Art Investment

Художники и цены

Знакомый незнакомец Энди Уорхол

По мнению обозревателя Newsweek Блейка Гопника (Blake Gopnik), Энди Уорхол может до сих пор считаться крупнейшей фигурой современного искусства. Журналист, правда, имеет в виду вовсе не Уорхола-создателя легендарных «Банок супа Campbell’s» и портретов Мэрилин Монро: тот Уорхол скончался в 1987 году и давно уже занесен в почетный список Старых мастеров поп-арта. Совсем другое дело — Уорхол, снявшийся в роли приглашенной звезды в серии популярного американского ситкома 70-80-х годов «Любовная лодка» («The love boat»), Уорхол-автор «мочевых» картин, тот Уорхол, чья ставшая сюжетом таблоидов и кинолент жизнь, в отличие от снятых им самим фильмов, была набором неожиданных сюжетных поворотов и спецэффектов. И хотя этот Энди Уорхол тоже покинул физический мир в 1987 году, его непреходящее влияние до сих пор настолько ощутимо, что кажется, будто он все еще с нами.

Пятьдесят лет назад молодой Энди Уорхол перестал работать журнальным иллюстратором и начал создавать собственные произведения. Этот момент стал поворотным для всей истории искусства: благодаря такой «смене работы» Энди Уорхол еще при жизни прочно занял трон короля современного искусства, как за полвека до него — Пабло Пикассо (Pablo Picasso). С той лишь разницей, что Пикассо разбил вдребезги традиционные представления о том, как должно выглядеть произведение искусства, а Уорхол напрочь разрушил сложившееся понимание того, что стоит за этим самым произведением.

«По моему ощущению, Уорхол [сегодня] буквально вездесущ… Есть огромное число людей, которые делают нечто ему созвучное», — считает куратор и писатель Джек Банковски (Jack Bankowsky). В 2009 году Банковски участвовал в организации выставки «Жизнь в стиле Поп» (Pop Life), где произведения Уорхола дополнялись и оттенялись работами Джеффа Кунса (Jeff Koons), Дэмиена Херста (Damien Hirst) и других его «крестных сыновей» от искусства. Выставка трактовала появление Уорхола в «Любовной лодке» как одно из значимых его произведений. Джон Банковски в своем тексте для экспозиции писал, что Уорхол как художник сделал «важный шаг вперед в мире, где искусство в его классическом понимании больше не существует», в том мире, где «в меняющемся, нестабильном обществе искусство всего лишь элемент продвижения вверх по социальной лестнице, шопинга, путешествий, коллекционирования — проще говоря — бизнеса».

Этот Энди Уорхол невольно стал примером для современных художников, из которых сегодня редко кто просто занимается живописью или скульптурой: художник теперь может стать персонажем таблоидов и телешоу, сотрудничать с модными домами вроде Louis Vuitton и сниматься в рекламе предметов роскоши, а ценник на его произведения несет не менее глубокий смысл, чем, к примеру, инкрустированный бриллиантами череп, к которому он прикреплен. «Трюк, проделанный Уорхолом, в том, что он каким-то странным образом сумел ввести эти [вышеперечисленные] понятия в категорию искусства», — полагает Банковски. «Вот здесь этот более значимый [для нас сегодня] Уорхол вплотную подходит к Уорхолу-мастеру поп-арта».

В минувшие выходные в Вашингтоне открылись две выставки Энди Уорхола, на которых публике представлен именно этот, второй, более значимый для современной культуры, по мнению Блейка Гопника и Джека Банковски, неканонический Энди Уорхол. По поводу цикла «Тени», представленного на одной из них, сам художник, когда его спросили, являются ли «Тени» произведением искусства, заметил,: «На вечеринке, посвященной их показу, была дискотека. Думаю, благодаря этому факту их можно считать оформлением дискотеки». Ироничная «туманность» образов Уорхола и его ненавязчивые отсылки к работам современников давно уже стали частью творческого багажа всякого уважающего себя студента художественного колледжа.

