Art Investment

Берлин признается в любви к экспрессионизму

На Потсдамер-платц проходит выставка «Экспрессионале», где можно увидеть произведения немецких экспрессионистов и художников «Новой вещественности»

В Берлине проходит ежегодный фестиваль «Экспрессионале». Там можно увидеть картины и графику знаменитых художников начала XX века — Отто Дикса (Otto Dix), Эрнста Людвига Кирхнера (Ernst Ludwig Kirchner), Георга Гроса (Georg Grosz), Макса Бекманна (Max Beckmann), Лайонела Файнингера (Lyonel Feininger), Марианны Веревкиной.

Кроме того, это первая выставка в истории Германии, где произведения легенд немецкой живописи экспонируются рядом с работами современных художников. Такие современные творцы, как Луиз Кристин Тиле (Louise Christine Thiele), Рольф Хендлер (Rolf Haendler) и Максим Кантор, представляют свое переосмысление эстетики экспрессионизма.

«Ядро» экспозиции составляют произведения знаменитых художников группы «Мост» — Кирхнера, Эриха Хеккеля (Erich Heckel), Отто Мюллера (Otto Mueller), Эмиля Нольде (Emil Nolde). С ними контрастируют картины и графические произведения творцов «Новой вещественности» (Neue Sachlichkeit), главные представители которого — Георг Грос и Отто Дикс — прославились своим безжалостным реализмом и стремлением обнажить уродство разодранного войной мира. Многие работы из тех, что представлены на фестивале, продаются. Конечно, «классические» картины Кирхнера и Нольде не предназначены для продажи, но графику этих художников приобрести можно. В магазине выставки есть рисунки, литографии, гравюры по дереву и акварели Хеккеля, Дикса, Оскара Кокошки (Oskar Kokoschka), Ловиса Коринта (Lovis Corinth) и других. Цены очень даже не кусачие — от 30 (!) до 5 000 долларов.

Фестиваль — это признание в любви не только экспрессионизму, но и самой столице Германии. «Богемный Берлин» эпохи Веймарской республики будоражил умы лучших художников того времени. Стоит только вспомнить изображения Потсдамер-платц Эрнста Людвига Кирхнера, с ее порочной ночной жизнью и удивительными богемными персонажами. Берлин и сейчас продолжает привлекать художников и других людей искусства со всех концов света невысокой стоимостью жизни и огромным количеством самых разных галерей (их насчитывается около пятисот — больше, чем в любом другом городе Европы). Декадентская и разрушительная аура Веймарской республики, богемного рая и послевоенного ада 1920-х годов «схвачена» в литографиях «Путешествие в Берлин» Макса Бекманна и гротескных рисунках Отто Дикса.

Кроме «адища города», экспозиция затрагивает и другие темы, которые использовали в своем творчестве экспрессионисты и их последователи. Из примечательных работ — абстрактные акварели и деревянная железная дорога Лайонела Файнингера, коллажи и акварели известной дадаистки Ханны Хёх (Hannah Hoech), рисунки обнаженной натуры, сделанные Эрнстом Людвигом Кирхнером. Выставка рассказывает и о любви экспрессионистов к примитивному искусству, примером чему могут служить литографии Отто Мюллера.

«Экспрессионале» отдает дань не только признанным звездам, но и незаслуженно забытым художникам. Например, Йозефу Шарлю (Josef Scharl). В 1930-х и 1940-х годах Шарль был очень знаменит в Нью-Йорке — во многом благодаря блестяще выполненным портретам. Ему позировал даже Альберт Эйнштейн (Albert Einstein). На выставке также можно увидеть скульптуры мастера института Баухаус Герхарда Маркса (Gerhard Marcks), чье искусство можно отнести к неоклассицистической линии «Новой вещественности». Других художников этого движения часто затмевают обличители кровавой реальности Дикс и Грос, но не стоит забывать, что одной из его основных характеристик в принципе является стремление возродить почитание классической греко-римской традиции, нелюбимой экспрессионистскими «певцами примитивизма».

Внимание также стоит обратить на живопись Августа Вильгельма Дресслера (August Wilhelm Dressler). Некоторые из его картин, например «Шляпный салон» (1937), ушли из поля зрения специалистов много лет назад, но в 2003 году, после смерти дочери художника, обнаружились в подвале ее дома. Эти картины выставляются в первый раз.

Самое популярное мероприятие на «Экспрессионале» — выставка Георга Гроса. Посетителей было бы куда больше, но самым молодым любителям искусства вход туда заказан: лицам до 18 лет нельзя смотреть на картины скандального художника даже в сопровождении родителей. Выставка называется «Эротизм», и на ней представлено 30 эротических (можно даже сказать порнографических) картин. Грос прославился как безжалостный критик немецкого общества и немецких политиков (кульминацией стала картина 1944 года «Гитлер в аду»). В 1940-е — 1950-е годы Грос жил в США, где проводил дни в алкогольном угаре и развлечениях с девушками. Заокеанский мир искусства не принимал слишком откровенные рисунки Гроса, и художник вернулся в Берлин, где в 1959 году, будучи в своем привычном состоянии, упал с лестницы и умер.

150 работ классиков экспрессионизма, составивших костяк выставки, происходят из всемирно знаменитой коллекции Karsch-Nierendorf. Именно Йозеф Нирендорф (Josef Nierendorf) в период между двумя мировыми войнами знакомил с немецкими экспрессионистами Америку. Без влияния немецких художников картины американских абстрактных экспрессионистов, таких как Джексон Поллок (Jackson Pollock), Виллем де Кунинг (Willem de Kooning) и прочих представителей Нью-Йоркской школы, наверное, были бы другими. «На выставке можно увидеть, что экспрессионизм не умер, он все еще живет», — говорит 83-летний пасынок Нирендорфа Флориан Карш (Florian Karsch).

«Экспрессионале» будет проходить в Берлине до 24 августа.

Подробнее о немецких экспрессионистах можно прочитать здесь.

Источники: expressionale.de, www.newsweek.com, artinvestment.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20080729_expressionale.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20080729_expressionale.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2025

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».