Art Investment

Художники и цены

Энди Уорхол: адепт рынка. Часть первая

Энди Уорхол (Andy Warhol) — настоящий гигант мира искусства: продажи его работ составляют шестую долю современного рынка контемпорари-арта. Как это случилось и по праву ли одному художнику принадлежит такой огромный «кусок пирога»? Брайан Эпплъярд (Bryan Appleyard), обозреватель журнала IntelligentLife, решил поговорить на эту тему с экспертами.

Глава торгов Christie’s First Open Сара Фридлендер (Sara Friedlander) полагает, что в XVIII — XIX веках в американском искусстве вообще не происходило ничего значительного, а в первые несколько десятилетий XX века искусство было слишком высоколобым. По словам Фридлендер, долгое время в Америке не было своего Пикассо или Тициана. Он появился только 9 июля 1962 года: в этот день состоялась первая персональная выставка 33-летнего художника Энди Уорхола, выходца из семьи словацких эмигрантов. На выставке, которая прошла в лос-анджелесской Ferus Gallery, была представлена серия из 32 работ с изображением банок супа Campbell’s, по картине на каждый вкус — говяжий, суп из моллюсков, сырный и т. д. К этой первой экспозиции Уорхола и критика, и публика отнеслись без особого воодушевления.

Однако к концу года Уорхол уже завоевал Нью-Йорк, тогдашнюю столицу арт-мира, и Америка наконец-то получила художника, которого так долго ждала. «Он сумел достичь широкой известности, — говорит Сара Фридлендер, — а до него ни одному художнику это не удавалось. Именно из-за этого, а также по масштабу его влияния на следующие поколения художников, полагаю, его можно считать величайшим художником XX столетия».

Подобная оценка справедлива для многих молодых любителей искусства, обожающих Уорхола так же, как их отцы и деды обожали Пабло Пикассо (Pablo Picasso) или Джексона Поллока (Jackson Pollock). «Для тех, кто моложе сорока пяти, Уорхол — то, чем для старшего поколения является Пикассо… и подобно Пикассо, Уорхол абсолютно универсален», — говорит Сара Фридлендер.

Число поклонников художника растет благодаря политике, проводимой Фондом изобразительных искусств Энди Уорхола (Andy Warhol Foundation for the Visual Arts), который был создан по завещанию художника. Фонд сотрудничает с производителями различных товаров, и плодом этого сотрудничества стали, например, скейтборды по мотивам творчества художника, оформленные в уорхоловском стиле бутылки шампанского Dom Pérignon и наряды модельера Дианы фон Фюрстенберг (Diane von Furstenberg). Впрочем, заданные Уорхолом тон и стиль и без того пронизывают сегодня всю визуальную культуру: любая улица крупного города европейского типа — памятник мощным и неувядающим образам, созданным Энди Уорхолом.

Рынок также постоянно подстегивает интерес к творчеству главного поп-художника. Тех, самых первых, банок супа сегодня уже не купишь: работы, некогда приобретенные лос-анджелесским дилером всего за тысячу долларов, в 1996 году были куплены нью-йоркским музеем MoMA за 15 миллионов — эта сделка открыла художнику дорогу в первый рыночный дивизион. Уже в 2008-м почти четырехметровая работа Уорхола «Восемь Элвисов» 1963 года ушла с молотка за цену, превысившую 100 миллионов долларов: тогда художник вошел в клуб избранных наравне с четырьмя супертяжеловесами — Пабло Пикассо (Picasso), Джексоном Поллоком (Pollock), Виллемом де Кунингом (Willem de Kooning) и Густавом Климтом (Gustav Klimt). На открытых торгах самой дорогой работой Уорхола стала «Зеленая автокатастрофа» 1963 года, проданная за 71,7 миллиона долларов (замыкает десятку самых дорогих произведений искусства в мире). Для сравнения: недавний аукционный рекорд Тициана — 16,9 миллиона долларов за работу 1560 года «Святое собеседование». В сравнении с результатами Уорхола сумма кажется какой-то несолидной, а речь идет, между прочим, об очень значительной работе мастера, которого часто называют величайшим из художников. Получается, если верить рынку, что Энди Уорхол раз в пять более велик.

Уорхол сегодня настоящий бог контемпорари-арта. Он и «американский пикассо», и компания «Доу Джонс» в одном лице. В 2010 году произведения Уорхола заработали на аукционах 313 миллионов долларов, что эквивалентно 17 процентам всех продаж современного искусства. По сравнению с 2009 годом сумма денег, вырученных за творения Уорхола, выросла на 229 процентов — никто так быстро не пришел в себя после кризиса, как рынок патриарха поп-арта. Однако наиболее показательна, пожалуй, цифра, отражающая рост средних аукционных цен на произведения Уорхола с 1985 по 2010 год — 3 400 процентов. Прирост сегмента современного искусства за этот период в целом был в два раза меньше, а индекс Доу Джонса поднимался впятеро медленнее. «Работы Уорхола — костяк любого аукциона послевоенного и современного искусства, — говорит Кристофер Гейлард (Christopher Gaillard), президент консультационной компании по искусству Gurr Johns — Он — великий делатель денег».

