Революционеры искусства — новаторам моды
ARTinvestment.RU 04 августа 2016
Идеи русского авангарда в современных шедеврах мировых модных домов
Выставка «Эффект времени: влияние русского авангарда на современную моду» объединила яркие примеры синергии радикальных приемов в изобразительном искусстве начала XX века и новаторских подходов лучших модельеров современности.
Открытия русского авангарда первой трети XX века запустили тектонический процесс глобального творческого диалога, взаимопроникновения и обогащения разных культур и сфер жизни. Процесс этот, несмотря на взрывной дебют, длится уже более 100 лет и при этом нисколько не теряет своей силы. Воплощенные в материале идеи Малевича, Розановой, Эндеров, Суетина и других мастеров сегодня все так же смотрят на нас с обложек модных журналов, сквозь витрины магазинов и с подиумов. Русский авангард не застыл, не «забронзовел» в музеях и частных коллекциях, не превратился в ретро. Он уверенно остается частью не только высокой культуры, но и культуры повседневности.
Выставка в Еврейском музее и центре толерантности впервые собрала почти две сотни экспонатов — живопись и графику мастеров русского авангарда и их отражение в женских нарядах крупнейших домов моды.
Идея взаимопроникновения изобразительного и декоративно-прикладного, промышленного искусства изначально была близка философии авангарда, который станковым формам творчества предпочитал решение художественно-производственных задач. На культуру одежды художники авангарда не только влияли косвенно, но и обращались к этой теме непосредственно, создавая эскизы для театра и модели для ателье. Многое началось с театральных костюмов, которыми с успехом занимались почти все создатели нового искусства и их ближайшие последователи — от Малевича (вспомним его костюмы в «Победе над Солнцем») до «амазонок авангарда». Эскизы Александры Экстер, Наталии Гончаровой были широко известны не только в театральной среде, но и среди первых модниц Парижа 1920-х годов. В те же годы в России начали продаваться кустарные изделия украинских крестьянок, украшенные рисунками по эскизам мастеров авангарда. Это была продукция знаменитой артели «Вербовка», созданной Натальей Давыдовой и Любовью Поповой, последовательницами идей Малевича из творческой группы «Супремус». А в 1925 году Дом моды Delaunay, основанный Соней Делоне, представил свои работы на парижской Выставке современного декоративного искусства и художественной промышленности. С этого момента ее платья, костюмы и ткани с геометрическими узорами стали одним из главных символов авангардной моды.
Выставка, впрочем, предлагает более сложную идею. Куратор Мария Насимова (Еврейский музей) и сокуратор Наталья Гольденберг (креативный директор ТД ЦУМ) сознательно ушли от демонстрации аналогий, а вместо этого предложили зрителю игру в ассоциации. Поэтому тех посетителей, кто рассчитывает увидеть в платьях Chloé или Issey Miyake узнаваемый супрематизм или органическую живопись, переработанные в текстильные паттерны, ждет разочарование. На выставке нет прямых заимствований или компиляций, хотя субъективно можно усмотреть близкие пересечения. Например, облегающее платье от Issey Miyake 2016 года украшено орнаментом в духе разработок «органиков» круга Матюшина столетней давности, а наряд от Walk of Shame (Андрея Артёмова) 2016 года кажется навеянным рисунками Сони Делоне 1920-х годов. Соню Делоне, с ее яркими «симультанными» геометрическими узорами на ткани, можно с полным правом назвать прародительницей стиля «колорблок», характерными чертами которого являются минимализм, геометризация форм в сочетании с двумя-тремя интенсивными контрастными цветами. Именно в этом стиле созданы, в частности, последние коллекции дома Valentino — модели одной из них представлены на выставке.
В целом же платьев «один в один» с работами авангарда на выставке нет, и ожидать полных совпадений не нужно. Мировые кутюрье — сами крупные новаторы и почти не используют прямые, тем более длинные цитаты. Тем не менее созвучность подхода, динамика силуэтов, гармонизированные узоры, декоративная составляющая не оставляют сомнений во влиянии идей русского авангарда на искусство моды.
