Список № 1. «Сливки» русского авангарда в Третьяковской галерее
На Крымском валу открылась выставка, посвященная 100-летию ликвидированного Музея живописной культуры
Возможно, самый смелый из существовавших когда-либо, музей «нового типа», оставшийся в истории как Музей живописной культуры, был ликвидирован на рубеже 1929 года. К тому моменту он просуществовал почти десять лет. Но какие это были 10 лет! Время небывалого революционного энтузиазма, сбрасывание с парохода истории традиций, объявленных предрассудками. Фабрики-кухни вместо стояния за плитой, «долой стыд» вместо семейных ценностей, страсть ко всему новому, необычному. Это пролетариат-то не поймете супрематизма? Ерунда! Плохо вы думаете о своем народе. Просвещать и убеждать! А там уж… и не такому учили.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Первые пару лет с основания музея современного искусства художники-новаторы (Кандинский, Татлин, Древин и другие) при открытом попустительстве Луначарского получили чуть ли не карт-бланш. Сами решали, что нужно музею, а что нет. Сами определяли список к закупке. И платежи шли с небывалой интенсивностью. В познавательной статье Дмитрия Смолева в The Art Newspaper Russia приводится ошеломляющая статистика. Всего лишь с 1918 по 1920 для музея было закуплено 1926 работ 415 художников на сумму более 26 000 000 рублей. Есть даже такая подробность, что оставшиеся в России картины эмигрантов Гончаровой и Ларионова покупались по 10 000 рублей при обычной месячной зарплате в то время в районе 600 рублей. Если грубо, то в пересчете на нынешние деньги картины современной молодой 37-летней художницы Гончаровой закупали для музея примерно по $8 000 нынешних. Хотя это, конечно, исключение. Остальных покупали от $500.
В 1929 году, когда авангард попал в опалу, фонды ставшего не нужным музея распределили по другим экспозициям. Самые важные вещи (как тогда казалось) достались Третьяковке (тот самый «Список № 1») и Русскому музею. А то, что попроще (как тогда казалось), отправили в региональные музеи. А совсем уж «мазню» (как тогда казалось) и вовсе выкинули на помойку.
Чтобы реконструировать прежнюю экспозицию (одну из, потому что музей много раз переезжал), картины собирали со всех концов света. Кроме ГТГ и ГРМ, работы прилетели из Салоников (куда попала часть коллекции Костаки), Лондона (Тейт), Кёльна (Музей Людвига), еще Еревана, Алматы и нескольких частных собраний. Выставка — огромная, 250 работ. Ознакомиться со «Списком № 1» можно до 23 февраля 2020 года.
Источники: theartnewspaper.ru, tretyakovgallery.ru
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20191024_russkiy_avangard_museum_tretykov.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20191024_russkiy_avangard_museum_tretykov.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.