«Лицом к будущему. Искусство Европы 1945–1968» в Пушкинском музее
ARTinvestment.RU   21 февраля 2017

Большой выставочный проект в ГМИИ им. А.С.Пушкина представит около двух сотен работ из 53 зарубежных и 12 российских музеев, частных собраний и архивов

Выставка организована совместно с Центром изящных искусств BOZAR (Брюссель), Центром искусства и медиатехнологий ZKM (Карлсруэ) и Государственным музейно-выставочным центром «РОСИЗО».

Экспозиция рассказывает об общей борьбе и победе над фашистскими режимами в Европе — о тех страницах истории, которые сформировали современный облик Европы. Несмотря на все противоречия периода «холодной войны», художников объединяли общие ценности и задачи их искусства. Выставка призвана не только впервые объединить неоавангардное искусство стран Западной и Восточной Европы, но также привести доказательства того, что все новые формы искусства, появившееся после Второй мировой войны, зародились в Европе или по крайней мере развивались параллельно с Америкой: от медиаискусства (фотография, кино, телевидение, видео-арт) до концептуального искусства и акционизма.

Выставка состоит из пяти разделов и хронологии с 1945 по 1968 год, которая включает фотографии, плакаты и другой материал, обеспечивающий погружение зрителя в контекст эпохи.

I. Конец войны. Скорбь и память

Первые послевоенные годы характеризуются частым обращением художников к теме скорби и памяти жертв военных преступлений. В этот период возрождаются такие традиционные мотивы христианской иконографии, как Распятие, Погребение и Оплакивание Христа. Экзистенциалистское настроение времени выражается в преобладании черного цвета как в абстрактных, так и в фигуративных работах. Для скульптуры характерны образы страдающих и поверженных человеческих фигур (Генри Мур, Вадим Сидур, Алина Шапошников).

II. Борьба за мир

Трагические события недавнего прошлого вызвали к жизни движение в защиту мира, которое активно поддержали писатели, художники и интеллектуалы из разных стран. Однако начавшаяся гонка вооружений и целая череда международных конфликтов (войны в Корее, Алжире, Вьетнаме) привели мир на порог новой мировой войны и грозили окончательно расколоть Европу. В этих условиях искусство было особо призвано служить объединению людей, невзирая на политические границы, устоявшиеся стереотипы и отличия художественных методов.


Александр ДЕЙНЕКА Эскиз мозаики «Мирные стройки». 1959–1960
Государственная Третьяковская галерея
Источник: arts-museum.ru

Михаил РОГИНСКИЙ Стена с розеткой. 1965
Государственная Третьяковская галерея
Источник: arts-museum.ru

III. Новый реализм

Для многих художников война ознаменовала собой гибель искусства в довоенном его понимании. Они начинают искать ответы на вопросы, которые были поставлены самими реалиями войны, и используют для этого новую и расширенную концепцию реализма. Обновление реалистических форм и средств выразительности после 1945 года произошло сначала в Италии (течение Realismo) и в Англии (т.н. Лондонская школа).

Лекция Эдуардо Паолоцци 1952 года, на которой он представил изображения, составленные из вырезок и рекламных объявлений из американских журналов, собиравшихся им с 1948 года, считается датой рождения британского поп-арта. Еще до появления своего американского аналога британский поп-арт успел повлиять на немецкий «капиталистический реализм» и даже оставил свой след в искусстве СССР. Французские «новые реалисты» обнаружили на городских улицах готовые произведения в виде сорванных и наклеенных поверх друг друга плакатов. Метод коллажа был перенесён ими и в работу с простыми бытовыми предметами. Поп-арт придал эстетическую ценность предметам обыденным и даже вульгарным, создал систему новой образности, где уравнено «высокое» и потребительское, уникальное и массовое.

IV. Новый идеализм

1950–60-е годы в искусстве стали не только десятилетиями реконструкции, восстановления связей с модернизмом предвоенных лет и развития неоавангарда, но и временем подлинных инноваций, «Новых тенденций» (так назывались выставки в Загребе, в которых с 1961 года принимали участие представители «конкретного искусства» со всей Европы). В качестве альтернативы как новым формам реализма, так и пессимизму живописи информеля, название группы ZERO стало обозначать все оптимистические, идеалистические и технические утопии и новации, в том числе такие течения, как оп-арт и кинетическое искусство. Художники как Западной, так и Восточной Европы экспериментировали с новыми формами городских утопий, фантастической архитектуры, их интересовала дематериализация искусства и преодоление гравитации. Все это происходило на фоне экспериментов в области ядерной энергетики, мечтаний о космических путешествиях и развития потребительской культуры. К этому общеевропейскому художественному тренду относится и деятельность отечественной группы «Движение» (Лев Нусберг, Франциско Инфанте-Арана, Вячеслав Колейчук и др.).


Фернан АРМАН Сожженная скрипка. 1966
ГМИИ им. А. С. Пушкина
Источник: arts-museum.ru

Хайнц МАК Иллюстрация из журнала группы «Zero». 1961
Источник: arts-museum.ru

V. Политическая утопия: 1968

Новые художественные течения в искусстве неизбежно влияют на формирование новой политической и социальной повестки, оказываясь тесно связанными с надеждами и утопическими исканиями своего поколения. 1960-е годы в Европе характеризуются широким распространением революционных идей среди молодёжи и в первую очередь в университетской среде. Следующим шагом были политические движения, создаваемые бывшими студентами и преподавателями: «Красные бригады» в Италии, RAF в Германии и «Прямое действие» во Франции. Зарождающаяся поп-культура сходилась с одной точке с молодыми революционными идеями, музыкой, кино и искусством. Знак «68» означал тройственный союз молодежной революции, поп революции и политической революции.

Кураторы проекта:

Доктор Экхарт Гиллен, независимый куратор (Берлин)

Профессор Петер Вайбель, председатель ZKM / Центра искусства и медиатехнологий (Карлсруэ).

Данила Булатов (ГМИИ им. А.С. Пушкина).

При участии:

Александры Даниловой (ГМИИ им. А.С. Пушкина), Дарьи Милле (ZKM).

Источник: arts-museum.ru



Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх