The revolutionaries of art — innovators of fashion
The ideas of Russian avant-garde and modern masterpieces of world fashion houses
Выставка «Эффект времени: влияние русского авангарда на современную моду» объединила яркие примеры синергии радикальных приемов в изобразительном искусстве начала XX века и новаторских подходов лучших модельеров современности.
Открытия русского авангарда первой трети XX века запустили тектонический процесс глобального творческого диалога, взаимопроникновения и обогащения разных культур и сфер жизни. Процесс этот, несмотря на взрывной дебют, длится уже более 100 лет и при этом нисколько не теряет своей силы. Воплощенные в материале идеи Малевича, Розановой, Эндеров, Суетина и других мастеров сегодня все так же смотрят на нас с обложек модных журналов, сквозь витрины магазинов и с подиумов. Русский авангард не застыл, не «забронзовел» в музеях и частных коллекциях, не превратился в ретро. Он уверенно остается частью не только высокой культуры, но и культуры повседневности.
Выставка в Еврейском музее и центре толерантности впервые собрала почти две сотни экспонатов — живопись и графику мастеров русского авангарда и их отражение в женских нарядах крупнейших домов моды.
Идея взаимопроникновения изобразительного и декоративно-прикладного, промышленного искусства изначально была близка философии авангарда, который станковым формам творчества предпочитал решение художественно-производственных задач. На культуру одежды художники авангарда не только влияли косвенно, но и обращались к этой теме непосредственно, создавая эскизы для театра и модели для ателье. Многое началось с театральных костюмов, которыми с успехом занимались почти все создатели нового искусства и их ближайшие последователи — от Малевича (вспомним его костюмы в «Победе над Солнцем») до «амазонок авангарда». Эскизы Александры Экстер, Наталии Гончаровой были широко известны не только в театральной среде, но и среди первых модниц Парижа 1920-х годов. В те же годы в России начали продаваться кустарные изделия украинских крестьянок, украшенные рисунками по эскизам мастеров авангарда. Это была продукция знаменитой артели «Вербовка», созданной Натальей Давыдовой и Любовью Поповой, последовательницами идей Малевича из творческой группы «Супремус». А в 1925 году Дом моды Delaunay, основанный Соней Делоне, представил свои работы на парижской Выставке современного декоративного искусства и художественной промышленности. С этого момента ее платья, костюмы и ткани с геометрическими узорами стали одним из главных символов авангардной моды.
Выставка, впрочем, предлагает более сложную идею. Куратор Мария Насимова (Еврейский музей) и сокуратор Наталья Гольденберг (креативный директор ТД ЦУМ) сознательно ушли от демонстрации аналогий, а вместо этого предложили зрителю игру в ассоциации. Поэтому тех посетителей, кто рассчитывает увидеть в платьях Chloé или Issey Miyake узнаваемый супрематизм или органическую живопись, переработанные в текстильные паттерны, ждет разочарование. На выставке нет прямых заимствований или компиляций, хотя субъективно можно усмотреть близкие пересечения. Например, облегающее платье от Issey Miyake 2016 года украшено орнаментом в духе разработок «органиков» круга Матюшина столетней давности, а наряд от Walk of Shame (Андрея Артёмова) 2016 года кажется навеянным рисунками Сони Делоне 1920-х годов. Соню Делоне, с ее яркими «симультанными» геометрическими узорами на ткани, можно с полным правом назвать прародительницей стиля «колорблок», характерными чертами которого являются минимализм, геометризация форм в сочетании с двумя-тремя интенсивными контрастными цветами. Именно в этом стиле созданы, в частности, последние коллекции дома Valentino — модели одной из них представлены на выставке.
В целом же платьев «один в один» с работами авангарда на выставке нет, и ожидать полных совпадений не нужно. Мировые кутюрье — сами крупные новаторы и почти не используют прямые, тем более длинные цитаты. Тем не менее созвучность подхода, динамика силуэтов, гармонизированные узоры, декоративная составляющая не оставляют сомнений во влиянии идей русского авангарда на искусство моды.
