Аукционное воскресенье в галерее «Три века»
ARTinvestment.RU   15 апреля 2014

13 апреля в галерее «Три века» прошли сразу два аукциона — живописный и букинистический. Оба они показали уверенный процент продаж: почти 40 % на торгах живописи и графики и 45 % на аукционе книг и плакатов

Солнечным воскресным днем 13 апреля около трех десятков коллекционеров собрались в аукционном доме «Три века» на Большой Ордынке на торги «Живопись и графика XIX–XX веков. Иконы XVIII — начала XX века» и «Коллекция детской книги и иллюстрации. Плакаты». Два аукциона с небольшим антрактом уложились в пять часов, и оба прошли весьма успешно — на торгах живописью, графикой и иконами процент продаж достиг без малого 40 %, а на торгах детскими книгами, иллюстрациями и плакатами выручка составила почти 50 % от среднего суммарного эстимейта. При этом на обоих аукционах большинство лотов были куплены участниками в зале, и торги получились действительно живыми.

Интересно, что в перерыве между аукционами не произошло как таковой смены состава участников. Большинство коллекционеров живописи и графики остались и на вторую, букинистическую часть, что не удивительно, если учесть, что книжный аукцион изобиловал оригинальными иллюстрациями, эскизами обложек, плакатами и редкими книгами с картинками в исполнении известных художников. Второй аукцион органично дополнил первый, и даже каталоги обоих торгов были объединены в одну книгу — достаточно было просто ее перевернуть, и ты уже читаешь новый каталог.

Торги «Живопись и графика XIX–XX веков. Иконы XVIII — начала XX века», начавшиеся в час пополудни, заработали 7,2 миллиона рублей, что составляет 35,4 % от среднего суммарного эстимейта. С молотка ушли 84 лота из 211 предложенных (39,8 %). Из них 46 лотов (55 %) купили участники в зале, 17 лотов (20 %) приобрели по телефону, и еще 21 работа (25 %) ушла по заочным ставкам. Это общая статистика продаж, а если посчитать отдельно живопись и графику, то окажется, что работы на бумаге покупали лучше, чем произведения на холсте: из 132 графических лотов был продан 61 (46 %), а из 69 живописных работ новых владельцев нашли 17 (24,6 %). Что касается небольшого стринга икон, здесь уровень продаж достиг 60 % (купили 6 из 10 выставленных икон).

Топ-лотом аукциона стала картина художника Василия Кучумова (1888–1959), известного своими произведениями на историческую тематику, пейзажами Петербурга и работами в жанре интерьера. Полотно «Интерьер Павловского дворца (Ковровый кабинет)» 1920–30-х годов стало не только самым дорогим лотом аукциона «Три века», но и установило новый персональный рекорд на работы Кучумова на открытых торгах. Картина превысила эстимейт 1,1–1,35 миллиона рублей и ушла к телефонному покупателю за 1,65 миллиона рублей. До этого самой дорогой работой Кучумова была картина «В театре», проданная в ноябре 2012 года на торгах РАД за 950 тысяч рублей.

Увы, осталась без покупателя работа с обложки каталога — картина «У окна» Владимира Николаевича Федоровича. Покупателей, возможно, отпугнул эстимейт 1,85–2,2 миллиона рублей (около 77–91 тысячи долларов), превышающий даже персональный рекорд на работы этого художника (картина «Штиль» в мае 2007 года была продана на Bonhams за 61 тысячу долларов). Осталась незамеченной и работа Василия Мешкова «Утро» (эстимейт 1,4–1,6 миллиона рублей). Зато не смог устоять телефонный покупатель против обаяния «Женского портрета» в исполнении представителя русского модерна Анатолия Кайгородова (1878–1945). Женский профиль на нежно-розовом фоне ушел с молотка за 850 тысяч рублей (эстимейт 850 тысяч — 1 миллион рублей).

Третьим по стоимости лотом аукциона стал карандашный рисунок Сергея Виноградова «Натурщица в костюме египтянки» (лот 12). Лот достался заочному покупателю за 650 тысяч рублей (эстимейт 440–550 тысяч рублей). Еще один запомнившийся графический лот — «Весенний этюд» Аркадия Рылова, ушедший в зал по старту за 420 тысяч рублей.

Была полностью раскуплена подборка цветных литографий и акварелей Александра Ведерникова (лоты 150; 154–156; 169). Натюрморты, ню, интерьер и две литографии на спортивную тему («Акробатика» и «Волейбол») достались одному и тому же игроку в зале по старту — за 120 тысяч рублей суммарно.

Неплохо расходились московские пейзажи. Например, за 150 тысяч рублей купили работу «Москва. Кремль» Михаила Маторина, за 75 тысяч рублей ушел рисунок 1942 года «Москва. Пречистенка» Алексея Щусева (эстимейт 52–57 тысяч рублей), купили почти все городские пейзажи Владимира Винокура. С оживленным торгом был продан рисунок «Азбука» Владимира Лебедева (лот 65, эстимейт 57–63 тысяч рублей, результат 80 тысяч рублей) и пара натюрмортов Дмитрия Митрохина (лоты 66 и 83; эстимейты по 14–15 тысяч рублей, результат — 22 и 28 тысяч рублей).

Перед завершавшим живописный аукцион стрингом икон случился забавный «фальфиниш» — ведущий два раза пытался преждевременно закончить торги, сначала не приняв за полноценный лот рекламный проспект аукционного зала «ЭОС» 1918–1930-х годов, а потом не заметив всего стринга икон. Но коллекционеры не дали благодарить себя за участие раньше времени и затребовали обещанные в каталоге иконы. И не зря: как уже было сказано выше, купили 6 икон из 10, выручка по итогам продажи этого стринга составила 929 тысяч рублей.

Следующий аукцион «Коллекция детской книги и иллюстрации. Плакаты» показал статистику продаж лучше, чем живописный; правда, суммарный эстимейт букинистического аукциона был скромнее — в среднем 5 миллионов рублей. Итоговая выручка достигла 50 % от этой суммы, а если точнее, то 2,537 миллиона рублей. Из 261 выставленного лота с молотка ушло 118 (45,2 %). При этом 82 лота (69 %) купили участники в зале, 16 лотов (14 %) приобрели по телефону, и 20 раз (17 %) выиграли заочные ставки.

Каталог состоял из трех разделов: оригинальные книжные иллюстрации и эскизы обложек (лоты 1–39), детские книги (лоты 40–162) и плакаты (лоты 163–261). Так вот из трех этих стрингов лучше всего показали себя книжные иллюстрации (по сути, оригинальные графические работы) таких авторов, как Май Митурич-Хлебников, Виктор Дувидов, Валентин Курдов, Адольф Страхов и др.: здесь 56 % лотов ушли с молотка, а выручка составила 64 % от среднего эстимейта.  

За макет обложки 1929 года к роману Л. Скрыпника «Интеллигент» для харьковского издательства «Пролетарий», исполненный украинским художником Адольфом Иосифовичем Страховым (Браславским), торговались сразу три участника в зале и один телефонный покупатель. В итоге со стартовых 13 500 рублей дошли до 60 тысяч рублей, победил зал. Два других макета обложек Страхова (Браславского) также нашли покупателей в зале.

Пользовались спросом иллюстрации анималистической тематики. К примеру, за 160 тысяч рублей купили четыре рисунка с домашними животными (индюком, лошадьми, коровами) в исполнении художника-графика Георгия Ечеистова (эстимейт 135–150 тысяч рублей). Был целиком раскуплен стринг иллюстраций Валентина Курдова к книге Виталия Бианки «Лесная газета» (Л.: Детгиз, 1955), суммарная выручка составила 117 тысяч рублей. Хорошо раскупали также работы Мая Митурича-Хлебникова (иллюстрации к книге «Маугли», «Приключения Бибигона» и др.).

В следующем, собственно букинистическом разделе были представлены детские книги конца XIX — середины ХХ века. Многие из них очень редкие, потому что детские книги, как правило, редко сохраняются в должном виде, особенно если их читало не одно поколение. В этом разделе с молотка ушли 51 % лотов, а выручка по деньгам составила 54 %.

Начинал раздел стринг дореволюционных детских книг (лоты 40–80); из 40 изданий покупателей нашли 23. Самой дорогой стала знаменитая «Азбука в картинах Александра Бенуа», вышедшая в 1905 году небольшим тиражом 2 500 экземпляров в лучшей русской государственной типографии — Экспедиции заготовления государственных бумаг. Александр Николаевич Бенуа был одновременно автором, создателем замысла, иллюстратором и оформителем этой книги. Лот достался телефонному покупателю за 135 тысяч рублей (эстимейт 135–150 тысяч рублей).

Среди наиболее интересных дореволюционных изданий также стоит упомянуть книгу «Русские народные сказки и прибаутки» 1890-х годов с иллюстрациями Елены Поленовой (лот 58; эстимейт 35–40 тысяч рублей; результат 35 тысяч рублей) и книгу «Война грибов» 1909 года с рисунками Георгия Нарбута (лот 75; эстимейт 25–30 тысяч рублей; результат 25 тысяч рублей). 

А из советских детских книжек самым популярным оказалось первое издание «Незнайки в Солнечном городе» Николая Носова с рисунками Алексея Лаптева (М.: Детгиз, 1958). За этот лот (№ 140) боролся участник в зале и телефонный покупатель, и в итоге с 6–7 тысяч рублей эстимейта цена молотка взлетела до 120 тысяч рублей, т.е. результат превысил оценку в 20 раз!

Завершавший букинистический аукцион стринг плакатов был встречен довольно спокойно. Несколько поутих интерес к лубкам времен Первой мировой войны: из 33 таких лубков с молотка ушли 11, и цена на них была в диапазоне от 5–10 до 30–40 тысяч рублей, а ведь еще осенью — зимой 2013/2014 года подобные лоты продавались не то что за десятки — за сотни тысяч рублей. Зато с хорошим торгом ушел не лубок, а плакат времен Первой мировой войны «Русской Армии артисты Москвы» — о сборе пожертвований в пользу армии. За плакат, оформленный художником Николаем Андреевым, участник в зале заплатил 80 тысяч рублей при эстимейте 28–32 тысячи рублей.

Самым же дорогим в последнем разделе стал лот 220 — плакат «Каждый колхоз, каждый завод летчика даст в наш воздушный флот!» 1936 года. За него спорили сразу три участника в зале, и в итоге цена поднялась с 65 до 150 тысяч рублей.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/russia/20140415_triveka.html
https://artinvestment.ru/en/invest/russia/20140415_triveka.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 34

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх