Николай Рябушинский. «Золотое руно»
ARTinvestment.RU   14 мая 2019

22 мая в новом пространстве галереи «Веллум» открывается выставка, приуроченная к 110-летию завершения выпуска журнала «Золотое руно» (1906–1909)

Галерея «Веллум»
23 мая — 1 августа 2019
ВНИМАНИЕ! НОВЫЙ АДРЕС ГАЛЕРЕИ:
Москва, ул. Ильинка, 4, Гостиный двор, секция 88–89
вход с Хрустального переулка
Посещение: ежедневно с 12:00 до 20:00
Галерея «Веллум»: www.vellum.ru
 +7 (495) 776 33 31

Журнал «Золотое руно» стал легендой русской художественной жизни начала ХХ века, так же как и сам издатель журнала — Николай Рябушинский. На выставке будут представлены редко экспонируемые живописные произведения Николая Рябушинского, работы художников, сотрудничавших с «Золотым руном», — Павла Кузнецова, Константина Сомова, Николая Крымова, Петра Уткина из собрания руководителя галереи «Веллум» Любови Агафоновой, из коллекции Валерия Дудакова и московских частных собраний; архивные документы и фотографии, рассказывающие о журнале и судьбе его издателя — человека неординарного, талантливого художника, мецената, оставившего яркий след в отечественной культуре.

Николай Павлович Рябушинский (1877–1951), сын московского купца-миллионера, должен был продолжить дело знаменитого купеческого клана. Но страсть к искусству оказалась сильнее, и, получив свою долю наследства, Николай Рябушинский занимался живописью, поддерживал художников, писал книги под псевдонимом Н. Шинский, сочинял стихи и статьи, путешествовал и собирал коллекцию произведений искусства. Ближе всех из родственников ему оказалась сестра — Евфимия Павловна Носова (ставшая моделью для знаменитого портрета работы Валентина Серова), разделявшая его художественные интересы.

«Размашистая» личность Николая Рябушинского, его образ жизни вызывали достаточно скептическое отношение и купеческого сообщества, и интеллектуально-художественных кругов; «вся Москва» обсуждала то, как «Николаша» проматывает состояние и кутит на своей роскошной вилле «Черный лебедь» в Петровском парке. На этой вилле, декорированной Павлом Кузнецовым, размещалась художественная коллекция Рябушинского, в которой были полотна Кранаха, Брейгеля, Пуссена; основную часть его коллекции составляли произведения художников «Голубой розы». К сожалению, значительная часть коллекции погибла в 1915 году при пожаре.

В конце XIX — начале ХХ века несколько европейских художественных журналов своими публикациями, без преувеличения, формировали художественные идеалы эпохи (так мюнхенский журнал «Югенд» даже дал название стилю, который нашел мировое признание, — «югендштиль»). В России такую роль играл журнал «Мир искусства», организованный Сергеем Павловичем Дягилевым и выходивший в 1898–1904 годах. Несомненно, культурный прорыв, совершенный Дягилевым и «Миром искусства», их деятельность в России и за ее пределами не оставили равнодушным Николая Рябушинского, который видел свое будущее исключительно в сфере искусства. Несмотря на недоверие и даже сопротивление арт-сообщества того времени, ему хватило сил, таланта и энергии, чтобы стать редактором-издателем ежемесячного художественного журнала «Золотое руно» и организатором художественных выставок «Голубая роза».

В 1906 году Рябушинский был близок к группе московских художников, возглавляемых Павлом Кузнецовым, так что созданный им журнал «Золотое руно» не только стремился занять пустовавшее место «главного журнала по искусству» — регулярный печатный орган стал центром, объединяющим художников, которым были близки эстетические принципы символизма. Материальная поддержка Рябушинского позволила издавать журнал с фантастически роскошной полиграфией и привлекать к сотрудничеству лучших авторов: Александра Блока, Ивана Бунина, Валерия Брюсова, Леонида Андреева, Константина Бальмонта, Андрея Белого, Максимилиана Волошина, Зинаиду Гиппиус, Дмитрия Мережковского, Федора Сологуба. С журналом работали Лев Бакст, Александр Бенуа, Евгений Лансере, Константин Сомов.

