Art Investment

Найдено новое творение Леонардо да Винчи?

Автора малоизвестного портрета молодой девушки в платье эпохи Возрождения определили по отпечаткам пальцев

«Профильный портрет молодой девушки в платье эпохи Возрождения», ранее считавшейся произведением неизвестного немецкого художника начала XIX века, может оказаться произведением Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci). В этом убежден заслуженный профессор искусствоведения Оксфордского университета Мартин Кемп (Martin Kemp).

Основанием для подобного предположения послужили результаты последних научных исследований. Портрет размером 33 на 24 сантиметра, выполненный мелом и чернилами на пергаменте, был просканирован с помощью новой мультиспектральной камеры компании Lumiere Technology. Полученные снимки тщательно изучил судебный арт-эксперт из Монреаля Питер Пауль Биро (Peter Paul Biro), который одним из первых стал заниматься исследованием отпечатков пальцев для определения подлинности и атрибуции произведений искусства. Биро обнаружил в левом верхнем углу листа отпечаток указательного или среднего пальца, который оказался очень похож на отпечаток с картины Леонардо «Святой Иероним» из Ватиканской пинакотеки. Это произведение, как подчеркнул Биро, относится к раннему периоду творчества мастера, когда он работал без ассистентов.

Эксперт также разглядел отпечаток ладони в закрашенной мелом области на шее модели, что вполне согласуется с техникой, которую использовал Леонардо: он создавал текстуру и наносил тени руками.

Портрет также прошел сканирование в инфракрасном излучении, в результате чего удалось выявить некоторые закрашенные детали, имеющие стилистическое сходство с другой работой Леонардо — «Портретом женщины в профиль» из коллекции Виндзорского замка. Помимо этого, инфракрасное сканирование показало, что прорисовка и штриховка были выполнены левшой (каковым, как известно, и был Леонардо), а более позднюю реставрацию проводил правша.

Некоторые сомнения в авторстве вызывает тот факт, что больше не известно ни одной работы да Винчи, выполненной на пергаменте. Однако и на этот довод у Мартина Кемпа нашелся ответ. Профессор привел отрывок из одного из сочинений Леонардо, где говорится о том, как в 1494 году, когда в Милан вместе с королем Карлом VIII приехал придворный художник Жан Перреаль (Jean Perréal), Леонардо задавал ему вопросы о технике использования цветных мелков на пергаменте. Профессор Кемп предположил, что да Винчи решил в данном случае воспользоваться пергаментом, поскольку портрет должен был украшать поэтический сборник, посвященный изображенной на картине девушке. Подтверждением тому служат три проделанных иголкой отверстия по левому краю листа — очевидно, когда-то пергамент был прикреплен к рукописи.

Предположению Кемпа не противоречат и результаты углеродного анализа пергамента, проведенного Институтом физики элементарных частиц при Швейцарской высшей технической школе в Цюрихе. Согласно полученным данным, портрет мог быть создан в период с 1440 по 1650 год. Этому соответствует и облик девушки, одетой и причесанной по миланской моде конца XV века.

Но кто она, эта прекрасная незнакомка? Действуя методом исключения, Кемп пришел к выводу, что это Бьянка Сфорца (Bianca Sforza), дочь миланского герцога Лодовико Сфорца (Ludovico Sforza, 1452–1508) и его возлюбленной Бернардины де Коррадис (Bernardina de Corradis). Профессор предположил, что портрет мог быть написан примерно в 1496 году, когда Бьянка, которой тогда было 13 или 14 лет, вышла замуж за капитана Галеаццо Сансеверино (Galeazzo Sanseverino). Через четыре месяца после свадьбы она, к сожалению, скончалась.

После многих веков забвения предполагаемый портрет Бьянки Сфорца был выставлен 30 января 1998 года на аукцион Christie’s в Нью-Йорке, посвященный рисункам старых мастеров. В списке лотов он значился под номером 402 и сопровождался весьма скромным описанием: «Профильный портрет молодой девушки в платье эпохи Возрождения» немецкой школы, начала XIX века, с эстимейтом в 12–16 тысяч долларов. В результате он был продан за 19 тысяч долларов нью-йоркскому дилеру Кейт Ганц (Kate Ganz). А она в 2007 году перепродала картину за аналогичную сумму европейскому эксперту канадского происхождения Питеру Сильверману (Peter Silverman).

Ганц считала, что портрет мог быть написан немецким художником, учившимся в Италии на примере картин Леонардо да Винчи. Сильверман, также принимавший участие в вышеупомянутых торгах Christie’s, был с ней не согласен и обратился за консультацией к доктору Николасу Тёрнеру (Nicholas Turner), прежде работавшему хранителем гравюр и рисунков в Британском музее. Тёрнер сказал Сильверману, что создание этого произведения, вероятно, действительно не обошлось без участия Леонардо. В пользу этого говорят высокое качество работы и затенение, сделанное левой рукой, — фирменный знак великого мастера. После этого Тёрнер и направил Сильвермана к одному из признанных специалистов по творчеству Леонардо Мартину Кемпу.

Поначалу Кемп не питал особого доверия к рисунку: «Это звучит слишком хорошо, чтобы быть правдой. После 40 лет работы в этой сфере я был уверен, что видел все возможное». Но по завершении исследования «все фрагменты головоломки заняли свои места». И теперь все больше итальянских искусствоведов склоняются к мысли о том, что портрет действительно является подлинным творением Леонардо.

Экспонирование этой работы связано с определенными финансовыми трудностями из-за страховки. По оценкам лондонского дилера Саймона Дикинсона (Simon Dickinson), стоимость портрета, если он действительно был создан да Винчи, может составить 100 миллионов фунтов. Однако, несмотря на это, в марте следующего года портрет должен предстать перед взорами широкой публики на выставке «Творения мастеров эпохи Ренессанса в новом свете», которая пройдет в выставочном центре Eriksbergshallen в Гётеборге, Швеция.

Источник: antiquestradegazette.com, artinvestment.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20091013_da_vinci_girl_portrait.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20091013_da_vinci_girl_portrait.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».