1926–1997
Живописец, график, художник книги.
В 1950–1956 учился в Московском высшем художественно-промышленном училище (бывшее Строгановское) у П. В. Кузнецова и А. В. Куприна.
По окончании училища работал как плакатист, занимался оформлением книг. В 1963 Шварцман совместно с художником Г. Дауманом создал несколько монументальных панно в МИФИ в Москве.
С 1966 по 1985 работал главным художником художественно-конструкторского бюро, занимавшегося разработкой товарных знаков. На основе своей «иератической концепции» Шварцман создал в бюро собственную школу, где, по его словам, «…занимались дизайном, изучали работы Малевича, Ларионова, Татлина, Гончаровой... »
«…Что же касается лично моего творчества 50—60-х годов, то все мои ранние работы были связаны с понятием «иература». Речь идет об отношении к опыту человека в жизни и к его опыту в смерти. Человек в жизни своей творит икону себя, и перед лицом смерти он оставляет иконный след себя во гробе. Это как бы духовное рождение в смерть, которое и создает лик себя, икону себя. Работа над этим ликом и была главным занятием моей ранней «иературы». …Переход к «иературе» теперешней — знаково-архитектонической — происходил где-то с середины 60-х годов и шел не механически, а органически-метафорически, то захлестываясь вперед, то уходя назад. Эти знаки рождались одновременно с «ликами»… Постепенно знак приобретал независимый духовный и теологический смысл…. » (М. Шварцман. 22 ноября 1987).
Художник вел замкнутый образ жизни и редко участвовал в выставках неофициального искусства. В 1980 он отказался участвовать в выставке, организуемой П. Людвигом, в 1987 не захотел выставить свои работы на аукционе «Кристи», а в 1984 министерство культуры отказало за него музею Кунстхале в Дюссельдорфе в организации персональной выставки.
В 1983 участвовал в выставке Горкома графики на Малой Грузинской в Москве; в 1988 — в выставке «Живу — Вижу» (Берн, Германия), а также в выставке собрания Басмаджана сначала в Государственной Третьяковской галерее, а затем в Государственном Русском музее. В 1989 работы Шварцмана экспонировались сначала в Ташкенте, на выставке «Коллекция Тани и Наташи Колодзей», а затем в Москве на выставке в ГМИИ им. А. С. Пушкина. В последующие годы произведения художника входили в экспозиции еще нескольких выставок в Англии, Германии и России.
Персональные выставки: 1994 — Государственная Третьяковская галерея (Москва); 1997 — галерея «Дом Нащокина» (Москва); 2001 — посмертная персональная выставка, Государственный Русский музей (Санкт-Петербург).
Работы художника хранятся в ГТГ, в собраниях Георгия Костаки (Салоники, Греция), Нортона Доджа (в Музее Циммерли Рутгерского университета, штат Нью-Джерси, США), а также в российских и зарубежных частных собраниях.
Литература: Майкл Финдли. Портрет молодого арт-дилера, Нью-Йорк шестидесятых годов
20.12.2024Art Basel Miami Beach 2024: очевидное — невероятное
17.12.2024Открыт 242-й кураторский аукцион AI «21-й век. Современное российское искусство»
16.12.2024Открыты 561-е торги аукциона ARTinvestment.RU
16.12.2024Открыт аукцион «Икона и скульптура в православном искусстве»
16.12.2024Как работать с базой аукционных торгов AI? Перспективы роста и главные выводы
13.12.2024Как работать с базой аукционных торгов AI? Референсная группа и радиальная диаграмма
10.12.2024«Сотворение мифа» — на 241-м кураторском аукционе AI
09.12.2024Открыты 560-е торги аукциона ARTinvestment.RU
09.12.2024Арт-консалтинг
Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства
Составление Инвестиционного Портфеля
Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию
Индивидуальная оценка
Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы
Проведенных аукционов
Зарегистрированных пользователей на аукционе
Записей в базе
Художников в базе