В состав экспозиции вошли модели крупнейших европейских модных домов — в частности, Valentino, Chloé, Prada, J.W. Anderson, Loewe, Mary Katrantzou, Marni, Issey Miyake, Diane von Furstenberg. Рядом с ними выставлены разработки отечественных дизайнеров — Walk of Shame (Андрей Артёмов), Vika Gazinskaya и других.
Живопись и графику мастеров русского авангарда для «Эффекта времени» устроители собирали по всей России. Своими экспонатами поделились Екатеринбургский областной музей изобразительных искусств, Государственный центральный театральный музей им А. А. Бахрушина (Москва), Государственный Русский музей (Санкт-Петербург), Государственный историко-художественный и литературный Музей-заповедник «Абрамцево» (Московская область), Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (Москва), Государственный музей В. В. Маяковского (Москва), Государственный музей керамики и «Усадьба Кусково XVIII века» (Москва), Российский государственный архив литературы и искусств (Москва), Слободской музейно-выставочный центр, Ивановский областной художественный музей, Красноярский художественный музей имени В. И. Сурикова. При этом большую часть экспозиции составили работы из частных собраний: семьи Кривошеевых, Марины и Бориса Молчановых, Романа Бабичева, Юрия Носова, Петра Навашина, Иветы и Тамаза Манашеровых.
Центральной как по значению, так и по ценности стала редко публикуемая живописная композиция «Супрематизм» Казимира Малевича 1915 года из Екатеринбургского музея. Гипотетическая аукционная стоимость одного только этого шедевра может составлять $60 000 000. Большую часть экспозиции составляют произведения «амазонок авангарда» — Ольги Розановой и Любови Поповой, Натальи Гончаровой и Варвары Степановой, Александры Экстер. Их дополняют яркие, оригинальные картины, рисунки и керамика Аристарха Лентулова, Ивана Пуни, Николая Суетина, Ильи Чашника, Александра Родченко и других новаторов искусства.
Выставка «Эффект времени» — это уникальная попытка показать наглядную связь актуального, сиюминутного и вечного. Продемонстрировать, что сложные для массового понимания авангардные направления — будь то супрематизм, кубизм и прочие «измы» — — вполне понятны и желанны в качестве изобразительных начал модных коллекций. Удивительно и парадоксально: то искусство, которое некоторые зрители по-прежнему отказываются понимать и принимать в музейных залах (с вечным «так даже ребенок нарисует!»), они же с большим удовольствием готовы видеть на себе в зеркале.
А каким было бы сегодня лицо современной мировой моды, не появись 100 лет назад феномен русского авангарда? Знать не дано. Понятно, не точно таким же. Но, скорее всего, очень похожим на сегодняшнее. На несколько лет позже или в другой стране, но авангард все равно бы возник и пробил бы такую же огромную брешь в классических представлениях об искусстве. Однако честь стать первооткрывателем нового выпала России: именно художникам нашей страны удалось совершить главный переворот в искусстве XX века, который по-прежнему во многом определяет лицо современной моды во всем мире. Нам же остается с интересом и гордостью наблюдать, как завоеваниями русского авангарда начала века в наши дни активно пользуются современные художники, дизайнеры, кутюрье и все те, кто несет красоту в нашу жизнь.