Арт-рынок сегодня, как и музеи, старается охватить жизнь и творчество Уорхола более широким взглядом. Эми Капелаццо (Amy Cappellazzo), глава отдела послевоенного и современного искусства Christie’s, рассказала, что, хотя покупатели и готовы «отдать последнюю рубашку» за ранний экземпляр «Мэрилин», в последние пять лет их вполне устраивают и гораздо более поздние работы классика. Подтверждением этому служит пример автопортрета художника 1986 года, который был продан минувшей весной за 27 с половиной миллионов долларов. Эми Капелаццо, вместе с тем, признает, что влияние на культуру такой фигуры, как Уорхол, вовсе не ограничивается работами, которые можно пощупать или продать, и что Уорхол внес вклад в важные сферы, которые арт-рынок не в силах охватить, имея в виду, например, деятельность Уорхола-режиссера, Уорхола-исследователя возможностей масс-медиа, жизнь Уорхола-селебрити и т. д.

Высоколобое арт-сообщество хотело поначалу откреститься от такого Энди Уорхола. При жизни Уорхол-телезвезда и Уорхол-автор портретов знаменитостей мог показаться кому-то предавшим и продавшим идеалы великого Уорхола времен классических произведений поп-арта. «У многих людей вызывало непонимание это раздвоение Уорхола между миром искусства и модной тусовки», — вспоминает заслуженный куратор Джон Хэнхэрт, лично знавший художника. Он, кстати, отмечает неоценимые достоинства не очень понятных широкой публике киноработ классика: «Фильмы — замечательная часть его наследия, они просто великолепны» (и с этим утверждением сегодня согласятся многие художники).

Критики Уорхола были не так уж неправы, говоря, что классик «продался». Такие произведения Энди Уорхола, как «Тени», или те же окисленные мочевые картины, или его камео в «Любовной лодке», конечно, не попадают, подобно ранним его работам, под определение уникальных произведений гения. Не попадают потому, что Уорхол в какой-то момент сознательно встал на путь создания неуникальных произведений, целью которых стало исследовать природу бизнеса в стране, где, как пишет Блейк Гопник, самая главная задача — это побольше продать. Уорхол «произвел» 102 огромных холста с загадочными изображениями теней, отличающиеся лишь расцветкой, отчасти для того, чтобы исследовать возможности брэнда, которым стало его имя, а также возможности производства массового продукта под маркой «Энди Уорхол». «Я всегда считал, что количество — это главный критерий качества», — сказал однажды Уорхол, и эта максима в какой-то момент стала ироничным лозунгом всего создаваемого им искусства. Так что когда богатые коллекционеры платят сумасшедшие деньги, которых стоит полотно Рембрандта, за отдельно взятую работу цикла «Тени», это значит, что они не понимают смысла произведений художника. Однако лишний раз доказывают верность хода мысли Уорхола, ехидно замечает обозреватель Newsweek.

По словам Джона Банковски, если мы действительно хотим понять, о чем говорил Уорхол посредством своих произведений, нужно осознать, что большая часть его творчества посвящена теме воздействия бизнеса и конъюнктуры на искусство. «[Якобы] опошлившийся Уорхол — это, на самом деле, и есть настоящий Уорхол», — делает вывод куратор, и это заключение можно в равной степени счесть и оптимистичным, и неутешительным.

Источник: thedailybeast.com, artinvestment.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20110928_other_andy.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20110928_other_andy.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

Сегодня в продаже на Аукционе

ЛАБАС Александр Аркадьевич (1900–1983) Машина отъехала. Москва. Из серии «Москва». 1937 (42 × 30 см в свету)

Текущая ставка250000 RUB
Окончание торгов2024-05-24 12:00
сделать ставку

СИДУР Вадим Абрамович (1924–1986) Из цикла «Мужчина и женщина». 1970-е (44,3 × 32 см)

Текущая ставка50000 RUB
Окончание торгов2024-05-24 12:00
сделать ставку

ЗЕЛЕНИН Эдуард Леонидович (1938–2002) Восклицательный знак. 1976–1977 (118,3 × 98 см в свету)

Текущая ставка200000 RUB
Окончание торгов2024-05-24 12:00
сделать ставку