«Лицом к будущему. Искусство Европы 1945–1968» в Пушкинском музее
ARTinvestment.RU 21 февраля 2017
Большой выставочный проект в ГМИИ им. А.С.Пушкина представит около двух сотен работ из 53 зарубежных и 12 российских музеев, частных собраний и архивов
Выставка организована совместно с Центром изящных искусств BOZAR (Брюссель), Центром искусства и медиатехнологий ZKM (Карлсруэ) и Государственным музейно-выставочным центром «РОСИЗО».
Экспозиция рассказывает об общей борьбе и победе над фашистскими режимами в Европе — о тех страницах истории, которые сформировали современный облик Европы. Несмотря на все противоречия периода «холодной войны», художников объединяли общие ценности и задачи их искусства. Выставка призвана не только впервые объединить неоавангардное искусство стран Западной и Восточной Европы, но также привести доказательства того, что все новые формы искусства, появившееся после Второй мировой войны, зародились в Европе или по крайней мере развивались параллельно с Америкой: от медиаискусства (фотография, кино, телевидение, видео-арт) до концептуального искусства и акционизма.
Выставка состоит из пяти разделов и хронологии с 1945 по 1968 год, которая включает фотографии, плакаты и другой материал, обеспечивающий погружение зрителя в контекст эпохи.
I. Конец войны. Скорбь и память
Первые послевоенные годы характеризуются частым обращением художников к теме скорби и памяти жертв военных преступлений. В этот период возрождаются такие традиционные мотивы христианской иконографии, как Распятие, Погребение и Оплакивание Христа. Экзистенциалистское настроение времени выражается в преобладании черного цвета как в абстрактных, так и в фигуративных работах. Для скульптуры характерны образы страдающих и поверженных человеческих фигур (Генри Мур, Вадим Сидур, Алина Шапошников).
II. Борьба за мир
Трагические события недавнего прошлого вызвали к жизни движение в защиту мира, которое активно поддержали писатели, художники и интеллектуалы из разных стран. Однако начавшаяся гонка вооружений и целая череда международных конфликтов (войны в Корее, Алжире, Вьетнаме) привели мир на порог новой мировой войны и грозили окончательно расколоть Европу. В этих условиях искусство было особо призвано служить объединению людей, невзирая на политические границы, устоявшиеся стереотипы и отличия художественных методов.
Александр ДЕЙНЕКА Эскиз мозаики «Мирные стройки». 1959–1960 Государственная Третьяковская галерея Источник: arts-museum.ru | Михаил РОГИНСКИЙ Стена с розеткой. 1965 Государственная Третьяковская галерея Источник: arts-museum.ru |
III. Новый реализм
Для многих художников война ознаменовала собой гибель искусства в довоенном его понимании. Они начинают искать ответы на вопросы, которые были поставлены самими реалиями войны, и используют для этого новую и расширенную концепцию реализма. Обновление реалистических форм и средств выразительности после 1945 года произошло сначала в Италии (течение Realismo) и в Англии (т.н. Лондонская школа).
Лекция Эдуардо Паолоцци 1952 года, на которой он представил изображения, составленные из вырезок и рекламных объявлений из американских журналов, собиравшихся им с 1948 года, считается датой рождения британского поп-арта. Еще до появления своего американского аналога британский поп-арт успел повлиять на немецкий «капиталистический реализм» и даже оставил свой след в искусстве СССР. Французские «новые реалисты» обнаружили на городских улицах готовые произведения в виде сорванных и наклеенных поверх друг друга плакатов. Метод коллажа был перенесён ими и в работу с простыми бытовыми предметами. Поп-арт придал эстетическую ценность предметам обыденным и даже вульгарным, создал систему новой образности, где уравнено «высокое» и потребительское, уникальное и массовое.
IV. Новый идеализм
1950–60-е годы в искусстве стали не только десятилетиями реконструкции, восстановления связей с модернизмом предвоенных лет и развития неоавангарда, но и временем подлинных инноваций, «Новых тенденций» (так назывались выставки в Загребе, в которых с 1961 года принимали участие представители «конкретного искусства» со всей Европы). В качестве альтернативы как новым формам реализма, так и пессимизму живописи информеля, название группы ZERO стало обозначать все оптимистические, идеалистические и технические утопии и новации, в том числе такие течения, как оп-арт и кинетическое искусство. Художники как Западной, так и Восточной Европы экспериментировали с новыми формами городских утопий, фантастической архитектуры, их интересовала дематериализация искусства и преодоление гравитации. Все это происходило на фоне экспериментов в области ядерной энергетики, мечтаний о космических путешествиях и развития потребительской культуры. К этому общеевропейскому художественному тренду относится и деятельность отечественной группы «Движение» (Лев Нусберг, Франциско Инфанте-Арана, Вячеслав Колейчук и др.).
Фернан АРМАН Сожженная скрипка. 1966 ГМИИ им. А. С. Пушкина Источник: arts-museum.ru | Хайнц МАК Иллюстрация из журнала группы «Zero». 1961 Источник: arts-museum.ru |
V. Политическая утопия: 1968
Новые художественные течения в искусстве неизбежно влияют на формирование новой политической и социальной повестки, оказываясь тесно связанными с надеждами и утопическими исканиями своего поколения. 1960-е годы в Европе характеризуются широким распространением революционных идей среди молодёжи и в первую очередь в университетской среде. Следующим шагом были политические движения, создаваемые бывшими студентами и преподавателями: «Красные бригады» в Италии, RAF в Германии и «Прямое действие» во Франции. Зарождающаяся поп-культура сходилась с одной точке с молодыми революционными идеями, музыкой, кино и искусством. Знак «68» означал тройственный союз молодежной революции, поп революции и политической революции.