https://artinvestment.ru/invest/events/20160801_moda.html
https://artinvestment.ru/en/invest/events/20160801_moda.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
- 26.04.2024 Экономическая модель Центра Помпиду оказалась неустойчивой Это следует из результатов аудита, проведенного Счетной палатой Франции
- 19.04.2024 Artprice подводит итоги первого квартала 2024 года Суммарный объем аукционных продаж составил $1,3 млрд
- 18.04.2024 Центр «Зотов» объявил прием заявок на участие в грантовой программе для исследователей конструктивизма Общий грантовый фонд составил 1,2 млн рублей
- 18.04.2024 Artnet анализирует рынок работ Виллема де Кунинга Поздние произведения художника в последние годы начали расти в цене
- 16.04.2024 Готовится каталог-резоне NFT-работ из проекта Сryptopunks В нем соберут репродукции всех работ коллекции, выпущенных с 2017 года
- 26.04.2024 Итоги аукциона ARTinvestment.RU № 527 Общая выручка составила 17,9 млн рублей
- 25.04.2024 Картина Климта, считавшаяся утраченной, ушла с молотка за $32 млн Это новый рекорд для австрийских аукционов
- 24.04.2024 Sotheby’s распродает коллекцию компаньона Стива Джобса Топ-лотом стала работа Сая Туомбли, оцененная в $1 млн
- 23.04.2024 Sotheby’s собирается продать рукопись повести Артура Конан Дойла «Знак четырех» Черновик знаменитого детектива появится на аукционе с эстимейтом $0,8–1,2 млн
- 22.04.2024 Christie’s установил ценовой рекорд на работы Флорин Стеттхаймер Цена лота составила более $1 млн
- 15.04.2024 Открыты 526-е торги AI Аукциона В каталоге 26 лотов: 15 живописных работ, 6 листов оригинальной и один — печатной графики, две работы в смешанной технике, одна скульптура и одна икона
- 12.04.2024 HISCOX Artist Top 100 2024: Ни о чем — и о многом Специализированный отчет британской страховой компании об ультрасовременном искусстве на западных аукционах
- 08.04.2024 Открыт 208-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — работы Евы Аракчеевой, Алексея Барвенко, Натальи Бритовой, Марии Васильевой, Марины Венедиктовой, Антона Вяткина, Дмитрия Кедрина, Елены Красотиной, Бориса Марковникова, Пааты Мерабишвили (Pata), Андрея Мунца, Ольги Оснач, Натальи Ходюк
- 05.04.2024 Отчет Art Basel & UBS 2024: онлайн-продажи AI изучает официальные показатели онлайн-продаж искусства в 2023 году
- 02.04.2024 Коллекционеры и коллекционирование. Статус Третий материал серии, посвященной теории и практике современного коллекционирования предметов искусства
- 26.04.2024 В Русском музее открылась выставка работ Ивана Вишнякова Многие из работ выдающегося мастера XVIII века зрители увидят впервые
- 25.04.2024 Нью-йоркская выставка проводит параллели между творчеством Миро и Колдера В экспозицию вошло более двадцати редких работ
- 24.04.2024 Франция отмечает 150-летие импрессионизма выставками и аукционами Приуроченные к юбилею торги Christie’s собрали $13,4 млн
- 23.04.2024 В Музее Москвы открывается выставка «Москвичка» В экспозицию вошли работы Малевича, Дейнеки, Лабаса и других художников
- 22.04.2024 В ММОМА открывается персональная выставка Зураба Церетели Проект приурочен к 90-летию художника
Топ 37
- 1. Марк Ротко$86,83 млн
- 2. Казимир Малевич$85,81 млн
- 3. Василий Кандинский$41,8 млн
- 4. Марк Шагал$28,45 млн
- 5. Хаим Сутин$28,16 млн
- 6. Николя де Сталь$22,2 млн
- 7. Алексей Явленский$18,59 млн
- 8. Валентин Серов$14,51 млн
- 9. Тамара де Лемпицка$13,36 млн
- 10. Николай Рерих$12,09 млн
- 11. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин$11,76 млн
- 12. Наталия Гончарова$10,88 млн
- 13. Николай Фешин$10,84 млн
- 14. Илья Репин$7,43 млн
- 15. Константин Сомов$7,33 млн
- 16. Илья Машков$7,25 млн
- 17. Борис Кустодиев$7,07 млн
- 18. Василий Поленов$6,34 млн
- 19. Юрий Анненков$6,27 млн
- 20. Иван Васильевич Клюн$6,26 млн
- 21. Василий Верещагин$6,15 млн
- 22. Зинаида Серебрякова$5,85 млн
- 23. Илья Кабаков$5,83 млн
- 24. Александр Яковлев$5,56 млн
- 25. Константин Маковский$5,47 млн
- 26. Владимир Баранов-Россине$5,37 млн
- 27. Иван Айвазовский$5,34 млн
- 28. Владимир Боровиковский$5,02 млн
- 29. Александр Родченко$4,5 млн
- 30. Михаил Ларионов$4,46 млн
- 31. Соня Делоне$4,34 млн
- 32. Михаил Нестеров$4,30 млн
- 33. Вера Рохлина$4,04 млн
- 34. Михаил Клодт$4,02 млн
- 35. Павел Кузнецов$3,97 млн
- 36. Александр Дейнека$3,82 млн
- 37. Борис Григорьев$3,72 млн