1894–1970
График, живописец, сценограф, скульптор.
Родился в семье живописца-монументалиста. Первые художественные навыки получил под руководством отца. Еще учась в школе, выполнял обязанности помощника первого художника МХАТа В. А. Симова. В 1908 поступил в Строгановское художественно-промышленное училище, где учился у Д. А. Щербиновского, П. П. Пашкова, В. Е. Егорова.
Во время Гражданской войны вступил в Красную Армию. Работал в области агитационного искусства. При политотделе Третьей армии Восточного фронта он организовал и возглавил художественно-декоративную мастерскую, занимавшуюся изготовлением плакатов, оформлением агитпоездов и агитпунктов, а также агитационным оформлением городов к революционным праздникам.
В 1923 демобилизован, продолжил образование в студиях А. М. Родченко и Д. Н. Кардовского. Вступил в творческое объединение «Бытие». В конце 1920-х — начале 1930-х был командирован в Дагестан «для производства зарисовок и этюдов к работам по отображению социалистического строительства…» Выполнил циклы рисунков «Рыбные промыслы» (1928–1931), «Поездки по колхозам Дагестана» (1928–1931), «Гергебильстрой» (1930–1935), «Сулакстрой в ущелье Чиркей» (1933). В 1932 принял участие в выставке «15 лет советской графики», в 1939 — в выставке «Индустрия социализма» в Москве. В 1935 в Дагестане состоялась первая персональная выставка Лакова, в том же году он организовал выставку художников Северного Кавказа.
В период Великой Отечественной войны был эвакуирован на Урал, в своей графике 1942–1943 запечатлел работу оружейных заводов. В 1944–1945 работал корреспондентом Военно-Медицинского музея Советской Армии. Неоднократно выезжал на фронт, выполнив множество натурных зарисовок, позднее объединенных в серию «По дорогам войны». Был награжден медалью «За победу над Германией».
В послевоенное время занимался преимущественно сценографией, с 1948 по 1955 был главным художником Государственного ансамбля народного танца СССР под руководством И. А. Моисеева. Сотрудничал с хором им. Пятницкого, выполнил эскизы костюмов к юбилейной программе в честь 50-летия коллектива. С 1952 стал лауреатом Государственной премии СССР. Создал циклы рисунков «Танцы народов СССР» и «Танцы народов Дагестана». Работал в декоративной скульптуре, преимущественно из дерева и папье-маше.
Имя Лакова до недавнего времени было известно лишь узкому кругу специалистов, между тем он — один из наиболее одаренных и интересных рисовальщиков своего времени. Расцвет творчества художника приходится на 1920-е — 1930-е и связан с работой в области агитационного искусства и творческими командировками в Дагестан. Если агитационная графика мастера чрезвычайно редка, то рисунки конца 1920-х — первой половины 1930-х составляют основную часть его творческого наследия. Большая часть из них выполнены в свободной манере кистью и тушью, они во многом перекликаются с произведениями Н. Н. Купреянова, в особенности с его путевыми дневниками 1930–1931. Как и Купреянов, Лаков стремился в своей графике запечатлеть не только грандиозные стройки, в его альбомах и циклах нередко встречаются рисунки совершенно иного рода — изображения волов, перевозящих грузы, наброски человеческих фигур за различными занятиями, пейзажные зарисовки, жанровые сценки, портреты.
Художественное наследие Лакова достаточно велико. Произведения мастера находятся во многих музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее и ГМИИ им. А. С. Пушкина.
«Почему оно столько стоит?» Часть 2
19.11.2024Открыты 557-е торги аукциона ARTinvestment.RU
18.11.2024Айдан Салахова и Aidan Studio на аукционе AI
18.11.2024«Почему оно столько стоит?» Часть 1
15.11.2024Редкие экспонаты: Врубель, Руссо, Айвазовский на аукционе шедевров
12.11.2024Отчет Survey of Global Collecting 2024: показатели и выводы
12.11.2024Открыт очередной осенний аукцион шедевров AI «Первые имена»
11.11.2024Структура арт-рынка в инфографике и цифрах. Часть 2
08.11.2024Структура арт-рынка в инфографике и цифрах. Часть 1
05.11.2024Арт-консалтинг
Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства
Составление Инвестиционного Портфеля
Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию
Индивидуальная оценка
Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы
Проведенных аукционов
Зарегистрированных пользователей на аукционе
Записей в базе
Художников в базе