях» на MacDougall's в 2015-м «Девушка на балконе» (1963, холст, масло) ушла с торгов за $153 086. Ныне действующий рекорд был установлен в 2012-м: на торгах того же MacDougall's живопись «Вид на Кремль» (1946, холст, масло) ушла с молотка за $360 104.

Согласно базе ARTinvestment.RU, к моменту публикации работы художника 358 раз были выведены на аукционные торги, из них графика — 281 работа, живопись — 42 работы, смешанная техника — 35 работ. Средняя стоимость проданных работ — $6,6 тыс., медианная стоимость — $0,6 тыс. Общая капитализация на публичном рынке — $1,27 млн. Имеет баланс проданных и непроданных работ 191 к 167 (53 % всех торгов завершились продажей).

Таблица 1. Продажи по периодам проведения аукционных торгов

Период продаж, гг. Выставлено лотов, шт. Результаты по лотам
Продано, Не продано, шт.
шт. %
1994–2008 40 30 75 10
2009–2015 110 46 42 64
2016–2021 208 115 55 93

Таблица 2. Продажи по странам проведения аукционных торгов

Страна проведения аукционов Выставлено лотов, шт. Результаты по лотам
Продано, Не продано, шт.
шт. %
РФ 304 165 54 139
Великобритания 20 11 55 9
Швейцария 15 10 67 5
Германия 7 1 14 6
Португалия 3 0 0 3
Швеция 3 2 67 1
США 2 1 50 1
Бельгия 2 1 50 1
Франция 1 0 0 1
Украина 1 0 0 1

Таблица 3. Повторные продажи

№ п/п Название Покупка Продажа Срок владения, лет Аукционный дом, город Прибыль, $ тыс. CAGR, %
Год Цена, $ тыс. Год Цена, $ тыс.
1 Слон. В зоопарке. Из серии «Москва» 2018 0,53 2019 0,16 1 Литфонд, Москва –0,38 –71,0
2 Москва 2005 6,00 2009 0,76 4 Совком, Москва –5,24 –21,8
3 В аэропорту 2016 17,00 2020 6,00 4 Совком, Москва –11,00 –16,2
4 Советский воздушный флот 2008 74,00 2018 19,44 10 Русская эмаль, Москва –54,56 –7,4
5 Весенний день. Из серии «Москва» 2014 2,57 2017 2,12 3 AI Аукцион, Москва –0,44 –5,7
6 В самолете. Этюд. Из серии «Авиация. Движение» 2008 4,03 2015 2,81 7 Русская эмаль, Москва –1,21 –4,3
7 Девушка на балконе 2008 74,00 2015 153,09 7 MacDougall's, Лондон 79,09 15,3
8 В аэропорту 2005 5,50 2016 17,00 11 Совком, Москва 11,50 19,0
9 Слон. В зоопарке. Из серии «Москва» 2015 0,18 2018 0,53 3 Литфонд, Москва 0,36 67,8

Работы Александра Лабаса имеют 9 повторных продаж со среднегодовым темпом роста стоимости (CAGR) –2,7 %. Медианный CAGR составляет –5,7 %. Отметим, что самый высокий, равно как и самый низкий показатель CAGR показала одна и та же работа, созданная шариковой ручкой на бумаге. Взаимосвязи между фактом повторной продажи и сроком владения, равно как и со временем повторной продажи, не выявлено — впрочем выборка в 9 повторных результатов обычно и не позволяет говорить о какой-либо закономерности. Средняя стоимость всех проданных работ художника составляет 99 % от среднего эстимейта — другими словами, предварительные оценки аукционных домов и коллекционеров на торгах в точности сходились друг с другом. Превышение верхней границы эстимейта зафиксировано при 20 % продаж.