В состав экспозиции вошли модели крупнейших европейских модных домов — в частности, Valentino, Chloé, Prada, J.W. Anderson, Loewe, Mary Katrantzou, Marni, Issey Miyake, Diane von Furstenberg. Рядом с ними выставлены разработки отечественных дизайнеров — Walk of Shame (Андрей Артёмов), Vika Gazinskaya и других.
Живопись и графику мастеров русского авангарда для «Эффекта времени» устроители собирали по всей России. Своими экспонатами поделились Екатеринбургский областной музей изобразительных искусств, Государственный центральный театральный музей им А. А. Бахрушина (Москва), Государственный Русский музей (Санкт-Петербург), Государственный историко-художественный и литературный Музей-заповедник «Абрамцево» (Московская область), Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (Москва), Государственный музей В. В. Маяковского (Москва), Государственный музей керамики и «Усадьба Кусково XVIII века» (Москва), Российский государственный архив литературы и искусств (Москва), Слободской музейно-выставочный центр, Ивановский областной художественный музей, Красноярский художественный музей имени В. И. Сурикова. При этом большую часть экспозиции составили работы из частных собраний: семьи Кривошеевых, Марины и Бориса Молчановых, Романа Бабичева, Юрия Носова, Петра Навашина, Иветы и Тамаза Манашеровых.
Центральной как по значению, так и по ценности стала редко публикуемая живописная композиция «Супрематизм» Казимира Малевича 1915 года из Екатеринбургского музея. Гипотетическая аукционная стоимость одного только этого шедевра может составлять $60 000 000. Большую часть экспозиции составляют произведения «амазонок авангарда» — Ольги Розановой и Любови Поповой, Натальи Гончаровой и Варвары Степановой, Александры Экстер. Их дополняют яркие, оригинальные картины, рисунки и керамика Аристарха Лентулова, Ивана Пуни, Николая Суетина, Ильи Чашника, Александра Родченко и других новаторов искусства.
Выставка «Эффект времени» — это уникальная попытка показать наглядную связь актуального, сиюминутного и вечного. Продемонстрировать, что сложные для массового понимания авангардные направления — будь то супрематизм, кубизм и прочие «измы» — — вполне понятны и желанны в качестве изобразительных начал модных коллекций. Удивительно и парадоксально: то искусство, которое некоторые зрители по-прежнему отказываются понимать и принимать в музейных залах (с вечным «так даже ребенок нарисует!»), они же с большим удовольствием готовы видеть на себе в зеркале.
А каким было бы сегодня лицо современной мировой моды, не появись 100 лет назад феномен русского авангарда? Знать не дано. Понятно, не точно таким же. Но, скорее всего, очень похожим на сегодняшнее. На несколько лет позже или в другой стране, но авангард все равно бы возник и пробил бы такую же огромную брешь в классических представлениях об искусстве. Однако честь стать первооткрывателем нового выпала России: именно художникам нашей страны удалось совершить главный переворот в искусстве XX века, который по-прежнему во многом определяет лицо современной моды во всем мире. Нам же остается с интересом и гордостью наблюдать, как завоеваниями русского авангарда начала века в наши дни активно пользуются современные художники, дизайнеры, кутюрье и все те, кто несет красоту в нашу жизнь.
Permanent link to:
https://artinvestment.ru/en/invest/events/20160801_moda.html
https://artinvestment.ru/invest/events/20160801_moda.html
© artinvestment.ru, 2024
Attention! All materials of the site and database of auction results ARTinvestment.RU, including illustrated reference information about the works sold at auctions, are intended for use exclusively for informational, scientific, educational and cultural purposes in accordance with Art. 1274 of the Civil Code. Use for commercial purposes or in violation of the rules established by the Civil Code of the Russian Federation is not allowed. ARTinvestment.RU is not responsible for the content of materials submitted by third parties. In case of violation of the rights of third parties, the site administration reserves the right to remove them from the site and from the database on the basis of an application from an authorized body.