«Константин Истомин. Цвет в окне»
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи представит около сотни работ крупнейшего русского живописца советской эпохи Константина Николаевича Истомина (1887–1942)
Выставка представляет около 100 работ К. Н. Истомина из коллекций Третьяковской галереи, Русского музея, Саратовского художественного музея им. А. Н. Радищева, Курской государственной картинной галереи им. А. А. Дейнеки и Тверской картинной галереи, а также ряда частных собраний. Графические произведения предоставлены на выставку галереей «Ковчег».
Константин Николаевич Истомин (1887–1942) — крупнейший русский живописец советской эпохи, педагог. Точность и лаконизм композиционных решений, обобщенность форм, изысканность и экспрессивная выразительность цветовой гаммы — главные особенности живописи Истомина, мастера европейской культурной традиции, создавшего собственный стиль и повлиявшего на развитие отечественного искусства ХХ века.
Истомин с юных лет интересовался искусством. Получив образование в классических гимназиях Харькова и Владивостока, где семья жила в связи с переводами отца по службе, он занимался и в художественных студиях. Наибольшее значение имели для него занятия в харьковской студии Е. Е. Шрейдера, жившего ранее во Франции и ориентированного на живопись барбизонцев. После революционных событий 1905 года Истомин уехал в Германию и поступил в художественную школу Ш. Холлоши в Мюнхене.
По возвращении из Мюнхена в 1909 году Истомин учился в Московском университете на отделении истории искусств. Не окончив университетский курс, в 1913-м он был призван в армию, участвовал в боевых действиях на фронтах Первой мировой и Гражданской войн. Служил в артиллерийской дивизии на Румынском фронте, перенес контузию, ранение, тиф, отравление газами. После мобилизации в 1918 году включился в художественную жизнь Москвы, оформлял город к революционным празднествам, работал в театрах. С 1921 года Истомин стал профессором Вхутемаса. С тех пор вся его жизнь была связана с преподаванием живописи. Почти все художники, получившие профессиональное образование в Москве в 1920–30-е годы, прошли через мастерскую Истомина. При этом мастер не создал своей школы. Он интенсивно развивался сам, формулируя свои мысли и методы живописного постижения натуры в доверительном общении с учениками. Среди живописцев 1920–30-х годов Истомин был наиболее последовательным проводником европейского опыта в художественном образовании, что было особенно ценно в эпоху утверждения канонов соцреализма.
Истомин разделил участь многих художников своего поколения, отторгнутых официальной доктриной и забытых зрителем. Память о нем сохранилась лишь благодаря ученикам и близкому кругу друзей и коллег, спасших от уничтожения его художественное наследие, а также теоретические работы (письма, лекции, конспекты бесед), которые они переписывали от руки. Большую роль в сохранении наследия сыграли В. А. Фаворский, А. Н. Тихомиров, И. В. Савицкий, В. В. Тарасенко, Ю. Д. Коровин, Е. Н. Орловская и многие другие. Неоценимая заслуга в том, что искусство этого художника дошло до наших дней, принадлежит Л. А. Казенину — ученику и товарищу Истомина, который сохранил и отреставрировал большое количество его работ.
Для широкого круга зрителей имя Истомина открылось в 1960-е годы. На волне оттепели в 1961 году состоялась его первая персональная выставка, оказавшая большое влияние на художников и вызвавшая интерес искусствоведов. После экспозиции на Беговой его работы были показаны на юбилейной выставке к 30-летию МОСХ в Манеже, после чего картина «Вузовки» заняла свое место в постоянной экспозиции Третьяковской галереи.
Большая выставка Истомина с участием отреставрированных Казениным работ состоялась в 1978 году. После нее большинство живописных произведений из собрания семьи Казениных были распределены по музеям СССР. В доме остались лишь немногие неотреставрированные холсты Истомина и почти вся его графика. Большинство работ из бывшего собрания Л. А. Казенина впервые были публично показаны только в следующем веке: на выставке «Возвращение Константина Истомина» в галерее «Ковчег» осенью/зимой 2008 года.
Многие произведения в силу неблагоприятных условий хранения требовали серьезной реставрации, и это обстоятельство отложило на многие годы проведение большой выставки Истомина. Сегодня очевидна необходимость вновь сфокусировать внимание на личности художника, увидеть его произведения в современных выставочных залах и уточнить его ориентиры в искусстве ХХ века.
Настоящая выставка открывается работами Истомина начала 1920-х годов. Ранние работы — учебные и фронтовые рисунки — не сохранились. В работах на крестьянскую тему — «Чаепитие», «Пряхи», «Жатва» — художник претворяет в жизнь уроки европейских мастеров. В эти же годы он начал писать обнаженную натуру. В 1929 году у Истомина появилась новая натурщица — Лидочка Короткова, бывшая танцовщица. Ее острый, яркий образ часто встречается в произведениях конца 1920-х — первой половины 1930-х годов: «Читающая женщина», «Перед зеркалом», «Вузовки». Рисункам, акварелям и темперам, запечатлевшим своеобразные черты модели, посвящен малый зал в экспозиции.
География произведений Истомина охватывает Кавказ и Крым. Здесь он лечился в летние месяцы и проводил практику со студентами. В 1928 году совершил поездку в Кабардино-Балкарию. Результатом стала серия горных пейзажей Уч-Кулана и портрет местной девушки в национальном костюме («Девушка из Карачая (Портрет Софьят Б.)»).
В 1934 году Истомин отправился в творческую командировку на пароходе по Каме. Наблюдая жизнь на пристанях и берегах реки, художник заносит свои беглые впечатления в альбом, листы из которого представлены в экспозиции. Итогом этого путешествия стали картины «На Каме» и «Песня», посвященные жизни рыбаков.
Продолжая работать над тематической картиной, Истомин едет в Еникале, под Керчью, и проводит зиму 1935–1936 года в рыбачьем поселке. Сотни рисунков, акварелей и живописных этюдов, запечатлевших «сияющее море», закаты и восходы, причудливость береговой полосы Восточного Крыма с бухтами и маяками, привозит он из этого путешествия, так и не создав заказной картины. В дальнейшем художник работает в Феодосии, Коктебеле, Судаке и деревне Козы, где располагалась дача для летних практик студентов.
Центральная часть экспозиции посвящена работам, созданным в московской мастерской художника. В 1921 году Истомин получил комнату в доме на Мясницкой улице, где жили преподаватели Вхутемаса. Эта комната и вид из окна стали «главными героями» большинства произведений, написанных мастером в 1920–30-е годы. Женские фигуры в интерьере на фоне окна, данные контражуром, — любимый мотив в живописи Истомина. Этот же пластический мотив лег в основу картины «Вузовки».
Выставку сопровождает печатное издание «Константин Истомин. Цвет в окне». Помимо произведений живописи и графики, в нее включены статьи о творчестве Истомина и хроника его жизни, письма мастера и воспоминания его учеников. Все эпистолярные и мемуарные материалы публикуются впервые.
Кураторы:
Татьяна Андреевна Ермакова, заведующий отделом живописи I половины XX века Государственной Третьяковской галереи
Александра Ивановна Струкова, заведующий отделом графики XX века Государственной Третьяковской галереи
Источник: пресс-релиз ГТГ
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20190927_gtg_istomin.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20190927_gtg_istomin.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.