Художник недели: Александр Лабас
История, ценовые и маркетинговые показатели художника Александра Лабаса, романтика индустриализации, на десятилетия отлученного от зрителя и триумфально вернувшегося к нему
«Время, пространство, форма, движение, материя, энергия... Вот те вопросы, которыми я живу» (Александр Лабас).
Годы жизни: 1900–1983
Направление: модернизм
Вид искусства: живопись, графика, сценография
Жизнь и творчество
Александр Аркадьевич Лабас — один из наиболее ярких мастеров в стилистически неоднородном поле самобытных художников, условно объединенных понятием советского модернизма в живописи. Наиболее известный деятельностью во временных рамках Общества станковистов, Лабас никогда не останавливался в совершенствовании своего живописного метода, найденного еще в 1920-х. В годы вынужденной работы «в стол» художник зарабатывал на жизнь созданием панорам и диорам, начал заниматься сценографией. В конце жизни Лабас полностью сосредоточился на станковой картине и нередко обращался к мотивам беспредметной живописи 1920-х, переосмысливая личный опыт в контексте живописи русского авангарда.
Александр Аркадьевич Лабас родился 19 ноября 1900 года в Смоленске. Семья была музыкальной: отец играл на скрипке, мать на рояле, а брат Абрам имел необычайные способности к музыке. Хотя Александр тоже любил музыку и хорошо играл по слуху, выбор между изобразительным искусством и музыкой перед ним никогда не стоял. Он сразу склонился в пользу живописи — первые ее уроки будущий художник получил еще в Смоленске, в частной студии В. И. Мушкетова.
В 1912 году семья Лабаса переехала в Москву, где мальчик поступил в Императорское Строгановское центральное художественно-промышленное училище. В 1915 году он занимался в студии Ф. И. Рерберга, 1916-м — в Студии живописи и рисунка И. И. Машкова. После революции он продолжил образование в основанных на базе Строгановского училища Государственных свободных художественных мастерских (ГСХМ) у П. П. Кончаловского. Однако обучение было прервано: юный живописец ушел на фронт художником 3-й Армии Восточного фронта.
Когда художник вернулся в столицу (1922), место ГСХМ уже успели занять легендарные Высшие художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС). Здесь Лабас стал сначала студентом, а затем, благодаря рекомендации В. А. Фаворского, преподавателем живописи и цветоведения (1925–1931).
В 1921 году живописец примкнул к сформировавшейся в стенах ВХУТЕМАСа группе «Метод». В соответствии с идейной платформой проекционизма, провозглашенной лидером объединения С. Б. Никритиным, индивидуальная художественная система, особый творческий метод живописца утверждались в качестве главного вектора развития для нового, авангардного искусства. Этот принцип во многом обусловил характер последующей практики Лабаса, который, прислушиваясь к последним достижениям революционных художественных течений, создал собственную, уникальную живописную манеру.
В начале 1920-х Лабас экспериментировал с беспредметной живописью. В абстрактных геометрических композициях он изучал особенности статики и динамики формы. Однако вскоре он отказался от чистой абстракции. В 1924 году в Москве состоялась выставка немецких экспрессионистов, и Лабас познакомился с Георгом Гроссом. Как и целый ряд молодых советских художников, Лабас высоко оценил возможности передачи напряжения формы, неукротимого движения и свободу самовыражения, предлагаемые экспрессионизмом. В 1925 году образовалось Общество станковистов (ОСТ), куда вошло большинство членов «Метода», в том числе и Лабас. Противопоставляя себя передвижническому реализму и следуя заветам Фаворского, эти мастера начали поиск новых живописных форм для запечатления действительности первых послереволюционных лет, в частности стремительного развития городов и индустриализации. Лабаса причисляют к лирическому крылу ОСТа. Экспрессивная динамичность и легкость быстрых мазков живописца уравновешивались мягким колоритом, а поверхность холста будто окутывала тонкая полупрозрачная дымка. Работы Лабаса наполнены особой, тихой мечтательностью, в которой приглушенно звучат даже темы войны и революции.
Ко второй половине 1920-х годов сложилась тематика живописи Лабаса: движение и скорость, соотнесенные с калейдоскопом впечатлений от изменившихся темпа и образа жизни. Сюжетами его произведений были революционные события (серия «Октябрь», 1927–1929) и научно-технический прогресс: несущиеся поезда, дирижабли и, конечно, аэропланы. Наверное, более всего волновала и увлекала художника тема полетов, нашедшая свое отражение в масштабной серии «Авиация» (1927–1929). В 1926 году живописец впервые сел в самолет, летевший из Москвы в Харьков, и пережил авиакатастрофу: двигатель остановился, и аппарат рухнул в воду. Ощутив на себе мощь воздушной стихии, Лабас никогда не смог забыть сильных двойственных впечатлений от своего первого полета и впоследствии стремился выразить их в своих произведениях.
