Найдено новое творение Леонардо да Винчи?
ARTinvestment.RU 13 октября 2009
Автора малоизвестного портрета молодой девушки в платье эпохи Возрождения определили по отпечаткам пальцев
«Профильный портрет молодой девушки в платье эпохи Возрождения», ранее считавшейся произведением неизвестного немецкого художника начала XIX века, может оказаться произведением Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci). В этом убежден заслуженный профессор искусствоведения Оксфордского университета Мартин Кемп (Martin Kemp).
Основанием для подобного предположения послужили результаты последних научных исследований. Портрет размером 33 на 24 сантиметра, выполненный мелом и чернилами на пергаменте, был просканирован с помощью новой мультиспектральной камеры компании Lumiere Technology. Полученные снимки тщательно изучил судебный арт-эксперт из Монреаля Питер Пауль Биро (Peter Paul Biro), который одним из первых стал заниматься исследованием отпечатков пальцев для определения подлинности и атрибуции произведений искусства. Биро обнаружил в левом верхнем углу листа отпечаток указательного или среднего пальца, который оказался очень похож на отпечаток с картины Леонардо «Святой Иероним» из Ватиканской пинакотеки. Это произведение, как подчеркнул Биро, относится к раннему периоду творчества мастера, когда он работал без ассистентов.
Эксперт также разглядел отпечаток ладони в закрашенной мелом области на шее модели, что вполне согласуется с техникой, которую использовал Леонардо: он создавал текстуру и наносил тени руками.
Портрет также прошел сканирование в инфракрасном излучении, в результате чего удалось выявить некоторые закрашенные детали, имеющие стилистическое сходство с другой работой Леонардо — «Портретом женщины в профиль» из коллекции Виндзорского замка. Помимо этого, инфракрасное сканирование показало, что прорисовка и штриховка были выполнены левшой (каковым, как известно, и был Леонардо), а более позднюю реставрацию проводил правша.
Некоторые сомнения в авторстве вызывает тот факт, что больше не известно ни одной работы да Винчи, выполненной на пергаменте. Однако и на этот довод у Мартина Кемпа нашелся ответ. Профессор привел отрывок из одного из сочинений Леонардо, где говорится о том, как в 1494 году, когда в Милан вместе с королем Карлом VIII приехал придворный художник Жан Перреаль (Jean Perréal), Леонардо задавал ему вопросы о технике использования цветных мелков на пергаменте. Профессор Кемп предположил, что да Винчи решил в данном случае воспользоваться пергаментом, поскольку портрет должен был украшать поэтический сборник, посвященный изображенной на картине девушке. Подтверждением тому служат три проделанных иголкой отверстия по левому краю листа — очевидно, когда-то пергамент был прикреплен к рукописи.
Предположению Кемпа не противоречат и результаты углеродного анализа пергамента, проведенного Институтом физики элементарных частиц при Швейцарской высшей технической школе в Цюрихе. Согласно полученным данным, портрет мог быть создан в период с 1440 по 1650 год. Этому соответствует и облик девушки, одетой и причесанной по миланской моде конца XV века.
Но кто она, эта прекрасная незнакомка? Действуя методом исключения, Кемп пришел к выводу, что это Бьянка Сфорца (Bianca Sforza), дочь миланского герцога Лодовико Сфорца (Ludovico Sforza, 1452–1508) и его возлюбленной Бернардины де Коррадис (Bernardina de Corradis). Профессор предположил, что портрет мог быть написан примерно в 1496 году, когда Бьянка, которой тогда было 13 или 14 лет, вышла замуж за капитана Галеаццо Сансеверино (Galeazzo Sanseverino). Через четыре месяца после свадьбы она, к сожалению, скончалась.
После многих веков забвения предполагаемый портрет Бьянки Сфорца был выставлен 30 января 1998 года на аукцион Christie’s в Нью-Йорке, посвященный рисункам старых мастеров. В списке лотов он значился под номером 402 и сопровождался весьма скромным описанием: «Профильный портрет молодой девушки в платье эпохи Возрождения» немецкой школы, начала XIX века, с эстимейтом в 12–16 тысяч долларов. В результате он был продан за 19 тысяч долларов нью-йоркскому дилеру Кейт Ганц (Kate Ganz). А она в 2007 году перепродала картину за аналогичную сумму европейскому эксперту канадского происхождения Питеру Сильверману (Peter Silverman).
Ганц считала, что портрет мог быть написан немецким художником, учившимся в Италии на примере картин Леонардо да Винчи. Сильверман, также принимавший участие в вышеупомянутых торгах Christie’s, был с ней не согласен и обратился за консультацией к доктору Николасу Тёрнеру (Nicholas Turner), прежде работавшему хранителем гравюр и рисунков в Британском музее. Тёрнер сказал Сильверману, что создание этого произведения, вероятно, действительно не обошлось без участия Леонардо. В пользу этого говорят высокое качество работы и затенение, сделанное левой рукой, — фирменный знак великого мастера. После этого Тёрнер и направил Сильвермана к одному из признанных специалистов по творчеству Леонардо Мартину Кемпу.
Поначалу Кемп не питал особого доверия к рисунку: «Это звучит слишком хорошо, чтобы быть правдой. После 40 лет работы в этой сфере я был уверен, что видел все возможное». Но по завершении исследования «все фрагменты головоломки заняли свои места». И теперь все больше итальянских искусствоведов склоняются к мысли о том, что портрет действительно является подлинным творением Леонардо.
