Art Investment

Художник недели: Михаил Шварцман

О талантливом и загадочном художнике Михаиле Шварцмане, создателе теории иератизма и целого мира иератур

В Русском музее недавно открылась выставка произведений художника Михаила Шварцмана, а также учеников его так называемой «иератической» школы.

Михаил Матвеевич Шварцман (1926–1997) — художник столь же замечательный, сколь и трудный для постижения. Непосвященному зрителю работы Шварцмана могут показаться нагромождением форм и цветов. Однако все гораздо глубже. Сам автор считал себя проводником божественного начала, а свои произведения называл «иературами» (от древнегреч. hieros — «священный», «знаковый») — формами присутствия божества.

Шварцман был своего рода иконописцем, и многие его доски недаром зовутся «ликами». Правда, это не лики святых. В религиозно-философской концепции иератизма, по Шварцману, каждый человек, умирая, оставляет иконный след себя во гробе. Прожитый путь отпечатывается на его лице, и это уже не просто лицо, а «лик». Происходит как бы «духовное рождение в смерть».

Другой вид иератур Шварцмана — это знаки, построения из наслоенных друг на друга многочисленных фигур и форм. Эти абстрактные полотна он называл «входами в устья небесные и земные». Создавались эти работы планомерным нанесением слоев темперной краски, многократным «наплавлением» одних форм на другие до получения законченного произведения. Шварцман называл это сменой метаморфоз, неизбежной, как и смена поколений. Промежуточный результат и очарование отдельных форм не должны сбивать иерата, он должен жертвовать этой минутной красотой ради истины, то есть божественного знака. Для того чтобы услышать этот посылающий знаки глас Божий, художнику нужно быть кротким, свободным от предвзятых мнений и теорий, действовать по наитию. Шварцман считал, что у него это получается.

Можно подумать, что у художника, живущего в мире своих духовных знаков, не могло оставаться времени на жизнь земную. Но это было не так. После того как Шварцман в 1956 окончил Высшее художественно-промышленное училище (учился у П. В. Кузнецова и А. В. Куприна), он работал как плакатист, занимался оформлением книг. Потом почти двадцать лет (с 1966 по 1985) работал главным художником Специального художественно-конструкторского бюро, занимавшегося разработкой товарных знаков. Шварцман достиг выдающихся успехов в области промышленной графики.

На базе художественно-конструкторского бюро вместе с группой учеников он создал свою «иератическую школу» живописи, в которую в разные годы входили Валерий Башенин, Дмитрий Горохов, Дмитрий Комиссаров, Никита Медведев, Геннадий Спирин, Владимир Теплухин, Михаил Фёдоров и Анатолий Чащинский. Этой группе избранных Шварцман раскрывал тайны своей знаковой системы. В работах учеников иератизм Шварцмана эволюционирует и приобретает новое звучание.

Но Шварцман, видимо, полагал, что далеко не все способны понять истинный, глубинный смысл его иератур, а потому не сильно спешил ими делиться с широкой общественностью. Он был художником-одиночкой, далеким как от официальных объединений (никогда не входил в Союз художников), так и от кругов нонконформистской богемы. Выставлялся неохотно, его первая полномасштабная выставка в Третьяковской галерее прошла в 1994-м, за несколько лет до смерти художника.

Тем не менее еще при жизни творчество Шварцмана признавалось одним из самых необычных и талантливых пластов русского неофициального искусства. По достоинству работы художника оценили Георгий Костаки и Нортон Додж. Его звали выставляться в Европу, а аукционный дом Christie’s просил предоставить его работы на свои торги. Но Шварцман отказался. Его никогда не интересовал успех и слава, он предпочитал жить в мире своих иератур.

Десять лет назад, еще до бума на шестидесятников, работы Шварцмана было крайне сложно приобрести даже за немалые деньги. Их просто не было на рынке, при жизни художник продавал довольно мало и почти все работы находилась под контролем наследников (как и сейчас). В середины 2000-х, на пике интереса к послевоенному неофициальному искусству, считаные вещи стали появляться на аукционах. Три самые успешные продажи Шварцмана относятся к 2007–2008 годам. Самым дорогим произведением до сих пор остается «лик» «Ярое око», проданный на Sotheby’s в феврале 2007 за 192 тысячи фунтов (эстимейт 40–60 тысяч фунтов). На втором месте по цене остается работа маслом «Корабль плывет», ушедшая на Sotheby’s в июне 2008 за внушительные 157 тысяч фунтов (эстимейт 50–70 тысяч фунтов). Ну и третья самая успешная продажа снова имела место на Sotheby’s: в апреле 2007 темпера «Крепость главы» ушла за 204 тысячи долларов (эстимейт 80–120 тысяч долларов).

Источник: proza.ru, lechaim.ru, tretyakovgallery.ru, artinvestment.ru

От редакции: Формально по базе с 2006 года на аукционные торги выставлялись 19 работ Михаила Шварцмана — живопись и графика. Реально — меньше, потому что некоторые из выставляемых работ, очевидно, нельзя отнести к подлинным. Впрочем, коллекционерам нужно проявлять лишь элементарную бдительность. Творчество Шварцмана достаточно хорошо защищено от подделок. Выпущен практически полный каталог его работ (резоне). Есть достаточно много разбирающихся в этой теме знатоков. Так что есть все возможности удостовериться в подлинности перед покупкой.

Работы Шварцмана по-прежнему редки на аукционах и точечны по мотивам приобретения. Поэтому сложно говорить о математически подтверждаемой ценовой динамике. За последние пять лет шедевры класса «Ярого ока» больше ни разу не появлялись на торгах. Зато в 2010/2011 аукционном году было продано полдюжины живописных иератур (не ликов) примерно метрового размера. Можно сказать, что уровень сопротивления на работы такого класса установился на уровне 50 тысяч фунтов (около 80 тысяч долларов). Если выше, то растет риск not sold (такое тоже бывает). При этом, принимая решения об инвестиционных покупках, нужно учитывать тот факт, что творчеством Шварцмана занимаются достаточно серьезные движущие силы (нынешняя выставка тому подтверждение), художник находится в аукционной обойме и его работы были и остаются украшением классных коллекций шестидесятников. Так что совет, как всегда: выбирать момент и покупать шедевры.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/artistofweek/20120530_shwarz.html
https://artinvestment.ru/en/invest/artistofweek/20120530_shwarz.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».