Кураторы проекта:
Доктор Экхарт Гиллен, независимый куратор (Берлин)
Профессор Петер Вайбель, председатель ZKM / Центра искусства и медиатехнологий (Карлсруэ).
Данила Булатов (ГМИИ им. А.С. Пушкина).
При участии:
Александры Даниловой (ГМИИ им. А.С. Пушкина), Дарьи Милле (ZKM).
Источник: arts-museum.ru
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20170221_european_art_1945_1968_exhibition_gmii.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20170221_european_art_1945_1968_exhibition_gmii.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
- 26.04.2024 Экономическая модель Центра Помпиду оказалась неустойчивой Это следует из результатов аудита, проведенного Счетной палатой Франции
- 19.04.2024 Artprice подводит итоги первого квартала 2024 года Суммарный объем аукционных продаж составил $1,3 млрд
- 18.04.2024 Центр «Зотов» объявил прием заявок на участие в грантовой программе для исследователей конструктивизма Общий грантовый фонд составил 1,2 млн рублей
- 18.04.2024 Artnet анализирует рынок работ Виллема де Кунинга Поздние произведения художника в последние годы начали расти в цене
- 16.04.2024 Готовится каталог-резоне NFT-работ из проекта Сryptopunks В нем соберут репродукции всех работ коллекции, выпущенных с 2017 года
- 26.04.2024 Итоги аукциона ARTinvestment.RU № 527 Общая выручка составила 17,9 млн рублей
- 25.04.2024 Картина Климта, считавшаяся утраченной, ушла с молотка за $32 млн Это новый рекорд для австрийских аукционов
- 24.04.2024 Sotheby’s распродает коллекцию компаньона Стива Джобса Топ-лотом стала работа Сая Туомбли, оцененная в $1 млн
- 23.04.2024 Sotheby’s собирается продать рукопись повести Артура Конан Дойла «Знак четырех» Черновик знаменитого детектива появится на аукционе с эстимейтом $0,8–1,2 млн
- 22.04.2024 Christie’s установил ценовой рекорд на работы Флорин Стеттхаймер Цена лота составила более $1 млн
- 15.04.2024 Открыты 526-е торги AI Аукциона В каталоге 26 лотов: 15 живописных работ, 6 листов оригинальной и один — печатной графики, две работы в смешанной технике, одна скульптура и одна икона
- 12.04.2024 HISCOX Artist Top 100 2024: Ни о чем — и о многом Специализированный отчет британской страховой компании об ультрасовременном искусстве на западных аукционах
- 08.04.2024 Открыт 208-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — работы Евы Аракчеевой, Алексея Барвенко, Натальи Бритовой, Марии Васильевой, Марины Венедиктовой, Антона Вяткина, Дмитрия Кедрина, Елены Красотиной, Бориса Марковникова, Пааты Мерабишвили (Pata), Андрея Мунца, Ольги Оснач, Натальи Ходюк
- 05.04.2024 Отчет Art Basel & UBS 2024: онлайн-продажи AI изучает официальные показатели онлайн-продаж искусства в 2023 году
- 02.04.2024 Коллекционеры и коллекционирование. Статус Третий материал серии, посвященной теории и практике современного коллекционирования предметов искусства
- 26.04.2024 В Русском музее открылась выставка работ Ивана Вишнякова Многие из работ выдающегося мастера XVIII века зрители увидят впервые
- 25.04.2024 Нью-йоркская выставка проводит параллели между творчеством Миро и Колдера В экспозицию вошло более двадцати редких работ
- 24.04.2024 Франция отмечает 150-летие импрессионизма выставками и аукционами Приуроченные к юбилею торги Christie’s собрали $13,4 млн
- 23.04.2024 В Музее Москвы открывается выставка «Москвичка» В экспозицию вошли работы Малевича, Дейнеки, Лабаса и других художников
- 22.04.2024 В ММОМА открывается персональная выставка Зураба Церетели Проект приурочен к 90-летию художника
Топ 37
- 1. Марк Ротко$86,83 млн
- 2. Казимир Малевич$85,81 млн
- 3. Василий Кандинский$41,8 млн
- 4. Марк Шагал$28,45 млн
- 5. Хаим Сутин$28,16 млн
- 6. Николя де Сталь$22,2 млн
- 7. Алексей Явленский$18,59 млн
- 8. Валентин Серов$14,51 млн
- 9. Тамара де Лемпицка$13,36 млн
- 10. Николай Рерих$12,09 млн
- 11. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин$11,76 млн
- 12. Наталия Гончарова$10,88 млн
- 13. Николай Фешин$10,84 млн
- 14. Илья Репин$7,43 млн
- 15. Константин Сомов$7,33 млн
- 16. Илья Машков$7,25 млн
- 17. Борис Кустодиев$7,07 млн
- 18. Василий Поленов$6,34 млн
- 19. Юрий Анненков$6,27 млн
- 20. Иван Васильевич Клюн$6,26 млн
- 21. Василий Верещагин$6,15 млн
- 22. Зинаида Серебрякова$5,85 млн
- 23. Илья Кабаков$5,83 млн
- 24. Александр Яковлев$5,56 млн
- 25. Константин Маковский$5,47 млн
- 26. Владимир Баранов-Россине$5,37 млн
- 27. Иван Айвазовский$5,34 млн
- 28. Владимир Боровиковский$5,02 млн
- 29. Александр Родченко$4,5 млн
- 30. Михаил Ларионов$4,46 млн
- 31. Соня Делоне$4,34 млн
- 32. Михаил Нестеров$4,30 млн
- 33. Вера Рохлина$4,04 млн
- 34. Михаил Клодт$4,02 млн
- 35. Павел Кузнецов$3,97 млн
- 36. Александр Дейнека$3,82 млн
- 37. Борис Григорьев$3,72 млн