Экспонирование этой работы связано с определенными финансовыми трудностями из-за страховки. По оценкам лондонского дилера Саймона Дикинсона (Simon Dickinson), стоимость портрета, если он действительно был создан да Винчи, может составить 100 миллионов фунтов. Однако, несмотря на это, в марте следующего года портрет должен предстать перед взорами широкой публики на выставке «Творения мастеров эпохи Ренессанса в новом свете», которая пройдет в выставочном центре Eriksbergshallen в Гётеборге, Швеция.
Источник:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20091013_da_vinci_girl_portrait.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20091013_da_vinci_girl_portrait.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
- 26.04.2024 Экономическая модель Центра Помпиду оказалась неустойчивой Это следует из результатов аудита, проведенного Счетной палатой Франции
- 19.04.2024 Artprice подводит итоги первого квартала 2024 года Суммарный объем аукционных продаж составил $1,3 млрд
- 18.04.2024 Центр «Зотов» объявил прием заявок на участие в грантовой программе для исследователей конструктивизма Общий грантовый фонд составил 1,2 млн рублей
- 18.04.2024 Artnet анализирует рынок работ Виллема де Кунинга Поздние произведения художника в последние годы начали расти в цене
- 16.04.2024 Готовится каталог-резоне NFT-работ из проекта Сryptopunks В нем соберут репродукции всех работ коллекции, выпущенных с 2017 года
- 26.04.2024 Итоги аукциона ARTinvestment.RU № 527 Общая выручка составила 17,9 млн рублей
- 25.04.2024 Картина Климта, считавшаяся утраченной, ушла с молотка за $32 млн Это новый рекорд для австрийских аукционов
- 24.04.2024 Sotheby’s распродает коллекцию компаньона Стива Джобса Топ-лотом стала работа Сая Туомбли, оцененная в $1 млн
- 23.04.2024 Sotheby’s собирается продать рукопись повести Артура Конан Дойла «Знак четырех» Черновик знаменитого детектива появится на аукционе с эстимейтом $0,8–1,2 млн
- 22.04.2024 Christie’s установил ценовой рекорд на работы Флорин Стеттхаймер Цена лота составила более $1 млн
- 15.04.2024 Открыты 526-е торги AI Аукциона В каталоге 26 лотов: 15 живописных работ, 6 листов оригинальной и один — печатной графики, две работы в смешанной технике, одна скульптура и одна икона
- 12.04.2024 HISCOX Artist Top 100 2024: Ни о чем — и о многом Специализированный отчет британской страховой компании об ультрасовременном искусстве на западных аукционах
- 08.04.2024 Открыт 208-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — работы Евы Аракчеевой, Алексея Барвенко, Натальи Бритовой, Марии Васильевой, Марины Венедиктовой, Антона Вяткина, Дмитрия Кедрина, Елены Красотиной, Бориса Марковникова, Пааты Мерабишвили (Pata), Андрея Мунца, Ольги Оснач, Натальи Ходюк
- 05.04.2024 Отчет Art Basel & UBS 2024: онлайн-продажи AI изучает официальные показатели онлайн-продаж искусства в 2023 году
- 02.04.2024 Коллекционеры и коллекционирование. Статус Третий материал серии, посвященной теории и практике современного коллекционирования предметов искусства
- 26.04.2024 В Русском музее открылась выставка работ Ивана Вишнякова Многие из работ выдающегося мастера XVIII века зрители увидят впервые
- 25.04.2024 Нью-йоркская выставка проводит параллели между творчеством Миро и Колдера В экспозицию вошло более двадцати редких работ
- 24.04.2024 Франция отмечает 150-летие импрессионизма выставками и аукционами Приуроченные к юбилею торги Christie’s собрали $13,4 млн
- 23.04.2024 В Музее Москвы открывается выставка «Москвичка» В экспозицию вошли работы Малевича, Дейнеки, Лабаса и других художников
- 22.04.2024 В ММОМА открывается персональная выставка Зураба Церетели Проект приурочен к 90-летию художника
Топ 29
- 1. Леонардо да Винчи$450,3 млн
- 2. Пабло Пикассо$179,4 млн
- 3. Амедео Модильяни$170,4 млн
- 4. Ци Байши$144 млн
- 5. Френсис Бэкон$142,4 млн
- 6. Альберто Джакометти$141,3 млн
- 7. Эдвард Мунк$119,9 млн
- 8. Клод Моне$110,7 млн
- 9. Жан-Мишель Баския$110,5 млн
- 10. Энди Уорхол$105,5 млн
- 11. Рой Лихтенштейн$95,4 млн
- 12. Эдвард Хоппер$91,87 млн
- 13. Джефф Кунс$91,075 млн
- 14. Дэвид Хокни$90,3 млн
- 15. Роберт Раушенберг$88,8 млн
- 16. Густав Климт$87,9 млн
- 17. Марк Ротко$86,9 млн
- 18. Казимир Малевич$85,81 млн
- 19. Барнетт Ньюман$84,2 млн
- 20. Винсент ван Гог$82,5 млн
- 21. Анри Матисс$80,7 млн
- 22. Огюст Ренуар$78,1 млн
- 23. Питер Пауль Рубенс$76,7 млн
- 24. Константин Брынкуши$71 млн
- 25. Сай Туомбли$70,5 млн
- 26. Фернан Леже$70,06 млн
- 27. Виллем де Кунинг$68,9 млн
- 28. Чжао Уцзи$65,2 млн
- 29. Поль Сезанн$60,5 млн