В конце 1920-х — начале 1930-х годов художник много путешествовал, участвовал в выставках, а в 1935-м встретил немецкого фотографа Леони Нойман, в которой обрел музу и спутницу почти на полвека жизни. Нойман, ученица Кандинского и выпускница Баухауса, стала его третьей женой. Первый брак Лабаса с Еленой Королёвой окончательно распался в 1931 году, а союз с Раисой Идельсон, бывшей супругой Фалька, продлился всего несколько лет.
К сожалению, вместе со счастьем в любви 1930-е принесли Лабасу и большие трудности. Кампания по борьбе с формализмом отстранила его от живописного творчества, лишив возможности экспонировать и продавать работы. Его брат, Абрам Аркадьевич Лабас, был репрессирован и расстрелян по делу «антисоветской троцкистской военной организации» (1937). Александр Аркадьевич зарабатывал на жизнь диорамами: в 1936–1939 годах он изготовил панорамы и диорамы для советских павильонов на Всемирных выставках в Париже (1937), Нью-Йорке (1939), для зала Конституций на ВСХВ (1938–1939). Кроме того, Лабас начал заниматься сценографией. По собственному признанию художника, театр его никогда не привлекал — но так он мог продолжать писать. Тем не менее спектакль «Армия мира» в театре им. М. Н. Ермоловой (1932–1933), посвященный дирижаблестроению, глубоко заинтересовал художника.
В начале Великой Отечественной войны семья Лабаса была эвакуирована в Ташкент. После войны живописец продолжил работать в жанре станковой картины. В конце 1950-х годов художник вновь обратился к беспредметной живописи, сопровождавшей его творчество нескольких послереволюционных лет. Он воспроизводил свои утраченные работы 1920-х, а также, взяв за основу теорию В. В. Кандинского, исследовал взаимоотношения между фигуративным и абстрактным, живописью и музыкой. Вполне закономерно, что под влиянием развития космонавтики, всегда восхищавшийся полетами Лабас начал разрабатывать космическую тему (серия «Жители отдалённых планет», 1968–1976).
Творчество Лабаса вновь открылось широкой публике лишь в 1966 году на групповой выставке в Доме художника на Кузнецком мосту. Там же, после фактически 40 лет забвения, в 1976 году состоялась его персональная выставка. Умер Александр Аркадьевич Лабас 30 августа 1983 года в Москве, плодотворно работая до конца жизни. В последнее десятилетие значимые экспозиции творчества художника прошли в Московском музее современного искусства (2010), Государственном Русском музее (2012) и в Институте русского реалистического искусства (2017).
Произведения Александра Лабаса находятся в коллекциях Государственной Третьяковской галереи, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Государственного Русского музея и множества региональных институций.
Финансовые показатели
В тройку самых дорогих работ Александра Лабаса входит живопись, проданная за пределами России в разные периоды. Третий результат был достигнут зимой 2005 года шведским аукционным домом Stockholms Auktionsverk: живопись «Сухуми» (1936, холст, масло) была продана за $91 205. Начиная со второго места действие перенеслось в Лондон: на осенних «русских неделях» на MacDougall's в 2015-м «Девушка на балконе» (1963, холст, масло) ушла с торгов за $153 086. Ныне действующий рекорд был установлен в 2012-м: на торгах того же MacDougall's живопись «Вид на Кремль» (1946, холст, масло) ушла с молотка за $360 104.
Согласно базе ARTinvestment.RU, к моменту публикации работы художника 358 раз были выведены на аукционные торги, из них графика — 281 работа, живопись — 42 работы, смешанная техника — 35 работ. Средняя стоимость проданных работ — $6,6 тыс., медианная стоимость — $0,6 тыс. Общая капитализация на публичном рынке — $1,27 млн. Имеет баланс проданных и непроданных работ 191 к 167 (53 % всех торгов завершились продажей).
