Русская аукционная неделя в Лондоне. Кратко о результатах
ARTinvestment.RU   14 декабря 2011

Последнее в сезоне крупное событие на рынке русского искусства —русская неделя в Лондоне — прошло очень бурно: с интригами, взлетами, рекордами и первой в истории русских торгов парой белых перчаток

Последнее в сезоне крупное событие на рынке русского искусства — русская аукционная неделя в Лондоне — прошло очень бурно: с интригами, взлетами, рекордами, и впервые в истории русских торгов в рамках одной сессии были проданы все лоты.

К сожалению, в последние годы сложилась устойчивая тенденция снижения количества первоклассных работ на международном рынке антиквариата. Увы, организаторам русских торгов также становится все сложнее порадовать участников. Каталоги становятся все тоньше, а работы, заслуживавшие раньше места только в середине дневных торгов, теперь продаются в рамках evening sale, приводя в полное недоумение покупателей.

Christie’s. 28 ноября

Самая сильная коллекция русской недели была в этот раз у Christies, что позволило аукционному дому закономерно занять первое место по объему продаж с результатом в 13,6 миллиона фунтов. Как и в прошлом году, Christies первым проводил торги (предварив их, кстати, замечательным фуршетом), покупатели еще не успели потратить деньги, а количество действительно интересных лотов было больше, чем у всех аукционов вместе взятых.

Аукцион 28 ноября начался бодро, лоты уходили один за одним, особенный темп торгам задала продажа двух литографий Александра Орловского, борьба за которые началась с 2 тысяч фунтов и после настоящей схватки завершилась на отметке 48 тысяч фунтов (без премии аукциона, которая недавно выросла до внушительных 30 процентов). Участники аукциона мысленно поздравили счастливчика и еще активнее вступили в борьбу друг с другом. Происходящее далее напоминало маленькое безумие. Как обычно, несколько человек сцепилось за работы Ивана Похитонова, самая дорогая из которых и далеко не самая лучшая в творчестве художника ушла за немыслимые 409 тысяч фунтов, что стало новым рекордом для миниатюриста. Все четыре работы Похитонова ушли к одному покупателю, заплатившему за них в сумме около 1 миллиона долларов. За работы редкой художницы Марии Якунчиковой, не пользовавшейся раньше особенным успехом у покупателей, развернулась еще более яростная борьба, чем за миниатюры Похитонова. Цена пирогравюры «Городок» выросла с 10–15 тысяч фунтов до 55 тысяч, а за большое масло «Из окна старого дома, Введенское», которое 6 лет назад при таком же эстимейте, 150–200 тысяч фунтов, осталось непроданным, после длительных раздумий и борьбы новый владелец заплатил 690 тысяч фунтов, что, безусловно, стало событием на рынке искусства. По словам некоторых участников торгов, они видели эту работу на одном из последних Антикварных салонов, где она осталась без внимания.

Именно на Christies продавался главный шедевр всей русской недели — работа, заслуживающая места даже не в частной коллекции, а в одном из главных музеев страны. Речь идет о холсте Василия Верещагина «Распятие на кресте у римлян», столь же исполинском по размеру (3 х 4 метра), как и по качеству. Всем было крайне любопытно: за сколько будет продан шедевр, эстимейт на который составлял 1–1,5 миллиона фунтов. Как ни странно, но молоток стукнул уже на уровне верхнего эстимейта, что с премией аукционного дома составило 1,7 миллиона фунтов. Нового владельца можно поздравить с великолепнейшей покупкой — такая работа может стоить любых денег, особенно учитывая продажу в октябре на Sotheby’s в Нью-Йорке более слабой работы Верещагина за 3 миллиона фунтов.

Видимо, в преддверии продажи частной коллекции Александра Бенуа, которая днем позже должна была состояться на Sotheby’s, неожиданно высоко ушли две ранние работы Бенуа: «Вид Большого театра» 1885 года был продан за 133 тысячи фунтов, а «Прогулка Императрицы Елизаветы Петровны» досталась покупателям за 145 тысяч фунтов. Но подробнее о продажах Бенуа поговорим позднее.

Работы Виктора Васнецова очень редко появляются на рынке, поэтому картина «Богатырь» уже на предаукционном приеме пользовалась повышенным вниманием. Не умаляя истинных достоинств полотна «Богатырь», необходимо все же отметить, что художник писал его в возрасте 72 лет и сама работа — повтор более ранних версий, поэтому результат в 1,1 миллиона фунтов представляется сильно завышенным.

Хорошие результаты показали произведения Марии Васильевой, Александра Волкова и Константина Сомова. Очень характерное, яркое полотно «Танец и кубистический портрет» кисти Васильевой досталось покупателю за 457 тысяч фунтов, что в очередной раз подтвердило сформировавшийся уровень цен на произведения талантливой художницы. Раннее экспрессивное полотно лидера туркестанского авангарда Александра Волкова купили за 337 тысяч фунтов при эстимейте 300–400 тысяч. Для становления ценового уровня на работы художника это очень важная продажа, так как его полотна нечасто появляются на открытых торгах. Портрет работы К. Сомова «Боксер», который на предпоказе висел вместе с настоящими старинными боксерскими перчатками, довольно быстро продали за 713 тысяч фунтов; это среднестатистический результат для художника на рынке, но очень высокий итог для конкретной работы.

Торги по стрингу прикладного искусства после небольшого перерыва прошли быстро и успешно, но большую часть кассы принесла продажа двух редких ваз Императорского фарфорового завода, которые ушли за 1,04 миллиона фунтов.

