В Великобритании открывается крупнейшая за последние 30 лет выставка Наума Габо
Выставка пионера русского конструктивизма пройдет в галерее «Тейт Сент-Айвс» (Tate St Ives) и будет посвящена 100-летию его «Реалистического манифеста»
25 января в стенах галереи «Тейт Сент-Айвс», в английском Корнуолле, откроется выставка выдающегося скульптора ХХ столетия, одного из пионеров конструктивизма и кинетического искусства, Наума Габо. Эта выставка — самая крупная экспозиция работ художника в Великобритании за последние 30 лет. Она приурочена к 100-летнему юбилею «Релистического манифеста», выпущенного в постреволюционной Москве в 1920-м году и, по мысли куратора Сары Мэтсон, должна помочь «осмыслить его творчество в более широком контексте для современной аудитории».
На выставке будет представлено около 80 работ Габо, в основном из постоянной коллекции музея Тейт и немецкой галереи Berlinische Galerie. Основная задача выставки — продемонстрировать применение принципов манифеста Габо в его новаторском и во многом опередившем свое время искусстве.
Экспозиция включает в себя кинетические работы Габо, его чудом сохранившиеся скульптуры из оргстекла и нейлона, нереализованные архитектурные планы высотной вертолетной площадки и Сталинского Дворца Советов в Москве, эскизы для балета Сергея Дягилева «Кошка» (La Chatte), поставленного Баланчиным в 1927 году, и многое другое.
Наум Габо родился в Брянске в 1890 году, художественного образования не получил, изучал медицину, естественные науки в университете, физику и машиностроение в Политехническом институте Мюнхена в 1910 году. Скульптурой занялся, вероятно, под влиянием брата — живописца и скульптора Антона (Антуана) Певзнера. Собственно, именно для того, чтобы избежать путаницы и сравнения с Антуаном, Наум и взял свой псевдоним.
Поворотным в его творчестве стал «Реалистический манифест» 1920 года, в котором он высказывался против кубизма и футуризма и настаивал, что новое искусство должно включать в себя также новую науку и технологии, должно быть в диалоге с современным обществом и реагировать и даже влиять на социальные изменения в нём.
Для скульптора и дизайнера Габо был удивительно далек от материальных объектов, вместо этого он пытался «дематериализовать» массу и использовать динамические эффекты света и движения.
«Идея [для него] была важнее, — говорит Мэтсон. — Поскольку он прожил свою жизнь на чемоданах — эмигрировал сначала в Западную Европу, а затем в Соединенные Штаты, — многие его работы хранились в виде чертежей, а затем, по мере надобности, воссоздавались по ним заново». Небольшие модели его работ служили прототипами, которые могли масштабироваться и переводиться в разные материалы спустя десятилетия после создания оригинальной концепции. Впрочем, некоторые самые амбициозные его проекты никогда не покидали двухмерного пространства, «потому что они были слишком новаторскими и дорогими в исполнении».
Работы Габо нечастые, но довольно востребованные «гости» на арт-рынке: за последние 30 лет они появлялись в каталогах аукционных домов всего около трех десятков раз, и около 70 % из них были проданы. Рекорд цены принадлежит трехмерной композиции конца 1950-х годов «Линейная конструкция в пространстве № 2». Работа была продана в октябре прошлого года за £515 250 ($634 118). Очевидно, рынок работ художника еще и близко не подошел к максимуму своего роста, и если на рынке появятся качественные пространственные композиции художника, нас, скорее всего, ждут новые ценовые рекорды.
Пока же основная часть творческого наследия художника сосредоточена в закрытых от публики и рынка частных коллекциях и музеях.
Выставка Наума Габо будет открыта для публики 3 недели — до 15 февраля 2020 года.
Источники: artinvestment.ru, tate.org.uk, theartnewspaper.com
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20200124_gabo.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20200124_gabo.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.