Известно, что сам художник буквально боготворил славу и богатство: эти понятия были неотъемлемой частью его эстетики. Так что аукционисты в каком-то смысле превратились в соавторов покойного художника и продолжают его дело после его смерти. «Он был бы в восторге от всего этого! — говорит Сара Фридлендер о нынешней уорхоломании. — Я так и вижу его на аукционе, в первом ряду, с полароидом, в его “устрашающем” парике… Я вспоминаю о нем каждый раз, когда у нас проходят торги».

До Уорхола, полагают его почитатели, в американском искусстве царила прямо-таки страшная пустота, а с его приходом настало счастливое изобилие, начался эдакий «пир для глаз». Без него не было бы современных звезд: не будь Уорхола, мы не знали бы ни Джеффа Кунса (Jeff Koons), ни Ричарда Принса (Richard Prince), ни Бэнкси (Banksy), ни Такаси Мураками (Takashi Murakami), ни Дэмиена Херста (Damien Hirst). Множество самых модных современных авторов вышли из тени уорхоловского парика.

Но главное, пожалуй, не в этом: без Энди нам было бы невыносимо скучно. Важнейшие достоинства творчества Уорхола — простота и доступность. Его работы не перегружают зрителя ненужной «глубиной» и заумностью, их отличают яркие цвета, эпическая ясность, знакомые до боли сюжеты. «Энди всегда рисовал звезд — будь то Лиз Тейлор или банка Кока-Колы», — полагает художник Майкл Крейг-Манн (Michael Craig-Martin).

«Даже дети его обожают, — говорит Гал Коскан (Gul Coskun), лондонский дилер, специализирующийся на творчестве Уорхола. — Они часто останавливают родителей перед окнами моего офиса. Его картины крупные, яркие, они не отягощены академизмом. Однако они вполне весомы в финансовом плане».

При попытке более глубокого анализа, впрочем, всеобщая страстная любовь к Уорхолу настораживает: не является ли такое признание, в том числе финансовое, мыльным пузырем, который в определенный момент возьмет да и лопнет?

Наследие Уорхола насчитывает 10 тысяч работ — впрочем, их точное число будет возможно установить только после выхода огромного каталога-резоне, который готовит Фонд Уорхола. Совсем недавно специалисты Фонда начали работу над четвертым томом этого поистине колоссального издания, однако когда работа подойдет к концу, пока непонятно.

Каждый год на рынке появляется около двухсот произведений Уорхола. Значительную их часть приобретает Хосе Маграби (José Mugrabi), нью-йоркский дилер и коллекционер, который имеет обыкновение появляться на аукционах в джинсах, черной футболке и бейсболке. Маграби, сколотивший состояние на торговле тканями в Колумбии, в 1982 году переехал в Нью-Йорк, где стал собирать произведения искусства. В его коллекции, по слухам, около 800 работ Уорхола, в том числе — значительнейшие. В прошлом году коллекционер приобрел более 40 процентов произведений Уорхола, появившихся на рынке. Такая активность одного-единственного собирателя нарушает рыночное равновесие: есть риск обвала рынка Уорхола, и он может произойти в том случае, если главный поклонник художника по каким-либо причинам вдруг перестанет интересоваться пополнением своей коллекции. Как говорит Ноа Горовиц (Noah Horowitz), автор книги «Искусство сделок: контемпорари-арт на мировом финансовом рынке»: «Вопрос в том, какова будет цена всех этих произведений, когда рынок скорректируется?»

Видимо, только у Фонда Уорхола, который также занимается вопросами атрибуции и коммерческого использования работ художника, больше работ Уорхола, чем у Хосе Маграби. Некоторым количеством работ мастера владеет и известный галерист Ларри Гагосян: в 2008 году он потратил около 200 миллионов долларов на 15–20 работ из коллекции Иллеаны Зоннабенд (Ileana Sonnabend). Несправедливо было бы обвинять Маграби, Гагосяна и Фонд Уорхола в контроле над рынком, однако никто не сомневается в их способности объединенными усилиями завышать цены. Цены подогреваются и спросом музеев на работы классика: немногие заведения, решившиеся представлять современное искусство, сегодня обходятся без произведений Уорхола — тенденция, за которую в ответе уже критики и искусствоведы. Получается, что цены на произведения главного американского художника были бы ниже, будь рынок действительно свободным и открытым.

Фонду Уорхола принадлежит право выносить решения относительно подлинности той или иной работы (по крайней мере до конца нынешнего года). Впрочем, атрибуция Фонда иногда вызывает сомнения. Так, американский продюсер Джо Саймон (Joe Simon) уже давно спорит с фондом по поводу подлинности автопортрета художника, купленного в 1989 году. «Проблема в том, что Фонд хочет превратить Уорхола в художника в высоком смысле этого слова, с высокими идеалами, в такого, каким был Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci). Они [Фонд] не задумываются над тем, что он [Уорхол] ставил свою подпись на огромном количестве всякой ерунды, даже как следует не разобравшись, что это такое», — полагает Джорджина Адам из The Art Newspaper.

Энди Уорхол действительно не был художником в традиционном, возвышенном смысле этого слова. Кристофер Гейлард называет его работы «товаром глобального потребления», а его самого — «самым сильным современным арт-брендом». Обладание произведениями Уорхола стало знаком престижа, богатства и власти, что, по всей видимости, сам художник счел бы наивысшей степенью признания собственных заслуг.

Продолжение следует.

Источник: moreintelligentlife.com, artinvestment.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20111201_warhol.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20111201_warhol.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».