«Лицом к будущему. Искусство Европы 1945–1968» в Пушкинском музее
Большой выставочный проект в ГМИИ им. А.С.Пушкина представит около двух сотен работ из 53 зарубежных и 12 российских музеев, частных собраний и архивов
Выставка организована совместно с Центром изящных искусств BOZAR (Брюссель), Центром искусства и медиатехнологий ZKM (Карлсруэ) и Государственным музейно-выставочным центром «РОСИЗО».
Экспозиция рассказывает об общей борьбе и победе над фашистскими режимами в Европе — о тех страницах истории, которые сформировали современный облик Европы. Несмотря на все противоречия периода «холодной войны», художников объединяли общие ценности и задачи их искусства. Выставка призвана не только впервые объединить неоавангардное искусство стран Западной и Восточной Европы, но также привести доказательства того, что все новые формы искусства, появившееся после Второй мировой войны, зародились в Европе или по крайней мере развивались параллельно с Америкой: от медиаискусства (фотография, кино, телевидение, видео-арт) до концептуального искусства и акционизма.
Выставка состоит из пяти разделов и хронологии с 1945 по 1968 год, которая включает фотографии, плакаты и другой материал, обеспечивающий погружение зрителя в контекст эпохи.
I. Конец войны. Скорбь и память
Первые послевоенные годы характеризуются частым обращением художников к теме скорби и памяти жертв военных преступлений. В этот период возрождаются такие традиционные мотивы христианской иконографии, как Распятие, Погребение и Оплакивание Христа. Экзистенциалистское настроение времени выражается в преобладании черного цвета как в абстрактных, так и в фигуративных работах. Для скульптуры характерны образы страдающих и поверженных человеческих фигур (Генри Мур, Вадим Сидур, Алина Шапошников).
II. Борьба за мир
Трагические события недавнего прошлого вызвали к жизни движение в защиту мира, которое активно поддержали писатели, художники и интеллектуалы из разных стран. Однако начавшаяся гонка вооружений и целая череда международных конфликтов (войны в Корее, Алжире, Вьетнаме) привели мир на порог новой мировой войны и грозили окончательно расколоть Европу. В этих условиях искусство было особо призвано служить объединению людей, невзирая на политические границы, устоявшиеся стереотипы и отличия художественных методов.
Александр ДЕЙНЕКА Эскиз мозаики «Мирные стройки». 1959–1960 Государственная Третьяковская галерея Источник: arts-museum.ru | Михаил РОГИНСКИЙ Стена с розеткой. 1965 Государственная Третьяковская галерея Источник: arts-museum.ru |
III. Новый реализм
Для многих художников война ознаменовала собой гибель искусства в довоенном его понимании. Они начинают искать ответы на вопросы, которые были поставлены самими реалиями войны, и используют для этого новую и расширенную концепцию реализма. Обновление реалистических форм и средств выразительности после 1945 года произошло сначала в Италии (течение Realismo) и в Англии (т.н. Лондонская школа).
Лекция Эдуардо Паолоцци 1952 года, на которой он представил изображения, составленные из вырезок и рекламных объявлений из американских журналов, собиравшихся им с 1948 года, считается датой рождения британского поп-арта. Еще до появления своего американского аналога британский поп-арт успел повлиять на немецкий «капиталистический реализм» и даже оставил свой след в искусстве СССР. Французские «новые реалисты» обнаружили на городских улицах готовые произведения в виде сорванных и наклеенных поверх друг друга плакатов. Метод коллажа был перенесён ими и в работу с простыми бытовыми предметами. Поп-арт придал эстетическую ценность предметам обыденным и даже вульгарным, создал систему новой образности, где уравнено «высокое» и потребительское, уникальное и массовое.
IV. Новый идеализм
1950–60-е годы в искусстве стали не только десятилетиями реконструкции, восстановления связей с модернизмом предвоенных лет и развития неоавангарда, но и временем подлинных инноваций, «Новых тенденций» (так назывались выставки в Загребе, в которых с 1961 года принимали участие представители «конкретного искусства» со всей Европы). В качестве альтернативы как новым формам реализма, так и пессимизму живописи информеля, название группы ZERO стало обозначать все оптимистические, идеалистические и технические утопии и новации, в том числе такие течения, как оп-арт и кинетическое искусство. Художники как Западной, так и Восточной Европы экспериментировали с новыми формами городских утопий, фантастической архитектуры, их интересовала дематериализация искусства и преодоление гравитации. Все это происходило на фоне экспериментов в области ядерной энергетики, мечтаний о космических путешествиях и развития потребительской культуры. К этому общеевропейскому художественному тренду относится и деятельность отечественной группы «Движение» (Лев Нусберг, Франциско Инфанте-Арана, Вячеслав Колейчук и др.).
Фернан АРМАН Сожженная скрипка. 1966 ГМИИ им. А. С. Пушкина Источник: arts-museum.ru | Хайнц МАК Иллюстрация из журнала группы «Zero». 1961 Источник: arts-museum.ru |
V. Политическая утопия: 1968
Новые художественные течения в искусстве неизбежно влияют на формирование новой политической и социальной повестки, оказываясь тесно связанными с надеждами и утопическими исканиями своего поколения. 1960-е годы в Европе характеризуются широким распространением революционных идей среди молодёжи и в первую очередь в университетской среде. Следующим шагом были политические движения, создаваемые бывшими студентами и преподавателями: «Красные бригады» в Италии, RAF в Германии и «Прямое действие» во Франции. Зарождающаяся поп-культура сходилась с одной точке с молодыми революционными идеями, музыкой, кино и искусством. Знак «68» означал тройственный союз молодежной революции, поп революции и политической революции.
Кураторы проекта:
Доктор Экхарт Гиллен, независимый куратор (Берлин)
Профессор Петер Вайбель, председатель ZKM / Центра искусства и медиатехнологий (Карлсруэ).
Данила Булатов (ГМИИ им. А.С. Пушкина).
При участии:
Александры Даниловой (ГМИИ им. А.С. Пушкина), Дарьи Милле (ZKM).
Источник: arts-museum.ru
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20170221_european_art_1945_1968_exhibition_gmii.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20170221_european_art_1945_1968_exhibition_gmii.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.