Таблица 1. Продажи по периодам проведения аукционных торгов
Период продаж, гг. | Выставлено лотов, шт. | Результаты по лотам | ||
---|---|---|---|---|
Продано, | Не продано, шт. | |||
шт. | % | |||
1994–2008 | 40 | 30 | 75 | 10 |
2009–2015 | 110 | 46 | 42 | 64 |
2016–2021 | 208 | 115 | 55 | 93 |
Таблица 2. Продажи по странам проведения аукционных торгов
Страна проведения аукционов | Выставлено лотов, шт. | Результаты по лотам | ||
---|---|---|---|---|
Продано, | Не продано, шт. | |||
шт. | % | |||
РФ | 304 | 165 | 54 | 139 |
Великобритания | 20 | 11 | 55 | 9 |
Швейцария | 15 | 10 | 67 | 5 |
Германия | 7 | 1 | 14 | 6 |
Португалия | 3 | 0 | 0 | 3 |
Швеция | 3 | 2 | 67 | 1 |
США | 2 | 1 | 50 | 1 |
Бельгия | 2 | 1 | 50 | 1 |
Франция | 1 | 0 | 0 | 1 |
Украина | 1 | 0 | 0 | 1 |
Таблица 3. Повторные продажи
№ п/п | Название | Покупка | Продажа | Срок владения, лет | Аукционный дом, город | Прибыль, $ тыс. | CAGR, % | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Год | Цена, $ тыс. | Год | Цена, $ тыс. | ||||||
1 | Слон. В зоопарке. Из серии «Москва» | 2018 | 0,53 | 2019 | 0,16 | 1 | Литфонд, Москва | –0,38 | –71,0 |
2 | Москва | 2005 | 6,00 | 2009 | 0,76 | 4 | Совком, Москва | –5,24 | –21,8 |
3 | В аэропорту | 2016 | 17,00 | 2020 | 6,00 | 4 | Совком, Москва | –11,00 | –16,2 |
4 | Советский воздушный флот | 2008 | 74,00 | 2018 | 19,44 | 10 | Русская эмаль, Москва | –54,56 | –7,4 |
5 | Весенний день. Из серии «Москва» | 2014 | 2,57 | 2017 | 2,12 | 3 | AI Аукцион, Москва | –0,44 | –5,7 |
6 | В самолете. Этюд. Из серии «Авиация. Движение» | 2008 | 4,03 | 2015 | 2,81 | 7 | Русская эмаль, Москва | –1,21 | –4,3 |
7 | Девушка на балконе | 2008 | 74,00 | 2015 | 153,09 | 7 | MacDougall's, Лондон | 79,09 | 15,3 |
8 | В аэропорту | 2005 | 5,50 | 2016 | 17,00 | 11 | Совком, Москва | 11,50 | 19,0 |
9 | Слон. В зоопарке. Из серии «Москва» | 2015 | 0,18 | 2018 | 0,53 | 3 | Литфонд, Москва | 0,36 | 67,8 |
Работы Александра Лабаса имеют 9 повторных продаж со среднегодовым темпом роста стоимости (CAGR) –2,7 %. Медианный CAGR составляет –5,7 %. Отметим, что самый высокий, равно как и самый низкий показатель CAGR показала одна и та же работа, созданная шариковой ручкой на бумаге. Взаимосвязи между фактом повторной продажи и сроком владения, равно как и со временем повторной продажи, не выявлено — впрочем выборка в 9 повторных результатов обычно и не позволяет говорить о какой-либо закономерности. Средняя стоимость всех проданных работ художника составляет 99 % от среднего эстимейта — другими словами, предварительные оценки аукционных домов и коллекционеров на торгах в точности сходились друг с другом. Превышение верхней границы эстимейта зафиксировано при 20 % продаж.
Рынок произведений Александра Лабаса, русского художника высочайшего уровня, представляет собой редкое исключение из правил отечественного арт-рынка: 84 % продаж произошли на аукционах РФ, и всего 11 % — за рубежом, в период эмоциональных покупок по несдержанным ценам в 2006–2008 годах. Невысокая средняя и медианная стоимость работ объясняются просто: 74 % выведенных на аукционные торги работ — графика, в то время как живопись Лабаса — редкий гость на публичном рынке. Отдельно отметим любимые сюжеты в творчестве художника (и самые ценные в глазах его коллекционеров) — все, что касается движения, будь то аэропланы, дирижабли, игра цвета, света или космическая тематика.
В 2010 году был официально зарегистрирован «Фонд содействия сохранению культурного наследия Александра Лабаса» — некоммерческая организация, призванная систематизировать его наследие, популяризировать творчество художника и одновременно — вести борьбу с поддельными работами, попадающими на рынок (не секрет, что увеличение внимания к любому автору автоматически запускает механизм создания неаутентичной продукции под его именем). Основателем фонда — законным наследником авторского права художника, его племянницей Ольгой Бескиной-Лабас — был сформирован авторитетный попечительский совет, в который вошли эксперты, историки искусства и директора музеев, и объявлено о выдаче официальных сертификатов подлинности. Напомним читателям, что за рубежом одним из основных факторов подъема ушедшего из жизни автора на олимп международного рынка является именно создание фонда наследия. Так было с Александром Колдером, Альберто Джакометти, Марком Шагалом, из последних примеров — с Жаном-Мишелем Баския (до создания соответствующей структуры аукционная стоимость Баския не превышала полумиллиона долларов).
2020 год сместил вектор увлечений коллекционеров в сторону новых имен не случайно: ключевым словом здесь является не «молодой», а «чистый» — прежде всего по части провенанса и рыночных спекуляций. Современное искусство чаще других оказывается на слуху, но если взять рынок старых мастеров, то в прошедшем сезоне покупатели также обратились в сторону неизбалованных рыночным вниманием авторов — многие из которых были недооценены при жизни и позднее. Александр Лабас — один из таких художников. И на этом фоне именно сегодняшний коллекционер в полной мере способен увидеть и оценить в самобытном творчестве Александра Лабаса синергию традиций русской живописной школы и чистой энергии холстов, пожалуй, превосходящей эмоциональный заряд произведений многих современных художников.
На текущем, 364-м AI Аукционе выставлена очень редкая живопись «Движение» из серии «Цветовые композиции», которая представляет собой авторское повторение, созданное в 1977 году по мотиву 1921 года.
Источник: labasfond.ru
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/artistofweek/20210125_labas_artist.html
https://artinvestment.ru/en/invest/artistofweek/20210125_labas_artist.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.