Sotheby’s. 28–30 ноября

Главный конкурент Christies, аукционный дом Sotheby’s, подготовился в этот раз гораздо хуже. Фуршет, кстати, был на уровне — все тонко и изысканно, но отвлечь на себя внимание от слабой подборки ему не удалось, что и сказалось на итогах: Sotheby’s занял последнее место среди всех домов, проводивших русские торги в период с 28 ноября по 1 декабря.

Среди 30 лотов в рамках evening sale можно было найти и масло Константина Вещилова, и небольшую вещь Александра Головина, и графику Александры Экстер, и масло Александра Лабаса за 300–400 тысяч фунтов… Но в целом ничего выдающегося. Среди интересных продаж в рамках вечерних торгов можно выделить только «Татарский натюрморт» Петра Кончаловского за 914 тысяч фунтов, работу Нико Пиросмани за 361 тысячу фунтов и «Град обреченный» Николая Рериха за 657 тысяч фунтов. Успешной с инвестиционной точки зрения можно назвать уход за 385 тысяч фунтов эффектнейшей работы Айвазовского «Закат над Ялтой», рыночная стоимость которой может достигать 600–700 тысяч фунтов.

Гораздо интереснее прошла продажа частной коллекции произведений Александра Бенуа, которая, по слухам, принадлежала наследникам художника. Всего на продажу было выставлено более 100 лотов, в числе которых которых были и шедевры, и средние работы, и просто сомнительная графика. Причем лоты в большинстве случаев были сформированы интересным образом: из 10-15 вещей, собранных в одном лоте, несколько были хорошего качества, а остальные не пригодны ни для коллекции, ни для продажи. Мы не будем останавливаться на конкретных итогах, их можно посмотреть здесь, а лучше подведем итоги этой феноменальной распродажи. Она заслуживает особого внимания, потому что впервые в истории русских торгов были распроданы все 100 процентов лотов. Интересно, что после аукциона три лота остались непроданными, но торги прошли столь успешно и активно, что участники торгов предложили еще раз выставить неудачников на продажу. Сотрудники Sotheby’s быстро посоветовались с представителями семьи, которые находились в зале, и те разрешили продать оставшиеся лоты без резервов, после чего 3 лота моментально обрели новых владельцев. Бессменный аукционист русских торгов лорд Полтимор не только снискал овации зала, но и был награжден белыми перчатками и маленьким золотым молоточком с бриллиантом. По словам лорда Полтимора, он уже не надеялся после 30 лет работы аукционистом получить такую награду. Если говорить о самой коллекции, то она ушла гораздо выше даже самых оптимистичных результатов. Для рынка это крайне позитивное событие, свидетельствующее о большом интересе к графике и о росте цен на нее.

Всего Sotheby’s набрал 7,5 миллиона фунтов, что стало одним из худших результатов аукционного дома за последние годы. Но, как говорится, свято место пусто не бывает, и на респектабельное место Sotheby’s тут же заявил свои претензии Bonhams.

Bonhams. 30 ноября

Организаторы торгов Bonhams попали в точку, не только предложив покупателям две великолепных, редких картины Поленова, но и проведя серьезную маркетинговую работу: вещи были выставлены на показ в Третьяковскую галерею, к ним было привлечено серьезное внимание прессы. В результате на аукционе за них развернулась серьезная борьба, и полотна достались дилерам с Украины: картину «Кто из вас без греха» купили за 4 миллиона фунтов, а «Повинен смерти» — за 2,8 миллиона фунтов. Интересно отметить: судя по тому, как торговались украинские участники, как они поднимали таблички без малейшей паузы на раздумья, у них не было лимита на покупку. Кроме картин победителям достали аплодисменты зала, прозвучавшие впервые за 3 дня торгов. Чуть позже овации прозвучали еще раз, уже в адрес 12-летней девочки, которая торговалась за своего папу и купила за 17,5 тысячи фунтов графику Бориса Григорьева. Оставшаяся часть аукциона прошла довольно спокойно: что-то уходило выше рынка, что-то ниже, но для Bonhams эти торги прошли крайне успешно, в первую очередь с репутационной точки зрения.

Macdougalls. 1 декабря

На аукционе Macdougalls среди проданных лотов хотелось бы выделить несколько вещей: «Боярыню» Бориса Кустодиева за 1,8 миллиона фунтов, «Слушающих Бедану» Александра Волкова за серьезные 909 тысяч фунтов, работу «Поющий соловей» Михаила Нестерова за 600 тысяч фунтов, театральный эскиз Льва Бакста за 850 тысяч фунтов и очень недорого ушедший портрет Роберта Фалька «Женщина в красном» за 255 тысяч фунтов. Macdougalls показал неплохие результаты, которые могли бы быть гораздо выше, если бы в Лондоне присутствовала их организатор — К. Макдугалл, занятая воспитанием новорожденного сына. Без нее предновогодняя магия не сработала и ожидаемых волшебных результатов публика не дождалась.

Всего за 4 дня торгов совершено сделок примерно на 60 миллионов долларов, что свидетельствует о высоком интересе к сегменту русского искусства на арт-рынке со стороны и русских, и западных покупателей. Полученные результаты позволяют оптимистично смотреть на развитие рынка русского искусства и прогнозировать как дальнейший рост цен на первоклассные произведения искусства, так и повышение интереса к графическим работам.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/auctnews/20111214_auction_england.html
https://artinvestment.ru/en/news/auctnews/20111214_auction_england.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх