Защита от подделок: каталоги-резоне и комиссии по аутентификации
ARTinvestment.RU   09 декабря 2011

Составителей каталогов-резоне и членов комиссий по аутентификации художественных произведений можно назвать бойцами невидимого арт-фронта: именно они стоят на страже репутаций художников и препятствуют массовому распространению фальшивок

Издание Wall Street Journal рассказывает о том, что такое каталог-резоне, кто и как его составляет, с какими трудностями сталкиваются составители и владельцы работ.

Для здоровья арт-рынка немаловажно, чтобы покупатели и продавцы были уверены в подлинности произведений искусства, появляющихся на торгах. Есть два основных способа защитить наследие и репутацию художника от посягательств фальсификаторов и недобросовестных дилеров: это комиссии по аутентификации и каталоги-резоне.

Комиссия по аутентификации выносит свои решения непосредственно по просьбе обратившихся в нее продавцов и покупателей произведений искусства. При взаимодействии с некоторыми комиссиями, например, в случае обращения в недавно заявившую о прекращении своей работы комиссию по творчеству Энди Уорхола, владельцы работ должны дать согласие на то, что, в случае признания работы подделкой, на ней будет поставлен штемпель «Подлинником не признано»: это своего рода способ контроля над рынком, применяемый подобными учреждениями.

Каталог-резоне — это, напротив, независимое от рынка научное исследование, включающее все известные произведения определенного художника. В каталоге-резоне, в отличие от выставки или книги, невозможно вольное или выборочное представление работ: подобное издание должно исчерпывающим образом освещать творческий путь автора.

Произведения для включения в каталог-резона предоставляются частными лицами и организациями на протяжении нескольких лет. Работы изучаются, и специалисты принимают окончательное решение об их включении или отказе во включении в каталог; в исключительном случае это решение может быть пересмотрено. Подобные каталоги до недавнего времени выходили в виде традиционных бумажных книг, однако сегодня доступны и их цифровые версии: например, не так давно было объявлено о скором выпуске онлайновой версии каталога-резоне американо-японского скульптора и дизайнера Исаму Ногучи (Isamu Noguchi).

Произведения в каталоге-резоне расположены по хронологии, каждую работу сопровождают данные о размере, технике, участии в выставках, всех упоминаниях в научных монографиях и статьях, провенансе. Создание подобного каталога требует педантизма и занимает долгие годы, а порой и десятилетия.

При подготовке каталога работы оцениваются по трем (реже — четырем) критериям. Начинается все с профессиональной экспертной оценки живописного стиля полотна, призванной определить, насколько работа выглядит и воспринимается как произведение определенного художника. Особое внимание уделяется композиции, манере мазка, цвету, характеру красочной поверхности, подписи, если она имеется.

Далее специалисты изучают провенанс произведения и пытаются восстановить весь его путь с того момента, как оно покинуло мастерскую художника. Это весьма непростое занятие: как известно, арт-рынок не отличается особой прозрачностью, и далеко не все владельцы произведений искусства готовы откровенничать о том, когда и где они приобретали принадлежащие им работы. Даже люди, которым, по большому счету, нечего скрывать, не всегда дают разрешения на публикацию своих фамилий в каталогах-резоне из страха ограбления либо из-за нежелания посвящать посторонних в свои финансовые дела.

Искусствоведы обращают внимание и на исторический контекст создания работы, сопоставляя стиль произведения со стилем других работ художника, выполненных в то же самое время. Этот момент весьма существенен, поскольку авторы подделок чаще всего не учитывают при создании своих «шедевров» преломления и изменения, происходящие со временем в стиле художника.

В случае необходимости на помощь искусствоведам может быть призван судебный эксперт, который с помощью сложной техники наподобие электронных микроскопов предоставляет исследователям данные, которых недостает для принятия окончательного решения по поводу того или иного произведения. К примеру, недавно, фонд Роберта Мазервелла (Dedalus Foundation) таким способом опроверг подлинность ряда работ выдающегося абстрактного экспрессиониста: с помощью тестов удалось установить, что при создании представленных работ использовался ряд материалов и техник, которые Мазервелл не применял в своем творчестве. Однако поскольку подобная информация может стать руководством к действию для фальсификаторов, то основания для включения той или иной работы в каталог обычно не обнародуются.

Каталоги-резоне составляются в первую очередь для ученых, для того, чтобы предоставить в их распоряжение заслуживающую доверие полную и исчерпывающую базу работ определенного художника. Однако данные, приведенные в каталогах-резоне, по понятным причинам также интересны коллекционерам и дилерам. Если цены на работы большого художника высоки, а подлинные работы попадают в продажу редко, то тут и появляются подделки; они заполоняют собой рынок произведений художника и могут в конце концов спровоцировать его обрушение. Поэтому так важно точно устанавливать подлинность продаваемых работ.

Отказ специалистов включить некую работу в резоне может существенно отразиться на ее рыночной стоимости, поэтому владельцы произведений порой оказывают давление на искусствоведов. В результате подобного давления могут возникнуть даже иски к комиссиям от коллекционеров и дилеров. Dedalus Foundation, например, принимал участие в разбирательстве по поводу работы Мазервелла «Испанская элегия», которую он счел подделкой. Владелец работы начал разбирательство несмотря на то, что с ним была достигнута предварительная договоренность о разрешении в случае необходимости поставить на работу штемпель с надписью «Не является подлинным произведением Роберта Мазервелла, подделка». Более того, Фонд даже получил от владельца картины компенсацию затрат на услуги юриста.

Результатом возросшего числа судебных споров экспертных комиссий с владельцами произведений стало нежелание многих экспертов делиться мнением относительно подлинности той или иной работы не только с широкой публикой, но и со своими коллегами. Некоторые персональные фонды художников намеренно отошли от вопросов атрибуции, задержав или приостановив создание каталогов-резоне, а также отменив выпуск планировавшихся ранее дополнений к уже изданным каталогам. Иски возмущенных владельцев работ чаще всего не приносят никакого результата, а для фондов оборачиваются огромной потерей времени и денег. Так, Фонд Уорхола заявил, что причиной закрытия комиссии по аутентификации стало дорогостоящее судебное разбирательство с коллекционерами.

Источник: online.wsj.com, artinvestment.ru

Комментарий редактора: Фонды, уставшие от препирательств с рассерженными коллекционерами, можно понять. Владельцы часто не могут смириться с мыслью, что приобретенная за большие деньги вещь является «неправильной», и воспринимают заключение специалистов как личный вызов. Везде так. Начинается сбор альтернативных заключений, бумажек, составление легенд, а в «юридических странах» — еще и изматывающие разбирательства. Достойных денег эти «нервы» не приносят. Вот фонды и говорят: хватит, разбирайтесь сами!

В России есть та же самая проблема: владельцы боятся нести и регистрировать свои работы в фонд художника, опасаясь отрицательного заключения. В результате фонд довольно быстро лишается мотивации и переходит в «вялотекущий» режим работы.

Резоне тоже вещь репутационная. Достоверность этого каталога целиком зависит от репутации составителя. И, как показывает жизнь, принцип «что написано пером — не вырубишь топором» сегодня себя изживает, требуется большая гибкость (возможность и исключать и добавлять). Думаю, что будущее за комбинированными форматами. Экспертные группы будут атрибутировать работы и публиковать их в онлайновом каталоге (по образцу резоне). А зарабатывать будут на экспертизе и платном доступе к сайту. Но это будущее.

В России составление каталогов-резоне идет с большим скрипом. В кутерьме ХХ века было не до провенансов. Навскидку: свои каталоги есть у Шварцмана, Краснопевцева (живопись), Крымова, Фалька (живопись), Кузнецова, Машкова, Кустодиева. На удивление, есть шанс, что когда-нибудь появится каталог Зверева — для этого есть компетентные движущие силы. Впрочем, все перечисленные каталоги только приближаются по статусу к резоне — они достаточно полны, хотя и не окончательны.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20111209_o_catalogah.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20111209_o_catalogah.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх