Art Investment

«Содружество» в музее «Новый Иерусалим»

К 90-летию музея «Новый Иерусалим» приурочена выставка произведений живописи, графики XX века, приобретенных и полученных в дар музеем в результате целенаправленной собирательской работы его научных сотрудников

К 90-летию музея «Новый Иерусалим» (г. Истра Московской области) приурочена выставка произведений живописи, графики XX века, приобретенных и полученных в дар музеем в результате целенаправленной собирательской работы его научных сотрудников.

Собирательство коллекции живописи и графики XX века стало той формой работы, которая породила содружество музея с известными художественными династиями и наследниками. Высоко оценивая деятельность музея по коллекционированию, они стремятся к тому, чтобы их наследие попало в фонды музея, не только продавая, но и передавая в дар большие собрания работ. Так, значительное собрание живописных и графических работ было передано музею наследниками Е. Ф. Ермиловой-Платовой и Ф. Ф. Платова, дочерью художника Б. П. Чернышева М. Б. Чернышевой.

Творческая дружба сотрудников со старейшей художницей Д. Е. Гуревич и вдовой художника А. А. Поманского стало результатом того, что музей хранит большую часть их наследия, по существу, открывая зрителям их творчество. Многие произведения, созданные в первой половине XX в годы, когда зачастую у мастеров не было ни хорошего холста, ни бумаги, требовали реставрации. И данная выставка должна отразить, как благодаря труду реставраторов, возрождались произведения. Многие из них показаны впервые после проведенных реставрационных работ.

В частности, впервые широко показаны произведения Алексея Боручева, художника, о котором практически ничего неизвестно. Его работы были переданы музею из РОСИЗО Министерством Культуры РФ и также требовали реставрации.

Благодаря проведенным реставрационным работам впервые полно показано живописное наследие Е. Ф. Ермиловой-Платовой, хранящееся в музее, а также работы малоизвестной выпускницы Вхутеина Е. С. Бугровой, верно передающей в своих портретах типажи 1920–30-х. годов.

Реставрация большей части произведений была проведена штатными музейными художниками-реставраторами. Кроме того, музей и Министерство культуры Московской области заключали договоры с отдельными реставраторами и организациями, что способствовало также возрождению музейных экспонатов. Из организаций, с которыми музей сотрудничает на протяжении многих десятилетий, следует отметить ВХНРЦ им. академика И. Э. Грабаря, который является не только реставрационным, но и методическим центром, где проходят стажировку музейные реставраторы. Помимо традиционных форм, заключения договоров на денежной основе, были проведены работы по реставрации картин в реставрационной мастерской Ярославского художественного музея в обмен на проведенную в Ярославле выставку произведений художника Константина Горбатова из фондов музея «Новый Иерусалим». Долгие годы музей плодотворно сотрудничал с Московским государственным академическим художественным училищем Памяти 1905 года, картины, отреставрированные студентами училища на безвозмездной основе, также составляют значительную часть экспозиции.

Выставка отреставрированных произведений дополнена вспомогательными материалами: фотографиями экспонатов до и в процессе реставрации, реставрационными паспорта и фотопортретами самих реставраторов; тематические баннеры позволят зрителю увидеть реставрационную «закулису».

Людмила Денисова, куратор выставки

***

Александр Поманский, Дора Гуревич, Алексей Боручев — эти имена только теперь входят в научный оборот, и в этом нет вины художников. В 1920–30-е годы многих из них считали формалистами, и художники были вынуждены писать для себя. Они прятали свои работы от посторонних глаз, ведь за них можно было поплатиться жизнью. Музей «Новый Иерусалим» стал собирать коллекцию живописи первой половины ХХ века лишь в 1970-е годы. Работы приобретались у родственников, их дарили наследники. Открытием для сотрудников стали ранние картины Николая Лакова, из которых уцелели единицы.

«Он был учеником Родченко, работал в направлении супрематизма в ранних работах. Он был связан с этим направлением. Где-то с конца 1930-х годов он уже обращается к фигуративу, но явно не забывая уроки авангарда. В более позднее время, ближе к 1950-м годам, он практически уничтожил все свои ранние работы», — рассказывает куратор выставки Людмила Денисова.

Еще одно неизвестное имя — Николай Витинг — ученик Александра Шевченко. Оба входили в объединение «Цех живописцев» и стремились соединить несоединимое —классический сюжет с формальным языком авангарда.

Загадкой для искусствоведов остается Алексей Боручев. Картины этого мастера поступили в Музей из РОСИЗО и были найдены на таможне. Однако до сих пор неизвестны ни отчество автора, ни дата рождения.

Акварельный портрет спасла от гибели реставратор Лидия Куликова. «Это произведение сделано на толстой акварельной бумаге. Все было порвано по краям, имело загрязнения. Оно было свернуто в трубку и вид представляло плачевный», — говорит она. Пока удалось распрямить лист и очистить его от загрязнения. Но, чтобы закончить реставрацию, потребуется помощь Центра Грабаря, где есть все необходимые технические средства.

В ужасном состоянии попала в музей и картина Ольги Соколовой. Она была написана на трех сшитых холстах, впоследствии порезана автором на части и снова сшита на новом холсте. Чтобы воссоздать картину, реставраторы Ирина Владимирова и Максим Григоров трудились целый год. «Помимо технической реставрации, нужно было разобраться с авторским замыслом, чтобы картина не выглядела абсолютно новой. Разобраться в том, какой она была до авторских правок и после них. Потому что многие авторские правки лежали на красочном слое и искажали фрагментарно первоначальный колорит», — рассказывает Максим Григоров.

Потребовалась реставрация картинам Александра Волкова, автора знаменитой «Гранатовой чайханы», и произведениям Бориса Чернышева, которые в дар музею передала его дочь.

P. S. О выставках искусства ХХ века из собрания музея «Новый Иерусалим» можно прочитать здесь:
XX век русского искусства в собрании музея «Новый Иерусалим».
Шедевры музея «Новый Иерусалим» в Третьяковской галерее.

Источник: artibus.ru, tvkultura.ru, artinvestment.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20100716_sodruzhestvo.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20100716_sodruzhestvo.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2025

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».