Рынок произведений Александра Лабаса, русского художника высочайшего уровня, представляет собой редкое исключение из правил отечественного арт-рынка: 84 % продаж произошли на аукционах РФ, и всего 11 % — за рубежом, в период эмоциональных покупок по несдержанным ценам в 2006–2008 годах. Невысокая средняя и медианная стоимость работ объясняются просто: 74 % выведенных на аукционные торги работ — графика, в то время как живопись Лабаса — редкий гость на публичном рынке. Отдельно отметим любимые сюжеты в творчестве художника (и самые ценные в глазах его коллекционеров) — все, что касается движения, будь то аэропланы, дирижабли, игра цвета, света или космическая тематика.

В 2010 году был официально зарегистрирован «Фонд содействия сохранению культурного наследия Александра Лабаса» — некоммерческая организация, призванная систематизировать его наследие, популяризировать творчество художника и одновременно — вести борьбу с поддельными работами, попадающими на рынок (не секрет, что увеличение внимания к любому автору автоматически запускает механизм создания неаутентичной продукции под его именем). Основателем фонда — законным наследником авторского права художника, его племянницей Ольгой Бескиной-Лабас — был сформирован авторитетный попечительский совет, в который вошли эксперты, историки искусства и директора музеев, и объявлено о выдаче официальных сертификатов подлинности. Напомним читателям, что за рубежом одним из основных факторов подъема ушедшего из жизни автора на олимп международного рынка является именно создание фонда наследия. Так было с Александром Колдером, Альберто Джакометти, Марком Шагалом, из последних примеров — с Жаном-Мишелем Баския (до создания соответствующей структуры аукционная стоимость Баския не превышала полумиллиона долларов).

2020 год сместил вектор увлечений коллекционеров в сторону новых имен не случайно: ключевым словом здесь является не «молодой», а «чистый» — прежде всего по части провенанса и рыночных спекуляций. Современное искусство чаще других оказывается на слуху, но если взять рынок старых мастеров, то в прошедшем сезоне покупатели также обратились в сторону неизбалованных рыночным вниманием авторов — многие из которых были недооценены при жизни и позднее. Александр Лабас — один из таких художников. И на этом фоне именно сегодняшний коллекционер в полной мере способен увидеть и оценить в самобытном творчестве Александра Лабаса синергию традиций русской живописной школы и чистой энергии холстов, пожалуй, превосходящей эмоциональный заряд произведений многих современных художников.

На текущем, 364-м AI Аукционе выставлена очень редкая живопись «Движение» из серии «Цветовые композиции», которая представляет собой авторское повторение, созданное в 1977 году по мотиву 1921 года.

Источник: labasfond.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/artistofweek/20210125_labas_artist.html
https://artinvestment.ru/en/invest/artistofweek/20210125_labas_artist.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


  • 26.02.2021 Мнение. Когда падет миллиард Новая рубрика AI открывает серию очерков, написанных функционерами рынка искусства на выбранные ими темы. В первом материале мы зададимся вопросом: когда же будет превышена ценовая планка в $1 млрд за предмет искусства?
  • 24.02.2021 Теория заблуждений: галереи — смертельные враги В рубрике «Теория заблуждений» мы искореняем мифы, которые удачно выдаются за факты и негативно влияют на развитие рынка искусства и инвестиционный климат. Сегодня мы разберемся, существует ли вражда между соперничающими за рынок галереями
  • 15.02.2021 Персона недели: Геннадий Красношлыков Геннадий Красношлыков — современный российский скульптор, которого можно отнести к художникам, сохраняющим пластическую культуру и продолжающим развивать в своем искусстве традиции русского и европейского искусства
  • 15.02.2021 Открыты 53-и торги проекта «XXI век. Современное российское искусство» Куратор Екатерина Шмакова представляет работы современных скульпторов Михаила Дронова, Геннадия Красношлыкова, Андрея Криволапова, Кирилла Протопопова, Александра Смирнова-Панфилова, Бориса Чёрствого
  • 15.02.2021 Художник недели: Аристарх Лентулов История, ценовые и маркетинговые показатели художника Аристарха Васильевича Лентулова, неуемного экспериментатора, получившего звание «самого веселого художника своего поколения»
Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх