Белые перчатки для аукциониста «Русской эмали»
100 % — по лотам, 320 % — по деньгам и всего-навсего 5 часов времени на 290 лотов: 6 июня в доме «Русская эмаль» прошел аукцион антикварных открыток
В прошлую субботу, 6 июня, в зале аукционного дома «Русская эмаль», на Гоголевском бульваре, прошли первые специализированные филокартические торги «Аукцион антикварной открытки». Московские аукционные дома нередко включают в каталоги от одного-двух до десятка «открыточных» лотов, но такую обширную коллекцию в рамках одного аукциона на торги выставляли впервые. Объем и содержание каталога непосвященным внушали уважение, а у посвященных, очевидно, вызывали целую гамму смешанных чувств: в него вошло около 5 000 видовых и художественных открыток XIX–XX веков, в основном ведущих свое происхождение из коллекции известного московского филокартиста Леонида Исааковича Розенберга.
Субботние торги, помимо того что они стали одним из главных событий года в отечественной филокартии, наверняка надолго останутся, возможно, самым успешным и результативным событием всего отечественного арт-рынка. Прошедший аукцион «Русской эмали», кажется, побил или повторил все возможные рекорды: с молотка ушло 100 % лотов, а общая выручка более чем втрое превысила ожидания организаторов и составила невероятные 319,61 % (!) от среднего эстимейта каталога. И если 100 % проданных лотов мы уже один раз в России видели — 12 июля 2012 года на торгах «Советская живопись и графика» в Галерее Леонида Шишкина, то подобного превышения среднего эстимейта, не было, кажется, за всё время наших наблюдений.
И дело тут не в заниженных стартах. По мнению публики, собравшейся в зале — а там сидели сплошь филокартисты со стажем, оценка лотов была вполне корректной и лишь иногда завышенной. Зачастую стартовая цена по лоту в несколько раз (а иногда и на порядок) превышала нижний эстимейт, но это никого не смущало — видимо, многим из собравшихся в зале четырех с лишним десятков человек очень хотелось заполучить себе часть одной из самых авторитетных в Москве филокартических коллекций.
В сумме 290 проданных лотов принесли организаторам торгов 3 551 700 рублей. Больше всего (и жарче всего) торговались и чаще всего побеждали участники в зале, выкупившие абсолютное большинство — 238 лотов, 33 раза удалось победить интернету, 11 — покупателям по телефону и всего 8 раз (из 278) удалось выиграть заочной ставке.
Для удобства проведения торгов каталог аукциона условно был разделен на две тематические части: сначала продавали видовые открытки, а после перерыва, начиная с 137 лота, перешли в основном к открыткам художественным. Результаты обоих стрингов оказались практически одинаковыми: 319,26 % от среднего эстимейта раздела видовых открыток и 320,13 % в более разнообразной художественной части. Однако в общей сумме первая часть торгов принесла все-таки больше — 2 104 550 рублей, почти 2/3 от всей выручки аукциона.
Рекордной покупкой прошедшей субботы стал лот 7 — 94 открытки с видами Москвы издания П. Фон-Гиргенсон. С заочного старта в 35 000 рублей в споре двух участников в зале лот достался победителю за 95 000. Самой же зрелищной схваткой в первой части аукциона стал розыгрыш лота 3, содержащего 35 открыток с видами Москвы издания «Северного Художественного Издательства». Стартовав с 20 000 рублей по заочной ставке, три претендента в зале общими усилиями подняли цену до 81 000 рублей — вчетверо выше старта и в 11,5 раз выше нижнего эстимейта — и тем самым зафиксировали второй результат дня. Еще один запомнившийся результат — 70 000 рублей со старта в 15 000 за 59 открыток с видами Москвы издания фототипии «Шерер, Набгольц и Ко» в начале XX века (лот 10). Так, двигаясь по каталогу со средней скоростью 50 лотов в час и разыгрывая каждый набор открыток группой по 4-5 человек (в основном в зале), участники добрались до 136 лота, на котором закончился основной раздел видовых открыток, и организаторы милосердно устроили десятиминутный перерыв.
Хотя результаты во второй части аукциона не поднимались выше 55 000 рублей за лот, именно здесь были проданы самые дорогие открытки, поскольку по высоким ценам в первом разделе уходили наборы из десятков открыток, а не отдельные экземпляры (в пересчете на которые цены выглядят вполне скромно).
Самой дорогой открыткой дня стала редкая пропагандистская открытка «Бандит — враг Советской власти…» (около 1920) издания Екатеринославского Губвоенсовещания, (лот 256). Лот, выставленный с эстимейтом 600–1500 рублей, стартовал с 6 000 по заочной ставке и в финале борьбы заочного покупателя и трех очных участников ушел в зал с превышением старта в 7 раз (а нижнего эстимейта — в 73,3 раза!!!) — за 44 000 рублей. К слову, такой высокий старт по заочной ставке при низком эстимейте в прошлую субботу объявлялся довольно часто. Точно так же, с 6 000 рублей при эстимейте 600–1 500, но с гораздо более скромным результатом — 8 000 рублей, в зал ушел лот 240 — 3 агитационные открытки периода Первой мировой войны: «Москва в дни священной войны» (Издание для раненых на передовых позициях) А. А. Найдена, «Дмитрий Донской» К. А. Коровина и «Граждане Москвы, оденьте беженцев». Р. Н. Браиловской, изданные Товариществом скоропечатни А. А. Левинсона в1910-е годы.
Ну, и напоследок — еще один интересный и запоминающийся розыгрыш. Две редкие литографированные открытки И. Ф. Ларионова (очень жаль, что аукционному дому не удалось решить вопрос с атрибуцией; предположительно, можно говорить об авторстве Ивана Фёдоровича Ларионова (1884–1920), брата Михаила Ларионова), изданные А. Е. Крученых в 1912 году (лот 189), выставлялись со скромной оценкой 600–1 500 рублей и стартовали с рекордным превышением нижней границы эстимейта, точнее, с 10 000 рублей по заочной ставке. На любом другом аукционе такой старт почти наверняка оказался бы и финишем (с комментариями из зала вроде: ничего себе, как дорого!), но филокартистов он лишь раззадорил: с заочным биддером вступили в спор четверо претендентов в зале и один телефон. Победу, предложив ставку 55 000 рублей, одержал зал.
А если вспомнить, что комиссия на этом аукционе составляла целых 20 % против привычных 10–15 %, то энтузиазм и азарт победителей внушает еще большее уважение.
Поздравляем устроителей аукциона с потрясающим, поразительным результатом, аукциониста, которому за стопроцентно распроданный каталог по традиции вообще-то полагались белые перчатки, — с прекрасно проведенным пятичасовым марафоном, а всех покупателей — с отличным пополнением их коллекций. И будем надеяться, что следующий абсолютный результат отечественного арт-рынка не заставит себя ждать еще три года.
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/russia/20150611_rusenamel.html
https://artinvestment.ru/en/invest/russia/20150611_rusenamel.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.