Собственные средства Рябушинского обеспечили проведение выставок «Голубой розы» и позволили раскрыться талантам «голуборозовцев»-символистов в изобразительном искусстве. А в 1908–1909 годах уже под названием «Золотое руно» прошли три выставки, познакомившие русскую публику с новейшими работами французских авторов и с произведениями русских художников, которые впоследствии стали самыми яркими фигурами русского авангарда. Сам Николай Рябушинский не боялся представлять свои живописные произведения, в которых он обращался к вечным архетипическим сюжетам — с необычной палитрой цветов, близких поэзии символистов, — на суд публики и критики. Художник Сергей Виноградов писал о работах Рябушинского: «Его вещи неожиданны и фантастичны, и в них огромная фантазия была. Вот уж ничего банального, ординарного, надоевшего в них не было».

Журнал «Золотое руно» знакомил читателей с самыми передовыми течениями в искусстве того времени и, одновременно, занимался популяризацией отечественного художественного наследия. Кроме того, при журнале было организовано издательство, которое выпускало книги близких по духу авторов, в том числе рассказы Алексея Ремизова, сборники стихов Федора Сологуба, Александра Блока.

Выпуск журнала был прекращен в 1909 году; в прощальном обращении редакции к читателям говорилось: «…теперь мы ясно чувствуем, что течения, которые мы отстаивали как в области литературы, так и в области живописи, уже достаточно окрепли и выразились, чтобы развиваться самостоятельно, и что “Золотое Руно” в этом отношении уже исполнил свою миссию… Заканчивая нашу четырехлетнюю работу, мы уходим со спокойной уверенностью, что ничто уже не сможет заглушить и уничтожить тех художественных принципов, за которые боролось «Золотое Руно» (От редакции // № 11-12. С. 107).

Николай Павлович Рябушинский окончательно покинул Россию в начале 1920-х годов. Он переживал взлеты и падения, периоды полного благополучия и тяжелые кризисы, но остался верен выбранному пути. Был владельцем антикварного магазина в Париже, организатором выставок. Последние годы жизни провел в Монте-Карло, где открыл галерею «Голубая роза», а после Второй мировой войны — общедоступную галерею «Эрмитаж». 

Выставка организована при поддержке Архитектурно-реставрационной мастерской «Фаросъ».

Источник: пресс-релиз галереи «Веллум»


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20190514_vellum.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20190514_vellum.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


  • 06.06.2019 Итоги русской недели в Лондоне. Июнь 2019 года. Как сбылись прогнозы AI Предчувствие не подвело. Покупатели были в хорошем настроении, и торги прошли здорово. В первый же день «русской недели» был обновлен топ-10 аукционных результатов для русского искусства. За Петрова-Водкина заплатили почти $12 млн
  • 23.05.2019 Русские торги в Лондоне в июне 2019. Прогноз AI Вы удивитесь, но в этот раз у меня хорошее предчувствие. Думаю, что покупательская активность будет выше, чем в прошлый раз. И цены, скорее всего, удивят. Почему? Об этом будет пара слов в самом конце
  • 13.05.2019 Москва названа четвертым городом в мире по числу миллиардеров Многие считают, что столь высокая концентрация очень богатых людей неизбежно создает адекватный спрос на внутреннем рынке искусства. Увы, масштаб покупок картин в России отнюдь не прямо пропорционален сумме личных состояний
  • 24.04.2019 Цифровизация и арт-рынок. Чего нам ждать в будущем Из прежних прогнозируемых IT-прорывов, на удивление, многое не сбылось. Может, и к лучшему. Есть мнение, что вместо помощи мировые интернет-гиганты ведут нас в западню. И только малая часть самого богатого населения вовремя сориентировалась, что к чему
  • 29.03.2019 Художники недели: «Персонаж Komar & Melamid». 1972–2003 Познакомившимся в морге студентам Строгановки было суждено стать изобретателями соц-арта, зачинщиками «бульдозерной выставки», торговцами американскими душами и самыми узнаваемыми представителями независимого советского искусства в мире
Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 29

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх